Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Половые особенности мотивационной сферы

 

Ш. Берн [11] отмечает, что "социальные стереотипы, касающиеся гендеров, могут вынудить нас поверить, что по сравнению с мужчинами женщины - более конформны, легкоубеждаемы и управляемы из-за своей зависимости и подчиненности".

Действительно, в работе А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева [14] показано, что при самоописаниях склонность к подчинению рассматривается женщинами как социально желательная характеристика. Считается, что в любом возрасте представители женского пола более склонны обращаться к авторитетам в определении своей позиции, а при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения, и что в школе девочек легче заставить выполнить какие-либо поручения.

Как пишут Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова, "для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять смысл и значение мероприятия: если они этого смысла не обнаружат, то, как бы их ни убеждали, что "это нужно", активности не проявляют".

"Самостоятельность является символом успешности, могущества и состоятельности "марсиан".

Если женщины смогут понять данную особенность марсиан, это, безусловно, поможет им понять, почему мужчины не любят, когда их поправляют или говорят им, что надо делать. Дать мужчине совет, которого он не просил, равнозначно предположению того, что он не знает, что делать, или не может справиться с этим самостоятельно. Это сильно задевает мужчин, потому что вопрос состоятельности очень важен для них.

Поскольку марсианин справляется со своими проблемами самостоятельно, он крайне редко о них говорит - лишь в тех случаях, когда ему необходим совет человека более опытного, чем он сам. Марсианин совершенно логично обосновывает свое поведение: "Зачем я буду вмешивать в свое дело кого-то еще, если смогу справиться с ним сам?" И остается наедине со своей проблемой, за исключением тех случаев, когда ему нужна помощь в поиске решения. А просьба о помощи в тех случаях, когда можно справиться самому, считается проявлением слабости".

Эта точка зрения господствовала до конца 70-х гг. XX в. вопреки тому, что 82 % исследований, сравнивавших мужчин и женщин на предмет убеждаемости, и 74 % исследований, в которых искали гендерные различия в конформности, никаких различий не обнаружили, пишет Ш. Берн, ссылаясь на работы Игли с соавторами. Но действительно ли это так?

Известно, что лица женского пола более внушаемы, чем лица мужского пола. Правда, как следует из данных А. И. Захарова, это наблюдается не во всех возрастных группах (рис. 1).

 

Рис. 1. Внушаемость лиц мужского и женского пола

 

Женщины более податливы к групповому давлению (более конформны). По данным Э. С. Чугуновой [44], у девушек по сравнению с юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых.

Таким образом, мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола - более внутреннеорганизована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.

А. В. Ермолин выявил, что при объяснении поступка "потребности" чаще называются лицами мужского пола, а "долженствование" - лицами женского пола. Это согласуется с данными ряда авторов о том, что школьницы больше предрасположены к усвоению общественных норм и требований.

В исследовании Ю. Е. Кочневой и О. А. Шибалиной выявлено, что мужчины демонстрируют большую потребность в познании, чем женщины.

Мотив (потребность) достижений. Распространено мнение, что мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству, у них выше конкурентность, а у женщин мотив достижения ниже, чем у мужчин, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У ряда женщин, занятых в традиционно женских сферах профессиональной деятельности (педагогика, социальная работа, сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет место. Однако профессиональные планы женщин, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры мужчины, занятые аналогичными видами деятельности.

Это соответствует выводу, который сделан в работе Макклеланда с сотрудниками: половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели [40, c. 123].

Обычно считается, что мужчины с детства имеют большую потребность достижения в областях, связанных с неодушевленными предметами и не связанных с личностью, причем они мотивированы на него ради самого достижения. Женщины же имеют меньшую мотивацию достижения в областях, связанных с взаимодействием людей, и их усилия направлены не на сам успех, а на желание нравиться другим или избегать осуждения).

