Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития библиотечного дела в Перми

 

Первые библиотеки в Пермской губернии появились в конце XVIII – начале XIX века, что неразрывно связано с развитием предпринимательства, освоением природных ресурсов, успехами культуры и образования. Это были библиотеки при Пермской гимназии и Пермской семинарии, книгами которой пользовались только преподаватели и учащиеся.

17 августа 1786 года Екатерина II отправила из Царского Села в Пермь на имя губернатора Пермского и Тобольского рескрипт: «Господин генерал-поручик Кашкин, комиссия об учреждении училищ, продолжая по воле нашей труды к снабжению империи народными училищами, приготовилась уже к открытию оных в двадцати пяти губерниях, в том числе и наместничестве Пермском. Утвержденные Нами устав и штат сих училищ, с книгами, сим заведениям присвоенным, будут от комиссии присланы. Впоследствии чего возлагаем Мы на попечение ваше, чтоб к открытию оных, к назначенному от комиссии времени, то есть к 22 сентября, все нужное было приготовлено». Генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин исполнил повеление. 22 сентября 1786 года в Перми состоялось открытие народного училища.

Этот день следует считать днем открытия самого первого книгохранилища в городе, так как, согласно «Уставу народных училищ в Российской империи», при главном народном училище в Перми начала создаваться библиотека. В 1808 году гимназия пользовалась довольно богатой библиотекой и разными учебными пособиями, которые были переданы ей главным народным училищем. Унаследованная гимназией библиотека состояла из 187 названий в количестве 678 книг.

К сожалению, сведений о первой библиотеке сохранилось крайне мало. Известно, что потребность училища в книгах, учебных пособиях и учебниках была чрезвычайно велика.

Книжное собрание главного народного училища в Перми почти не сохранилось. Основная его часть погибла во время пожара, который случился в сентябре 1842 года, но историки и краеведы донесли до нас некоторые факты, помогли частично воссоздать его состав, а также поведали о людях, много потрудившихся для организации первого в Перми книгохранилища: П.А. Назаретском и Н.С. Попове.

XIX век ознаменовался появлением первых общественных библиотек в Чермозском заводе (1815) и селе Ильинском (1825), центре пермского имения помещиков-заводчиков Строгановых, которая была одной из первых на Урале доступна для крепостных. В Перми общедоступной стала публичная библиотека (предшественница областной универсальной библиотеки имени А. М. Горького).

В 1859 году первый краевед Зауралья А.Н. Зырянов и его друг Д.Д. Смышляев организовали бесплатную библиотеку - читальню, Позднее в 1876 году – Шадринскую публичную библиотеку.

Во второй половине XIX века на добровольные пожертвования местных жителей, по инициативе земств и отдельных граждан открываются библиотеки в крупных населенных пунктах (волостях), ставших в последствии районными. Наивысшего расцвета библиотечное дело в области достигло в XX веке. В начале века по завещанию русского книгоиздателя Флорентия Федоровича Павленкова на территории Пермской губернии было открыто 130 народных бесплатных библиотек, а в конце века в области разворачивается активное движение за возвращение имени Ф.Ф. Павленкова этим библиотекам и их правопреемницам. После революционных событий 1917 года сеть общественных библиотек в Перми значительно возросла, до 269 библиотек к 1925 году. В 30-е годы открываются ведомственные, в 50-60-ые года сельские библиотеки.

Для современного состояния библиотечного дела Прикамья характерно типологическое ведомственное разнообразие. Сегодня в области функционирует 904 библиотеки, в том числе 4 краевых, 900 - муниципальных: городских, районных, сельских (679); 88 - детских, 13 - вузовских, 890 -школьных, гимназий и лицеев, библиотеки краеведческих музеев.

В сравнении с 1993 годом финансирование в 2000 году повысилось на 6522,6 тысяч рублей, количество читателей возросло на 4445 тысяч человек, количество посещений увеличилось на 2253, объем фонда – на 13715 тысяч, поступление зарубежных периодических изданий – на 63, поступление российских периодических изданий – не изменилось, количество персональных компьютеров увеличилось на 66 единиц.

