Понятие личности и его значение для психологии и медицины
Понятие личности относится к области многих наук: философии, истории, педагогики, психологии, социологии и медицины. Но только в психологии личность является центральным понятием. Личность в советской психологии — это человек как субъект, как сознательный и активный деятель, сформированный историей его общественного развития. Структура личности. Личность характеризуется прежде всего как система отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность — ее отношения к людям, являющиеся одновременно и взаимоотношениями. Отношения человека представляют сознательную, основанную на опыте, избирательную психологическую связь его с различными сторонами жизни. Она выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности. Поэтому они и являются движущей силой личности. Вторая группа свойств личности характеризует психический уровень человека. Определить этот уровень — значит ответить на вопросы, каковы способности и психическое развитие человека. Третьим существенным компонентом является динамика реакций и переживаний личности. Она тесно связана с тем, что в психологии называется темпераментом и с физиологической стороны освещено И. П. Павловым как тип высшей нервной деятельности. Наконец, четвертый компонент характеристики личности — это соотношение психических свойств в их единстве. Сюда относится пропорциональность или непропорциональность, развитие отдельных свойств личности, гармоничность, цельность личности или внутренняя противоречивость, ее широта и глубина. Прогрессивными учеными убедительно показана зависимость особенностей личности человека от условий его жизни и воспитания. В зарубежной литературе вопросы личности освещаются принципиально иначе, чем советской наукой.
За долгий период развития наук, изучающих человека в условиях капитализма, на них оказывала искажающее влияние господствующая буржуазная идеология. Не избежали подобного влияния и представления о личности. В буржуазной психологии преобладают направления, отражающие механистические и идеалистические позиции. К ним относятся бихевиоризм, экзистенциализм, психоанализ и др. Наиболее односторонне и неправильно освещается проблема личности в психоанализе З. Фрейда. Человеком, по Фрейду, управляют влечения: влечение к жизни (половое) и влечение к смерти и разрушению. Влечения — подлинные движущие силы; что же касается обстоятельств и условий жизни, то они представляют собой лишь внешние моменты, которые учитываются организмом в его влечении к половой цели (наслаждение) или к покою (смерть). Фрейдистские и различного рода неофрейдистские трактовки личности находят значительное распространение в капиталистических странах и по существу определяют многочисленные психосоматические направления в зарубежной медицине. Для большинства из них характерен взгляд на различные болезненные нарушения как на материальное выражение бессознательного сексуального конфликта личности. Личность и болезнь. Правильное понимание личности очень важно для медицины, так как возникновение ряда болезней и их излечение связаны с особенностями личности. В медицинской практике большое значение имеет учет реакций личности человека на свою болезнь. Яркое описание различных вариантов отношения больных к своему заболеванию мы встречаем у врача-психиатра Д. С. Скворцова: «Больной по-разному относится к болезни или отдельному ее симптому. Держится выше болезни, борется с ней, не обращает на нее внимания, вытесняет ее, бежит из болезни, бравирует ею, считает ее позором, полностью покоряется болезни, становится ее рабом и слугой, боится болезни, любит болезнь, привыкает к ней, ищет в ней преимущества, трагически переживает, агравирует, диссимулирует, окрашивает болезнью все свое миросозерцание».
Каждое заболевание, в особенности длительное и тяжелое, вызывает болезненную реакцию личности заболевшего. Иногда эта реакция в большей степени определяет декомпенсацию, чем сама болезнь. И наоборот, стойкость личности в борьбе с болезнью во многом способствует выздоровлению и социально-трудовой компенсации. При рассмотрении связи между болезнью и личностью необходимо учитывать изменения и заострения характера, распад личности в результате болезни, патологическое развитие ее под влиянием болезни, а также роль личности в происхождении и механизмах болезни. При психическом заболевании изменения личности чаще всего являются результатом болезни мозга. Чем тяжелее болезненный процесс, тем больше изменяется, распадается личность человека. Примером этому может быть сифилитическое поражение мозга — прогрессивный паралич. Для этой болезни характерно нарастающее ослабление интеллекта, памяти, внимания. Усиливаются влечения низшего порядка, возрастает сексуальность, появляется обжорство. По мере прогрессирования болезни больной постепенно утрачивает навыки, приобретенные в жизненном опыте. При нарушении психического развития в результате органического поражения головного мозга страдают все стороны личности, однако основным является задержка умственного развития или снижение интеллекта. Основной клинической формой этой патологии является олигофрения в виде идиотии, имбецильности и дебильности. К аномалиям развития личности относятся психопатии, которые представляют собой область, пограничную между психическим здоровьем и психической болезнью, о чем указывалось во 2-й главе. Большое значение играет личность человека в возникновении таких психогенных заболеваний, как неврозы. Личность с ее особенностями сказывается здесь как в картине болезни, так и в механизмах ее развития.
