Исследование влияния приёмов развивающего чтения на развитие самооценивания младших школьников
Организация и методы исследования
Исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №11 г. Чайковский в период с 22.01 по 12.02 2009 года. Для выявления использования развивающего чтения как средства развития самооценки личности нами были использованы следующие методы исследования: 1. наблюдение за деятельностью учащихся и учителя на уроках чтения; 2. тестирование учащихся 4 класса [Приложение 1]; 3. анкетирование учителей начальных классов МОУ СОШ №11 г. Чайковский. [Приложение 2]. Цель метода наблюдения уроков выявить влияние развивающего чтения на развитие самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения. Объектом наблюдения на уроках чтения является активность учащихся на уроке. Мы выбрали наблюдение, так как оно позволяет непосредственно и целенаправленно воспринимать действительность педагогического процесса. С целью выявления уровня самооценки учеников проведено тестирование учащихся 4 класса МОУ СОШ №11. Всего было протестировано 22 учащихся. Тест позволил объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса. Также нами было проведено анкетирование учителей начальных классов. Всего было опрошено 5 учителей. Анкетирование проводилось с целью изучения проблемы формирования и развития самооценки у учащихся младшего школьного возраста. Эффективность анкетирования заключается в том, что можно за короткое время провести опрос нескольких человек. Таким образом, были использованы следующие методы исследования: наблюдение за деятельностью учащихся и учителя на уроках чтения, тестирование учащихся, анкетирование учителей.
Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке. На втором уроке учитель применила приёмы развивающего чтения: на этапе актуализации знании учащиеся работали в парах и читали друг другу произведение, а потом оценивали себя, на этапе закрепления учащиеся выразительно читали стихотворение и оценивали по критериям, высказывали своё мнение по поводу прочитанного. На поведении выводов учащиеся оценили себя, как они работали на протяжении всего урока. При тестировании получились следующие результаты. У 17 учащихся самооценка адекватная и только у 5 завышенная. Анализ анкет свидетельствует о следующих результатах. На вопрос: «Используете ли Вы на уроках чтения приёмы развивающего чтения?» Большинство ответили, что применяют следующие приёмы: 1. слого-аналитическое (громкое) чтение; 2. чтение молча (словесно – смысловое); 3. сверхфразовое чтение (выборочное). Дидактическое назначение приёмов развивающего чтения учителя видят в том, что оно развивает речь учащихся, коммуникационные навыки, самооценку. Учителя не используют полностью приёмы развивающего чтения на уроках, а лишь некоторые, как мы видим из анкетирования. На уроках чтения учителя используют следующие методические приёмы для развития самооценки: оценивание работы всего класса учителем, учениками, оценивание работы учеником собственной работы, друг другом, учителем, оценивание по критериям, работа в парах, выступление с докладом, рефератом, взаимопроверка, написание сочинения – рассуждения, где даётся сравнительная характеристика себя и героя. Значение развития самооценки у младших школьников учителя видят в стремлении ребёнка самосовершенствоваться, реализуя психологические потребности (самовыражение).
На вопрос: «С какими проблемами Вы сталкиваетесь при использовании приёмов, направленных на развитие самооценки учащихся?» Учителя столкнулись с такой проблемой как проблема в неумении учащихся оценивать себя. Дети в возрасте младшего школьного возраста переоценивают себя и наоборот хотят больше видеть негатива в другом человеке. Также было обозначена такая проблема, как в отстаивание мнения ученика. Часто авторитет учителя подавляет мнение ученика. Не всегда ученик отстаивает своё мнение. Таким образом, важно акцентировать внимание на оценочных моментах на уроках это повышает умение самооценивания. При тестировании выявили, что у младших школьников адекватная самооценка, но у некоторых и завышенная. Анкетирование учителей позволило выявить, что проблема развития самооценивания у младших школьников присутствует. При этом приёмы развивающего чтения являются резервом в развитии самооценивания личности младшего школьника.
Заключение
В ходе денного исследования было проведено теоретическое обоснование проблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения. В результате анализа литературы по теме исследования, нами была определена следующая проблема: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценивания у учащихся младших школьников? Практический опыт использования приёмов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе как средства развития самооценивания был изучен при помощи методов исследования: наблюдения за деятельностью учащихся и учителя на уроках чтения, тестирования учащихся, анкетирования учителей. Результаты данного исследования показали, что способам формирования самооценки на уроках чтения уделяется недостаточное внимание. Также выявлено, что развивающее чтение является резервом в развитии самооценивания личности у учащихся младших школьников, так как самооценка важный элемент самосознания. Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, влияет на эффективность деятельности человека и развивает его личность.
