Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления в исламе




План:

1. Религиозно-политическая группировка хариджитов.

2. Шиитское направление и его секты

3. Отличительные черты суннитского течения.

 

Ислам подразделяется условно на три направления - суннизм, шиизм и хариджизм. Их появление связано с политической борьбой в мусульманской общине и различным толкованием догматических принципов.

 

Вопрос 1.

Хариджизм возник в период первых крупных арабских завоеваний и ожесточенной борьбы за власть.

В 656 г. был убит третий «праведный халиф» Осман из рода Омейядов. Халифом объявлен Али, против которого воевал ставленник Омейядов, наместник Сирии Муавия. Муавия обвинял Али в убийстве Османа. В 657г. произошла битва при Сиффине на реке Евфрат. Али согласился приостановить битву и решить вопрос о халифе путем третейского разбирательства. Уступчивость Али вызвала гнев у части его сторонников. 12 тысяч воинов отделились от его войска и отказались его поддерживать. Они выдвинули лозунг «нет халифа, иначе как по воле Бога и народа».

С выходом из лагеря части бойцов Али связано название хариджитского движения, ибо арабское хаваридж означает вышедшие, выступившие, в данном случае – выступившие из стана Али. Хариджиты стали самой ранней религиозно-политической группировкой в исламе. Они избрали собственного халифа и боролись против Али и Муавия. Именно хариджит убил четвертого халифа Али. В настоящее время хариджитские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии.

Хариджиты разработали собственное понимание власти в исламе. Хариджитские принципы суть следующие:

1. Халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. Община вправе его низложить или даже убить.

2. Халифом может стать любой мусульманин, независимо от социального статуса или этнического происхождения.

3. Претендент на власть должен твердо придерживаться положений Корана и Сунны, справедливо относиться к членам уммы и быть готовым отстаивать ее интересы с оружием в руках.

4. Халиф не имеет какого-либо сакрального значения, он – политический и военный лидер общины.

Хариджиты были носителями радикальных настроений. Законными халифами они считали только Абу Бакра и Омара.

 

Вопрос 2.

Слово «шиизм» происходит от араб. шиа – группировка, партия. Шиитское направление объединяет мусульман, признающих законными преемниками пророка Мухаммеда четвертого праведного халифа Али и его потомков. Это направление не едино, а расколото на множество сект.

Политическое движение шиат Али (партия Али) возникло ещепри халифе Османе. Впоследствии шииты спорили о том, кто должен быть преемником пророка Мухаммеда. Они считали, что главой мусульманской общины, главой всех мусульман (имамом) должен быть родственник пророка - Али, двоюродный брат пророка и женатый на его дочери Фатиме. Шииты подчеркивали выдающиеся качества Али: набожный, нестяжательный, храбрый воин. Шииты до сих пор особо почитают Али и прибавляют к Корану особую суру «Два светила» (пророк Мухаммед и имам Али), а к символу веры «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – Посланник Аллаха» добавляют слова «И его товарищ Али». После гибели Али шииты утверждали, что правителями уммы должны быть лишь потомки Али. Власть должна была перейти к внукам пророка – Хасану и Хусейну. Однако новые имамы были также убиты в борьбе за власть.

Три первых имама (Али, Хасан и Хусейн) положили начало династии шиитских имамов. Они не имели реальной политической власти, но считались духовными лидерами шиитской общины. Таким образом, у шиитов верховной религиозной властью обладает имам, потомок пророка Мухаммеда и халифа Али. В XII веке 12-м имамом стал потомок пророка по имени Мухаммед. Неожиданно имам исчез при невыясненных обстоятельствах. Так возникло шиитское учение о «скрытом имаме», которого Аллах до времени укрыл в недоступном месте. Имам может вернуться на землю в некое время и восстановить справедливость. Никто не знает, когда придет 12-й имам. Шииты чтят «скрытого имама» как единственного главу. Все шиитские лидеры, например, аятоллы в Исламской Республике Иран считаются представителями «скрытого имама».

Основоположником шиитской доктрины считается Абдалла ибн Саба (середина VII в.). Он утверждал, что каждый пророк, в том числе Мухаммед, имел «восприемника духовного завещания». Таким избранным восприемником шииты считали Али. Шиизм утвердился как течение при династии Аббасидов (конец VII – середина VIII в.). Именно тогда возник культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хусейна, убитого под Кербелой в 680г.

