Двигательные акты и волевые процессы в норме и патологии
Человек не только отражает в своем сознании окружающий его мир, но он его и преобразовывает. Это преобразование направлено на создание определенных условий, в которых нуждается всякий организм для продолжения жизни и для своего развития. Всякая нужда организма в этих условиях образует его потребности. Биологические потребности человека аналогичны потребностям и других живых существ (в пище, питье и пр.). Однако у человека они значительно изменились под влиянием общественно-исторических условий его жизни. Человек нуждается не просто в пище, а в определенных ее видах, определенным образом приготовленных. «Голод есть голод, — говорит Маркс, — однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо»... Для всех других потребностей человека также характерно их социальное опосредование. И прежде всего это относится к высшим, материальным и духовным, специфически человеческим потребностям (потребности в предметах обстановки, в орудиях труда, в знаниях, искусстве и т. п.). На основе потребностей человека формируются его интересы и влечения. Причем потребности человека не могут быть выведены из биологических влечений или сведены к ним. Подвергаясь социальной перестройке под влиянием общественного опыта, они претерпевают соответствующие качественные изменения, имеет место их развитие, а не подавление, как считают фрейдисты. Болезнь в ряде случаев изменяет и нарушает потребности и влечения. У больного может резко снижаться аппетит (анорексия), может возникнуть, наоборот, прожорливость (булимия). Нередко встречаются патологические изменения в сексуальной сфере. При этом возможно и снижение, и повышение сексуальности, которые в большинстве случаев имеют своей причиной неблагоприятные прижизненные условия.
Под влиянием болезни может нарушаться соотношение между разными группами влечений. У больных прогрессивным параличом, старческим слабоумием, а также при органических поражениях головного мозга различного происхождения, в особенности при патологии лобных его отделов, отмечается снижение высших социально обусловленных влечений с утратой прежних интересов, стойким падением активности и энергии. На первый план иногда выступают низшие инстинктивные влечения (повышенная сексуальность, обжорство и др.), а также извращения влечений.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДЕЙСТВИЯ
Совокупность действий человека, которые объединены общей целью и выполняют определенную общественную функцию, составляет деятельность. Виды деятельности человека столь же разнообразны, как и его потребности и интересы. Основной формой деятельности взрослого человека является труд, ребенка — игра. Отличительными чертами человеческой деятельности является ее сознательный и общественный характер. Для ее определения важными являются понятия мотива, цели и способа ее осуществления. Мотив — это то, что побуждает деятельность или что является ее основанием и направляет ее на удовлетворение определенных потребностей, на достижение целей. Целью называется тот результат, на который направлена деятельность. Способы ее осуществления определяются, с одной стороны, применяемыми человеком орудиями и, с другой — его навыками и умением их рационально использовать. В деятельности человека участвует вся личность, во всей ее многогранности и сложности. Вместе с тем личность формируется в деятельности и выражает себя в ней. Деятельность человека выражается в действиях. Действие — это элемент деятельности, определяемый простейшей целью. Действия, в свою очередь, слагаются из движений.
Успешное и квалифицированнное выполнение деятельности предполагает овладение навыками выполнения отдельных действий. Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе выполнения ее. Навыки — это память действий. Формирование навыков характеризуется устранением излишних движений и напряженности, объединением ряда частных действий в одно целенаправленное действие и рядом других моментов. Навыки формируются в упражнении, т. е. в целенаправленном, многократно повторяющемся действии с целью его усовершенствования. Для психических заболеваний характерны различные виды нарушения действий. Нередко различной сложности сознательные действия уступают место простым, автоматизированным. У таких больных наблюдаются стереотипии в движениях и речи (однообразные, повторяющиеся действия, слова). Наиболее ярко проявляются расстройства действий у больных с апраксией. Апраксии наблюдаются при поражении тех участков мозга, которые относятся к двигательному анализатору, чаще при поражениях теменной области. Больной теряет способность производить сложные, целенаправленные действия, хотя у него и нет параличей и сохраняются все элементарные движения. Он становится беспомощным, не может самостоятельно одеться, путает при этом последовательность действий (сначала надевает ботинки, затем пытается надеть носки и т. п.), не доводит свои действия до конца. Больной «забывает», как нужно пользоваться простейшими бытовыми предметами. При апраксии может теряться или нарушаться план действий, поэтому теряется их последовательность. Своеобразным видом апраксии являются конструктивная и лобная апраксии. При конструктивной апраксии, наблюдающейся при поражении теменно-затылочных отделов коры головного мозга, больной не знает, куда идти, идет налево в то время, как нужно было идти направо, у него расстраивается способность рисовать, перерисовывать, копировать. Рисуя человека, больной путает на рисунке расположение отдельных частей его тела. Больной не может выполнить элементарное задание на конструирование из спичек простейших фигур — треугольника, квадрата.
