Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения и сущность предпринимательства в России. Предприятие как субъект рыночной экономики. Определение и характеристики торгового предприятия

Введение

 

Изучение дисциплины «Экономика организации» играет большую роль в процессе формирования истинного представления о своей будущей профессии у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Предыдущие изученные экономические дисциплины имели более масштабный объект познания и давали знания об экономике в целом. «Экономика организации» сужает объект изучении до масштабов отдельной организации (предприятия). Изучая предприятие (организацию) как единую систему со всем многообразием ее компонентов, мы познаем основы и принципы функционирования любого предприятия. А теоретические знания в содружестве с практическими навыками гарантируют успех в любом деле, в том числе и в менеджменте. Основную задачу менеджера – грамотно руководить, управлять организацией – выполнить практически не возможно, не зная законов ее функционирования. Информация, полученная в ходе изучения вышеназванной дисциплины, формирует первоначальный багаж профессиональных знаний будущего менеджера.

Тема данной работы выбрана неслучайно: оборотный капитал наряду с основным капиталом играет основополагающую роль в «жизни» любого предприятия. Нет капитала – нет предприятия. Этот закон универсален как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций.

Цель данной работы – исследование вопроса об источниках формирования и дальнейшем использовании оборотных средств предприятия.

Задачами являются:

· анализ теоретических основ;

· анализ деятельности конкретного предприятия;

· вывод практических рекомендаций для анализируемого предприятия.

В данной работе мы, опираясь на теоретическую базу, анализируем деятельность конкретного предприятия и, синтезируя полученные результаты, выводим практические рекомендации. Объектом исследования является ЗАО «ЦУМ», а предметом – оборотные средства данного предприятия.

Предмет защиты – выявление достоинств и недостатков ЗАО «ЦУМ» с точки зрения формирования и использования оборотных средств предприятия, а так же практические рекомендации для устранения подобного рода недостатков.

Курс работы состоит из трех частей:

1. В первой части данной работы излагаются теоретические основы: что именно представляют собой оборотные средства предприятия; кроме того, дается историческая справка термина «предпринимательство»; детально раскрывается сущность понятий «предприятие» и «торговое предприятие в частности»

2. В данной части рассматривается организационно-правовая форма предприятия, выявляются ее достоинства и недостатки. Также отмечается вид предприятия по размеру (т.е. по числу занятых на данном предприятии) В данной главе производится анализ и оценка использования оборотных средств предприятия;

3. В данной главе приводятся рекомендации по усовершенствованию деятельности предприятия на основе выявленных недостатков.

 

 


Анализ теоретических основ формирования оборотных средств предприятия

История возникновения и сущность предпринимательства в России. Предприятие как субъект рыночной экономики. Определение и характеристики торгового предприятия

В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689–1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.

В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности – акционерных, паевых, и лишь 1/3 приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и др.

К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – нэп (1921–1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь свертывается, и лишь в 90-е года началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. – Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.

В зарубежной литературе в настоящее время под термином предпринимательство понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» (в средние века – антрепренер) и «предпринимательство» /22, С. 18/.

· 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска;

· 1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием;

· 1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям;

· 1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии;

· 1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска;

· 1964 г. Питер Друкер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой;

· 1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу;

· 1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

В Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства – указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой.

К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:

самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

В соответствии с законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» «предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в порядке установленным настоящим законом, для производства продукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли». /1.С. 1/

То есть, при детальном раскрытии понятия «предприятия» целесообразно его рассматривать в следующих аспектах: организационно-экономическом, правовом, места и роли предприятия в рыночной экономике.

С организационно-экономической точки зрения предприятие представляет собой совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, используемых для производства, реализации товаров, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления социально-значимых функций.

Однако данное определение «предприятия» неполное, т. к. оно раскрывает только одну его сторону, а именно, что предприятие – это хозяйствующий субъект, целью и задачами которого является предпринимательская деятельность.

Предприятие должно помимо этого самостоятельно принимать решения по всем видам и результатам деятельности, нести ответственность за свои действия. С этой точки зрения предприятие выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект рынка, т.е. должно иметь самостоятельность.Иначе это не предприятие, а просто хозяйственная единица. Причем самостоятельность может быть двоякой: полной экономической и оперативно-хозяйственной. В первом случае предприятие функционирует за счет собственных средств, т.е. имеет полную экономическую самостоятельность, во втором – за счет средств другого предприятия, местного органа власти, государства и имеет только оперативно-хозяйственную самостоятельность.

Предприятия производят, транспортируют, реализуют товары, осуществляют иные виды предпринимательской деятельности, необходимые для рынка, общества. Следовательно, предприятие является основным звеном общественного производства.

Предприятие должно быть юридическим лицом: иметь в собственности обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, ПРЕДПРИЯТИЕэто основное звено общественного производства, самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданное для производства, реализации товаров, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли и осуществления социально-значимых функций./1, С. 24/

Основные признаки предприятия:

· должно иметь определенную систему организации коллектива работников, свою структуру, технологию, порядок управления;

· должно иметь обособленное имущество (самостоятельно им распоряжаться);

· нести имущественную ответственность за свои действия и обязательства;

· иметь собственное имя (наименование).

