Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный дефицит и государственный долг в республике Беларусь

 

Палата представителей Национального собрания в первом чтении одобрила проект Закона "О бюджете на 2005 год". Бюджет на текущий год сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность республики. Так, удельный вес расходов на социально-культурную сферу, субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту, дотации по топливу, а также расходов по кредитованию жилищного строительства, предоставлению льгот и компенсаций населению, пострадавшему от катастрофы на ЧАЭС, достигнут 65,7% в общем объеме консолидированного бюджета в 2005 году.

Кроме того, для дальнейшей консолидации в бюджете государственных фондов и усиления контроля за использованием собираемых средств в состав республиканского бюджета включен Фонд социальной защиты населения с объемом средств в сумме 6,7 трлн. рублей, что составит 10,7% ВВП в текущем году. Также с этого года в состав доходов государственных целевых бюджетных фондов были включены поступления в инновационные фонды республиканских органов государственного управления и других организаций в размере 897,8 млрд. рублей(1,4% ВВП). В текущем году произошло снижение налоговой нагрузки около 0,5% к ВВП за счет уменьшения ставки чрезвычайного налога с 4 до 3% от фонда заработной платы, ставки сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда с 0,75 до 0,5% от выручки, полученной от реализации товаров.

В целом доходы консолидированного бюджета в 2005 году прогнозируются в объеме 25,9 трлн. рублей, а их удельный вес составит 44,1% ВВП. В 2004 году такой показатель оценочно составил 40,9% ВВП. При этом основными источниками доходов консолидированного бюджета являются налог на добавленную стоимость (30,6% в общих доходах бюджета без доходов фондов), налоги на доходы и прибыль — 13,1%, подоходный налог — 11,8%, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций — 9,5%, акцизы — 8,1%, чрезвычайный налог — 2,4%. Расходы по проекту консолидированного бюджета в 2005 году возросли против уточненного плана 2004 года на 30,4% и прогнозируются в размере 26,9 трлн. рублей. Из них расходы государственных целевых бюджетных фондов — 4,3 трлн. рублей и Фонда социальной защиты населения — 6,8 трлн. рублей.

Доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме 18,3 трлн. рублей, расходы — 19,2 трлн. рублей, что на 30,4% больше, чем в 2004 году. Таким образом, дефицит республиканского бюджета в текущем году составит 910 млрд. рублей или 1,5% от ВВП. В 2005 году, как и в прошлом, не предусматривается привлечение кредитов Национального банка на финансирование дефицита бюджета. В этих целях планируется привлечь внутренние источники (государственные ценные бумаги, доходы от реализации государственного имущества и другие) в сумме 386,3 млрд. рублей(42,4%) и внешние — в сумме 523,7 млрд. рублей(57,6%)

Характеризуя динамику дефицита (-), профицита (+) консолидированного бюджета Республики Беларусь за последние 13 лет, которая представлена на рис. 5, надо отметить следующее: в 1998 году наблюдается самый большой размер бюджетного дефицита (-9995 млрд. руб. или 2,9% от ВВП). Это связано с финансовым кризисом в России в 1998 году, так как наша республика имеет самое большое торговое сальдо именно с Российской Федерацией. До 1998 года наблюдается постепенное увеличение уровня дефицита государственного бюджета, после 1998 – стабилизация ситуации и постепенное сокращение уровня бюджетного дефицита до уровня –-910 млрд. руб. или 1,4% от ВВП.


 

Рисунок 2.1 Динамика дефицита(-), профицита(+) государственного бюджета.(в млрд. руб.)

 

Более подробно социально-экономическое положение РБ на протяжении последних 15 лет представлено в таблице 3 (Приложение Б, таблица 3).