Чтобы разобраться в достаточно обширных и неоднородных результатах, полученных на разных возрастах и с помощью различных методик, которые направлены на изучение трудносопоставимых или просто не совпадающих между собой сторон мотивации личности, сгруппируем данные из книги Э. Маккоби и К. Жаклин по возрастным периодам и методикам и прокомментируем результаты. Исследования можно разделить на следующие категории: изучающие уровень притязаний, мотивацию по отношению к учебе и оценкам ее успешности, стремление к автономным достижениям, боязнь успеха и реальные успехи [41, c. 111].

Обычно исследователи выделяют 3 уровня притязаний (низкий, средний и высокий), учитывают, какие задачи выбирает испытуемый (легкие или трудные) и как он реагирует на успех или неудачу (снижает уровень трудности, остается на месте или повышает его). Собственно говоря, все 3 уровня могут свидетельствовать о наличии мотивации достижения — просто при низком уровне испытуемый хочет добиться успеха, не затратив особых усилий. Имеет значение и самооценка своих возможностей: высокий уровень притязаний может быть отражением неадекватной самооценки. Приемом, проверяющим уровень притязаний, является и поведение испытуемого после решения трудной или легкой задачи — он может награждать или не награждать себя за такое решение, в чем проявляется его удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Показателем уровня притязаний можно считать и стандарты успешности, которые предпочитает испытуемый. Из шести исследований уровня притязаний, в которых использовались вышеперечисленные критерии, в пяти не было обнаружено гендерных различий (в 3-6, 7, 7-11, 12-14 и 14 лет). Только в исследовании Стрикленда кроме отсутствия различий, было обнаружено преимущество мальчиков. Но это противоречие кажущееся: преимущество наблюдалось среди тех, кто имел средний уровень, и различия отсутствовали у мальчиков и девочек с низким уровнем притязаний. Поэтому в целом можно сделать вывод о том, что с 3 до 14 лет уровень притязаний мальчиков и девочек существенно не различается.

Парадоксальность и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен [41] тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у женщин - мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами.

Так, по данным казанских психологов потребность в достижениях у женщин несколько выше, чем у мужчин (соответственно 13,3 и 12,8 балла). Результаты моего исследования тоже показали, что у девушек чаще, чем у юношей, встречается высокий уровень мотива (потребности) достижения (32,2 % против 20,0 % у юношей). То же можно сказать и в отношении среднего уровня мотива достижения: у девушек он найден в 60,7 % случаев, а у юношей - в 48 % случаев. Еще более резкие различия выявляются при сравнении юношей и девушек с низким уровнем мотива достижения: у девушек он найден только в 7,1 % случаев, а у юношей - в 32,0 % случаев. В среднем для группы девушек мотив достижения равен 15,9 балла, а для группы юношей - 8,8 балла.

С другой стороны, в работе И. Мацека и Й. Безака показано, что при просьбе повысить темп точностной работы мотивация у мальчиков по сравнению с девочками оказалась более сильной.

Существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая - что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья - мужчины и женщины обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности [40, c. 231].

Первая точка зрения находит подтверждение в данных Д. Спенса и Р. Хельмрайха, приведенных в статье К. До. Мотив достижения изучался авторами в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, у мужчин - мотивация совершенствования и соревнования. В других выборках (атлеты, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования были меньшими, а по соревновательности различия (в пользу мужчин) были такими же, как у студентов.

Эти данные могут объяснить различия в мотивах учебной деятельности студентов разного пола, выявленные в книге "Вопросы практической психодиагностики...": у мужчин больше была выражена направленность на получение знаний и профессии, а у женщин - направленность на получение диплома. Говоря другим языком, у женщин было более выражено стремление к достижению результата (диплома), а у мужчин - совершенствование (получение профессиональных знаний).

Половые различия в мотиваторах. Под мотиваторами подразумеваются факторы, влияющие на принятие человеком решения о том, чем и каким способом должна быть удовлетворена потребность. Как показано А. В. Ермолиным, мужчины чаще называют в качестве мотиватора оценку своих возможностей, своего состояния, а женщины в той же ситуации ориентируются на то, как они воспринимаются со стороны (идет им или нет та или иная часть гардероба и т. п.) [44, c. 136].