Именно развивающее чтение позволяет избежать одну из слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умение самооценивания, которое образует ядро личности. Таким образом, развивающее чтение является важнейшим фактором в формировании самооценивания личности у учащихся младших школьников.
Литература
1. Безруких, М.М. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст]: / В.А. Безруких, Л.С. Глебова. 2002. – С. 232 – 236 с. 2. Григорян, Н.В. Что такое «развивающее обучение»? [Текст] /Н.В. Григорян // Начальная школа. – 1999. – №1. – С. 65 – 69. 3 Диагностика развития психики школьников. [Текст]: Под. ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары – Йошкар-Ола: «Клио» – «Марий Эл учитель». – 1998. – 4 с. 4. Дубровина, И.В. Психология. [Текст]: учебник для студ. спец. пед. учеб. завед. / И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Прихожан / Под ред. И.В. Дубровиной – 3е. – изд., стереотип. – М.: «Академия». – 2004. – С. 287–294. 5. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник. [Текст]: / М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович. – Минск: «Харвест», 2004.-, 343, 364, 520 с. 6. Засорина, Л.Н. Развивающее чтение как педагогическая технология [Текст] /Л.Н. Засорина // Начальная школа. – 2000. – №1. – С. 68 – 71. 7. Кождаспирова, Г.М. Педагогика. [Текст]: учебник для студ. образ. урежд. сред. проф. образ. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». – 2003. 8. Кождаспирова, Г.М. Кождаспиров, Ю.А. Педагогический словарь для студ. высш. и сред пед. учеб. завед. – [Текст]: М./ Издательство «Академия». – 2001. – с. 9. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования. [Текст]: / учебное пособие / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – Москва-Ростов-на-Дону.: «Март», 2005. – С. 337–339. 10. Модернизация российского образования: документы и материалы [Текст]:/ Редактор составитель Э.Д. Днепров. – МГУ ВШЭ, 2002. – 266 с. 11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]: учебник для студ. вузов – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». – 1999. - С. 286 – 334.
12. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений. [Текст]: / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. / -4е. изд. дополненное – М.: «Азбуковник». – 1999. – 112 с. 13. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для вузов. – в 2 ч. / И. П Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос» – 2003 – 574 с. 14. Психология [Текст]: учебник. / Под ред. А.А. Крылова – М.: «Проспект». – 1999. – 244 с. 15. Ралдугин, А.А. Психология личности общее и индивидуальное в психике человека. «Психология и педагогика» [Текст]: / А.А. Ралдугин. – М.: «Центр», 1999. – С. 234 – 346. 16. Сластёнин, В.А. Педагогика. [Текст]: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. – М.: «Академия», 2004. –286,345 с. 17. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы технологии. [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений / И.Б. Котова Е.Н. Шинянов Т. И Бабаева / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: «Академия». – 1998. –512 с. 18. Фомина, Л.Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников. / / Начальная школа. – 2003. – №10 – С. 99–102. 19. Харламов, И.Ф. Педагогика. [Текст]: учебник -5е. изд., и перераб и доп.-Мн. – 1998. – С. 112 -118. 20. Хрестоматия по возрастной психологии. [Текст]: учебное пособие для студ. / Сост. Д.И. Фельдштейна. – М.: «Международная педагогическая академия». – 1994.-112 с. 21. Хромова, Е.В. Роль учебника в работе по развитию речи школьников. [Текст] /Е.В. Хромова / / Начальная школа. – 2003. – №2 – 76 с. 22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. / Психология развития и возрастная психология. [Текст]: учебник для студ. Вузов. / И.В. Шаповаленко / – М.: «Гардарки». – 2007.-С. 237–238. 23. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся одна из основных задач начального образования./ / Начальная школа. – 2000. – №7. - с. 15 24. Www besteferat/ Ru. (referat – 11966) html. 25. Referatik – online. Ru / 2007/ 07/28/ samoocenka – lichnoosti – I – ee – proyavle-nie.html 26 / http / gestalt line. Com jarchives/36 27. Htpp: //www.xercoh//.info/referats/view/2866/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|