 

Основные принципы = постулаты шиизма.

 

1.Духовная и светская власть в мусульманской общине = государстве принадлежит Алидам – потомкам Али. Они называются имамами (имамы).

2. Источниками вероучения является Коран и Сунна. Однако шииты отвергают предания, полученные от соратников Мухаммеда, и признают предания исключительно от родственников пророка. Эти предания они называют ахбар (известия, сообщения).

3. Духовными авторитетами признаются (после пророка) халиф Али, его соратники, имамы из рода Али.

4. Культ мученичества. Иракские города Неджеф, где похоронен Али, и Кербела, где стоит мечеть на месте захоронения Хусейна, являются святынями шиитов и местом паломничества.

5. Принцип таки(ы)я (осмотрительность, благоразумие) – благоразумное скрывание своей веры. На практике это означает право говорить и совершать то, что нередко противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов своей общины. В душе же шиит должен оставаться преданным своей религии. Такия использовался во время преследований шиитов суннитами.

Шиизм имеет пять(5) крупных сект. Это кайсаниты, зейдиты, имамиты, «крайние шииты» и исмаилиты.

Исмаилиты. В середине VIII в. шестой имам Джафар ас-Садик назначил своим преемником своего четвертого сына Муссу. Это назначение не приняла группировка Исмаила, старшего сына Джафара. Одна из ветвей исмаилитов основала Фатимидский халифат (909-1171 гг.).

В борьбе с противниками исмаилиты прибегли к тактике террора. Они убивали халифов, султанов, падишахов, военачальников и духовенство. Однако террор не носил тотального характера. В настоящее время центр исмаилитов (секта низаритов) находятся в Индии (штат Гуджафат), а их глава носит титул Ага-хан.

 

Вопрос 3.

Суннизм - это ортодоксальное нправление в исламе. Сунниты составляют около 90 % всех мусульман мира. Полное наименование суннитов – «люди Сунны и согласия общины». По представлениям суннитов, Сунна – это один из источников мусульманского вероучения и права наряду с Кораном.

 

Основные постулаты:

1.Признание законной власти четырех «праведных халифов» (Абу Бакр, Омар, Осман, Али).

2.Признание достоверности шести канонических сборников хадисов.

3. Отрицание права Али и его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине.

4. Принадлежность к одной их 4-х правовых школ суннизма (маликитской, шафиитской, ханифитской, ханбалитской). Эти школы иначе называются мазхабы. Все суннитские мазхабы считаются правоверными, равноправными и потому мусульмане могут придерживаться любой из них. В среде ханбалитов сложился ваххабизм. Это течение возникло в середине XVIII века в Аравии на основе учения Мухаммеда ибн аль-Ваххаба, который проповедовал суровое соблюдение монотеизма, отказ от поклонения святым людям и местам, очищение ислама от нововведений и возвращение к начальной чистоте. Последователи этого направления нередко отличались чрезмерным радикализмом в поиске средств своей борьбы за «чистоту ислама».

 

Суннизм возник как противопоставлению шиитскому исламу, примерно в X-XI вв. В этом направлении нет особых сект и группировок. Следует подчеркнуть, что внешнему миру ислам предстает как единая религия. Основное различие суннизма и шиизма сводится к вопросу о том, кому должна принадлежать власть в мусульманской общине.

 

 

Литература:

 

1. Коран. Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. — М: СПИКПА, 1990.

2. Хадисы Пророка / Пер. и коммент. Иман Валерии Пороховой. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

3. Основы религиоведения. Учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К. И. Никонов и др. — М: Высшая школа, 1998.

4. Рахман, X. У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х. / Х.У. Рахман. — Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 2000.

5. Кислюк, К.В., Кучер О.Н. ук. соч.

6. Чернышев, В.М. Религиоведение. – Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2003.

7. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Наука, 1991.

8. Алиев, Р. Основы религии / Р. Алиев. — Баку: Центр исламоведческих исследований «Иршад», 2003.

9. Хадисы и термины. Программы по изучению шариатских наук. № 2. Материалы подготовлены научной комиссией Института имамов и проповедников Министерства по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации Королевства Саудовская Аравия. — М.: Российский фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 1998.

