Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Царь Соломон как священный писатель




 

Чтобы рассмотреть книги написанные царем Соломоном, мы должны во первых перенестись во время его царствования, и уже нам будет ясно в чем заключается смысл его письменности, цель его писания. Как нам говорят многие исторические источники, за всю историю еврейского народа из его царей особенное внимание обращали и обращают на себя Давид и Соломон, пользовавшиеся как при жизни, так и по смерти широкой известностью. Но особенно ярко личность Соломона вырисовывается при сравнении с Давидом. Давид был царем войны, отличался практическим складом ума и был преимущественно человеком сердца с сильно развитой на разные явления из общественной или личной религиозно-нравственной жизни. Соломон же не был склонен к войнам. Ум его был философского характера, склонный к отвлеченным обобщениям и построениям мысли. Он был более человеком ума, чем сердца, а потому не мог легко и быстро чем-либо увлекаться, "Он был умерен как во грехе, так и в благочестии. Он не мог себе позволить крайности в роде истории Давида с Вирсавией, но и не стал бы плясать пред ковчегом, как Давид к соблазну Мелхалы, и не привел бы ничем подобным в стыд людей, холодных к религии". Как известно из самого Священного Писания Ветхого Завета, и из многих исторических источников,что после воцарения царь Соломон отправляется в Гаваон и приносит там жертвы, поскольку там был, как сказано в Писании, главный жертвенник. После того, как Соломон принес тысячу всесожжений, во сне ему явился Господь и предложил просить, что ему дать. Соломон просил у Господа мудрости, тому подтверждения эти слова царя Соломона: «я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой- среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло, ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим» (3Цар.3:7-9). На эту просьбу к Господу о даровании Соломону мудрость, Господь говорит: «Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе, и то, чего ты не просил, Я даю тебе- и богатство, и славу, так что не будет тебе подобного между царями во все дни твои, и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои». «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и ЕфанаЕзрахитянина, и Емана, и Халкола, и Драрбы, сыновей Махала, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрость Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его»(3 Цар. 4:30-34). С этих слов сразу становится видно, что царю Соломону Господь дает мудрость которой он должен наставлять народ и доносить все заповеди Божие. Но становится вопрос каким образом можно передать народу учения и закон Божий, так появляется мысль, что царь Соломон путем сказаний в притчах, песнопениях передает народу все наставления и учения. Соломон, сын Давида от Вирсавии, еще с детства отличался выдающимися способностями. При рождении он получил имя Иеддедиа (возлюбленный Богом), данное ему пророком Нафаном, - а Давид назвал его Соломоном (мир). Деятельность Соломона, как правители и царя, - преемника Давида на престоле, во многом являлась продолжением и осуществлением тех предначертаний, которые были намечены Давидом. Но на нем лежал глубокий отпечаток личного духа и характера Соломона, значительно отличающихся от духа и характера его отца. Армия при Соломоне была усилена и преобразована. Для защиты и удержания в подчинении себе покоренных народов он прибегал к заключению брачных союзов с царями соседних самостоятельных и покоренных ему народов. В области внутреннего управления Соломоном было произведено новое размежевание земельных участков колен. Соломон вводил систему сосредоточения власти в свои руки (централизацию), уничтожавшую патриархально-родовой уклад жизни еврейского народа. Строгое и неумеренное проведение этой системы вызвало недовольство колен, выразившееся в восстании Иеровоама и подготовившее разделение царства при его преемнике.

Более важным делом Соломона было построение храма, роскошь и великолепие которого по справедливости заслуживали удивления современников. Вместе с построением храма Соломон построил дворец для себя, впоследствии и для своих жен.

Вследствие прекращения войн и установления мирных отношений с окружающими народами, евреи могли успешно развивать земледелие. При постоянных торговых сношениях с разными народами они заимствовали у них все лучшее: обработку земли, ремесла. При Соломоне же была заведена морская торговля. Таким образом, "Иуда и Израиль жили беспечально, каждый под виноградником и смоковницею своею" (3Цар. IV,25).

Соломон был не только видным государственным и политическим деятелем, но и плодовитым писателем. Он был творцом 3000 притчей и 1005 песней (3Цар. IV,32) (всех их древность не сохранила). Лучшим литературным (памятником) произведением считается его книга "Песнь Песней", которая в переводе означает "превосходнейшую песнь".

