Различные концептуальные подходы к освещению проблемы.
Курсовая работа “Личностные особенности девочек – подростков из социально неблагополучных семей” Студентки VI курса Гр. 90/с Поелиной О. А.
СПб 2002 год. Оглавление Первая теоретическая часть 1. Введение 2 2. Концептуальные подходы к проблеме: “Личностные особенности подростков” 4 3. Основные характерные черты подросткового возраста 5 4. Образ “я” 6 5. Структура “я” и самооценка 7 6. Тревожность 7 7. Агрессивность и враждебность 8
Вторая практическая часть
1. Введение 2 2. Информационные карточки 11 3. Сводные таблицы по методикам 12 4. Интегрированные таблицы по методикам 15 5. Заключение 19 6. Список используемой литературы 20 7. Оглавление 21
Введение
Психологическая жизнь подростка привлекала внимание всегда. Многолетние изучения подростков дало основание утверждать, что есть некоторые общие, закономерно повторяющиеся особенности психического развития в подростковом периоде. Напряжение, противоречие между социальной и биологической зрелостью, между потребностью быть взрослым и возможностью удовлетворить эту потребность, противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способом её удовлетворения и т.п. Но было установлено и то, что подростком, живущим в то или иное время, в определённой среде, присущи особо специфические характеристики развития.
Введение.
В связи с ухудшением обстановки в нашей стране, увеличилось количество неблагополучных семей, в которых, в первую очередь, страдают дети. В связи с этим я работала с группой подростков 12-15 лет из неблагополучных семей, исследовав их личностные особенности, а именно, уровень тревожности и уровень агрессивности и враждебности. Цель практики: Получение практических навыков самостоятельной организации психодиагностического исследования личностной сферы подростков из неблагополучных семей. Гипотеза: Уровень тревожности у подростков из неблагополучных семей (алкогольно-зависимые родители) высокий. Агрессивность и враждебность так же будут повышенными. Задачи: Изучение личностной сферы подростков. Измерение уровня тревожности, агрессивности и враждебности у подростков. Выявление подростков группы риска. Предмет: Личностная тревожность; тревожность, проявляющаяся на физиологическом уровне (в виде соматики). Агрессивность, враждебность. Объект: Подростки 12-15 лет из неблагополучных семей, в которых алкогольно-зависимые родители, находящиеся в социально-реабилитационном центре “Аист” и обучающиеся в школе при ДТС “Пушкинский” (детский туберкулёзный санаторий) 403, 650.
Различные концептуальные подходы к освещению проблемы.
Личностные особенности подросткового возраста изучали многие зарубежные и русские психологи. На данную проблему существует множество точек зрения, рассмотрим лишь некоторые:
Е. Доуан Для среднего подростка совершенно не характерны ни Дж. Адельсон личностные кризисы, ни крах “я” - концепции, ни тенденции от ранее приобретенных ценностей и привязанностей – утверждают Е. Доуан и Дж. Андельсон. Критикуя сторонников “кризисного развития”, они упрекают их в том, что “большинство выводов основаны на изучении двух нетипичных подростковых групп: несовершеннолетних правонарушителей и интеллектуально развитых подростков – выходцев из состоятельных семей”.
Л. С. Выготский Обобщая результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных авторов, писал: “Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте”
Л. И. Божович Этот вывод нашел своё подтверждение в последующих работах, в частности, в исследованиях Л. И. Божович, Н. И. Крыловой и Н. Н. Толстых, проведённых соответственно в 50-е, 60-е и 80-е годы и посвященных одной проблеме – изучению границ подросткового возраста. Если в 50-е годы переломный момент в представлениях подростков о будущем приходился на 15 лет, а в 60-е годы уже на 16-17 лет, то в 80-е годы – на 13 лет. Такая подвижность возрастных границ объясняется изменением социальной ситуации развития и подтверждает мысль Выготского об исторической и социальной обусловленности развития личности.
Ст. Холл Этот период как переходный от детства к взрослости. Он впервые описал кризисный характер развития ребёнка в этом возрасте, сформулировав его негативные аспекты. Характерной чертой подросткового возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене весёлости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием и т.д. Главное же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.
Э. Шпронгер Разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал 3 возможных типа развития личности подростка. Для 1-го типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как 2-е рождение, итогом которого - является становление нового “я”. Развитие ребёнка по 2-му типу предполагает плавные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. 3-ий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счёт развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины. Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпронгер считал открытие “я” возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|