Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и синтез слов (суп, кит).




Проведение в занимательной форме (в виде игр на внимание, соревнований) упражнений, направленных на усвоение звукового анализа и синтеза.

2. Формирование навыка слогового чтения.

Последовательное знакомство с буквами У, А, И, П, Т, М, К, О, Ы, С на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения.

Умение выкладывать из цветных фишек и букв и слитно читать прямые слоги (та, му, ми, си) с ориентировкой на гласную букву. Преобразование слогов. Письмо слогов.

Умение выкладывать из букв разрезной азбуки и читать слова типа СОМ, КИТ.

Поэтапное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

Второй период обучения — ноябрь, декабрь, январь, февраль.

(Фронтальные занятия 5 раз в неделю, индивидуальные и подгрупповые занятия — ежедневно)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Ж, Л, Р, РЬ, Ц, Ч, Ш в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, прямоугольник, космонавт и др.).

3.Формирование связной, грамматически правильно речи по мере надобности.

Фронтальные занятия

Формирование произношения и развитие речи (3 раза в неделю)

А. Формирование произношения

1. Закрепление правильного произношения звуков С (продолжение), СЬ, З, Ь, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ.

2. Различение звуков на слух: С-СЬ, З-ЗЬ, ЗЬ-С-СЬ-Ж, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, ДЬ-Т-ТЬ-Г-ГЬ, ГЬ-К-КЬ-Д-ДЬ, Ш-С-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, Ж-З-Ш, РЬ-Л-ЛЬ.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: С-СЬ, З-ЗЬ, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, Ж-З, Ж-Ш, С-Ш-З-Х, Р-Л, Р-РЬ-Л-ЛЬ.

4. В связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков усвоение слов сложного звуко-слогового состава со слогами различной структуры (тротуар, перекресток, экскаватор и др.).

5. Анализ и синтез звукового состава слова (см. раздел «Обучение грамоте»).

Б. Развитие речи

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья).

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев).

Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных. (В лесу жила белка. Дети кормили белку. Дети любовались белкой); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой — голубой платок, ая — голубая лента, ое — голубое платье, ые — голубые полотенца).

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много светлых ламп. Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам).

Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек).

Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю – катал - буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит - выкрасил).

Словарная работа

Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексического материала) путем присоединения приставки (прибыл, приколотил, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); путем присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, -ая, -ое, ые; пластмассовый, -ая, -ле,-ые); путем словосложения (трехколесный, первоклассник). Воспитание умения употреблять образованные слова в составе предложений в разных падежных формах (У меня нет стеклянной вазы. Я катался на трехколесном велосипеде. Коля ненадолго зашел к товарищу).

Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет)

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистенький хвостик).

Предложение

Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения путем:

а) составления предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, у, к, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов, данных в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака).

б) составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу);

в) составление предложений с данными словосочетаниями (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку. Серенькой белочке — Дети дали орехов серенькой белочке)

г) добавления в предложения пропущенных предлогов (кусты сирени посадили (перед, за) домом. Елочка росла (у, около, возле) дома);

д) развитие умения дать полный ответ на поставленный вопрос.

Связная речь

а) Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа).

б) Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в иной последовательности.

в) Полные ответы на вопросы в связи с подготовкой к пересказу текста.

г) Развитие умения пересказывать тексты.

д) Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

Обучение грамоте

Обучение грамоте (два раза в неделю)

Обучение чтению отдельных слов (9-12 норм обучения)

Звуковой анализ слов

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двусложных слов.

Звуко-слоговой анализ слов типа косы, сани, суп, утка.

Умение составить схему слова из полосок и фишек.

Звуки гласные и согласные, твердые и мягкие. Качественная характеристика звуков.

Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

Воспитание умения находить в слове ударный гласный.

Умение подбирать слова к данным схемам.

Умение подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т.п.).

Работа с разрезной азбукой, чтение

Умение составлять слова из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнять слова недостающими буквами.

Преобразование слов (суп-сук, Тата-Ната) путем замены одной буквы.

Усвоение буквенного состава слов типа «Таня», «Яма»

Письмо букв и слов

Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы.

Обучение чтению предложений и текстов — 13-16 недель обучения.

Звуки и буквы

Умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие (только по отношению к парным по звонкости-глухости звукам).

Умение давать качественную характеристику звукам (гласный-согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой).

Усвоение букв Б, В, Д, Э, Г, Ш, Е, Л, Ж, Е, Р, Й.

Слово

Звуко-слоговой анализ слов типа «вагон», «вагоны», «кошка», «плот», «краска», «красный» и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием.

Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов путем замены или прибавления букв (мышка-мишка-мушка, стол-столик и т.п.); добавление в надписи пропущенных букв (ми-ка). Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Проведение в занимательной форме (в виде игр на внимание, соревнований), упражнений, направленных на усвоение звукового анализа слов. Усвоение буквенного состава слов типа «вата», «ветка», постепенно усложняя слова.

И слогов в надписи (ко-тенок, е-жик). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова. Проведение в занимательной форме (в виде кроссвордов, шарад, загадок), упражнений, направленных на усвоение буквенного анализа слов.

Предложение

Умение членить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Умение составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3-4 слов после анализа и без предварительного анализа.

Чтение

Усвоение слогового чтения слов указанной сложности и отдельных более сложных слов (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов.

Чтение предложений. Умение выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит … елкой).

Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов. Соблюдение при чтении пауз на точках. Осмысленные ответы на вопросы по прочитанному тексту. Умение поставить вопросы к прочитанному. Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.

Правописание

Закрепление умения различать ударные и безударные гласные.

Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза-козы).

Умение проверить (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов путем изменения слов (зуб-зубы, мороз-морозы) и с помощью родственных слов (дуб-дубок).

Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами.

Простейшие случаи переноса слов.

Умение выкладывать и писать слова с сочетаниями «жи-ши».

Усвоение навыка правильного оформления слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения — имена, фамилии людей, клички животных, названия городов пишутся с большой заглавной буквы.

Письмо после анализа и самостоятельно отдельных слов и предложений доступной сложности.

Третий период обучения — март, апрель, май

Фронтальные занятия 5 раз в неделю. Индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятий.

Фронтальные занятия

Формирование произношения и развитие речи (3 раза в неделю)

А. Формирование произношения

1. Закрепление правильного произношения звуков Ц, Ч, Щ и всех ранее пройденных.

2. Различение на слух Ч-ТЬ-СЬ-Щ, Ц-ТЬ-С, Щ-Ч-СЬ-Ш.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Ц-С, Щ-Ш, Щ-Ч, Щ-СЬ.

4. В связи с окончательным закреплением правильного произношения всех звуков речи усвоение слов сложного звуко-слогового состава (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.

5. Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

Фронтальные занятия заканчиваются к 1 июня. В июне-августе проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых окончательно дорабатываются все оставшиеся недочеты речи детей.

Б. Развитие речи

1.Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Закрепление полученных ранее навыков.

2. Словарная работа

Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов путем присоединения приставки или суффикса, путем словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить-учитель-учительница - ученик; футбол-футболист). Умение использовать образованные слова в составе предложений.

Воспитание умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале).

Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголка у ежа, иголки у елки).

3. Предложение

Закрепление на новом лексическом материале навыков составления и распространения предложения.

Умение пользоваться предложениями с предлогами «из-под» и «из-за» (кот вылез из-под стола).

Привлечение внимания к предложениями с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали — Дети бегали и прыгали).

Составление предложений по опорным словам (мальчик, поймать, ежик. В лесу под кустом мальчик поймал колючего ежика. Маленького колючего ежика мальчик поймал на опушке леса).

Привлечение внимания к сложноподчиненным предложениям с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Я буду рисовать, если Вы дадите мне альбом и цветные карандаши); к предложениям с относительным местоимением «который» (Роме понравился трактор. Трактор подарил ему брат. — Роме понравился трактор, который подарил ему брат).

Связная речь

а) Закрепление всех полученных ранее навыков.

б) Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения (Зайка не мог достать морковку, потому что он был маленький, а снеговик большой).

в) Развитие умения связно и последовательно пересказывать тексты, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью.

г) Воспитание навыка составления рассказов по картинке, по серии картин.

д) Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

Обучение грамоте

Обучение грамоте - 2 раза в неделю.

Звуки и буквы

Дальнейшее развитие навыков различения звуков.

Усвоение букв Ь, Ч, Ц, Ф, Щ, Ъ, Ь – разделительный (24-31 недели обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыки использования при письме ранее пройденных букв Е, Ё и усвоение букв Ю, Я. Усвоение буквы Ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв Ь (разделительный) и Ъ (разделительный) на базе отчетливого произношения и сравнения на слух и произношении сочетаний типа ЛЯ-ЛЬЯ.

Слово

Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям. Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов.

Усвоение буквенного состава слов различной сложности. Закрепление всех знаний и навыков, полученных ранее.

Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами Я, Е, Ё, Й. Воспитание умения выкладывать и писать слова с буквами Ь (как знак мягкости), Ю. Умение выкладывать и писать слова с сочетаниями «ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».

Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы и т.п.) постепенно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.

Предложение

Выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо небольших (3-5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Введение в предложение отдельных слов, написание которых требует применения правил (Дети катались на коньках).

Чтение

Дальнейшее развитие навыков чтения. Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами. Закрепление умения давать определенные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть прочитанных стихотворений, скороговорок, загадок.

В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, всевозможные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков списывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирования навыка сознательного слитного чтения.

Работа воспитателя

Объяснительная записка

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (3 раза в неделю, из них одно занятие отводится на развитие монологической речи).

Ознакомление с окружающим миром составляет важнейшую сторону воспитания. Дети знакомятся с окружающей действительностью, трудом людей, общественными праздниками, традициями и памятными датами страны.

Основной особенностью работы с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим является организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы, трудом людей и организацией практической деятельности детей (трудовой, игровой).

Программа занятий включает семь тем: «Наш детский сад», «Моя семья», «Наша улица», «Школа», «Город, в котором мы живем», «Родная природа», «Родная страна».

Изучение этих тем идет в двух направлениях:

1.Первое направление предусматривает ознакомление детей с общественной жизнью, трудом людей; правильное отношение к окружающей жизни. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью общества разнообразны: это экскурсии, беседы, чтение, рассматривание картин, диафильмы, праздники, утренники.

Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности: это специальные занятия по развитию навыков, дидактические и творческие игры, рисование, конструирование, художественная деятельность детей, самообслуживание, общественно полезный труд, организация и проведение праздников.

2. Второе направление предусматривает знакомство детей с природой в непосредственном общении с ней; формирование представлений о природе родного края; воспитание бережного и заботливого отношения к объектам природы, культуры поведения и организацию посильной деятельности детей по охране природы.

Знакомство с природой проходит в форме экскурсий в лес, парк, сад, к реке и пр., целевых прогулок, практической работы на участке, занятий в уголке природы, бесед, чтения.

Важно так сочетать ознакомление с окружающим и организацию практической деятельности детей, чтобы они не только приобретали известные знания о нравственных нормах и правилах поведения, но и систематически приучались руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни, в своих отношениях с детьми и взрослыми.

Темы следует изучать последовательно и возвращаться к одной и той же теме несколько раз в течение года по мере надобности (в связи с сезонными изменениями, знаменательными событиями в нашей жизни, необходимостью систематически отрабатывать умения и навыки поведения, формировать правильное отношение к окружающему). Так, например, цикл занятий по ознакомлению с окружающим миром целесообразно начинать с темы «Наш детский сад». Дети не только осматривают здание, но сразу вводятся в курс жизни детского сада: знакомятся со всеми помещениями, их назначением, узнают о работниках детского сада, учатся правильному поведению и уважительному отношению к окружающим. В связи с усвоением материала по теме «Наша улица», дети постепенно знакомятся с ближайшим окружением детского сада, усваивают некоторые правила поведения на улице. Пока стоит теплая осенняя погода, проводятся экскурсии по участку (в парк, лес), дети наблюдают за изменениями в жизни животных и растений (тема «Наша родная природа»). Наступает праздник 7 Ноября — проходится часть темы «Родная страна»

Все темы занятий взаимосвязаны, проникают одна в другую и, несмотря на то, что занятия одного дня подчинены какой-либо одной теме, в них находят отражения вопросы, связанные с другими темами.

Развитие речи

Ознакомление с окружающим является важнейшим источником речевого развития детей.

Работая над развитием речи детей, воспитатель пользуется имеющимися в дошкольной и школьной методической литературе рекомендациями, в то же время постоянно учитывает особенности речевого развития и психической деятельности детей данного контингента.

На всем протяжении коррекционно-воспитательного обучения при проведении режимных моментов, игр, прогулок, экскурсий большое внимание уделяется речевому поведению детей — умению вежливо обращаться к детям и взрослым; умению внимательно выслушать собеседника и давать ответ, соответствующий содержанию вопроса; в то же время обогащается и активизируется словарь детей, совершенствуется монологическая речь. Речевое развитие детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, собранности, умения управлять собой.