В области развита система внестационарного обслуживания, она насчитывает 1301 точку: библиотечные пункты, выездные читальные залы, стоянки библиобуса. 2260 волонтеров-книгонош доставляют книги в отдаленные населенные пункты.

Основную массу населения области обслуживают муниципальные библиотеки, объединенные в централизованные библиотечные системы, которые выполняют функции библиотечно-информационных, краеведческих и досуговых центров. Набирает темпы процесс информатизации и компьютеризации библиотек, оснащение их программными продуктами, базами данных, растет объем электронного каталога. Более стремительно внедряются информационные технологии в библиотеках областного центра (из 425 ПЭВМ по области - 248 установлены в библиотеках города Перми).

Региональная политика в библиотечной сфере в качестве приоритетных направлений сориентирована на развитие компьютеризации, информатизации, техническое оснащение, на усиление информационного потенциала за счет комплектования фондов, включая периодические и электронные издания, особенно детских библиотек, на повышение статуса библиотек и укрепления их взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями, учреждениями социальной сферы.

В Перми согласно статистическим данным за 2005 год функционирует 47 библиотек, в отличие от 48 – в 2004 году; количество читателей достигло 194, 7 тысяч человек к 193, 5 в предшествующий год; книжные фонды сократились на 146 тысяч и составили 1601; посещаемость библиотек возросла на 11 тысяч и составила 1576,1; число персональных компьютеров составило 114 тысячи к 105 в 2004 году. Наблюдается определенный прогресс в процессе вовлечения людей в сферу библиотечного дела, достигаются определенные успехи в решении технологического оснащения современных библиотек, но сокращение книжных фондов и моральное и физическое устаревание хранимой литературы, вызывает опасения и обостряет необходимость принятия кардинальных мер по разрешению данной проблемы [приложение].

Перечень библиотек Перми:

1) Областная детская библиотека (основана в 1966 году на базе детского отделения библиотеки имени Горького; 300 тысяч экземпляров);

2) Областная специализированная библиотека для слепых (основана в 1961 году на базе отдела брайлевской литературы библиотеки имени Горького; 200 тысяч экземпляров);

3) Научная библиотека Пермского государственного университета (год основания – 1916 на базе отдела Петроградского университета; фонд – 1,4 миллиона экземпляра);

4) Научная библиотека Пермского государственного технического университета (основана в 1953 году на базе фондов Пермского горного и вечернего машиностроительных институтов; фонд – 1,4 миллиона);

5) Центральная научно – техническая библиотека (1944; 10,6 миллионов);

6) Библиотека Пермского государственного педагогического университета (1916; 1 миллион);

7) Библиотека Пермской государственной медицинской академии (1932; 500 тысяч экземпляров);

8) Библиотека государственной сельскохозяйственной академии (1931; 500);

9) Библиотека Пермской государственной фармацевтической академии (250 тысяч);

10) Областная научная медицинская библиотека (1945; 200);

11) Библиотека Пермского государственного института искусства и культуры (1975; 160).


Заключение

 

На пороге третьего тысячелетия глобальный характер приобретает принципиально новая социальная концепция, знаменующая наступление качественно новой эпохи в развитии человеческой цивилизации, в которой центр тяжести переносится с производства и денег на самого человека. Важнейшим фактором развития общества в новых условиях становится информация, рассматриваемая во всем мире в качестве одного из основных экономических ресурсов. «Информационное общество» становиться благодаря стремительному прогрессу информационных технологий и телекоммуникаций становиться реальностью наших дней. В результате чего, анализ темы проблемы становления и развития библиотек в России становиться особенно актуальным и приводит автора к следующим выводам:

1) Библиотека как учреждение культуры развивалось на протяжении столетий, постепенно переходя из состояния закрытого, ограниченного для большей массы населения, идеологического образования в полноценное общественное учреждение, выполняющее функции социального института на базе социально – культурно развития общества. На протяжении всей истории библиотека постоянно претерпевает различного рода вмешательства, отразившиеся на структуре библиотеки как культурно – досугого и просветительского центра, в том числе государства, церкви, государственной идеологии, цензурного надзора, «Алфавитные списки произведений печати, которые не должны быть допускаемы… в публичных библиотеках и общественных читальнях» второй половины XIX века, закрытые фонды для читателей XX века.

