Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и историческое развитие римско-католической Церкви. Реформация и протестанты




 

 

Католическая энциклопедия, издаваемая в России францисканцами при участии ведущих отечественных исследователей (в Общественно-научный совет входят директор Института всеобщей истории РАН, академик А.О. Чубарьян и директор Института Европы РАН, академик Н.П. Шмелев), дает следующее определение: «Католическая Церковь (лат. Ecclesia Catholica) – Церковь, основанная и возглавляемая Иисусом Христом, которую Он предназначил всему человечеству ради его спасения и в которой присутствует вся полнота средств спасения (правильное и полное исповедание веры, совершение всех церковных таинств, священническое служение по рукоположению согласно апостольскому преемству). Иисус Христос управляет Католической Церковью через Папу Римского и епископов, находящихся в каноническом общении с ним (поэтому Католическая Церковь иногда называется Римско-Католической)». Впрочем, православные обычно не соглашаются с тем, что в Католической Церкви присутствует правильное исповедание веры. Слово «католическая» происходит от греческого прилагательного καθολικη («всеобъемлющая», «всецелая», «вселенская», «всеобщая»), уже в древности обозначавшего один из важнейших атрибутов Христовой Церкви – кафоличность. Современные православные церкви также называют себя «кафолическими». Церковь называется католической (кафолической), потому что в ней присутствует вся полнота средств спасения, а также потому, что по воле своего Основателя она призвана распространиться по всей земле, чтобы объединить все человечество под Главой Христом в единстве Его Духа.

Возникновение Римско-Католической Церкви традиционно связывают со служением апостола Петра, которое продолжили его преемники, епископы Рима (Римские Папы), а также с деятельностью апостола Павла, одного из инициаторов активной проповеди среди язычников. И Петр, и Павел претерпели мученичество, скончались и были захоронены в Риме в I в. от Рождества Христова, в эпоху гонений на христиан. Важно подчеркнуть, что до 1054 г. Христианская Церковь была единой, поэтому православные также чтят память апостолов Петра и Павла и даже признают некоторых Римских Пап святыми. Однако католики настаивают на том, что апостолу Петру Иисус Христос доверил особую роль – быть основателем и пастырем всей Церкви. Православные же утверждают, что все апостолы «равновелики» перед лицом Иисуса Христа, истинного Главы Вселенской (Кафолической) Церкви. Духовный авторитет Римского епископа как наследника апостола Петра был признан ещё в I веке, о чем свидетельствует "Первое Послание Климента Римского к коринфянам", читавшееся в древней Церкви на богослужениях. Папа Климент I (88-97 или 92-99) был преданным учеником апостолов Петра и Павла. Тертуллиан, Иероним и Епифаний Кипрский утверждают, что Климент был посвящен в сан епископа самим апостолом Петром. С IV в. распространяются различные легенды о Святом Клименте. С VI в. широко известны сказания о его мученической кончине в Крыму, благодаря чему почитание Климента впоследствии распространилось и в России. Имя Св. Климента со времен Кирилла и Мефодия служило символом неразделенной Церкви. Князь Владимир, крестивший Русь, вывез из завоеванного Херсонеса часть мощей Св. Климента в Киев, положив их в первом русском каменном храме Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь). Так Римский Папа Св. Климент стал первым небесным покровителем Руси (еще до признания таковым апостола Андрея Первозванного).

Во II веке авторитетом епископа Рима утвердилась традиция празднования христианской Пасхи в воскресенье, а не в любой день недели (в соответствии с Пасхой еврейской). Папа Виктор I в конце II в. требовал от церковных общин Малой Азии под угрозой отлучения привести определение даты Пасхи в соответствие с правилами, принятыми в Риме. Следовательно, папы обладали особым авторитетом даже в весьма отдаленных от столицы империи общинах ранних христиан. С приходом к власти в 313 г. императора Константина I Церковь получила свободу, преследования за веру прекратились. Это придало новый импульс росту числа христиан, их участию в политической жизни, строительству храмов. Однако столица империи была перенесена из Рима в Византий (Константинополь), и центр религиозной жизни также переместился на Восток. Первый Вселенский собор 325 года предоставил Папе Римскому первое место "по преимуществам чести". Однако вначале епископ Рима являлся лишь митрополитом Италии, причем его административные полномочия простирались только на центральную и южную части Апеннинского полуострова.