На современном этапе Республика Беларусь прибегает к привлечению внешних и внутренних займов для финансирования общегосударственных расходов. Размеры внутреннего и внешнего госдолга, источники привлечения, расходы по привлечению и обслуживанию долга утверждаются ежегодно в Законе о бюджете на очередной финансовый год. Так, ежегодно утверждается, что размер прироста внутреннего госдолга Республики Беларусь не может превышать 3% от ВВП. Лимит внешнего госдолга на конец очередного финансового года устанавливается в размере 2 млрд. долларов США. Следует отметить. Что размер как внутреннего, так и внешнего госдолга из года в год изменяется незначительно. Например, за 2004 год внутренний долг составил 2 173 762 млн. руб., на 2005 год он был запланирован в размере 2 874 635 млн. руб., а прогноз на 2006 год – 3 096 474 млн. руб. Также его прирост за 2004 год составил 2,1% к ВВП, что не превышает установленный предел, а за 2005 и 2006 года это соотношение планируется в размерах 1,5 и 0,4% к ВВП, соответственно.

Также ежегодно определяются размеры внешних государственных кредитов, погашение основной суммы долга и процентов по ранее полученным кредитам. Так на 2005 год расходы по обслуживанию долга запланированы в размере 108381,28 тыс. долларов США, из них 93110,33 тыс. долларов – на погашение основного долга, а 15270,95 тыс. долларов – на уплату процентов [2, c.23].

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Положением “О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов” одобренного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 июня 1998 года № 826/23 и Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год” от 28 октября 2004 года.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь”, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Согласно статье 33 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2005 года установлен в размере 2 млрд. долларов США.

Внешний долг Республики Беларусь уменьшился по сравнению с началом года на 15,8% и составил на 1 июля 2005 года 624,1 млн. долл., как сообщило Министерство финансов Республики Беларусь. Уточненные показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. По данным Министерства финансов, на долю долгосрочных займов приходится около 98,5% всего объема внешнего государственного долга или 614,7 млн. долл., краткосрочных – 1,5% или 9,4 млн. долл. [4, с.98]

Главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный Валютный Фонд (МВФ), США.

При обсуждении проблемы оптимизации госдолга Республики Беларусь ведущими экономистами страны предлагается несколько путей ее решения. Очевидно, что анализ возможных вариантов для целей принятия решения должен учитывать не только экономические, но и политические последствия тех или иных действий в отношении суверенного долга.

Согласно рекомендациям ряда экономистов, политика в сфере государственных заимствований, нацеленная на сокращение долгов, должна реализовываться в трех направлениях: мобилизация внутренних ресурсов, рыночное управление долгом и переговоры с внешними кредиторами о снижении долгового бремени [9,c.58].

Первая и обязательная задача – ревизия всех внутренних источников поступления или экономии валютных средств, усиление контроля за вывозом капитала. В ряде статей, посвященных методам мобилизации внутренних резервов сокращения государственного долга предлагаются следующие задачи:

- бороться с коррупцией и сокращать абсолютные характеристики «бегства капитала»;

- содействовать ускорению темпов накопления национального капитала, поскольку внешние займы ведут к экономической зависимости от кредиторов;

- стимулировать экономический рост, усиливая рост государства в инвестиционном процессе и обновлении основного капитала.

Третьей задачей государства является упорядочение отношений с внешними кредиторами и установление новых графиков платежей по долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

Необходимой предпосылкой обеспечения благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение рыночных реформ в Республике Беларусь, улучшение инвестиционного климата. Реализация программы должна содействовать восстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов.

В связи с тем, что белорусским правительством применяется практика рефинансирования задолженности, следует выработать также общие подходы к построению оптимальной политики заимствований, которая позволяла бы в дальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы. В качестве таковых можно рассматривать, например, следующие:

1.Соблюдение пределов заимствований. Ежегодные объемы вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должны примерно соответствовать размерам ежегодных текущих выплат по основному долгу, а не суммарным платежам по погашению и обслуживанию внешнего долга.

2.Регулирование структуры заимствований. Структура заимствований должна быть оптимальной как по срокам, так и по самому портфелю. Приемлемые условия каждого нового кредита или займа в отдельности еще не означают их положительный совокупный эффект на общий график платежей по внешнему долгу.