При поражении лобных отделов мозга может возникнуть так называемая лобная апраксия. Для нее, в частности, характерны своеобразные нарушения поведения, связанные с таким физиологическим актом, как мочеиспускание. Больной иногда встает с постели, идет в уборную, но, не завершив свои действия до конца, мочится в одежду, иногда не доходя до уборной, мочится на пол, на постель. В этом случае речь идет не об отсутствии плана действия, а о незавершении его.
ВОЛЯ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ
В человеческой деятельности основными являются волевые действия. «А чем более, — говорит Энгельс, — люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных, заранее известных целей». Волевыми мы называем такие действия, которые направлены на достижение сознательно поставленных целей. Воля — это та сторона психической жизни человека, которая получает свое выражение в сознательной направленности действий. С давних пор сложилось два противоположных взгляда на природу воли — материалистический и идеалистический. Идеалисты говорят о «свободе воли» и при этом считают, что она не обусловлена ни деятельностью мозга, ни внешней средой. Человек свободен в своих действиях, он может поступать, как ему заблагорассудится. На самом же деле волевые действия так же причинно обусловлены, как и все другие явления действительности. Возражая сторонникам идеалистических взглядов на волю, А. Г. Чернышевский писал: Если произошло известное явление, то надобно искать ему причины, а не удовлетворяться пустым ответом: оно произошло само собой без всякой особенной причины — «я так сделал, потому что так захотел». Прекрасно, но почему же вы так захотели? Если вы отвечаете: «просто потому, что захотел», это значит то же, что говорить: «тарелка разбилась потому, что разбилась, дом сгорел потому, что сгорел, и т. п.». Материалистический взгляд на природу воли является единственно правильным. Он заключается в том, что волевые действия, как и вся психическая деятельность человека, являются функцией мозга и по своей природе представляют собой рефлекторные акты, возникающие в ответ на действие раздражителей из внешней среды. Воля — своеобразная форма отражения этих внешних условий в сознании человека. «Свобода воли», о которой говорят идеалисты, существует, но под этим следует понимать, как указывают классики марксизма-ленинизма, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. При таком понимании свободы воли никто не может снять с себя ответственности за свои поступки, ссылаясь на то, что они предопределены заранее и не зависят от самого человека. Напротив, воля — это прежде всего способность сознательно регулировать свое поведение, способность управлять собой.
Наряду с волевыми произвольными движениями, существуют непроизвольные движения. Типичными примерами непроизвольных или инстинктивных движений являются кашель, мигание, отдергивание руки при уколе ее, вздрагивание при неожиданном звуке и т. п. Инстинктивные движения у человека также являются целевыми, но, в противоположность волевым, они не сопровождаются сознательным направлением их к поставленной цели. В патологии наблюдаются состояния выраженного в различной степени ослабления воли. Особенно большое значение имеет абулия, т. е. безволие. При абулии больной прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Он подолгу лежит или сидит в постели, часто в стереотипной позе. В конце концов больной перестает производить даже те действия, которые направлены на удовлетворение наиболее примитивных физиологических потребностей (перестает есть, становится неряшливым, неопрятным). Под гипобулией понимают менее выраженные ослабления волевых действий. Гипербулия — характеризуется кажущимся повышением деятельности. Хотя трудно себе представить, что воля в истинном ее понимании может укрепляться под влиянием болезни, однако этим определением нередко пользуются в клинике. Гипербулия встречается у больных, находящихся в состоянии чрезмерно повышенного, маниакального настроения. Наиболее резкое нарушение действий выражается в различных формах ступора, состояниях полной обездвиженности. При этом может наблюдаться автоматическая подчиняемость, или каталепсия, когда больной застывает в приданном ему положении. Наиболее выраженная форма автоматической подчиняемости — состояние восковидной гибкости. Больной сохраняет при этом любую, приданную его телу, позу. В сложном волевом действии различают три основных этапа — осознание цели и задач его, планирование действий, основанное на выборе мотивов и способов действия, и исполнение решения.