Юрисдикция епископов Рима вне пределов Италии документально подтверждается лишь при Св. Дамасе I (366-384), назначившим своим викарием в Иллирии Асколия, митрополита Фессалоникийского. С именем Дамаса связано и наименование кафедры Римских епископов – "Апостольский Престол", которое он впервые использовал в своем послании испанским епископам около 375 года. Дамас пользовался авторитетом не только на Западе, но и на Востоке. Сам Св. Василий Великий в письме просил его своим вмешательством положить конец схизме в Антиохии. При Дамасе состоялся Второй Вселенский Собор (381) в Константинополе, где была принята новая редакция Символа веры. На данном Соборе был принят и Третий канон, согласно которому епископу Константинопольскому предоставлялось первенство чести сразу после епископа Рима. Но Св.Дамас так и не признал этот канон. В 382 году он писал: "… святая Римская Церковь возвышена над другими Церквами не постановлениями, но словами Спасителя, Господа нашего, записанными в Евангелии: "Ты, Петр, и на этом камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет разрешено на небесах"… С Римом соединена также память святого апостола Павла … Таким образом, первый престол апостола Петра – это Римская Церковь, не имеющая ни пятна, ни порока … Второй престол – это Александрия … Третий престол – это Антиохия …".

Папы и в дальнейшем упорно не желали признавать Третий канон Второго Вселенского Собора, что стало первым шагом на пути к Великому Разделению Церквей 1054 года. С другой стороны, Св. Сириций (384-399) считал, что каждый уклонившийся от соблюдения установленных канонов должен быть отлучен от общения с Римом, то есть "с апостольским камнем, на котором Христос основал Свою Церковь". Имя Св. Сириция связано с первыми папскими декреталиями. До него папские послания были лишь частными или пастырскими, а с этого времени они приобрели законодательный статус. Средневековые канонисты определяли "декреталии" как ответ, данный Папой на вопрос по частному делу, но разрешение которого может служить общим правилом. Само слово происходит от латинского "decretum" в смысле "решение". Эта законодательная практика восходит к императорским письменным ответам – рескриптам.

Первым из Пап мысль о главенстве Рима в Христианском мире ясно выразил Св. Лев Великий (440-461). В частности, в совсем Четырнадцатом Послании он пишет: "Хотя священство принадлежит всем епископам, но не в равной степени: и между апостолами не было равенства, все они одинаково избранны, но власть над всеми дана только одному. Согласно с этим и между епископами существует неравенство, ибо постановлено, чтобы не всякий из них претендовал на власть над всей Церковью… попечение о всей Церкви принадлежит только престолу Петра". Св. Лев был в определенной мере последователем Евсевия Кесарийского, апологета тесного союза христианского государства и Христианской Церкви. Однако, Евсевий полагал, что император избран Богом и правит от Его имени, являясь его орудием и от Него получая свою власть. В сознании Св. Льва великая идея Древнего Рима подверглась глубокой трансформации. Петр и Павел основали новый, Небесный Рим и совершили это более счастливо, чем Ромул и Рем. Благодаря проповеди и мученической кончине апостолов Рим чудесным образом получил отпущение грехов. И вот уже империя Св. Петра, объединяющая всех истинных христиан, превзошла империю августа. Заслугами апостолов Рим стал истинно Вечным Городом, а история древнеримской империи стала предтечей и составной частью истории Христианства, Духовного Рима. Эту идею римского патриотизма Св. Лев завещал наступавшему Средневековью, и она имела огромное значение для поднимавшейся из варварства Европы.

Св. Лев неоднократно подчеркивал, что Спаситель непосредственно передал Свою власть не всем апостолам, а именно Петру, поэтому каждый епископ Римский (как его преемник) является не первым среди равных, но представителем всего Христианского мира. В проповеди, произнесенной во время Великого Поста в 451 г., Папа сказал: " … апостол Петр … принял … таинственную крепость неколебимого камня, и основанная на нем Церковь обрела власть над вратами ада и законами смерти, и чтобы разрешать или связывать что бы то ни было, нет другого основания на небесах, чем то, которое утвердилось властью Петра". При Льве Великом закончилось образование Галльского викариата, куда вошли южные провинции Галлии. При нем же состоялся и IV Вселенский Собор в Халкидоне (451). Но Св. Лев не признал и не утвердил 28-й канон, согласно которому Александрийская кафедра должна уступить второе место в ранге чести епископской кафедре Константинополя. Интересно отметить, что Св. Лев пользовался особым почтением на Руси. Русская Православная церковь и поныне признает его Святым. Крайне высоко ставил заслуги этого папы перед всей Христианской Церковью и знаменитый философ Владимир Соловьев.

