Подготовка к письму (в течение года)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 а) Умение правильно сидеть, держать тетрадь, владеть карандашом. б) Развитие зрительного восприятия детей путем восприятия и воспроизведения несложных комбинаций из цветных палочек и геометрических фигур. в) Ознакомление с тетрадью и разлиновкой. г) Письмо элементов букв в тетрадях по двум линейкам с косой разлиновкой. д) Умение писать печатные буквы. Умение писать слова и короткие предложения (порядок письма букв и слов устанавливается в зависимости от последовательности их изучения на занятиях по грамоте). Развитие элементарных математических представлений 1. Счет в пределах 10. 2. Учить определять равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения. 3. Количественный состав числа в пределах 5-10 из отдельных единиц. 4. Учить сравнивать смежные числа в пределах 10-20 на конкретном материале. Преобразование неравенств в равенство. 5. Умение отвечать на вопросы (Который? Какой? Сколько?). 6. Деление на несколько равных частей. 7. Сравнение целого и частей. 8. Навыки прямого и обратного счета в пределах 10. 9.Счет на слух, по осязанию; отсчитывание предметов в соответствии с указанным числом из большего количества предметов (с открытыми и закрытыми глазами). 10. Называть смежные числа к названному числу; понимать выражения «до» и «после». 11. Определять количественный состав числа из отдельных единиц на конкретных примерах. 12. Разлагать число на два меньших в пределах 5. 13. Делить предмет на 2, 4 равные части (яблоко, лист бумаги и т.п.). 14.Составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание на наглядном материале. Ознакомить со структурой задачи, условием, числовыми данными, вопросом задачи. Составлять задачи из личного опыта детей, разного содержания на наглядном материале и без него.
15. Различать в задаче действия сложения и вычитания, давать ответ на вопрос задачи. 16. Различать на плоскости левую, правую, боковую, верхнюю, нижнюю стороны, правый или левый, верхний и нижний углы, середину. 17. Ознакомление с понятиями о величинах: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже, легче, тяжелее, толще, тоньше. 18. Учить различать овал и круг; уметь соотносить форму с окружающими предметами (блюдце, тарелка — форма круга, огурец — форма овала и т.д.). 19.Развивать понятие о пространственных отношениях (впереди, сзади, рядом, напротив, справа от, слева от, между). 20.Учить детей запоминать и произносить дни недели, их последовательность, различать понятия «вчера» и «завтра». 21. Знать времена года, название текущего месяца. Рисование, лепка, аппликация и конструирование (СНОСКА: Закрепление умений и навыков по изобразительной деятельности рекомендуется проводить также и в свободные от занятий часы). Рисование 1.Развивать интерес к изобразительной деятельности. Расширять представления об основных свойствах предметов (форма, цвет, величина). Сравнивать и различать предметы по разным признакам. Учить рисовать: а) с натуры цветы, фрукты, овощи, игрушки; б) после наблюдений во время прогулки — транспорт, деревья с осенними листьями, снежную бабу и т.д.; в) отражать впечатления от праздничных дней (елка, салют и т.д.); г) передавать несложные движения человеческих фигур; д) узоры на круге, многоугольниках. 2.У детей закрепляется навык рисования карандашом (не нажимать сильно на карандаш, штрихи накладывать равномерно, легким движением в одном направлении, туда и обратно), красками; уметь насыщать кисть краской, проводить линии, держа кисть вертикально, раскрашивая рисунок — наклонно проводить в одном направлении — слева направо, сверху вниз.
3. На протяжении года совершенствовать умение детей анализировать натуру перед рисованием, совершенствовать и планировать предстоящую работу и рассказывать о последовательности выполнения и о содержании этой работы. 4.Уметь критически оценивать свою и чужую работу. Лепка 1. Закреплять знания детей о разных материалах (глина, пластилин), умение пользоваться движениями всей кисти рук, пальцами. Отрабатывать свободное выполнение различных движений — скатывание, сплющивание, оттягивание, прищипывание, сглаживание, вдавливание. 2. Лепить различные по форме предметы (овощи, фрукты, животных, кукол, посуду), передавая их характерные признаки. Постепенно переходить к лепке из одного куска более сложных фигур по типу народных игрушек, передавать движения человека, животных в различных позах. Лепить из пластилина по представлению простые сюжетные композиции, используя знакомые сказки. 3. При выработке достаточных навыков можно выполнять коллективную лепку. Воспитывать умение сравнивать свои работы с образцом, работами товарищей. Высказывать критические замечания. Аппликация 1. Закреплять навык пользования ножницами. Резать бумагу по прямой, делать косые срезы, вырезать из прямоугольников круглые и овальные формы. 2. Составлять симметричные узоры из геометрических фигур на квадрате. Вырезать силуэтные изображения (птица, заяц), выполнять простейшие аппликации — пейзажи. При выработке достаточных навыков можно выполнять коллективную аппликацию. 3. Воспитывать умение сравнивать работу с образцом, с работами товарищей. Уметь передать в речи содержание выполняемой работы, выполненной работы. 4. Учить детей планировать предстоящую работу, называть необходимые операции для выполнения поделки. Уметь передавать в речи последовательность предстоящей работы. Конструирование Учить детей подбирать детали по форме, размеру и цвету в соответствии с содержанием постройки. Из строительного материала разной величины сооружать автобус, автомобиль, самолет. Изготовлять игрушки из природного материала. Развивать у детей способность на ощупь, с закрытыми глазами определять форму предмета, материал, из которого он сделан.
