Изучение профессионального самоопределения учащихся
В старшем школьном возрасте (15–17 лет) ведущей деятельностью становится профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения составляет потребность юноши занять позицию взрослого человека, то есть понять себя и свои возможности – насколько личностные качества соответствуют профессии, которая является привлекательной. В профессиональном самоопределении важную роль играет намерение – это определенная цель, решение о выборе профессии и представление о путях и средствах ее получения. Профессиональное намерение можно считать обоснованным, если оно согласуется с интересами, склонностями и способностями личности к тому или иному виду деятельности. Такой оценке помогает развитое профессиональное самосознание. Оно включает в себя профессиональное самопознание, самооценивание и самовоспитание, что отражается в профессиональной Я-концепции, являющейся совокупностью представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности. Содержание задания. С двумя учащимися различного уровня успеваемости провести беседу с целью изучения профессиональных намерений и профессионального самосознания учащихся. Далее для оценки склонностей учеников к различным сферам профессиональной деятельности использовать опросник Йовайши. Для проведения беседы можно использовать следующие вопросы:
1. Чем ты думаешь заняться после окончания школы: продолжить учебу в вузе (каком?), поступить в училище (какое?) 2. Какую профессию, специальность ты хотел бы выбрать? 3. Какие требования, по твоему мнению, эта профессия предъявляет к человеку? (необходимые знания, общие качества личности, специальные качества личности (какие)?
4. Какие требования предъявляет выбранная тобой профессия к здоровью человека. Как ты оцениваешь свою пригодность по состоянию здоровья к этой профессии? 5. Как ты представляешь условия работы по выбранной профессии? 6. Как ты готовишь себя к выбранной профессии? 7. Проверяешь ли ты развитие профессионально важных качеств у себя в школе на уроках, в кружках, во внешкольных учреждениях? 8. Знаешь ли ты, где можно получить подготовку к выбранной профессии? 9. Что ты читал о выбранной профессии? 10. Когда ты выбрал профессию, происходили ли изменения в твоем выборе? По какие причинам ты менял выбор профессии? 11. Если ты до сих пор не выбрал профессию, то по каким причинам? 12. Твое решение о выборе профессии окончательно или ты еще можешь передумать? 13. Кто на тебя оказал наибольшее влияние при выборе профессии: родители, учителя, друзья? 14. Выбирая профессию, на что ты ориентируешься: принести пользу обществу, эта профессия высоко ценится среди людей, хорошая зарплата, интересная и содержательная работа, работа соответствующая моим возможностям. Форма протокола беседы Дата___________________ Время__________________
После беседы провести качественный анализ ответов учеников по следующим пунктам: · общие жизненные планы; · увлечения и профессиональные намерения; · знания о выбранной профессии» · оценка школьником своей пригодности к ней. Более целенаправленно профессиональные склонности учеников можно определить при помощи методики Йовайши. Методика Йовайши Инструкция: Вам будет предложен перечень вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов. Если вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой «а» поставьте 3, а в клетку «б» – 0.
Если вы не согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.
1. Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах: А) цвет, совершенство форм; Б) их внутреннее устройство. 2. Какие черты характера в человеке вам больше всего нравятся: А) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти; Б) мужество, смелость, выносливость. 3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым: А) и впредь развивать эту отрасль; Б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту. 4. Какое награждение вас больше бы обрадовало: А) за общественную деятельность; Б) за научное изобретение. 5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание: А) слаженность ходьбы, грациозность участников парада; Б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда). 6. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись: А) чем-либо практическим (ручным трудом); Б) общественной работой (на добровольных началах). 7. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посетили: А) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии); Б) новых продовольственных товаров. 8. Если бы в школе было два кружка, какой бы вы выбрали: А) музыкальный; Б) технический. 9. Если бы вам предложили пост директора школы, на что бы обратили большее внимание: А) на сплоченность коллектива; Б) на создание необходимых условий. 10. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали: А) литературно-художественные; Б) научно-популярные. 11. Что важнее для человека: А) создавать себе благополучный, удобный быт; Б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство. 12. Для благополучия общества необходимо развитие: А) техники; Б) правосудия. 13. Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали: А) о развитии науки в нашей стране; Б) о достижениях спортсменов нашей страны.
14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность: А) о машине нового типа; Б) о новой научной теории. 15. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла: А) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер); Б) работа с машинами. 16. Какая, на ваш взгляд, работа школы важнее: А) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага; Б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага. 17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: А) то, что они несут людям искусство и красоту; Б) то, что они выполняют общественно-полезную работу. 18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение: А) физика; Б) физическая культура. 19. Что обществу принесет больше пользы: А) забота о благосостоянии граждан; Б) изучение поведения людей. 20. Какого характера научную работу вы бы выбрали: А) работу с книгами в библиотеке; Б) работу на свежем воздухе в экспедиции. 21. Представьте, что вы профессор университета. Чему вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время: А) занятиям по литературе; Б) опытам по физике, химии. 22. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы охотнее поехали бы: А) как известный спортсмен на международные соревнования; Б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны. 23. Какие лекции вы бы слушали с большим удовольствием: А) о выдающихся художниках; Б) о выдающихся ученых. 24. Что вас больше привлекает при чтении книг: А) яркое изображение смелости и храбрости героев; Б) прекрасный литературный стиль. 25. Вам предоставляется возможность выбора профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение: А) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники; Б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.
26. Какими выдающимися учеными вы больше заинтересуетесь: А) Поповым и Циолковским; Б) Менделеевым и Павловым. 27. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: А) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья; Б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего. 28. Что бы вас больше заинтересовало в печати: А) сообщение о состоявшейся художественной выставке; Б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека. 29. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали: А) главного инженера завода; Б) директора универмага. 30. Как вы считаете, что важнее: А) много знать; Б) создавать материальные блага. Лист для ответов: Имя _______________
Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов: Сфера искусства – 1 столбец. Сфера технических интересов – 2 столбец. Сфера работы с людьми – 3 столбец. Сфера умственного труда – 4 столбец. Сфера физического труда – 5 столбец. Сфера материальных интересов – 6 столбец. Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми учениками. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые учениками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|