О мудрости Соломона говорит книга Царств, где знания его касались и области естествознания; поставление его выше Ефама и Емана, известных составителей религиозно-нравственных песней, находящихся в Псалтири, указывает в Соломоне способность возвышенного поэтического творчества (о чем свидетельствует книга Песнь Песней), а его превосходство над мудрецами Египта, славившимися хорошим знанием таинственных сил природы и особенно небесных светил, говорил о знакомстве Соломона и с этой областью. Все это давало право писателю при изображении мудрости Соломона характеризовать её так "Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времени, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего" (Прем. VII,17-28).

Как Соломон приобрел такую массу знаний, сказать трудно, можно предположить только, что они могли быть усвоены умом наблюдательным, сосредоточенным и любознательным. Склад ума Соломона был философский, стремившийся к объединению всех знаний, выработке цельного систематического миросозерцания, выразительный памятник которого мы имеем в книге Екклезиаста. Обширный ум Соломона сделал его имя нарицательным - им означают всякого глубокомысленного и многомудрого человека.

Жизнь Соломона разделяется на два периода. В начале царствования "возлюби Соломон Господа, ходити в заповедех Давида отца своего" (3Цар. III,5), он был проникнут сознанием высоты своего служения, мало верил в свои личные силы и искал опоры в Боге.

Впоследствии, по окончании построения храма, Соломон отдался страсти женолюбия, брал себе жен из язычниц, так что число их было до 700 и наложниц 300 (3Цар. XI,3). Женолюбие Соломона оказало на него пагубное действие. Он подпал под влияние язычниц, разрешил им построить жертвенники своим языческим богам и даже сам присутствовал при жертвоприношениях. Писатель так определяет цель своей книги и мудрования: дать читателям познание мудрости и наставления, изречений разума, правил благоразумия, правосудия, суда и правоты (1,2,3). Вообще, здесь всякому возрасту, положению и образу жизни людей предписываются законы и нормы поведения, угодного Богу и полезного для сей и будущей жизни. Эти истины изложены в форме мудрых кратких изречений, и сопоставлениях мудрого и глупого человека, мудрости и глупости, и их проявлений в жизни практической.

Первые девять глав имеют своим главным предметом выяснение идеи мудрости в сравнении с неразумием. Мысль о верности Иегове, послушании Его заповедям, как необходимом условии земного благополучия - вот содержание этих глав. Цель книги состоит в том, чтобы дать познать мудрость, уразуметь правду и исправить суд (I,1-6), т.е. научить людей руководствоваться в своей жизни правилами премудрости, - главным условием благополучия.

После надписания (I,1-7) предлагаются три речи о мудрости, каждая из которой начинается увещанием наставника своему ученику следовать мудрости и уклоняться безумия. Мудрость эта есть религиозно-нравственная деятельность, согласная с требованиями истины и добра, положенными в совести и законе Божием, или, что то же - благочестие; начало её - страх Господень.

Безумие же есть нечестие и греховность и состоит в лености, сластолюбии и расточительности. Представляя безумие в образе прелюбодейной жены, своими обольстительными приманками приводящей следующих за нею в пагубу, наставник советует юноше ограждать себя от коварных обольщений неразумия мудростью, которая исходит от Бога. Он говорит, что этой мудростью Бог устроил мир и ведет послушных ей к покою и блаженству. Слова "мудрых" в виде кратких изречений определяют нравственные обязанности, касающиеся общественных отношений: здесь даются наставления не притеснять бедных, быть справедливым на суде, не дружить с гневливым, быть осмотрительным в выборе знакомств, трудолюбивым и заботливым в хозяйстве.

В VIII,22-36 Божественная Премудрость излагает учение о Себе, как Существе личном, рожденном от Бога, существовавшем ранее мира и участвовавшем в его творении. Премудрость здесь разумеется, следовательно, не как божественное свойство, а как личное существо, обладающее творческим могуществом; иначе -это Ипостасная Премудрость или Второе Лицо Святой Троицы - Сын Божий. Деятельность Премудрости изображается с её многочисленными дарами, с её творческой промыслительностью в мире, давшей последнему как само существование, так и ту красоту, разумность и целесообразность, которые мы видим в нем.