В дальнейшем влияние римских первосвященников неуклонно росло. При Папе Св. Симплиции (468-483) в юрисдикцию Рима вошла Испанская церковь. Особенно активно боролся за расширение влияния Римской кафедры Папа Григорий I Великий (590-604). Он рассылал по всей Европе своих миссионеров и реально претендовал на господство в Христианском мире. Григорий Великий провозгласил Папу высшим судьей по любым делам. Лев III (795-816), в свою очередь, создал прецедент, в соответствии с которым Папа не подлежал ничьему суду. Этого Папу, обвиненного в безнравственности, в 800 году попытались привлечь к суду, для чего сам Карл Великий прибыл в Рим. Оспаривалась также законность избрания Льва на папский престол. Папа явился на суд, заявил под присягой: "Я отвергаю лживые обвинения римлян, злонамеренно преследовавших меня, ибо ничего подобного не совершал", прочитал молитву и удалился. По сути, он так и не предстал пред судом, который вполне удовлетворился устным заявлением Папы о собственной невиновности. Союз Римских Пап с франкскими королями привел к образованию Церковного государства и восстановлению Западной Римской империи в лице Империи Каролингов. Одновременно значительно ослабли связи Рима с Византией. В связи с упадком административной власти в Средние века на Западе епископам нередко приходилось выполнять в городах не только церковные, но и гражданские функции управления, обороны, суда. Образование стало почти исключительно делом Церкви. В ведении духовенства находились и научные занятия, в частности – написание исторических хроник, в которых история европейских народов ставилась в контекст всеобщей истории спасения человечества. В аббатствах создавались библиотеки, школы, скриптории и художественные мастерские.

При Льве IX (1049-1054) начался процесс централизации управления Церковью, причем главными инструментами выступали папские послания, легаты и Соборы. Резко увеличился объем корреспонденции. В частности, в одном из посланий Льва IX излагалась история Рима, где Церковь рассматривалась как патронимия Св. Петра и его преемников, наделённых Константином императорской властью над Западом. Так называемый "Константинов дар" был поддельным документом, датированным 313 годом. Он начинался длинным отчетом об обращении Константина, его крещении и излечении от проказы. Затем описывались дары императора викарию Св. Петра: официальное предоставление ему первенства над патриархами Антиохии, Александрии, Иерусалима и Константинополя, а также над всеми другими церквами, пожалование императорских знаков отличия, а также латеранской базилики в Риме, и, наконец, передача Папе императорской власти в Риме, Италии и во всех провинциях на Западе. Далее Папа провозглашался не подлежащим суду мирскому. Церкви Иерусалима, Антиохии, Александрии и Константинополя назывались "дочерними", требующими "воспитания". Таким образом, Римская церковь представала терпеливой Церковью-Матерью. Подложность "Константинова дара" доказал итальянский священник и ученый Лоренцо Валла только в середине XV века.

Лев IX разделяет историческую вину за Великий Раскол между Католицизмом и Православием (Западом и Востоком Европы) с кардиналом Гумбертом и патриархом Михаилом Керулларием (1043-1054). С точки зрения Православия, это печальнейшее событие в истории Церкви было вызвано непомерным властолюбием и гордыней Пап, а также различными новшествами, допущенными на Западе. Так, еще в 883 году патриарх Фотий назвал исхождение Духа Святого «и от Сына» (filioque) "латинской ересью". С точки зрения Католицизма, Раскол возник из-за отказа Востока признавать своего законного верховного главу, преемника апостола Петра, в лице Папы Старого Рима. "Греческая схизма" в глазах католиков - явное свидетельство греховной гордыни. В момент Раскола обе стороны отдавали себе отчет в серьёзности последствий, но обе придавали слишком большое значение вопросу о власти внутри Церкви.

