Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники финансирования дефицита государственного бюджета в республике Беларусь

 

Развал СССР, потеря экономических связей между бывшими союзными республиками создали значительные финансовые трудности, в том числе и в нашей стране. В результате, начиная с 1992 года, республиканский и консолидированный бюджеты исполняются с дефицитом.

Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В этой связи встает вопрос об источниках финансирования бюджетного дефицита.

Так как дефицит бюджета предусматривает его финансирование, то непосредственное влияние на уровень инфляции оказывает не величина бюджетного дефицита, а источники, используемые для его покрытия.

Согласно бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 18 декабря 2002 года с изменениями и дополнениями, выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Внутреннее финансирование дефицита включает:

1. Источники, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования, в основном представленные кредитами Национального банка и ценными бумагами, приобретенными им непосредственно у правительства.

2. Источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц (государственные краткосрочные и долгосрочные операции, векселя правительства Республики Беларусь, прочие государственные ценные бумаги).

3. Источники, получаемые из других секторов государственного управления: заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, операции по средствам в иностранной валюте и др.

4. Прочие источники внутреннего финансирования.

Внешнее финансирование дефицита включает:

1. Чистые кредиты международных финансовых организаций.

2. Кредиты правительств иностранных государств.

3. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках.

4. Прочие источники внешнего финансирования.

С момента образования бюджетного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.

С целью оптимизации источников финансирования дефицита бюджета необходимо:

1. Свести к минимуму эмиссионное кредитование Национальным банком дефицита республиканского бюджета.

2. Принять необходимые меры для более динамичного развития рынка государственных ценных бумаг:

· расширить номенклатуру государственных ценных бумаг, выпуская облигации с более разнообразными сроками обращения, механизмами погашения и выплаты доходов;

· принять меры для улучшения ликвидности банковской системы: в первую очередь, отказаться от принуждения банков к кредитованию определенных субъектов хозяйствования;

· по мере повышения реальных доходов населения провести внутренний облигационный заем для населения.

3. Обеспечить улучшение кредитного рейтинга нашей страны для при влечения внешнего финансирования, а также разработать механизм привлечения иностранных кредитов под залог акций государственных предприятий. [21, с.387]

Международным валютным фондом рекомендуется две классификации операций финансирования бюджетного дефицита: по типу кредитора и по типу долгового обязательства.

По типу кредитора.

Кредиторы или владельцы долговых обязательств классифицируются по принципу однородности экономического поведения, что позволяет получить информацию о вероятном воздействии на экономику. Схема классификаций операций финансирования бюджетного дефицита по типу кредитора имеет следующий вид:

I. Общее финансирование (II +III).

II.Внутреннее финансирование.

 1. От других частей сектора государственного управления.

 2. От органов денежно-кредитного регулирования.

 3. От депозитных банков

 4. Прочее внутреннее финансирование.

 5. Корректировки.

III.Внешнее финансирование.

6. От международных организаций экономического развития.

7. От зарубежных учреждений управления

8. Прочее финансирование.

9. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью.

По внутреннему финансированию показываются все операции финансирования, осуществляемые учреждениями государственного управления и резидентами данной страны, к которым относятся частные лица, предприятия, учреждения управления или другие экономические единицы. Торговля государственными ценными бумагами, осуществляемая между резидентами и нерезидентами, также может оказывать влияние на объем внутреннего финансирования. Во внутреннее финансирование включается изменения государственных резервов национальной валюты, депозитов, хранимых в финансовых учреждениях, которые являются резидентами данной страны, и объема ценных бумаг, выпущенных резидентами и используемых учреждениями управления с целью управления ликвидностью.

По внешнему финансированию учитываются все операции финансирования, осуществляемые учреждениями государственного управления и частными лицами, предприятиями, международными организациями и другими экономическими единицами, не являющимися резидентами данной страны. Сюда же относится торговля государственными ценными бумагами. Во внешнем финансировании отражаются все изменения в государственных резервах иностранной валюты, в объеме депозитов, депонированных в финансовых учреждениях, а также в резервах ценных бумаг, выпущенных организациями и используемых учреждениями для управления ликвидностью, которые являются результатом финансовых сделок, а не стоимостных переоценок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...