 

 

Контрольные вопросы по теме:

 

1. Назовите принципы хариджитского понимания власти в исламе.

2. Причины особого почитания Али среди шиитов.

3. Каковы основные постулаты шиизма?

4. Что такое принцип поведения «такыйя»?

5. В чем состоит различие между суннитами и шиитами?

 


Тема 3. Религия ИУДАИЗМА

План:

3. Возникновение религии иудаизма. Основные догматы.

4. Значение Талмуда в религии иудаизма.

5. Основные направления в иудаизме.

6. Иудейские праздники.

 

 

Вопрос 1.

 

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды – самого многочисленного среди 12 колен Израилевых (Книга Чисел 1:27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец ХI в. до н.э. – ок. 977г. до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство достигло наивысшего расцвета и могущества.

В узком смысле слова под иудаизмом понимается религия, возникшая на рубеже II-I тысячелетий до н.э. среди еврейских племён. В широком смысле иудаизм – это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, которые определяли в течение 4000 лет уклад жизни евреев.

Иудаизм как религия впитал в себя различные духовные традиции древних цивилизаций Ближнего Востока – Месопотамии, Египта и Ханаана. На ранней стадии своего становления иудаизм уже включал 7 основных (доктринальных) положений, которые не потеряли и сегодня своего значения:

1) Учение о едином Боге, о сущности вселенной и человека.

2) Священное Писание.

3) Свод религиозных законов, охватывающих также область светского права.

4) Порядок отправления религиозного ритуала.

5) Система религиозных институтов.

6) Кодекс морально-нравственных отношений.

7) Концепция богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения.

 

Рассмотрим некоторые догматы.

Главный догмат иудаизма – вера в единого Бога, Который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Разум человека создан по образу Бога, поэтому иудеи веруют в бессмертие человеческой души. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву, а Божья воля открывается через Тору (Пятикнижие Моисея).

Священное Писание (на иврите - Сфарим) называется иудеями также Танах. В Танах (аббревиатура слов Тора, Невиим, Кэтувим) входят Тора (Учение или Пятикнижие пророка Моисея); Нэвиим (Пророки) – 21 книга о религиозных, политических, исторических событиях; Кетувим (Писания) – 13 книг религиозного характера. Самая древняя книга Танаха датируется Х в. до н.э., а канонизация всего Священного Писания относится к III-II в. до н.э. следовательно, формирование Танаха и догматов иудаизма заняло период 700-800 лет.

Библейское предание утверждает, что родоначальником еврейского народа был Авраам, правнук Ноя. Авраам из Ура Халдейского (Месопотамия, ныне – город Урфа) вместе с семьей отправился в Ханаан. На своем пути Авраам заключил Завет (Ветхий Завет) с Богом. Авраам принял единобожие, а Бог обещал отдать роду Аврамову Ханаан (будущая Палестина) и обеспечить многочисленное потомство.

Другой избранник Бога Моисей вывел еврейский народ из 400-летнего египетского рабства и вновь привел его в Ханаан. Моисей подтвердил Завет с Богом, что нашло выражение в 10 Заповедях и законодательных положениях. От Красного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синая. Здесь Моисей взошел на гору, где ему явился Господь. На пятидесятый день еврейской Пасхи, то есть исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синая. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И Господь изрек Свой закон в десяти заповедях. По велению Бога Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали или каменные доски, на которых были написаны десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские. Он также повелел устроить Скинию, то есть переносной храм Божий.

Десять Заповедей обязывали евреев соблюдать простые правовые и морально-этические нормы.