Позиция Папы в 1054 году была далеко не безупречна. Он стремился подчинить восточных патриархов и тем самым укрепить единство Церкви. Результат же был прямо противоположным. Как известно, папский легат Гумберт Сильва-Кандидский доставил в собор Святой Софии буллу, содержавшую анафему (отлучение от Церкви) Михаилу Керулларию и его приверженцам. Законность этого отлучения является спорной, так как тем временем Папа Лев IX скончался и, если рассматривать дело с юридической стороны, кардинал не мог отлучать от имени усопшего Папы. Патриарх Михаил Керулларий в ответ созвал Собор, произнесший анафему против папских легатов, и разослал окружное послание, предостерегавшее весь Христианский Восток от церковного общения с Римом. Папу перестали поминать при богослужениях во всех восточных церквах. Разделение Церквей состоялось. Католики стали почитать православных раскольниками (схизматиками), а православные католиков – отступниками (еретиками). С этого момента и можно говорить о Католической (Римско-Католической) Церкви как об обособленном церковном организме.

Папа Григорий VII (1073 –1085) задумал полностью централизовать Западную Церковь и подчинить её своей власти. Он детально изложил свою программу теократии в сочинении "Диктат папы": «Папа начертал: 1. Римская Церковь создана единым Богом. 2. Только Римский епископ по праву зовется вселенским. 3. Только он один может низлагать епископов и восстановлять их. 4. Легат его на Соборах занимает первое место пред всеми епископами… и может приговаривать их к низложению. 5. Папа может низлагать отсутствующих … 6. Ему одному надлежит … издавать новые уставы, учреждать новые епархии, каноникаты превращать в аббатства, и наоборот, богатую епархию делить, бедные соединять. 7. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. 8. Одному Папе все князья лобызают ноги … 9. Он один в мире именуется Папой. 10. Он может низлагать императоров. 11. Он может… перемещать епископов с кафедры на кафедру. 12. В любую церковь, куда угодно, он может ставить клириков … 13. Ни один Собор без его соизволения не может называться Вселенским. 14. Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть признаны каноническими без его санкции. 15. Никто не смеет отменить его решения, а сам он отменяет чьи угодно … 16. Никто не смеет привести в исполнение приговор над взывающим к папскому престолу … 17. Римская Церковь никогда не заблуждалась и впредь … не будет заблуждаться. 18. Римский епископ, канонически поставленный, заслугами Св. Петра непреложно получает святость … 19. Без Собора он может низлагать и восстанавливать епископов … 20. Он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам». Григорий VII стремился сделать духовенство полностью независимым от контроля светской власти. Архиепископы, епископы, аббаты и священники должны были стать людьми папы, а не императора. Доказывая верховенство пап, Григорий VII ссылался на все тот же "Константинов дар", центральные пункты которого были включены в новый свод канонического права. Тем самым подтверждалось "императорское" положение папы на Западе и признавалось его церковное верховенство повсюду. Григорий VII утвердил глубинное и безусловное различие между духовенством и мирянами. Попытки императоров и королей назначать на должности епископов и аббатов отныне объявлялись не имеющими юридической силы, а виновные в их совершении отлучались от Церкви. Таким образом, император лишился священного сана и стал обыкновенным мирянином, в религиозных вопросах подчинявшимся Церкви.

Григорий VII ставил Папу выше не только любой светской власти, но и выше церковных Соборов, ибо согласно учению Католической Церкви именно преемнику Петра принадлежат на Земле ключи от царства небесного. Он выработал план полного подчинения всех христианских государств Римской курии. На практике Сардиния и Корсика должны были перейти в собственность Церкви. Сицилия, Чехия и Венгрия "брались под покровительство". Притязания Григория VII распространялись также на Испанию, Англию, Данию и Ирландию, не считая самой Священной Римской империи. Таким образом, была выдвинута первая теократическая программа, предусматривающая создание "универсальной монархии" во главе с Папой. Все христианские короли должны были принести ленную присягу Апостольскому престолу, который присвоил себе право назначать и смещать не только епископов, но и светские власти - императоров, королей, герцогов. Сам факт выдвижения идеи универсальной монархии во главе с Папой положил начало длительному соперничеству светских и духовных властей в Европе. Именно в этот период стали широко распространяться трактаты, утверждающие принцип единовластия и единобожия в Христианском мире. В Послании Григория VII "Quod ad preferendos" от 15 мая 1081 года четко проводилась мысль о зависимости светской власти от духовной. Всякая власть, утверждал Папа, действительна лишь поскольку, постольку она исходит от главы Церкви. С конца XI в. начались попытки отвоевать захваченную арабами Святую Землю (крестовые походы), а также Пиренейский полуостров (Реконкиста). Во времена крестовых походов возникли первые рыцарские ордена: тамплиеры, иоанниты и другие.

