I. Развитие слуховых ориентировочных реакций
С металлофоном (выбирается 1 звук), бубном, колокольчиком, погремушками (мелодичной и гремящей), султанчиками из упругой, шуршащей бумаги и т.д. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, их взаимодействие. Вызывать реакцию ребенка на внезапно возникающие звуки. (Начинать представление предмета со слуховых воздействий. При возникновении слуховой реакции (вздрагивание, моргание) осуществлять и показ.) С погремушкой или колокольчиком Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, на голосе взрослого, находящемся вне поля зрения ребенка. (Ребенок должен сосредотачиваться при сильном звуке. При появлении слухового сосредоточения в течение 15-20 секунд показать игрушку, вызвать фиксацию взора на неподвижном предмете.) 3. С мелодичной погремушкой или колокольчиком, барабанчиком Способствовать развитию зрительно-слуховых условных связей между предметом и издаваемым им звуком. (Слуховое и следующее за его угасанием зрительное сосредоточение вызывается попеременно слева (с погремушкой) и справа(с барабанчиком). Заканчивается занятие пением музыкальной фразы «Во поле береза стояла», вызыванием сосредоточения на лице взрослого.) С бубенчиками Развивать слуховые ориентировочные реакции, побуждая ребенка к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука). (Звучащий предмет сразу ребенку не показывать, побуждая его к активному поиску источника звука.) С различными предметами, издающими звуки (колокольчик, погремушка, бубен), с образными игрушками, издающими при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание и т.д. Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивать голову в сторону звучащего предмета, фиксировать его взглядом. Обогащать чувственный опыт, знакомя ребенка с различными свойствами звучащих предметов. (Занятие проводить в манеже, боковые стороны которого закрыты салфетками. При появлении слуховой ориентировочной реакции у ребенка и поворота головы в сторону звука дать возможность ребенку увидеть источник звука (позвенеть колокольчиком в манеже). То же повторить у другой стороны манежа. Дать ребенку возможность не только рассмотреть звучащую игрушку, но и захватить ее, притянуть к себе).
Вот так ручки хороши Вызывать дифференцированные реакции на спокойную и плясовую мелодии. Напевание песенок необходимо осуществлять при проведении разнообразных упражнений и игр с ребенком. Так, например, при проведении упражнений дыхательной гимнастики: Вот так ручки хороши, Попляши-ка, попляши! Вот так и вот так, Вот эдак и вот так!
Вот так ножки хороши, Попляши-ка, попляши! Вот так и вот так, Вот эдак и вот так! Или во время развития активных движений и упора ног в горизонтальном положении ребенка: Три-та-та, три-та-та, Вышла кошка за кота. Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки, Топы-топы по лавочке, Цапы-цапы за лапочки. Или во время игры с зеркалом: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка – хороший, Ванечка — пригожий. И т.д. 7. С яркими матерчатыми колпачками (2-3 шт.), которыми украшается обыкновенный колокольчик или погремушка, находящиеся да цветной картонной ширмочкой (невидимый ребенку источник звука) Учить ребенка находить невидимый источник звука. Выполнять целенаправленное действие в его сторону (поворот со спины на бок и на живот). (После того как ребенок повернет голову и взором найдет источник звука, взрослый убирает ширмочку и движением колокольчика стимулирует ребенка перевернуться. При необходимости взрослый помогает ребенку сделать поворот на живот. Дать ребенку возможность захватить звучащую игрушку. Повороты делать поочередно в обе стороны.)
Тяги, тяги, потягушеньки Развивать слуховое сосредоточение на различные звуки, эмоциональный отклик на обращение взрослого с различной интонационной окраской голоса (ласковой, веселой, строгой). Широко использовать прибаутки, песенки, разговоры. Так, например: Тяги, тяги, потягушенки, На детку порастушеньки! Расти, деточка, здоровая, Как яблонька садовая! На кота потягушеньки, На дитя порастушеньки, А в ручки хватушки, А в ротик говорунок, А в головку разумок! и т.п. 9. Где наша детка (имя ребенка) Называние ребенка по имени проводится во все моменты общения с ребенком. В учете указать наличие реакции. II. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ, 1. Где ляля? (С игрушкой, которая всегда находится на постоянном месте.) Продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции ребенка. На вопрос взрослого «Где?» малыш должен поворачиваться в сторону знакомой игрушки. Привлекать его внимание к звуковым свойствам предмета. Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым. (Ребенок должен активно следить за действием взрослого с игрушкой, поворачиваясь или наклоняя голову. Взрослый гладит куклу по голове с приговариванием: «Ляля, Ляля»; водит по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ-топ»; внезапно прячет куклу с вопросом: «Где ляля?»; показывает ее снова: «Вот ляля!»; ставит на постоянное место, задавая тот же вопрос; накрывает куклу салфеткой; открывает ее с теми же вопросами, возгласами.) 2. Где собачка? (Цель и пояснение к занятию см. в занятии № 1.) 3: Где корова? (Цель и пояснения к занятию см. в занятии №1.) 4. Где лошадка? (Цель и пояснения к занятию см. в занятии № 1.) 5. Где машина? (Цель и пояснения к занятию см. в занятии № 1.) Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» Формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию и слову взрослого.