Под созданием Премудрости разумеется не творение её на подобие того, как создавался мир. Это создание имело специальное назначение, создание в "начало путей", "в дела", т.е. для творческой деятельности. Премудрость не тварное существо, она Сама обладает творческой силой, свойственной Богу. Она имеет в себе Божественную природу и силы как Божественная личность. Итак, Премудрость является исполнительницей всех планов создания Богом мира и управления им.

В IX,I-II Божественная Премудрость изображается как устроительница Царства Божия на земле.

В книге Притчей излагаются три обращения Божественной Премудрости к людям. В речи, изложенной во второй половине 1 гл. говорится о Премудрости, возвышающей свой голос "у ворот властителей" - в народных собраниях, в местах отправлении правосудия. Таков образ проявления Божественной Премудрости в постановлениях закона Моисеева, а обличения и угрозы, которые излагаются с 24 статьей, как бы служат предвестием обличительных речей ветхозаветных пророков, через которых Премудрость Божия обращалась к жестоковыйному народу.

Второе обращение (гл. VIII) переходит с 32 ст. в полное благопожелание и любви к людям увещание - ради собственного благополучия слушать внимательно и принимать к сердцу наставления Премудрости. Это обращение более всего напоминает проповедь самой воплощенной Премудрости - Господа Иисуса Христа (Лк. XI,49). И апостол Павел называет Христа "Божиею силою и Божиею Премудростию" (I Кор. 1,24).