В 1123 году Первым Латеранским Вселенским Собором был утвержден новый церемониал папского приема: "все смертные … лишь только предстают они пред взором Первосвященника, должны трижды преклонять на определенном расстоянии перед ним колени и в честь Спасителя нашего Иисуса Христа, которого он замещает на Земле, облобызать его стопы. Император, короли, крупнейшие князья, представители князей и властителей допускаются в первую очередь к поцелую в руку и уста, прочие только к стопам … Кардинал целуют правую руку у застежки мантии, епископы – только колени, императоры и крупнейшие князья – руку и ноги". Наиболее видным представителем теократии после Григория VII был Папа Иннокентий III (1198 –1216). Он настойчиво добивался признания за Папой первенствующей роли не только в церковных, но и в светских делах, утверждая решающую роль Церкви в мировом историческом процессе. Иннокентий III заявлял, что Папа не только имеет право, но и обязан подробно изучить кандидатуру лица, предложенного на пост императора и короля римлян. Он указывал на то, что власть центрального правительства в Риме простирается "на весь Христианский мир", и поэтому правители отдельных входящих в него государств должны обращаться за разрешением своих спорных вопросов к Папе. В одном из своих посланий Иннокентий III заявил: "Подобно тому, как Бог – создатель Вселенной установил два великих светила в тверди небесной…, так и в тверди Церкви Вселенской Он установил два великих достоинства – большее, дабы, подобно дням, душами руководило, и меньшее – которое, подобно ночам, руководило бы телами; таковы папское полновластие и королевское могущество. И затем – так же, как луна свет свой получает от солнца, она же меньше и количественно и качественно, но одинакова по положению и действию, так и королевское могущество от папского полновластия получает сияние своего достоинства". В другом своем послании он высказался ещё более категорично: "Папа как посредник Слова Божьего вознесен над императорами и королями".

Папская власть активно развивалась благодаря апелляционному суду. Юридическая система Римско-Католической Церкви стала предметом опыта каждого человека на Западе Европы. Она детально регулировала как сферу собственно религиозной жизни, так и многие стороны жизни повседневной, обычной. От крещения до отпевания человек находился под пристальным вниманием церковной общины. Церковь следила за состоянием нравственности, занималась благотворительностью, в её компетенции были завещания и дела наследования, заключение брачных уз и причащение умирающих. Законотворчество во всех областях жизни укрепляло власть Папы, потому что для средневекового человека возможность эффективного отправления правосудия была главным символом подлинного могущества.

При Иннокентии III власть Католической Церкви достигла наибольшего признания в странах Западной Европы. Только император и самые могущественные короли могли целовать Папе руку, остальные же короли и князья вынуждены были целовать крест на папской туфле. Папская курия стала высшей инстанцией по всем церковным делам и вопросам вероучения на Западе Европы. Иннокентий III властно вмешивался в европейскую политику, широко прибегал к политическим интригам, умело использовал феодальные усобицы. Он добился положения истинного арбитра в борьбе между феодалами. Позиции Католической Церкви особенно упрочились в Италии, Швеции, Дании и Польше. Вассальную зависимость от Папы признали короли Арагона и Португалии. Иоанн Безземельный, король Англии, также признал Папу своим сеньором, дабы опереться на его поддержку в борьбе с английскими баронами.

Иннокентий III благословил походы немецких феодалов в Прибалтику с целью христианизации латышских и эстонских племен и санкционировал создание в 1202 году Ордена меченосцев. Папа рассчитывал постепенно подчинить своему господству как русские княжества, так и Византию. В то же самое время он гневно осудил варварское разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году. Вот как он выговаривал по этому поводу маркизу Монферратскому в своем письме: "Вы, не имея никакого права, ни власти над Грецией, безрассудно уклонились от вашего чистого намерения, устремившись не на завоевание Иерусалима, а на завоевание Константинополя, предпочитая земные блага небесным. Но Ваша вина гораздо более отягчается тем, что никому не было пощады, ни религиозному сану, ни возрасту, ни полу … Вы протянули руки к имуществу церквей и, что еще хуже, к святыне их, снося с алтарей серебряные доски, разбивая ризницы, присваивая себе иконы, кресты и реликвии, для того чтобы Греческая Церковь отказалась возвратиться к повиновению Апостольскому престолу, усматривая со стороны латинян лишь изуверства и дела дьявольские …".