 

Десять заповедей

 

1. Я – Господь Бог твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в водах под землей: не покланяйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) – посвящай Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не воруй.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

 

В связи с 10 заповедями возникла главная святыня иудеев – Ковчег Завета. Этот Ковчег долгое время находился в переносном храме – скинии. В 1004 г. до н.э. при царе Давиде Ковчег был перенесён в Иерусалим, а при его сыне Соломоне – в Иерусалимский Храм. Храм обслуживали первосвященники и левиты, которые с царской знатью, родом Давида составили верхушку Израильско-Иудейского царства. Именно тогда возникла идея богоизбранности евреев. Иудаизм осуждал ассимиляцию евреев. В 444 г. до н.э. иудаистское духовенство настояло на принятии закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов. (Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законность брака евреев с не евреями). Иудаизм определял евреев как народ – мессию, призванный осуществить цивилизационную миссию на земле с целью установления во вселенной Царства мира и справедливости. Однако иудеи не смогли избежать процессов ассимиляции. В годы вавилонского пленения (586-538 гг. до н.э.) ассимилировались так называемые самаритяне. После крушения Израиля и Иудеи в VIII в VI вв. до н.э. соответственно началось рассеивание евреев по странам Средиземноморья. Более того, эллинистический период привел к появлению Танаха на греческом языке (Септуагинта). Иудейско-римские войны I-II вв. н.э. привели к массовой депортации евреев из Палестины. Так возникла еврейская диаспора – рассеяние или галут.

Один из важнейших догматов – догмат богоизбранности еврейского народа. Народ будет находится под особым заступничеством Бога до тех пор, пока будет поклоняться Ему и придерживаться данных Богом законов. Цель Бога – установление на земле царства мира, справедливости и общего благоденствия, которое утвердиться на земле с приходом Спасителя. Если для христиан Спаситель (Мессия) уже пришел, то иудеи по-прежнему Его ожидают. Именно тогда весь мир признает власть Бога Яхве, и Иерусалим станет духовным центром планеты. Обычно иудеи ссылаются на известные слова пророка Исайи: «и придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сыном Святого Израилева…» (Книга пророка Исайи, 60, 14).

Большую роль в жизни ортодоксального иудея играют многочисленные запреты и религиозные обряды. Всего насчитывалось 613 (предписаний) – 248 повелений и 365 запретов. Религиозные заповеди Торы регулировали ежедневную жизнь евреев.

Пища. Иудеям разрешается есть только установленные виды мяса – жвачных животных с раздвоенными копытами и рыбу – с чешуей и плавниками. Поэтому евреи не едят свинины (Лев. 11, Втор. 14) и многие морские продукты. Мясные и молочные продукты не должны подаваться в одной трапезе [«Не вари ягненка в молоке матери его» (Исх. 23:19; 34:26, Втор. 14:21)]. Если в начале предлагается мясное кушанье, то недопустимо есть масло на хлебе или пить кофе с молоком. Иудеям можно есть мясо, которое продаётся обученными мясниками.

Внешность. Мужчина-иудей носит бороду и пейсы. На этот счет в книге «Левит» есть заповедь: «Не стригите головы вашей кругом, не порти края бороды своей». Смысл внешнего исполнения правил – духовное самосовершенствование.

Религиозные обряды.

Два очень важных обряда – обрезание и вступление в совершеннолетие.

Обрезание является символом священного союза человека с Богом. При обрезании мальчик получает древнееврейское имя, которое понадобится в трёх случаях: при совершеннолетии, при обручении и для надписи на могильном камне. Девочка получает новое имя при первом чтении свитка Торы в синагоге.

Бар-мицва и бат-мицва.

В возрасте 13 лет мальчик становится бар-мицва («сын заповеди»). В первую субботу после 13-го дня рождения его вызовут в синагоге впервые во время службы читать со свитка Тору. После службы по традиции проводится вечеринка в семье для друзей. С этого момента мальчик несёт полную ответственность за все свои поступки. Еврейская девочка становится ответственной за свои поступки в 12 лет. Обряд бат-мицвы стали проводить уже в ХХ веке.

 

Иудейское богослужение состоит из индивидуальной и общей молитвы, чтения Торы, исполнения особых религиозных песнопений. Регулярная молитва обязательна для мужчин (с 13 лет). Женщины и дети молятся тогда, когда имеют на это свободное время.

При молитве голова покрывается шляпой или молитвенной шапочкой – кипой (ермолкой), которая символизирует присутствие Того, Кто выше человека. При молитве ортодоксальные евреи используют талит – молитвенное покрывало четырехугольной формы из белой шерсти, хлопка или льна с горизонтальными полосами синего (или черного) цвета и обязательными кистями по краям. Талит мужчины надевают во время утренней молитвы дома или в синагоге, он закрывает плечи, иногда – голову. Иудеи также используют тфилины (филактерии). Это коробочки с ремешками черного цвета, изготовленные из кожи кошерных животных. В них находятся написанные на пергаменте специально обученным писарем фрагменты текста из Ветхого Завета. Одну коробочку евреи прикрепляют с правой стороны на косяке входной двери. Перед молитвой один из тфилинов надевают на левую руку, другой располагают на середине лба, используя ремешки.