И. П. Павлов показал, что невроз возникает в результате срыва нервной деятельности, вызванного сшибкой возбудительного и тормозного процессов. Однако задачи клинического понимания больного и в особенности задачи его лечения требуют содержательного понимания того, что возбуждает человека и что его тормозит, почему возбуждает и почему тормозит. Для этого надо хорошо знать историю развития личности, знать ее отношения к различным сторонам жизни, прежде всего взаимоотношения с людьми. Тогда станет ясно, почему те или иные переживания и реакции становятся столь сильными, что начинают оказывать болезненное действие. Мы знаем, что такие психические травмы, как смерть близкого человека, раздоры в семье, неудачи в работе, разнообразные конфликты с людьми, являясь психической травмой, могут вызвать или не вызвать невроз. Исход в болезнь определяется особенностями личности, ее отношений, ее неспособностью правильно оценить трудности жизни и справиться с ними. Если ребенок с детских лет находится в трудных травмирующих условиях, то может развиться особая форма невроза — невроз развития, который протекает по типу истерии при наличии условий, формирующих истерический характер, или по типу психастении, когда под влиянием подавляющего воспитания у ребенка с детства формируются психастенические особенности характера. Темперамент. Важной стороной характеристики личности является динамика ее реакций, соответствующая темпераменту. Известны четыре темперамента: 1) сангвиник — живой, подвижный, эмоциональный, отзывчивый; 2) холерик — бурный, порывистый, горячий и резкий; 3) флегматик — спокойный, вяловатый, медлительный, устойчивый и 4) меланхолик — грустный, подавленный, робкий, нерешительный. Для понимания нейрофизиологических основ темпераментов у человека важное значение имеют работы И. П. Павлова. Экспериментальными исследованиями И. П. Павлова и его сотрудников были установлены три основных свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. Различные комбинации этих свойств, по И. П. Павлову, лежат в основе четырех типов высшей нервной деятельности, выделенных им в соответствии с классическим учением о темпераментах.
Сильный, уравновешенный, подвижный тип — это сангвиник. Сильный, уравновешенный, но инертный тип представляет флегматик. Сильный, но неуравновешенный, с перевесом раздражительного процесса соответствует холерику. Наконец, слабый тип, не обнаруживающий отчетливо ни уравновешенности, ни подвижности, соответствует меланхолику. Типы высшей нервной деятельности, по И. П. Павлову, характеризуются особенностями корковых процессов, но так как кора головного мозга тесно связана с подкорковой областью, оказывающей на кору тонизирующее влияние, а подкорковая область в свою очередь регулируется деятельностью коры, то очевидно, что свойства темперамента отражают деятельность головного мозга в целом. Б. М. Теплов, который вместе со своими сотрудниками изучал преимущественно простые, элементарные физиологические особенности основных свойств нервной системы человека, показал, что слабый тип нервной системы в некоторых отношениях оказывается сильным. Его сила определяется низким порогом или высокой степенью чувствительности. Чувствительность определяет способность к накоплению информации, а именно это и характеризует специфически человека, его способность учитывать информацию из внешней среды. В учении о темпераментах важными являются попытки установления связи между основными свойствами нервных процессов, определяющих темперамент, и состоянием вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции в их соотношении с телосложением организма. В ряду этих работ большую известность получила попытка психиатра Э. Кречмера установить соотношение между типом телосложения и темпераментом. Он выделил три типа телосложения: пикник — хорошо упитан, объемные размеры тела преобладают над длиннотными; астеник — имеет перевес размеров в длину, слабую мускулатуру; атлетик — пропорционально сложеч, хорошо развита мускулатура. Пикническому телесложению, по Кречмеру, соответствует склонность к периодическим колебаниям настроения от веселого до печального — циклотимный тип. От нормального циклотимного типа возможен переход к психопатии с выраженными колебаниями настроения и далее к маниакально-депрессивному психозу. Точно так же Кречмер устанавливает переходы от шизотимного типа, являющегося нормальным вариантом при различных телосложениях, к шизоидной психопатии и далее к шизофрении. Согласиться с типологией Кречмера нельзя. Неправильна конституционально-биологическая позиция Кречмера в отношении психики, по существу игнорирующая социально-педагогические условия, которые во многом определяют его типы.