Однако Иннокентий III не отказался использовать результаты акции крестоносцев в интересах осуществления своей теократической программы. Во главе церкви в Византии был поставлен новый Константинопольский патриарх, представитель Католической Церкви, стремившийся ускорить заключение унии. Но учреждение Латинской империи и подавление греческих традиций обострило до последней степени отношения между Западом и Востоком Европы, католиками и православными. Таким образом, намерение папы создать нечто вроде общеевропейской империи, включающей и территорию Восточной Европы, осталось неосуществленным. При Иннокентии III начался крестовый поход против еретиков (1208-1244), которых особенно много было на юге Франции, где их называли альбигойцами. В ходе борьбы с ересью был создан институт инквизиции (лат. inquisitio - исследование, расследование). Инквизиция в широком значении – это религиозный или религиозно-государственный институт, предназначенный для борьбы с гетеродоксальными (то есть еретическими, не ортодоксальными) течениями как в духовной, так и в политической жизни. В узком значении – это юридическая процедура в XII-XIII вв., а с середины XIII в. до сер. XIX в. – особые суды, созданные для расследования отклонений от католической веры и преступлений против нравственности. Папа Иннокентий IV в булле “Ad extirpanda” (1252) свел воедино и кодифицировал предшествовавшие распоряжения относительно борьбы еретиками и создал постоянные инквизиционные трибуналы в епархиях.

В XIII в. возникли нищенствующие монашеские ордена – францисканцев и доминиканцев. Монахи этих орденов не вели обособленный образ жизни, как это было принято в монашестве прежде, а странствовали и проповедовали в миру, особенно в городах. Франциск Ассизский (1182-1226, настоящее имя – Джованни Бернардоне) родился в Ассизи (Италия) в зажиточной семье торговца тканями. В 1206 г., отказавшись от богатства и поссорившись с отцом, ушел из дома и посвятил себя проповеди «святой бедности» как совершенной формы любви к Богу. Став бродячим проповедником, Франциск в 1207-1209 гг. вместе с несколькими своими последователями основал братство «меньших братьев» (миноритов) и составил его Древнейший устав, предусматривавший обеты бедности, целомудрия и послушания. После утверждения устава Иннокентием III братство было преобразовано в орден францисканцев. Сам Франциск проповедовал в Испании, Франции, участвовал в крестовом походе в Египет, где пытался обратить в Христианство султана. В последние годы жизни он отошел от руководства орденом, поселился на горе Альверно (Апеннины) и много молился. Систематического изложения своего учения Франциск не оставил, ибо был чужд всякой книжности. Однако ему принадлежат некоторые труды на латыни и ряд поэтических сочинений на итальянском языке. В «Гимне брату Солнцу», к примеру, славится не только Бог, но и все его творения, все живое. Франциск призывал к жизнерадостному смирению, доброте и бодрости – духовная радость должна «растрогать сердца людские», чтобы приблизить их к Богу. Для мировоззрения Франциска было характерно гармоническое видение Вселенной, одухотворение природы, ощущение своей неразрывной связи с ней. Он проповедовал «сестрам ласточкам» и «братьям цветам», отпускал на волю попавших в капкан зверьков. Умер Франциск в Ассизи, канонизирован в 1228 г., считается покровителем Италии. Современные францисканцы отличаются братской любовью ко всем христианам (невзирая на конфессиональные различия), охотно приходят на помощь странствующим и нуждающимся. Франциск Ассизский – один из самых любимых в народе святых. В русской православной культуре подобную роль «доброго пастыря» играет Святой Серафим Саровский.