7. Прятки (с игрушками) Учить ребенка выполнять движения по подражанию и слову взрослого: на вопрос взрослого «Где?» приблизиться к игрушке и снять с нее салфетку: а) с куклой, которая находилась на постоянном месте (при перемещении); б) с собачкой, которая находилась на постоянном месте (при перемещении); в) с коровой, которая находилась на постоянном месте (при перемещении); г) с лошадкой, которая находилась на постоянном месте (при перемещении); д) с машиной, которая находилась на постоянном месте (при перемещении). (Взрослый должен обыграть действия с игрушкой, которая находилась на постоянном месте, перенести ее в другое место (в манеже), на глазах у ребенка закрыть салфеткой и задать вопрос: «Где...?») Делай, как я Учить ребенка в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции («На», «Дай», «Возьми»), сопровождаемые указательным жестом. Побуждать ребенка к повторению звукоподражаний: «Тук-тук», «Пи-пи», «Дон-дон» и др. 9. Поручение (с игрушками) Учить находить названную игрушку среди 2 игрушек, затем среди 3-4 игрушек. Побуждать ребенка к повторению звукоподражаний. Развивать эмоциональное отношение к игрушкам, побуждать ребенка выполнять по образцу взрослого какое-либо игровое действие с каждой игрушкой: «Поводи», «Покачай», «Покорми» и др.; по просьбе взрослого: «Дай...» - дать игрушку взрослому. Игрушки: СОБАЧКА, кукла. МАШИНА, собачка, кукла. ЛОШАДКА, машина, собачка. КОРОВА, лошадка, машина. ПЕТУШОК, корова, лошадка. МЯЧ, петушок, корова. ЧАСЫ, мяч, петушок. КУРОЧКА, часы, мяч. МИШКА, курочка, часы. ДУДОЧКА, мишка, курочка. ПОГРЕМУШКА, дудочка, мишка. КОЗА, погремушка, дудочка. ПТИЧКА, коза, погремушка. БАРАБАН, птичка, коза. КОШКА, барабан, птичка. ГУСЬ, кошка, барабан. 10. Поручение (без игрушек) Учить ребенка находить в манеже, в группе знакомые игрушки, предметы, выполнять с ними какое-либо действие (поводить, покачать, погладить, покатать и др.), отдавать игрушку взрослому. Побуждать повторять за взрослым слова и звукоподражания (в зависимости от речевых возможностей: «Собака - ав-ав; машина - би-би; лошадка - но-но, и-го-го; корова - му-му; петушок - ку-ка-ре-ку; мяч - бом-бом; курочка - ко-ко; мишка - э-э-э; дудочка - ду-ду-ду; коза - ме-ме-ме; погремушка - дон-дон; птичка - пинь-пинь; гусь - га-гага; барабан - бам-бам; кошка - мяу; утка - кря-кря».
Поиграем с игрушкой Учить ребенка выполнять разные действия с одной игрушкой: «Погладь, покачай, поводи, покорми, попляши, вытри нос, пожалей, причеши, покатай на машине, положи на стол, кровать, посади на стульчик». Побуждать ребенка к звукоподражанию. В учете указывать не только уровень понимания ребенком речевых инструкций, но и речевую активность: с куклой, с собачкой, с мишкой. Поиграем с игрушками Учить ребенка выполнять одно и тоже действие с разными игрушками. Побуждать к подражанию слов, звуков: а) «Поводи - куклу, мишку, собачку»: «Топ-топ. Иду-иду. Кукла идет...» б) «Покорми - корову, лошадку, курочку»: «Ам-ам. Кушает. Корова кушает» и т.д. в) «Причеши - куклу, собачку, мишку, зайчика».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|