Особенно большое значение имеет подготовка воспитателя к проведению занятия. На занятиях накопленные детьми впечатления уточняются и систематизируются. Занятия носят обучающий характер. Составляется план каждого занятия. Определив ту или иную подтему для изучения (см. программу ознакомления с окружающим), например «Овощи», «Дикие животные», «Ранняя весна» (тема «Природа нашего края»), «Транспорт», «Город, где мы живем» (тема «Город и его окрестности») и т. п., в первую очередь определяется, что именно из указанного в темах материала предполагается использовать при изучении данных подтем. Далее определяется количество занятий на данную подтему, виды занятий (экскурсии, беседа, обучение пересказу и т.п.). Определяются цели каждого занятия, — обычно их бывает несколько.

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятий указать, какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии (исключение могут составлять занятия по теме «Родная страна»). Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя речи (особенно работа над предложением), развитие связной речи. Главной задачей является развитие связной речи — решение этой задачи осуществляется на большинстве занятий, так или иначе сочетаясь с решением других задач, а раз в неделю (занятие по развитию монологической речи) занимая большую часть времени.

Словарная работа направлена, прежде всего, на закрепление и активизацию приобретенного в связи с ознакомлением с окружающим словаря (особенно прилагательных, в том числе в сравнительной форме, и глаголов); на уточнение понимания смысла известных детям слов; на расширение запаса синонимов и антонимов («Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или из сказки «Лиса и Петух»: Петух был смелый, он не испугался лися. А зайчик? Какой был зайчик? (робкий, трусливый, боязливый, несмелый). Раскрывается значение многозначности слов (плитка шоколада, плитка облицовочная, плитка электрическая); переносного значения слов (мастер - золотые руки, золотая осень). Очень важна совместная работа над словарем воспитателя и логопеда. Так, логопед на своих занятиях обращает внимание детей на родовую принадлежность существительных и относящихся к ним прилагательных (лес — сосновый, ветка — сосновая); на образование прилагательных от существительных (малина — малиновый, лимон — лимонный); на образование сложных слов (листья падают — листопад); неоднократно привлекает внимание детей к образованию слов с помощью приставок и т.д., и т.п.

В этих и других аналогичных случаях воспитатель по согласованию с логопедом закрепляет и расширяет полученные детьми знания, обогащая их словарь словами-названиями предметов, признаков, действий. В ряде случаев логопед использует тот словарь, который был подготовлен воспитателем. Так, в течение года дети знакомятся со многими профессиями, логопед (в третьем периоде обучения) использует знакомый детям словарь, чтобы обратить их внимание на образование слов, обозначение профессии (учить-учитель-учительница, кран-крановщик-крановщица и т.п.).

Формирование грамматического строя речи

К этому разделу относится изменение грамматических форм слова (формообразование) и работа над словосочетанием и предложением. Логопед систематически (в связи с закреплением правильного произношения) привлекает внимание детей к изменению грамматических форм слова — это может быть образование множественного числа существительных, особенно тех, которые по тем или иным причинам могут вызвать затруднения (пальто, львы, колеса, торты и т.п.); образование родительного падежа множественного числа существительных (много стульев, рейтуз, простынь и т.п.); в связи с работой над словосочетанием и предложением логопедом проводятся упражнения в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. По согласованию с логопедом воспитатель включает в свои занятия упражнения на закрепление полученных детьми знаний и навыков.

Особенно важна и ответственна работа воспитателя над предложением. Если логопед основное внимание уделяет построению простого и сложного предложения, связи слов в словосочетаниях и предложениях, распространению предложений, то одна из основных задач воспитателя по данному разделу заключается в том, чтобы научить детей внимательно вслушиваться в задаваемые им вопросы и давать на них правильные ответы, используя различные типы предложений. При этом необходимо контролировать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.

В связи со сказанным особенно важно при подготовке к очередному занятию составлять и указывать в плане те вопросы, которые будут заданы детям и (обязательно) предполагаемые ответы детей.

При проведении занятий воспитатель добивается правильных ответов, на них обращается внимание всех детей, они повторяются отдельными детьми и хором. Ошибки детей (начал с «потому что», дал ответ, правильный по существу, но неправильно построил предложение, дал ответ не соответствующий вопросу и т.д.) обязательно исправляются, дается правильный образец. В начале года, когда основная работа проводится в форме бесед, вопросы подбираются наиболее простые, предполагающие при ответе лишь добавление к вопросу двух-трех слов. (В каком домике жила лиса? Лиса жила в ледяном домике). Позднее (II и III периоды обучения) постепенно, учитывая возросшие возможности детей, переходят к усложненным вопросам, которые для ответа требуют подбора новых слов или предложений. Особенно важны в это время вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связь между объектами, требующие сравнения объектов (Почему зайчик не мог достать морковку? — Зайка не мог достать морковку, потому что он маленький, а снеговик большой). В это же время следует постепенно учить детей задавать вопросы. Умение отвечать на заданные вопросы играет большую роль не только для совершенствования диалогической речи, но и для развития монологической речи.