Доминик де Гусман (1170-1221), основатель ордена доминиканцев, напротив, отличался воинственным нравом. Он родился в Каларуэге (Испания) в знатной семье, учился в Паленсии, активно боролся с альбигойцами на юге Франции. Из числа своих последователей создал общину для подготовки богословски образованных защитников веры, на базе которой в 1215 г. основал орден странствующих проповедников. Гонорий III утвердил орден доминиканцев в 1216 г. и предоставил ему ряд привилегий. Сам Доминик стал придворным проповедником с правом осуществлять цензуру книг. Главной задачей ордена Доминик считал проповедь среди всех слоев общества, преимущественно – в больших городах. Доминиканские монастыри были одновременно и учебными заведениями. Умер Доминик в Болонье, канонизирован в 1234 г. Символами доминиканцев («псов Господних», как они сами себя называли) были метла и собачья голова, известные нам по опричнине времен Ивана Грозного. Воинственный характер доминиканской проповеди сохранился и поныне. Особой любви в народе Доминик, аскет, бичевавший себя железной цепью, не сыскал, однако сыграл свою роль в становлении католических университетов. В отличие от францисканского доминиканский орден был орденом клириков: не получившие посвящения в сан братья-миряне оставались на втором плане. Однако в XIII в. появились и «третьи ордена», целиком состоявшие из мирян, которые стремились жить по Евангелию, но при этом не уходили в монастыри, а продолжали свои обычные занятия в миру.

Со времени Разделения Церквей установились откровенно неприязненные отношения между православными и католиками. Греки ненавидели Рим как источник ереси, свидетельством чему, по их мнению, было пресловутое исхождение Святого Духа и от Сына (filioque). К этому примешивались обиды на крестоносцев, поругавших греческие святыни. Таким образом, латиняне рассматривались на Востоке Европы как вполне чуждая сила. Произошло окончательное обособление Восточно-христианской цивилизации. Однако чисто политические соображения иногда заставляли византийских императоров вспоминать об общехристианских ценностях и даже помышлять о соединении Церквей. Так, первый император из династии Палеологов, Михаил VIII (1224-1282) заставил Византийскую Православную церковь заключить в 1274 году в Лионе унию с Римом. Сам Михаил Палеолог, его сын Андроник и греческое духовенство обещали признавать первенство Римской церкви и выразили полную покорность Папе. Но наибольшие политические выгоды извлек из Лионской унии именно византийский император. Под давлением Папы Карл Анжуйский, уже овладевший Неаполем и Сицилией, был вынужден заключить мир с Византией.

Само же дело соединения церквей на Востоке не было прочным. В массе своей греки не принимали унию, и вскоре в Риме об этом узнали. Папа Николай III (1277-1280) прислал в Константинополь легатов, которым поручил настоять на полном введении унии с принятием латинского чтения символа веры. Император оказал послам глубокое почтение, показал им тюрьмы, полные противников унии, и даже отослал двоих таких на суд к Папе. Кстати, Папа возвратил их без наказания. Кроме всего прочего, Михаил Палеолог приказал составить от имени греческого духовенства грамоту с поддельными подписями епископов. Вполне успокоенный, Папа заключил с императором тайный союз против Карла Анжуйского. Но в 1281 году на папский престол вступил Мартин IV. Получив убедительные доказательства того, что реальной унии в греческой церкви нет, он с презрением отослал послов императора, а его самого отлучил. Михаил Палеолог, раздраженный действиями Папы, запретил поминать его при богослужении, но унию все-таки формально не уничтожил. Карл Анжуйский, возобновивший войну с Византией, был разбит. За это византийский император ещё раз был отлучен от церкви. А со смертью Михаила Палеолога в 1282 году прекратила действие и Лионская уния. Новый император встал на сторону православных – в Византии начались преследования униатов.

В начале XIV в. папская власть претерпела кризис, начавшийся с конфликта между укрепившейся королевской властью во Франции и Апостольским Престолом. Период "авиньонского пле­нения пап" продолжался с 1305 до 1378 года. Все законно избранные папы этого времени были французами: Раймон Бертран де Го (Климент V, 1305-1314), Жак Дюэз (Иоанн ХХII, 1316-1334), Жак Фурнье (Бенедикт ХII, 1334-1342), Пьер Роже де Бофор (Климент VI, 1342-1352), Этьен Обер (Иннокентий VI, 1352-1362), Гильом де Гримор (Урбан V, 1362-1370), Пьер Роже де Бофор (Григорий XI, 1370-1378). Естественно, влияние фран­цузских королей на "своих" Пап (да еще на "своей" земле) было огромным. К примеру, Климент V был вынужден в 1312 году объявить уничтожен­ным Орден тамплиеров. Причина известна - французскому королю пригляну­лись знаменитые сокровища Ордена. Подробно эту историю описали Морис Дрюон и Умберто Эко. Это лишь один, но крайне характерный случай, до­казывающий, что "авиньонские Папы" были вполне покорны воле французских королей. Итак, в связи с переездом в Авиньон папство впало в зависимость от правителей Франции. В cущности, папский престол никогда уже оправился от этого переезда. Он утратил очарование связи с Империей и больше не ассоциировался с престолом Св. Петра, на власти которого Церковь была основана "как на камне".

