Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические особенности процесса развития самооценивания младших школьников

По мнению И.В. Шаповаленко, в возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационная – потребностная сфера и самосознание ребёнка [21 с. 237]. Одним из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с её успешностью. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует её формированию как черты личности. В условиях развивающего обучения, в рамках которого рассматривается развивающее чтение, учебный процесс становится действенным. Всё большее значение приобретает содержательная оценка способов и результатов учебной деятельности со стороны учителя, соучеников, а к концу младшего школьного возраста и самооценка.

В этом возрасте, считал И.В. Шаповаленко, «развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей» («могу или не могу решить эту задачу?», «чего мне не хватает для её решения?»), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль [21 с. 238]. По мнению И.Ф. Харламова, самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы [18 с. 115].

В младшем школьном возрасте ребёнок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости).

Тем не менее, для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.

В зависимости от организации и содержания ведущей учебной деятельности уровень самих новообразований младшего школьника может существенно различаться. Мышление становится теоретическим или эмпирическим, как и рефлексия – содержательной или формальной, а планирование – по существенным признакам или по частичным основаниям.

По мнению А.А. Ралдугина, самооценка – результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы её формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности [14 c. 72]. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, самоконтроль, сравнение. Самонаблюдение это наблюдение младшего школьника над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное, то есть самонаблюдение за тем, как вёл себя школьник когда-то в прошлом что он переживал. Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерзацие и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но результаты деятельности, собственное поведение.

Самоанализпредполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в его результате. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой младшего школьника анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа.

В процессе и на основе самоанализа зарождается и формируется самоотчёт, который представляет собой отчёт человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчёт может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников. Существует два вида самоотчёта: итоговый и текущий.

Итоговый – самоотчёт за достаточно длительный период времени, когда на определённом жизненном этапе выявляется степень соответствия между обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно принял, и объективными результатами деятельности. Текущий – самоотчёт человека за короткий промежуток времени – день, несколько дней, неделю. Самоконтроль это способность человека устанавливатьотклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности.

Один из способов самооценки – это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Сравнение постоянно используется младшими школьниками в их размышлениях о себе, об оценке поступков и проявляющихся в них качеств личности. И.П. Подласый отмечает: самооценка – результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие» [13 с. 364].

Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что, младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания как самооценка. Основные приёмы развития самооценки – это самоанализ, самоотчет, самонаблюдение, сравнение. Именно развивающее чтение помогает учителю использовать данные приёмы на практике.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...