Основная молитва называется «Шма». Она состоит из трёх библейских отрывков. Начинается словами: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5). «Шма» является частью утреннего и вечернего богослужения в синагоге.

 

 

Вопрос 2.

 

Важнейшим общественно-религиозным центром диаспоры была синагога (по-гречески – собрание, на иврите – бейт кнесет). В годы рассеяния жрецы (первосвященники и левиты) утратили господствующее положение. Руководство еврейскими общинам перешло в руки законоучителей Торы – хахамам (мудрецам, толкователям). В вавилонской общине самых влиятельных толкователей называли раввинами («рав» - «великий», «раби» - «учитель»).

В конце II – начале III вв. н.э. самым авторитетным раввином Палестины был Иегуда а-Наси. На основе многочисленных комментариев к Торе он составил сборник правовых норм – Мишна (Повторение). В IV – V вв. толкователи (хахамы) добавили к Мишне новые законодательные положения – Гемара (Завершение). Гемара вместе с Мишной составили Талмуд (Учение). Иудеи различают Талмуд иерусалимский, созданный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в общине Вавилона. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев.

В средние века талмудские положения активно распространяли гаоны – главы самых влиятельных школ талмудического права в Вавилонии. Благодаря усилиям гаонов вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли) приобрел преобладающее значение в еврейских общинах Европы, Азии и Северной Африки. Поэтому период с 650 по 1040 гг. – это период гаонов (их постановления считались обязательными для исполнения).

После 1040 г. наступила раввинистическая эпоха, которая длится и поныне. Она делится на:

1) период ришоним, когда писали комментаторы Талмуда, с 1040 г. до 2-й половины XVI в.

2) ахароним, когда появился кодекс «Шулхан Арух». Это практическое пособие по Галахе, составленное в XVI в. цфатским (город Цфат в Палестине) раввином Й. Каро.

Теоретическая и практическая деятельность раввинов способствовала национальному сплочению евреев, сохранению древних традиций и развитию духовного творчества. Положения Торы и Талмуда предписывают иудейские праздники (см. вопрос 4).

 

 

Вопрос 3.

 

После канонизации Талмуда в иудаизме возникли 2 основных направления:

1) традиционалистское, отвергающее институт раввина, а зачастую и сам Талмуд (например, караимы).

2) Модернистское, сторонники которого приспосабливали иудаизм к конкретно-историческим условиям места и времени. Например, в странах Арабского Халифата в Х-ХIII вв. получили развитие идеи рационалистического толкования иудаизма. Представители рационалистической школы – Саадия Гаон, Моше Маймонид, Иегуда а-Леви и др. Развивались и мистические направления – Меркава (Божья Колесница) и Сфират (магия ивритских чисел и букв).

 

В XII-XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладала система философских взглядов Каббалы (философия Каббалы). Священная книга каббалистов – «Зогар» (Сияние). Каббалисты считали, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на вопросы о сотворении мира и человека. Они вели умозрительные, философские поиски проявления божественного в материальном мире. Существовала и Каббала практическая. Её сторонники уходили от реальной жизни и предавались мистическому созерцанию Обителей (Чертогов) Бога. В XVII в. каббалист Шабтай Цви объявил себя мессией, что вызвало осуждение со стороны большинства раввинов.

Каббала привела к возрождению хасидизма, в Восточной Европе, в особенности. Основатель хасидизма Израиль Бешт проповедовал, то раввинская ученость и соблюдение многочисленных ритуальных правил не нужны. Гораздо важнее, если иудей буде стремиться к непосредственному общению с Богом, которое возможно лишь в молитве. Общение же с Богом доступно не каждому человеку, а лишь особым праведникам – цадикам. Согласно хасидскому учению, каждый соблюдающий заповеди Торы ещё при жизни способен стать цадиком – хранителем божественных тайн. Бааль Шем-Тов был первым цадиком (XVIII век), кто проповедовал идеи хасидизма с элементами мистики и призывал к аскетизму и альтруизму. В современном Государстве Израиль, где воинская повинность есть обязанность для всех, даже для девушек, хасиды, насчитывающие около 150 тысяч человек, не служат в армии, чтобы не нарушить заповедь «Не убивай».