Деньги как ценность. Как отмечает А. Фенэм, женщины больше, чем мужчины, подвержены фантазиям и навязчивым идеям о деньгах, они больше верят, что заработок должен зависеть от усилий и способностей работника. Правда, при обследовании представителей 43 стран было выявлено, что и у мужчин имеется тенденция придавать деньгам повышенную ценность (исключение составили лишь 2 страны). Предполагается, что это связано с большей склонностью мужчин к соперничеству, а между этой склонностью и представлениями о ценности денег имеется тесная корреляция.

По мнению Р. Белка и М. Валендорфа, женщины думают о деньгах как о способе приобретения вещей, а мужчины - власти. Однако по данным, которые предоставили К. Ямамучи и Д. Темпер, именно женщины чаще используют деньги как орудие в борьбе за власть.

По данным М. Принс и М. Линн, женщины выражают более сильную фрустрацию по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувство беспомощности, депрессии, гнева, зависти, стыда и паники и чаще - восхищения, счастья.

В. Рубинштейн отмечает, что мужчины более доверчивы и уверены в себе в финансовых вопросах, больше удовлетворены своей финансовой ситуацией и оптимистичнее смотрят на свое будущее материальное положение. В. Рубинштейн, однако, считает, что вопреки распространенному мнению мужчины и женщины придают одинаковое значение финансам [16, c. 123].

Особенности направленности личности у мужчин и женщин. Обследование студентов казанскими психологами показало, что личностная направленность больше выражена у лиц мужского пола, а на взаимодействие - у лиц женского пола, деловая же направленность выражена у тех и других одинаково. О направленности лиц мужского и женского пола можно судить и по тематике рисунков, выполненных теми и другими на свободную тему. Оказалось, что у студенток было больше рисунков по темам "Природа", "Быт", а у студентов - по темам "Спорт", "Техника".

К. Хорни отмечает, что существуют различия в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский способ существования реализуется преимущественно через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям и инсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самоосознания.

Е. П. Кораблина пишет, что смыслом существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя кому-то через принятие объекта своей любви в свой душевный мир. Для мужчины же любовь в этом понимании является лишь частью жизни, поскольку другая часть посвящена им построению внешнего (по отношению к своей субъективности) мира и поиску в нем смысла своего существования.

Направленность на успех-неудачу. Е. Фергюсон (E. Ferguson, 1976) считает, что у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин - мотив избегания неудач. К. Хорни тоже отмечает, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации - ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация - избегание неудачи.

Имеются, однако, и другие данные. Так, в исследовании А. И. Винокурова выявлено, что женщины статистически достоверно по сравнению с мужчинами имеют более высокий уровень как потребности в достижении, так и избегании неуспеха в деятельности.

М. Л. Кубышкина [27], изучавшая возрастные особенности мотива социального успеха, не обнаружила различий между юношами и девушками в распределении мотивационных тенденций (избегание неудачи, стремление к признанию, к соперничеству). Взрослые же женщины менее склонны к соперничеству, чем мужчины, они менее доминантны и активны, более склонны избегать неудач. Если у девушек надежда на социальный успех превалирует над мотивом избегания неудачи, то у женщин выявлено некоторое преобладание избегания неудачи над надеждой на социальный успех. Между юношами и мужчинами подобных различий выявлено не было. Автор предполагает, что девушки не менее юношей нацелены на социальную активность и ставят перед собой широкие задачи социальной самореализации, они столь же энергичны, не избегают соперничества и стремятся к признанию и деловому успеху. Обнаруженное же у женщин снижение стремления к признанию и соперничеству и усиление мотива избегания неудачи может свидетельствовать о том, что с годами происходит постепенная переориентация женщины с направленности на широкие социальные контакты и социальную активность на более узкие доверительные отношения и на семейный очаг.

Различия в мечтах (желаниях). Левинсон отмечает, что как для мужчин, так и для женщин мечта имеет центральное значение. Но если для мужчин мечты о будущем носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам часто присуща раздробленность: карьера и замужество. Лишь домохозяйки имели однородную мечту: все свое свободное время они хотели посвятить обязанностям жены и матери, как это когда-то делали их собственные матери.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...