Помимо Кречмера, соотношением типов конституции и темпераментов занимались также другие зарубежные исследователи, в частности Шелдон, который пытался на основании значительных статистических исследований установить основные психо-соматические соотношения. Однако представленные этим автором данные также недостаточно убедительны. Важным является вопрос о связи темперамента с эмоциональностью. Повышенная эмоциональная возбудимость, выражаемая в быстрых и сильных вегетативных реакциях, соответствует холерическому и сангвиническому темпераментам. Пониженная и замедленная возбудимость характерна для больного в состоянии апатии. Повышение настроения, представляющего собой эмоциональный тонус, мы наблюдаем в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза; наоборот, снижение — в депрессивной фазе этого заболевания. Патологическая стойкость и инертность эмоций, так называемая эмоциональная вязкость, нередко характерна для больных эпилепсией. Заканчивая изложение вопроса о темпераменте, необходимо подчеркнуть следующее. В характеристике типа высшей нервной деятельности, несомненно, важным является учет основных свойств нервной системы человека, однако важно и то, что темперамент проявляется во всех сторонах личности. Реакции нормального человека связаны со сложными условиями жизни и его направленностью, т. е. с системой его доминирующих сознательных отношений к деятельности. Темперамент неразрывно связан с особенностями эмоциональности человека. Он может меняться под влиянием жизненных условий. Характер. Характер — это психическое своеобразие человека. Существует неправильное представление, что характер — это только эмоционально-волевая характеристика человека, и, таким образом, противопоставляются характер и ум. Правильнее считать, что при известной самостоятельности умственной и эмоционально-волевой сторон личности и та, и другая своим соотношением определяют особенности характера. Вместе с тем характер — это понятие и содержательное. Содержание его определяется отношением человека к действительности и прежде всего — его взаимоотношениями с людьми. Характер развивается в соответствии со всеми условиями общественного опыта и практики человека. Хотя он представляет, как говорил И. П. Павлов, фенотип или сплав врожденного (генотипического) и приобретенного (паратипического), но у человека роль приобретенного опыта и обусловленных им свойств особенно велика. Проблемы характера рассматривал в своих работах Адлер — один из учеников Фрейда, впоследствии отошедший от него. В основу своей системы «индивидуальной психологии» он положил идею образования нервного характера из врожденного чувства неполноценности и возникающего отсюда агрессивного влечения к самоутверждению. Учение Адлера имеет значение далеко не при всех формах неврозов. Неправильно освещается им социальная природа личности и характера. Он выводит ее не из общественного опыта и практики человека, а из врожденного чувства общности. Среди многочисленных зарубежных работ, посвященных психологии типов характера, можно отметить предложенное швейцарским психологом и психиатром, учеником З. Фрейда Юнгом деление людей на два типа, определяемых направлением либидо: 1) экстравертированных и 2) интравертированных. У первых, по Юнгу, либидо направлено на внешний мир, у вторых — на собственную личность. Даже у больных трудно себе представить такие крайние положения. А в личности здорового человека резкое противопоставление Юнга и совсем немыслимо. В создании каждого из указанных типов, по Юнгу, важное значение приобретает борьба сознательного и бессознательного. Это положение серьезно ничем не доказывается, поэтому с ним также нельзя согласиться. Понятия экстраверсии и интраверсии нередко смешивают с более простыми и неврофизиологически ясными понятиями об экспансивном и импрессивном психологическом типах. Представление о них было выдвинуто на основании экспериментальных исследований В. Н. Мясищевым. Для экспансивных характерна склонность к яркому внешнему проявлению своих переживаний, для импрессивных — торможение, задержка, скрывание переживаний. У больных с импрессивностью в эксперименте отмечалось торможение внешних двигательных и усиление внутренних вегетативных реакций. Большое значение в развитии учения о типах человека имеет выделение И. П. Павловым, специальных человеческих типов высшей нервной деятельности: художественного, мыслительного и среднего. И. П. Павлов отмечал, что у художественного типа преобладает первая сигнальная система. Этот тип отличается богатством восприятий, непосредственностью и эмоциональностью. У мыслительного типа отмечается преобладание второй сигнальной системы. Он характеризуется перевесом отвлеченного мышления, бедностью восприятий, недостатком непосредственности. Средний тип характеризуется равномерным развитием первой и второй сигнальных систем. И. П. Павлов исходил из клинического опыта и связал эти типы с клиническими особенностями высшей нервной деятельности страдающих истерией, психастенией и неврастенией. Необходимо подчеркнуть, что в норме у здоровых людей имеет место преобладание вследствие более высокого развития первой или второй сигнальной системы, при неврозах — преобладание вследствие недостаточности одной из систем. Большой вклад в медицинскую характерологию внесли наши выдающиеся психиатры С. А. Суханов и П. Б. Ганнушкин. С. А. Суханову принадлежит яркое описание истерического, психастенического, эпилептического