В отношении регулирования внешнего госдолга большинство авторов статей и монографий сходятся в том, что возможно использовать только финансово – технические методы управления государственным долгом, поскольку нет времени и условий для использования бюджетно-экспортного метода.

Можно использовать множество технологий уменьшения бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления производства. Однако поднять производство невозможно без снижения налогов.

Приоритетной задачей на период 2005 – 2006 гг. будет сокращение государственного долга и минимизация объемов заимствований, а также их стоимости.

С внешними долгами Беларусь исправно рассчитывается и в новый, 2006год, надеется вступить уже без них.

оценка степени опасности бюджетного дефицита в Республике Беларусь.

Для оценки степени опасности бюджетного дефицита используются коэффициенты, выражающие долю бюджетного дефицита в ВВП (L1) и расходах бюджета (L2). Считается опасным приближение L 1 к 10%, а L 2 – к 33%, т. к. это грозит развертыванием процесса гиперинфляции. Как показывает практика, существует прямая связь между небольшим увеличением дефицита бюджета (десятые доли процента от ВВП), экономическим ростом и безработицей.

Но для анализа бюджетного дефицита рационально будет использование как относительных, так и абсолютных показателей.

 

Таблица 1. Базовые экономические показатели Республики Беларусь

Годы

бюджетный дефицит, трлн.руб.

бюджетный дефицит, %

ВВП, трлн.руб.

расходы бюджета, трлн.руб.

к ВВП к расходам бюджета
2000 0.118 1.7 4.4 6.94 2.7
2001 0.248 1.5 7.2 16.52 3.44
2002 0.477 1.4 10.7 33.99 4.47
2003 0.579 1.6 8.6 36.22 6.7
2004 0.69 1.4 5.0 49.4 13.91
2005 0.91 1.4 4.7 64.2 19.2

Комментарии:

Коэффициенты, выражающие степень опасности бюджетного дефицита, рассчитываются следующим образом:

 

L1 = (Минусовое сальдо бюджета) / ВВП*100%;

L2 = (Минусовое сальдо бюджета) / (Расходы бюджета)*100%;

 

Данные экономической практики подтверждают прямую зависимость между увеличением дефицита бюджета на десятые доли процента от ВВП (это соответствует увеличению L1) и темпами снижения экономического роста и увеличения безработицы, что доказывает важность этого показателя для анализа изменения экономической ситуации в стране. Однако абсолютные показатели позволяют вести основной качественный анализ, давать оценку уровню экономического развития страны, его потенциальным возможностям.

Так каксчитается опасным приближение коэффициентов L1 к 10 %, а L2 к 33%, то анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы:

§ коэффициент, выражающий долю бюджетного дефицита в ВВП, не превышал даже 2% за период 2000-2005 гг.

§ коэффициент, выражающий долю бюджетного дефицита в расходах бюджета, за период 2000-2005 гг. не достиг и трети от порогового значения.

Следовательно, имеющийся в нашей стране бюджетный дефицит не опасен для ее экономики. Кроме этого для экономики нашей страны отсутствует угроза развития процесса гиперинфляции, по крайней мере, на данном этапе развития. Степень опасности бюджетного дефицита и государственного долга также можно оценить на основе данных, приведенных в гистограмме.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.

1. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

2. Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

3. Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства, не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы.

4. Проблемы государственного долга следует рассматривать в совокупности с экономической политикой страны, а также прогнозированием его дальнейшего развития.

5. Насчет бремени государственного долга для будущих поколений: основная задача для решения этой проблемы - это не только желание выплатить большую часть долга, но и не создавать новых долгов, получая огромные суммы кредитов за рубежом для реализации раздутых социальных программ, предвыборных рекламных компаний и др. подобных мероприятий.

В целом, моя работа была в основном посвящена проблеме бюджетного дефицита и государственного долга в Белоруссии, хотя с уверенностью можно сказать, что в других странах может быть такая же ситуация. Однако, все зависит от выбранной государством стратегии, а также дальновидности и расчетливости экономистов, проводящих экономическую политику государства. Поэтому, даже находясь в равном положении с Белоруссией, пути развития разных стран могут быть разными.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...