Еще один удар по теократическим концепциям нанесла практика продажи индульгенций. Их теологической основой является учение, в соответствии с которым Папа как преемник Св. Петра может использовать неиссякаемый источник милосердия Христа, Девы Марии и святых для осво­бождения всех грешников от грядущего наказания. Доктрина о сверхдолжных заслугах святых не может полностью отвергаться православными, ибо все православные святые имеют свои «сверхдолжные» заслуги (почему, собственно, к ним и обращаются за помощью). Однако любой православный усомнится в праве Папы торговать данными заслугами. К середине ХIV века индульгенции «за наличный расчет» стали восприниматься и в Западной Европе с недоверием, что, безусловно, подрывало авторитет Папы. Надо уточнить, что индульгенции существуют в Римско-Католической Церкви и по сей день, однако продаже не подлежат и посему не вызывают уже народных волнений. Современная Католическая энциклопедия определяет: «Индульгенция (лат. indulgentia – снисхождение), в богословском значении – благодать Святого Духа, исцеляющая от последствий греха; в церковно-правовом значении – освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые ему была прощена в таинстве исповеди». Проще говоря, индульгенция - это обычное отпущение грехов, широко практикуемое как в Католической, так и в Православной Церкви (разнится только название, но не суть дела). Однако в Православном мире отпущением грехов не торговали никогда.

В это же время Западную Европу поразила чума. Молитвы не спасали от страшной эпидемии, и это тоже нанесло ущерб образу Церкви как «всeмогущей». Начал обостряться конфликт между светскими законами и цер­ковными судами, между Церковью в целом и светскими монархами. Кардина­лы стали объединяться в соответствии с интересами государств, которые они представляли. В результате система выборов нового Папы уже не спо­собствовала сохранению единства Католической Церкви. Итальянец Бартоломео Приньяно, избранный Папой под именем Урбана VI (1378-1389), сразу же после интронизации вступил в конфликт с кол­легией кардиналов. Те покинули Рим и объявили избрание Урбана VI не­действительным, ибо оно якобы "было сделано под угрозой разъяренной толпы римлян". Затем те же самые кардиналы единогласно избрали Папой кузена французского короля кардинала Роберта Женевского, который принял имя Климент VII (1378-1394) и обосновался в Авиньоне. Воз­никла ситуация двоевластия («двоепапия»), получившая название "Великий Раскол".

Оба Папы принялись искать поддержку по всей Европе, назначая сво­их кардиналов и отлучая от Церкви непокорных, своих противников. В течение нескольких лет Европа раскололась на два примерно равных ла­геря. За Урбана VI встали Италия, Империя, Венгрия, Богемия, Фландрия, Нидерланды, Англия и часть Кастилии. За Климента VII выступили Франция, Шотландия, Австрия, Савойя, впоследствии также Арагон и Наварра. Это событие еще больше подорвало престиж института папской власти и Католической Церкви в целом. Раскол 1378-1417 годов впервые открыто оспорил папские притязания на верховную власть в Церкви и обществе. Начало ХV века - эпоха главенства церковных Соборов.

По мнению некоторых католических деятелей, Собор (Concilium) был призван заменить или хотя бы модифицировать теорию папского единовластия, которая стала обнаруживать свою слабость. Еще Марсилий Падуанский и Уильям Оккам начали развивать идею приоритета Церковного Собора над Папой. А в 1381 году немецкий теолог Генрих фон Вангенштейн, преподававший в Парижском университете, опубликовал трактат, где утверждал, что только Церковный Вселенский Собор, независимый от папской власти, в состоянии освободить Ц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...