и других характеров. Работы П. Б. Ганнушкина были посвящены психопатиям. Центральным для понимания психопатии является понятие патологического характера. Под патологическим понимается такой характер, отдельные свойства которого способны вести к нарушению взаимодействия человека с другими людьми и препятствуют его нормальной деятельности. Для медицинской практики особенно важен учет тех черт характера, которые являются патологическими. Патологические изменения характера резче выражены при психопатиях и слабее при неврозах. При последних они определяются прижизненно неблагоприятными условиями. Невротические характеры, особенно истерический и психастенический, явно зависят от условий жизни и воспитания. Так, истерические эгоизм, себялюбие, капризность, рисовка, утрированная аффективность и безволие зависят в значительной степени от чрезмерного внимания со стороны окружающих, избалованности, безотказного удовлетворения желаний. Психастенический характер человека заторможенно-нерешительного, неуверенного в себе развивается у детей в семьях, где они чрезмерно оберегаются и в то же время запугиваются, где подавляется их самостоятельность и они лишаются инициативы, где к ним предъявляются противоречивые требования. Исследование личности. Важным методом исследования личности является изучение истории жизни человека, так как личность формируется в процессе жизни, проявляется в ней и переделывается ею. Свойства отдельных психических процессов (мышления, памяти и др.) выявляются и при экспериментальном-психологическом исследовании. Так называемый «анамнестический» метод, наряду с психофизиологическим исследованием, позволяет охарактеризовать особенности и темперамента, и характера. Ценные сведения для характеристики личности здорового и больного ребенка или взрослого можно получить при использовании «естественного эксперимента» А. Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям, производится в нормальной, обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь естественным экспериментрм, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях, в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями больного во время естественного эксперимента позволяет выявить особенности его психических процессов, получить представление о его личности и отдельных ее свойствах. В качестве естественного эксперимента для изучения моторно-двигательных актов могут быть использованы подвижные игры, для изучения интеллектуальных процессов — урок математики. В зарубежной психологии для исследования личности широко применяются две группы методик: 1) так называемые проективные методики (Роршах, ТАТ, метод незаконченных фраз и др.) и 2) личностные опросники (Миннесотский, Айзенка, Кэттела и др.). Для практического применения их у нас требуется соответствующий пересмотр, создание приемлемых модификаций и иное толкование данных. Личность, психогигиена и психопрофилактика. Формирование нормальной личности с положительными социально-трудовыми установками, стойкой, выносливой, владеющей собой является основой нервно-психической гигиены и профилактики. Важную роль в вопросах психической гигиены и профилактики играет серьезное ответственное отношение самого человека к своему здоровью. Причем речь идет не только о том, что это отношение может быть разумным или небрежным, легкомысленным или тревожно-мнительным. Бережное отношение к своему здоровью и к здоровью других является выражением общественной сознательности, так как здоровье человека представляет не только личное достояние, но и общественную ценность. Развитие ряда внутренних заболеваний, таких, как язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь, связано с нервно-психическим перенапряжением. Но возникновение этого перенапряжения в значительной степени зависит от свойств личности, от взаимоотношений человека с другими людьми, от умения находить рациональный выход в трудных ситуациях. Необходимо воспитывать личность с развитой способностью критически и самокритически оценивать обстоятельства жизни и связанные с ними трудности. Это имеет первостепенное значение в предупреждении различных заболеваний. Большое значение имеет учет особенностей личности при лечении и уходе за больными. Учитывая общественную обусловленность развития человека и его личности, очевидно,что лишь справедливый социальный строй может обеспечить развитие здоровой нормальной личности. В нашей стране в период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В осуществлении этих задач на разных этапах жизни человека крайне важно участие медицинского работника, который для этого должен быть психологически образованным.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение личности, укажите основные стороны, ее характеризующие. 2. Что такое система отношений человека, какое значение она имеет для характеристики его личности? 3. Приведите несколько примеров реакций заболевшей личности на свою болезнь. 4. Приведите примеры изменения личности под влиянием болезни. 5. Что такое характер, что понимается под патологическим характером? 6. Укажите основные темпераменты человека и соответствующие им типы высшей нервной деятельности, установленные И. П. Павловым. 7. Какое значение имеют особенности личности и характера в возникновении и развитии болезни? 8. Какое значение имеют особенности личности для лечения человека? 9. Укажите основные методы исследования личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|