Наконец, воззвание Премудрости к людям через посланных Ею рабов с приглашением идти на уготованную трапезу есть предызображение проповеди Апостолов, которые, по заповеди Спасителя, прошли по всему миру с проповедью Евангелия. Дом на семи столпах, созданный Премудростью, - Церковь Христова с семью источниками благодати - святыми Таинствами и Церковь - утвержденная семью Вселенскими Соборами. По свидетельству третьей книги Царя, Соломона изрек три тысячи притчей, и одна тысяча пять песней. Притчи и песни, были по обычаю того времени, конечно, религиозно-нравственного содержания. Но кроме того Соломон говорил о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены, говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах.(3Пар.IV,32-33). Речи Соломона об этих предметах царства растительного и животного вероятно не были записаны. Но притчи и песни были занесены в письмена; потому что их так точно, определенным числом обозначает позднейший составитель третьей книги Царств. Однако и из этих записанных произведений Соломоновых дошла до нас самая малая часть, именно: часть притчей в книге Притчей и отасти в книге Екклезиаст, а из песней только две или три: Песнь Песней и псалмы 71 и 126. Отдельными, самостоятельными книгами, которые теперь и подлежат нашему изучению, вошли в состав Библии три Соломоновых произведения: Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней. Причина почему из многих писаний Соломоновых только вышеуказанные сохранились в составе еврейской Библии, без сомнения та, что только эти писания Соломона по своему достоинству богодухновенные, а прочие писания не имели этого свойства и попали в состав священных писаний. Таким образом мы видим великую критику св. Церкви или ветхозаветных пророков, составителей ветхого канона священных книг, признавшую за указанными книгами каноническое достоинство, и тем оградившую для нас их содержание от всех возражений критики новейших ученых, которые видят в содержании книг Екклезиаста и Песнь Песней нечто соблазнительное и будто бы недостойное Св. Писания. Но такой взгляд, как будет видно из рассмотрения содержания указанных книг, зависит от неправильного понимания их. Царю Соломону в еврейском тексте Псалтыри приписываются псалмы 71 по возможному переводу его написания: лиШломо- «Соломона», или «Соломонов» и 126. Но псалом 71, по свидетельству написания и 70-ти, согласно с содержанием его, как молитвы о благоденствии нового царя и сына царя, согласно с заключительным замечанием к второй еврейской части Псалтыри: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева»,вернее признать за молитву о Соломоне, составленную Давидом после воцарения Соломона, и без сомнения он написан Соломоном по поводу благополучного окончания постройки храма и наступившего полного внутреннего и внешнего мира его царствования, потому и содержит в себе благодарственно-поучительное исповедание веры в благого Промыслителя Бога, благословляющего дела религиозно-церковные построение храма и устрояющего мир и безопасность гражданского порядка общества. Наконец Соломону нужно приписать написание псалма 131, принимая во внимание с одной стороны полное соответствие его содержания с обстоятельствами только времени Соломона и именно в частности с фактом освящения первого храма Иерусалимского при помазаннике царе, сыне Давида, а с другой большое сходство этого псалма с молитвою Соломона при освящении храма (3 Цар. VIII, 15-53) и свидетельство писателя второй книги Паралипоменон, который в состав этой Соломоновой молитвы внес 8,9 и 10 стих псалма 131, как слова Соломона (2 Пар.VI, 41-42). Обыкновенно время происхождения трех книг Соломоновых располагают в соответствии жизни Соломона таким образом: «когда Соломон был он, горел чувством, желаниями, любовью, когда в юной груди его сложилось столько возвышенного, прекрасного, святого, что от полноты чувств надрывалось сердце его и он искал освобождения переполненного чувства в потоке восторженных лирических излияний, тогда он написал книгу Песнь Песней, как памятник молодой души готовой обнять собою весь мир и Бога. Но когда лета молодости прошли, когда жар чувства охладел, когда наступили лета зрелости, период спокойного размышления, тогда Соломон написал книгу Притчей, как плод зрелого ума, испытующего рефлексом мысли мира и Бога. Когда Соломон состарился, когда жар юности совершенно исчез, спокойная рассудительность мужества уступило место совершенной холодности мысли, тревожным думам о прошедшем, когда Соломон собственным опытом испытал суетность земного мира, горечь чувственных удовольствий, к которым он привязан всею душой, тогда он написал книгу Екклезиаст, как выражения разочарования и плод покаяния. Эти мысли указал в своих исследованиях М. Олесницкий в книге Опыт критико-экзег. Исслед. ст.128-129. В этих исследованиях о времени происхождения трех канонических книг Соломоновых, кроме того, что неверно делается определения характера разных периодов жизни Соломона и характера содержания его книг, неверно отчасти и самое хронологическое распределение происхождение книг. Можно согласится, что Песнь Песней написана ранее книги Притчей принимая ее в нынешнем полном составе и Екклезиаста, но она написана, как мы уже видели, не в юности Соломона, а в дни его мужественной зрелости лет 30 и высшего благодатного процветания духа после построения храма. Против написания книги Песнь Песней, в юных годах Соломона говорит решительно одно уже то, что во время написания этой книги у Соломона было уже шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц (Песн.П..VI, 7-8). Книга Притчей по своему составу есть сборник речей и изречений, написанных и произнесенных Соломоном в разное время, так что первые девять глав современны по своему происхождению книг Песнь Песней, последние две главы современны книге Екклезиаста, а средние главы содержат в себе отдельные приточные изречения, произнесенные и записанные Соломоном в разное время, но действительно в годы зрелости, в период спокойного размышления и жизни после построения храма. Наконец происхождения книги Екклезиаста нужно отнести ко времени старости Соломона, к периоду его умственного пробуждения и раскаяния. Расположение книг Соломоновых в греческой и славянской Библии сделано не в соответствии их хронологическому происхождению, а сообразно с возрастающею важностью их содержания, которая по определению Феодорита, Иеронима, Оригента, св. Василия Великого и св. Амвросия, соответствует трем степеням духовного развития человека. Из этого можно сказать, что содержание Притчей прилично для людей простых, начинающих нравственную жизнь и нуждающихся в отцовском руководстве, посему здесь при наставлениях делается обращение к сыну; рассуждение Екклезиаста наставляет мужа, опытно раскрывая ему тленность и суету всех вещей. Песнь Песней имеет в виду совершенные души, которые не мудрствуют по плоти и крови, но по духу. Св. Исидор Пелусиот сравнивает эти три книги с тремя частями храма Иерусалимского, притчи представляют как бы внешний двор, открытый для всех Изральтян; Екклезиаст есть как бы святилище, которое от глаз непосвященных закрылось растянутыми над дверьми покровами; Песнь Песней представляет святое святых, недоступное даже и для священников, куда только один раз в году входит первосвященник после предварительного очищения. Это сравнение св. отца имеет для нас тот смысл, что указывает на относительную важность и таинственность содержания трех книг Соломоновых, а также и на относительную трудность их понимания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...