 

В настоящее время можно говорить о трех основных течениях в иудаизме:

1) Ортодоксальный – раввинистический, официальный.

2) Реформистский – выступающий за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма.

3) Консервативный – промежуточное направление между ортодоксами и реформистами.

 

В конце XIX – начале XX вв. большое значение среди евреев, прежде всего, Восточной Европы, приобрели националистические идеи сионизма. Политический сионизм выдвинул несколько программных положений:

1) Создание еврейского государства в Палестине.

2) Постепенное собирание евреев на землях библейских предков.

3) Богоизбранность еврейского народа.

 

В мае 1948 г. было образовано Государство Израиль. Оно стало центром притяжения для верующих иудеев всех направлений и течений. Государственной религией современного Израиля является иудаизм.

 

 

Вопрос 4.

Положения Торы и Талмуда предписывают следующие иудейские праздники:

 

1) Шабат (йом-шабат), суббота. Это время отдыха и запрета на любую деятельность.

2) Рош-а-шана – еврейский Новый год.

3) Йом Кипур – день всепрощения, суточный пост, символизирующий покаяние в грехах.

4) Песах (пасха) – праздник начала весны и праздник исхода народа Израиля из египетского рабства.

5) Шавуот (дословный перевод - недели) и суккот (то есть, кущи, шалаши) – праздники, посвященные сбору урожая и символизирующие религиозное национальное единство евреев.

6) Симхат Тора (радостьТоры). Празднуется по случаю завершения годового цикла чтения Торы в синагоге.

7) Тэша бе-Ав (Девятое Ава или девятый день еврейского месяца Ав) – пост скорби и траура в память о разрушении Первого и Второго Храмов в Иерусалиме.

8) Ханука – праздник зажигания свечей в честь освобождения Иерусалимского Храма в годы восстания Маккавеев (165 г. до н.э.).

9) Пурим – праздник спасения народа Израиля от геноцида во время вавилонского пленения.

Шабат (суббота) является еженедельным праздником и выходным днем в Государстве Израиль. Шабат начинается с трапезы вечером с пятницы на субботу. На столе должны находиться 2 булки, переплетенные особым образом – напоминание о двойной порции манны небесной, которая выпала евреям во время скитаний в пустыне накануне субботы. Кубок вина также стоит на субботнем столе. По окончании трапезы надлежит поблагодарить Бога особой молитвой. С утра в субботу иудей отправляется в синагогу на праздничное богослужение. (чтение Торы, пророческих книг, праздничные молитвы, лекция и обращение раввина). В течение дня проводятся три трапезы: омовение, благословение над хлебом, пение религиозных гимнов. Всякая работа в этот день запрещена, включение бытовых приборов и ТВ (даже разжигание огня). Смысл субботы – целый день посвятить Богу, отречься от будничности.

Песах. Еврейская пасха вспоминает библейское событие. Господь обрушил на Египет «десять смертных казней», чтобы убедить фараона отпустить евреев в землю обетованную. Одна из казней поражала египетских детей, а дома еврейских семей миновала, обошла. (отсюда Песах – миновать). Пасха отмечается в первое новолуние после дня весеннего равноденствия. Следующие 7 суток следует употреблять в пищу исключительно мацу – пресные коржи, испеченные без дрожжей и соли. (Евреи накануне исхода из Египта не имели времени для обычного приготовления теста, поэтому за четверть часа, смешав муку с водой, испекли себе хлеб). Поэтому Песах еще называется праздником Опресноков. Центральное событие – Седер, трапеза, начинающаяся в ночь с пятницы на субботу. Во время еды детей знакомят с историей еврейского народа.

Суккот – праздник кущей. Отмечается на 50-й день после Песаха. В этот день в Палестине начиналась жатва, т.е. это и праздник урожая. Сукка – шалаш, походное жильё евреев во время Исхода из Египта. В этот день Господь завещал строить шалаш, в котором семья должна прожить 7 дней. Люди составляют букеты из вербы, пальмы и цитрусовых – символы мира и процветания. На 8-й день после этого праздника отмечается Симхат Тора.

