Изучение мотивов общения учащихся со взрослыми и сверстниками с помощью наблюдения
Цель: определить типичные мотивы общения учащихся со взрослыми (педагогами, студентами-практикантами) и сверстниками. Содержание задания. Для изучения особенностей мотивов общения предварительно необходимо изучить программу наблюдения. Наблюдение проводится в течение недели на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях и т.п. В процессе наблюдения в протоколе фиксируются факты, касающиеся отмеченных в программе наблюдения особенностей. Протокол может вестись в виде дневника, в котором каждый день делаются записи (в том числе и ретроспективные) непосредственно наблюдаемых фактов. Анализ полученных результатов. Круг общения учащегося: количественный и качественный анализ: · насколько широкий у школьника круг общения; · с какими качествами школьник выбирает друзей, с какими сверстниками он не хочет строить отношений; · специфика совместных интересов учащегося со сверстниками (чем занимаются, как проводят свободное время); · как складываются отношения с педагогами, студентами; с кем из взрослых стремится поддерживать отношения, с кем избегает контактов. Проявление инициативы в общении: · является инициатором общения, первым устанавливает контакты; · сам не проявляет инициативы, но с удовольствием включается, если кто-то проявляет активность; · не проявляет интереса к общению, на предложения к общению не отвечает, предпочитает держаться в стороне; · проявляет явный негативизм на попытки установить с ним контакт: грубит, демонстративно не отвечает, делает вид, что не слышит. Типичные мотивы общения: · деловые (обращается в ситуациях затруднения, за конкретной помощью, советом); · личностные: Ø эгоистические – получение определенной выгоды от общения (возможности списать, заручиться поддержкой, общение как средство достижения корыстных целей);
Ø признание собственной значимости, получение позитивных оценок окружающих; Ø альтруистические (помощь другим, оказание поддержки, сопереживание, сочувствие). Реакция на похвалу и порицание со стороны взрослых (педагогов, студентов-практикантов) и сверстников. Освоенность коммуникативных навыков: · как ученик находит общий язык с разными людьми; · насколько ясно выражает собственные мысли; · особенности разрешения конфликтов со сверстниками (взрослыми); · сформированность умения работать в группе, распределять обязанности, договариваться. Изучение самооценки (Т.В. Дембо–С.Я. Рубинштейн) Цель задания: выявление особенностей самооценки подростков. Содержание задания: выявить особенности самооценки двух подростков, различающихся по какому-либо признаку (пол, успеваемость, интересы, поведение и т.д.) Результаты исследования соотносятся с реальным поведением и успеваемостью учащихся, высказываются предположения о возможных причинах проблем школьников, предлагаются варианты оказания помощи. Инструкция испытуемому и ход выполнения задания. Исследование проводится в виде свободной беседы (с каждым учащимся отдельно без присутствия посторонних лиц). Экспериментатор проводит на чистом листе вертикальную черту, отмечает середину линии и говорит испытуемому: «Допустим, на этой линии расположились все люди мира: вот здесь вверху – самые здоровые, а здесь внизу – самые больные. Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья? Поставьте отметку в том месте, где, как вы думаете, вы находитесь». Затем рядом с этой линией проводят ещё одну такую же вертикальную черту и предлагают аналогичную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму, вверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу – самые глупые, а в середине – средние. Где бы вы определили своё место?».
На третьей линии таким же образом располагают людей по характеру: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу – самые плохие по характеру люди. Где бы вы определили своё место?». Последняя, четвёртая линия, представляет распределение всех людей «по счастью» – вверху самые счастливые, внизу самые несчастные. Далее переходят к беседе по предложенным шкалам, начиная с последней и переходя к третьей, затем второй и первой. Испытуемого спрашивают, каких людей он считает несчастливыми, а каких счастливыми, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит, чего не хватает испытуемому для полноты счастья. По шкале «здоровый–больной» школьника спрашивают, каких людей он отнёс бы к наиболее больным, а каких – к наиболее здоровым, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым и т.д. Аналогично строится беседа по шкалам «умный–глупый» и «хороший характер–плохой характер». Экспериментатор выясняет, какими качествами своего ума испытуемый доволен, какими – нет, в чём видит достоинства и недостатки своего характера. Возможны модификации методики в соответствии с целями исследований. Это может касаться как содержания шкал, так и обработки. Например, для подростков и старших школьников могут использоваться следующие шкалы: ум и способности, характер, авторитет у сверстников, умелые руки, внешность, уверенность в себе. Анализ полученных результатов проводится не столько по расположению отметок на линии, сколько по тем определениям, которые испытуемый даёт понятиям «счастье», «ум», «здоровье», «характер». В этих определениях представлены возрастные и индивидуальные особенности личности испытуемого. Форма протокола Имя испытуемого___________________ Название шкалы (например, ум–глупость)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|