2) Сегодня происходит объективный процесс расширения деятельности библиотек как учреждений культуры. Они выступают в качестве информационной базы для развития новых направлений работы.

3) Библиотека должна эффективно выполнять две миссии, оставаясь, при этом, одним информационным, социокультурным и координационным центром, способствовать распространению непрерывного образования через пространство и время, построению партнерских отношений: содействие власти и бизнесу в экономическом развитии, обществу - в социальном и культурном развитии, ученым - в освоении рубежей знаний, а рядовым гражданам - в организации интеллектуального досуга, доступа к мировым информационным ресурсам, правовой информации, что в конечной степени приведет к улучшению качества их жизни.

4) Библиотека становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни, вычлененности умственной культуры из еще слабо развитых и недифференцированных массивов в материальной и духовной культурах. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов особенно в последнее время размышляют все большее количество ученых, исследователей, культурологов, социологов и представителей других профессий.

5) Необходимо рациональное и гармоничное сочетание культуртрегерской миссии библиотеки и информационных функций, подразумевая активное наращивание последних в силу их очевидной неразвитости в нынешних условиях. Необходимо построение распределенной предметно-ориентированной компьютерной библиотечной сети России на базе современной программно - вычислительной среды.

6) Библиотека как социальный институт должна определить свои новые функции в интенсивно формирующемся информационном обществе.

Существует противоречие между информационными потребностями общества и существующими средствами обработки информации - библиотеками, к сожалению, в подавляющем большинстве по-прежнему остающимися преимущественно хранилищами документов. Как правило, пользователь здесь может рассчитывать на получение не конкретной релевантной информации, а лишь документа, потенциально ее содержащего. Эффективный анализ содержащейся в документах информации, ее обработка для конкретного пользователя - задача отнюдь не простая для библиотечного дела и решаемая лишь при условии активного использования прогрессивных информационных технологий и обеспечения сетевой интеграции информационных ресурсов.

7) Современная библиотека должна обеспечивать пользователя свободным доступом к информации независимо от социально - экономического статуса и местонахождения; являться органической частью национальной и мировой информационной системы и предоставлять возможность получения информации из любого источника, без временных, географических и иных ограничений; хорошо знать и эффективно отражать содержание имеющихся в своих фондах документов и помогать пользователю быстро получить как можно более конкретную информацию, для создания нового интеллектуального продукта; обеспечивать долгую жизнь документам особой культурной и исторической значимости не только средствами консервации, но и путем перевода их образов в электронную форму, позволяющую защитить их от слишком частого или недобросовестного использования и полнее реализовать их культурный потенциал, сделав доступными для нелимитированного числа пользователей; умело регулировать соотношение в своем фонде документов на традиционных и электронных носителях информации.

В современном информационном, индустриальном обществе библиотека по-прежнему остается не имеющем аналогов учреждением, услугами которого люди пользуются не смотря на возможности современных достижений науки и техники. Такой феномен можно объяснить специфическими особенностями данного культурного учреждения, в частности атмосферой, царящей в библиотеки и настраивающей на обучение и работу, подборкой информации достаточно высокого качества по содержанию и обширного по объему, наличие профессионально обученных людей, к помощи которых могут прибегнуть пользователи библиотекой. Тем не менее, исходя их статистических данных [22], число библиотек сокращается, подобная статистика наблюдается и к посещаемости библиотек населением.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...