Шавуот отмечает день, когда Моисею была дана Тора. Иудеи веруют, что в ночь на Шавуот небеса раскрываются, и все молитвы достигают Бога. Синагогу украшают цветами и растениями. Дома едят молочную и мучную пищу («Тора сладкая и приятная как мёд»). Принято всю ночь проводить в синагоге для изучения заповедей Торы.

 

Все вышеназванные составляют категорию «больших» иудейских праздников. Но есть и так называемые «малые» праздники.

Ханука (освящение) отмечается в декабре по солнечному календарю в память повторного освящения Иерусалимского Храма после его осквернения язычниками. (164 г. до н.э. – победа восстания под руководством Маккавеев). В храме был установлен новый большой семисвечник – менора (светильник). Произошло чудо. Кувшина с маслом, которого обычно хватало на день, оказалось достаточно для освещения храма в течение 8 дней. С того времени 8 огней стали символом праздника. Восемь свечей зажигают 9-ой свечей, так что фактически Ханукия – это девятисвечник. Менора (семисвечник) и Маген-Давид стали символами Государства Израиль.

Пурим (жребий) – праздник в честь спасения евреев от массового истребления в Вавилоне и Ассирии, находившейся под властью персидского царя. Ближайший советник царя, Аман приказал в назначенный по жребию день вырезать всех евреев. Еврей Мордехай, близкий родственник Есфири, любимой жены царя, узнал об этом и через Есфирь убедил царя отказаться от истребления. Войдя в доверие к Артаксерксу, Мордехай дал возможность евреям в продолжение дня убить 75 тыс. своих врагов. (Книга Есфирь).

Праздник Пурим отмечается за 1 месяц и 1 день до Песаха. В синагоге читается Книга Есфирь. Это праздник веселья, иудеи надевают маски и карнавальные костюмы. После службы – весьма обильная трапеза.

 

Иудаизм содержит также праздники этическо-религиозного содержания.

Рош-а-шана – еврейский Новый год (обычно выпадает на осенние месяцы сентябрь-октябрь). Иудеи молятся о мире и согласии, о личном благополучии в предстоящем году и поздравляют друг друга: «Шана това» (дословно – доброго года! Или с Новым годом!). На Новый год трубят в шофар – трубу из бараньего рога: «Проснитесь те, кто спит, проснитесь от сна. Посмотрите на ваши дела и обратитесь к покаянию».

 

Йом Кипур – Судный день или День Очищения. Отмечается через 10 суток после начала нового года. В этот день Бог определяет судьбу каждого человека на предстоящий год. За час до наступления праздника начинается пост, который длится 25 часов. Запрещается пить любую жидкость, купаться, носить кожаную обувь. Иудей раскаивается в своих грехах, молится об освобождении от грехов, (в знак освобождения от грехов хлопает в ладони), одевается в белое – цвет ритуальной чистоты.

 

 

Контрольные вопросы по теме:

 

1. Каковы главные догматы иудаизма?

2. В чем состоит значение Священного Писания (Сфарим) в иуда­изме?

3. Какова роль Талмуда в религии иудаизма?

4. Назовите основные направления в современном иудаизме.

5. Дайте толкование иудейского праздника Песах.

 

Литература:

1. Кислюк, К. В., Кучер О. Н. ук. соч. — С. 77-79.

2. Чернышев, В. М. Религиоведение. – Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2003.

3. Основы религиоведения: Учебник. — С. 132-143.

4. Книга Эстер. — Тель-авив: Изд-во Синай, 1991.

5. Рош-Гашана и Йом-Кипур. Издано Американским Еврейским Объединенным Распределительным Комитетом. Б.м. Б.г.