Данное определение относится к любому предприятию, независимо от формы его собственности, целей создания, видов деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации могут создаваться и действовать предприятия находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности общественных организаций. А также в Российской Федерации могут создаваться и действовать предприятии смешанной формы собственности, на собственности Российской Федерации и входящих в ее состав республик, автономных областей, местных Советов и органов местного самоуправления, иностранных государств, международных организаций, юридических лиц и граждан России.

В данной работе мы анализируем деятельность конкретного предприятия ЗАО «ЦУМ», занимающегося торговлей, следовательно, имеет смысл подробнее остановиться на определении торгового предприятия.

Торговое предприятие – это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданное для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли.

Не зависимо от формы собственности предприятия торговли, как правило, работают на условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Оно самостоятельно заключает договоры и ведет расчеты с производителями и поставщиками потребительских товаров, а также с потребителями этих товаров.

Важными задачами действующих предприятий торговли являются:

– удовлетворение потребностей и обеспечение населения потребительскими товарами;

– получение прибыли;

– недопущение сбоев в работе (ритмичность и равномерность реализации товаров, снижение рентабельности);

– информационное и консалтинговое обслуживание;

– маркетинговые исследования и др.

В конечном счете, перечень задач, стоящих перед торговым предприятием, и выбор из них приоритетных определяется либо интересами руководства предприятия или его владельца, либо размерами капитала, либо внешней или внутренней средой предприятия.

К основным функциям предприятий торговли относятся:

– организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг;

– удовлетворение спроса населения как по ассортименту, так и по качеству товаров;

– закупка товаров у производителей, их доставка и хранение, формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями покупателей;

– маркетинговые исследования, информационное и консалтинговое обслуживание и др.

Эти функции предприятий торговли могут конкретизироваться и уточняться в зависимости от:

– размеров предприятия;

– отраслевой принадлежности;

– формы собственности;

– степени специализации и кооперирования и др.

Предприятие несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременную уплату налогов и других платежей, производит оплату всех расходов, связанных с производством, реализацией товаров, развитием деятельности за счет своей выручки, прибыли.

Предприятия торговли характеризуются большим разнообразием типовых и видовых структур на потребительском рынке вследствие разных масштабов своей деятельности, товарной специализации, места и роли в общей системе товародвижения и способов продвижения на рынок производимых товаров.

Рассмотрим более детально классификацию предприятий торговли (табл. 1.1)

 

Таблица 1.1. Классификация предприятий торговли

Признак классификации Виды предприятий
1. В зависимости от форм собственности 1. государственные (муниципальные) предприятия 2. частные предприятия 3. предприятия смешанной формы собственности
2. В зависимости от характера деятельности 1.предприятия розничной торговли 2. предприятия оптовой торговли 3. предприятия общественного питания
3. В зависимости от организационно-правовых форм предприятий 1. государственные предприятия 2. муниципальные предприятия 3. индивидуальные частные предприятия 4. полное товарищество 5. смешанное товарищество 6.       товарищество с ограниченной ответственностью 7. акционерное общество открытого типа и др. (акционерное общество закрытого типа)
4. по масштабу деятельности 1. крупные предприятия 2. средние предприятия 3. малые предприятия

 

Деятельность предприятий торговли зависит от ряда взаимосвязанных факторов организационного, экономического, технического и технологического характера, одни из которых прямо воздействуют на работу предприятия, другие косвенно.

Факторами считаются условия для совершения различных процессов или причины, влияющие на эти процессы. Они взаимосвязаны между собой и влияют на результаты хозяйственной деятельности в различных направлениях: одни – положительно, другие – отрицательно.

Факторы, влияющие на деятельность предприятий торговли, могут классифицироваться по различным признакам (См. Прил.1). Особое внимание в экономической литературе уделяется внимание факторам или условиям, необходимым для осуществления хозяйственной деятельности, подразделяемым по экономической сущности, т.е. экономическим, технологическим, организационным, социальным. Причем часто название групп факторов варьируются в зависимости от особенностей деятельности предприятий торговли, типа предприятий и др.

По степени количественного измерения они подразделяются на факторы, поддающиеся и не поддающиеся количественной оценке. Влияние отдельных факторов на показатели хозяйственной деятельности не всегда поддается количественному измерению, например, это стаж работы, уровень образования, мода и т.п. В этом случае целесообразно рассмотреть направление влияния этих факторов па изучаемый показатель, что поможет сделать более обоснованными выводы и предложения.

Факторы можно также подразделить на интенсивные, обеспечивающие развитие предприятия за счет повышения ее эффективности и, прежде всего в результате роста производительности труда, улучшения использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов, и экстенсивные, связанные с количественным увеличением и расширением материально-технической базы, пополнением рабочей силы предприятий.

По воздействию на результаты работы предприятий факторы подразделяются на основные и второстепенные. Основными считаются факторы, действие которых должно изучаться в первую очередь. Это позволит давать объективную оценку деятельности предприятий и наметить пути повышения эффективности результатов их работы.

По степени детализации факторы подразделяются на простые, являющиеся результатом действия одной причины, и сложные, возникающие под воздействием комплекса причин.

По времени воздействия факторы могут быть постоянными, действующими непрерывно весь анализируемый период, и временными, действующими определенный период.

Для правильной оценки результатов работы факторы также можно подразделить на зависящие от предприятия, и не зависящие от результатов его работы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...