Наряду с обучением полному ответу проводятся упражнения в развитии у детей навыка давать ответы одним словом. Этот вид работы важен как для подготовки к выделению слова из предложений, так и для воспитания и закрепления навыка определения по вопросам (Кто или что? Что делает? Какой?) слов-предметов, действий, признаков.

Кроме вопросно-ответной формы с целью обучения детей употреблению предложений с сочинительной или подчинительной связью используется прием договаривания с детьми начатых воспитателем предложений с последующим произнесением предложений полностью. (На улице еще снег, но… он уже скоро растает. У сороки хвост длинный, а … у галки короткий. Ласточки улетают в теплые страны, … потому что зимой им голодно).

Развитие связной речи

Развитие связной речи непрерывно связано с обогащением и активизацией словаря и формированием грамматического строя речи. При формировании монологической речи детей с речевыми дефектами особое значение приобретает обучение рассказыванию по восприятию предметов, картин, наблюдаемых явлений и пересказу.

Рассказы по восприятию оказывают большое влияние на развитие детей. Умение описывать наглядно воспринимаемые предметы облегчает в дальнейшем обучение более сложным видам рассказывания. В I период обучения большое внимание уделяется описанию натуральных предметов, преимущественно объектов природы (овощи, листья, деревья), а также бытовых предметов, знакомых орудий труда (подбор предметов зависит от изучаемой темы).

Необходимо учить детей наиболее полно описывать предметы, руководствуясь отдельными вопросами или данным воспитателем планом (т.е. серией из 3-4 вопросов); в то же время широко используется рассказ-образец, который должен быть последовательным, кратким, состоящим из простых по структуре предложений. Образец рассказа более других приемов облегчает обучение, так как детям показывается результат, которого они должны достичь. При закреплении умения составлять рассказы используется прием описания по памяти. Не менее важно учить детей составлению сравнительных рассказов, привлекая внимание детей, как к сходству, так и к различию между предметами, явлениями. При составлении описательных рассказов широко используются игры-загадки.

Во II и III периодах обучения, наряду с продолжающимся описанием отдельных предметов (преимущественно животных, птиц, насекомых) и составлением сравнительных рассказов, систематически проводится составление отдельных описательных рассказов по картинкам. В то же время, постепенно отходя от применения рассказа-образца, выдвигается задача научить детей составлению рассказов по данному плану.

Воспитатель, используя методические приемы, описанные в имеющихся пособиях, особенно часто применяет прием составления рассказа-описания по частям, с последующим объединением частей в связный рассказ.

Обучение пересказу занимает одно из ведущих мест в системе коррекционного воздействия. Начиная с I периода обучения, логопед систематически, в связи с закреплением правильного произношения, заучивает с детьми постепенно усложняющиеся тексты. Работа воспитателя по пересказу текстов, начиная со II периода обучения, проводится систематически не реже одного раза в неделю. Произведения для пересказа подбираются сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий, доступные по размеру. Руководствуясь при обучении пересказу общими требованиями, воспитатель особое внимание обращает на осмысленность (т.е. полное понимание текста) и последовательность изложения, учит детей рассказывать по плану. С этой целью используются отдельные вопросы, серии вопросов, зарисовки на доске (схематические) или выставление на фланелеграфе тех или иных предметов или персонажей (по мере перехода от одной части к следующей); серии картин, рассказ по частям. В III периоде обучения, когда появляется возможность шире развернуть работу над выразительностью речи, вводится пересказ по ролям. В это же время включается рассказ по воображению. К концу года дети должны знать близко к тексту 7-10 произведений, которые они неоднократно рассказывали в течение года.

Планируя занятия на выделенную для изучения подтему (кроме темы «Родная страна»), следует так подбирать материал, чтобы были обеспечены различные стороны обучения: выявление знаний детей, получение детьми новых сведений (рассказ воспитателя, чтение художественных текстов; упражнения по описанию и сравнительному описанию) обучение детей рассказыванию. Обязательно включается в план указание о речевой работе с перечислением конкретных заданий и требований. Перечисляются также дидактические игры, которые предполагается включить (игры-загадки, «Что лишнее?» и др.), демонстрационный и раздаточный материал. Тема «Родная страна» изучается в соответствии с существующими в методической литературе рекомендациями.

При проведении любого занятия учитываются индивидуальные особенности речи и поведения детей.

В плане указывается, какую именно работу предполагается провести по отношению к отдельным детям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...