Используя небольшой по размеру материал (мелкая мозаика, счетные палочки и т.п.) составлять узоры: а) по образцу, б) по словесной инструкции. Уметь передавать в речи последовательность и характер выполняемых действий. Физическое воспитание Для детей, не имеющих двигательных нарушений, используются в полном объеме упражнения, предусмотренные программой детских садов общего типа. Для детей с остаточными явлениями органического поражения ЦНС рекомендуется уменьшить требования в соответствии с заключением психоневролога. В дополнение к программе вводятся специальные корригирующие упражнения. Корригирующие упражнения Фиксировать положения движений рук, ног, туловища, головы. Положение рук вниз, вперед, в стороны, за голову, на голову. Круговые движения руками попеременно и вместе. Поднимание и опускание плеч; движение кистями и пальцами рук в различных исходных положениях. Перешагивать вперед-назад через находящийся в руках обруч. Захватывать, сидя на полу, пальцами ног предмет, подтягивая ноги к себе, перекладывать предметы пальцами ног вправо и влево. Наклоны туловища вправо-влево, вперд-назад, наклоняться как можно ниже вперед с палкой за плечами, держа ее под мышками. Наклониться, положить с правой, левой стороны предмет на пол и поднять его. Запомнить и произвести простейшие сочетания из изученных движений. Упражнения с мячом. Попеременно ловить большой и маленький мяч. С закрытыми глазами передавать по кругу большой и маленький мяч. Бросать мяч в круг, в корзину, в обруч (расстояние не менее 1,5 метра для правой руки и 1 метр для левой руки). Прокатывание мяча между ориентирами. Упражнения с флажками и обручем. Движения руками с флажками в ходьбе. Разнонаправленные движения руками с флажками по показу. Прокатывание обруча между ориентирами. Дыхательные упражнения. Глубокий вдох через нос — выдох через рот; выработка длительного плавного выдоха через рот. В дыхательных упражнениях используются пройденные гласные, фрикативные согласные звуки (с, з, в, ф), сонорные — м, н, л, р.
Упражнения для развития моторики пальцев рук. Сжать руку в кулак, сжимать резиновую грушу, резиновый мяч; сжимать резиновую грушу пульверизатора, направляя воздушную струю на папиросную бумагу, флажок и т.п. Разгибать поочередно из зажатого кулака пальцы; поочередно ударять по поверхности стола кулаком, ладонью и ребром ладони; поочередно соприкасаться большим пальцем с остальными. Перебирать натянутую резинку пальцами левой и правой руки. Упражнения проводятся с постепенным увеличением объема и количества повторений. Документация МПК 1. Журнал регистрации детей Дети, направленные на медико-педагогическую комиссию, обязательно регистрируются в журнале учета. В нем фиксируются данные о ребенке, диагноз и заключения специалистов, направивших его на комиссию, здесь же записывается заключение МПК по приему детей, а затем — по выпуску: решение МПК и дальнейшие рекомендации к обучению. Журнал оформляется по форме №1. 2. Протокол заседания медико-педагогической комиссии заполняется по форме № 2. 3. Документация учителя-логопеда - Речевая карта. - План работы логопеда. - Индивидуальные тетради детей. - Тетрадь для вечерних логопедических занятий воспитателя. - Отчет логопеда. Форма 1 Форма2 Речевая карта Данные обследования записываются в речевой карте. В первые две недели логопед проводит обследование речи детей. Выявляет уровень сформированности связной речи, обращает внимание на правильность ее фонетического и лексико0грамматического оформления, готовность к звуковому анализу и синтезу слов. Отмечается сформированность слоговой структуры, сохранность и подвижность артикуляционного аппарата. В речевой карте обязательно приводятся примеры детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками. Закончив обследование, логопед знакомит воспитателя с основными дефектами в речевом развитии каждого ребенка (в соответствии с речевой картой), особенно подробно останавливается на содержании коррекционного обучения с детьми, имеющими наиболее тяжелые отклонения в фонетико-фонематическом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Каждый воспитатель должен хорошо слышать дефектное произношение звуков, аграмматизмов в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать, у кого из детей звуки в настоящее время находятся в стадии постановки, закрепления или дифференциации. Это дает возможность повседневно следить за речью детей и поправлять их на занятиях и вне занятий с учетом их индивидуальных возможностей.
В конце учебного года фиксируются итоги логопедической работы: отмечаются нескорригированные дефекты в речевом развитии ребенка, даются родителям рекомендации в отношении дальнейшего обучения. Планирование работы учителя-логопеда. Учитель-логопед имеет перспективный план на весь учебный год, в котором отражается: 1. Проведение семинаров воспитателей, бесед и консультаций. 2. Проверка речи детей всех групп того массового детского сада, где работает логопед. 3. Проведение лекций, открытых логопедических занятий для логопедов и воспитателей массовых и специальных детских садов (района, города). 4. Консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя, музыкального работника). 5. Участие в педсоветах, районных конференциях, педчтениях. 6. Работа с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок для родителей, проведение родительских собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и пр.). Обязательным является составление логопедом плана на каждое фронтальное занятие. В плане указывается тема, цель, примерный ход занятий. Воспитатель присутствует на фронтальном занятии, коротко записывает его этапы, фиксируя трудности и ошибки детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|