 


Тема 4. РЕЛИГИЯ БУДДИЗМА

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА

 

Понятие «буддизм» восходит к слову «будда», что в переводе с санскрита, священного языка древних индусов, означает «про бужд енный», «просветленный высшим знанием», «озаренный истиной». В русском языке, состоящем в отдаленном родстве с санскритом, также присутствует корень «буд» (в словах «будить», «побудка», «будильник» и др.). Буддизм – самая древняя из мировых религий, возникшая в Индии в IV-V вв. до н.э. в результате серьезнейшей трансформации брахманизма (давшего в своем историческом развитии современный индуизм) и получившая наибольшее распространение в Азии. Буддизм и индуизм соотносятся приблизительно так же, как Христианство и иудаизм, имея много общего в представлениях о мире и человеке, в религиозной культуре, этике и эстетике. В современном мире насчитывается от 400 до 700 млн. буддистов. Точный подсчет их числа невозможен по целому ряду причин: 1) в Китае, Японии и некоторых других странах имеет место феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек исповедует несколько религий одновременно (например, буддизм, даосизм и конфуцианство в Китае); 2) в странах, где сосредоточена основная масса буддистов, религиозная принадлежность в переписях населения не учитывается; 3) большинство буддийских региональных организаций не может определить точное число своих сторонников.

Священными книгами в брахманизме (и позднейшем индуизме) были Веды – собрания гимнов, магических заклинаний, ритуальных предписаний и т.п. Важнейшими богами считались Брахма (создатель мира), Шива (разрушитель мира, бог смерти и изменения) и Вишну (охранитель мира, чьими любимыми превращениями были Рама и Кришна). Современные индуисты и Будду считают очередным превращением (воплощением) Вишны. Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама, личность вполне историческая, чью реальную жизнь следует отличать от легендарной. Различные направления и школы буддизма, а также современные буддологи по-разному датируют годы жизни Сиддхартхи. Сторонники тхеравады, наиболее ортодоксального направления в буддизме, условились принять датой смерти Будды день майского полнолуния 544 г. до н.э. и широко отметили в 1956 г. 2500 лет существования буддизма. От этой даты ведется и официальное буддийское летоисчисление (например, 1997 г. от Р.Х. был примерно равен 2541 г. от ухода Будды в паринирвану). В этом случае получается, что Сиддхартха родился в 624 г. до н.э. (ибо он дожил до 80 лет). Однако имеются и другие датировки: 566-486 гг. до н.э.; 488-368 гг. до н.э. и т.д.

Доподлинно известно, что он был сыном правителя какого-то государства (возможно – Магадхи), населенного племенем шакьев и расположенного в северо-восточной части Индии (сейчас это Лумбини в горном Непале). Отец с самого детства окружал сына необычайной роскошью, тот проводил все свое время в развлечениях, пирах и празднествах, не покидая прекрасного дворца. Получив отличное светское воспитание, Сиддхартха в возрасте 16 лет женился на прекрасной девушке, которая вскоре родила ему сына. Только в 29 лет изнеженный молодой человек решился, нарушив волю отца, выйти за ограду дворцового комплекса. И он испытал настоящий шок, когда встретил там, за пределами привычного ему замкнутого мирка, покрытого язвами тяжело страдавшего больного. Затем последовали другие встречи: со сгорбленным стариком, с погребальной процессией и с нищим отшельником. В результате, в возрасте 33 лет Сиддхартха решил навсегда покинуть дворец, оставить свою семью и добровольно отречься от обеспеченной жизни, дабы обрести душевный покой. На просьбу отца вернуться домой, чтобы со временем наследовать его власть и богатство, сын ответил, что это возможно только при условии, что ему гарантируют неиссякаемое здоровье, вечную молодость и бессмертие. Разумеется, никто таких гарантий дать Сиддхартхе не мог. Будущий Будда семь лет провел в дремучем лесу, изнуряя свое тело подобно мазохисту с целью достичь душевного покоя и познать истину. Однако таким образом он не добился желанного результата. И вот однажды, отдыхая под баньяном (деревом типа смоковницы), Сиддхартха услышал разговор двух проходивших мимо музыкантов. Один из них жаловался, что перетягивает струны на своем инструменте, и они периодически лопаются. Другой же, напротив, жалея свой инструмент, недотягивал струны, и звук получался паскудный. Тут-то Сиддхартху и посетило внезапное озарение: он понял, что нужен некий «срединный путь» между отшельничеством и аскетизмом, с одной стороны, и праздным сибаритством, с другой. Так в возрасте 40 лет (некоторые утверждают – уже в 35) Сиддхартха стал «<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...