Выбор и осознание целей зависят от мотивов поведения человека. Нередко у человека возникает не одна, а несколько целей, определяемых различными мотивами, не совместимых друг с другом, обязательно требующих выбора одной из них. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, принято называть борьбой мотивов. Окончательный выбор целей, принятие решения иногда требуют длительного времени, в течение которого происходит обсуждение мотивов за или против принятия окончательного решения. В этой борьбе мотивов в большой мере проявляется воля человека, сила и слабость ее. Волевые люди всесторонне обсуждают мотивы и довольно быстро приходят к формулированию цели. Люди со слабой волей длительно не могут принять решения, а, приняв его, могут легко его изменить и даже отказаться от него. Как только человек решает «поступлю таким образом», «сделаю это», начинается планирование путей и средств достижения цели, что является чрезвычайно важным в волевом действии. Часто безвольный человек ставит очень хорошую цель, но затем она оказывается для него невыполнимой. Мало принять хорошее решение, необходимо еще его осуществить. Для волевого человека характерно настойчивое осуществление раз намеченной цели, преодоление всех препятствий на пути к ее достижению. Эти препятствия могут корениться в трудностях выполнения задуманной работы, в неправильном отношении к ее выполнению кого-либо из окружающих, в тех сомнениях, неуверенности, которые по пути к цели охватывают самого исполнителя волевого действия. При преодолении препятствий воля проявляется в умении делать то и поступать так, как требует чувство долга. Чувство долга предполагает высокую ответственность человека, способность его действовать во имя интересов своей страны, своего народа, людей, которые его окружают в производственном коллективе, в семье. Исполнением решения заканчивается волевой акт. Борьба мотивов, колебания в выборе цели действия, трудности перехода от выбора цели к соответствующим действиям характерны для больных неврозами, в особенности для больных неврозом навязчивых состояний и психастенией. У психически больных нередко встречаются нарушения мотивации деятельности, в качестве симптомов болезни выступают различные «мимовольные» поступки. К ним относятся прежде всего импульсивные действия и импульсивные влечения. Импульсивные действия происходят без опосредующего влияния мысли, сознания. Они характеризуются внезапностью, стремительностью, немотивированностью и бессмысленностью. Больной вдруг начинает громко кричать, ломает мебель, выбрасывается из окна, разбив стекла, бежит по улице, ударяет первого же попавшегося человека, садится в поезд, уезжает и т. п. Импульсивные, часто плохо мотивированные или совершенно немотивированные влечения, овладевающие рассудком больного, подчиняющие себе все его поведение, встречаются в нескольких видах. Клептомания — навязчивое стремление к воровству. Клептомания характеризуется прежде всего тем, что больной крадет вещи, не нужные ему, не представляющие для него никакой ценности. Известны и другие импульсивные влечения: пиромания — стремление к поджогу, дромомания — непреодолимое стремление к бродяжничеству, дипсомания — влечение к пьянству, копромания — стремление ругаться нецензурными словами и др. У больных, страдающих психическими заболеваниями, бывают извращения основных инстинктивных влечений, проявляющиеся в стремлении покончить жизнь самоубийством, к самоистязанию, в отдельных случаях больные отказываются от приема пищи. Оценка волевых свойств, качеств человека чрезвычайно важна в общей характеристике личности. В жизни различают людей с сильной и слабой волей. Основными психологическими особенностями человека с сильной волей являются целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, гибкость решений и действий и некоторые другие. Для людей со слабой волей характерен низкий уровень развития указанных волевых свойств, обычно их называют слабовольными. Для них в особенности характерны внушаемость — легкая подверженность чужим влияниям, и внешне противоположное внушаемости качество — упрямство, негативизм, т. е. немотивированное стремление действовать наперекор другим. Больного просят выпить лекарство — он отказывается, убирают лекарство — он хватает его. При абулии нередко отмечается мутизм — молчание, больной не говорит, не отвечает на вопросы. Однако необходимо помнить, что и противодействие, и молчание могут иметь психологический смысл и обусловливаться не наличием истинных проявлений негативизма и мутизма, а другими причинами — больной слышит голоса, запрещающие ему принимать пищу и отвечать на вопросы; считает, что пища его отравлена; враждебно относится к врачу и т. д. Необходимо указать также на явления эхолалии (повторение больным слов, которые он слышит) и эхопраксии (повторение движений, которые совершают окружающие).
ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ АКТОВ И ВОЛИ
Большое значение в этих исследованиях имеет наблюдение действий и движений человека в жизни, быту, у больных — в палате, во время трудовой терапии и т. п. Изучаются движения конечностей и лицевой мускулатуры. Наблюдения проводятся в обычных условиях и в условиях эксперимента, при выполнении испытуемым специальных проб, учитывающих различные формы действий, разной степени трудности. Из инструментальных методов при исследовании движений чаще пользуются записью движений на кимографе. Используются электромиография, при которой регистрируется изменение электрических потенциалов мышц, а также различные виды реактометров, позволяющие учитывать двигательную реакцию человека в экспериментальных условиях. Для изучения мышечной работоспособности, ее устойчивости и динамики утомления широко применяется исследование на специальном приборе — эргографе. Запись, полученная на этом приборе, называется эргограммой. Эргограмма в норме характеризуется нормальной высотой, свидетельствующей об удовлетворительной силе сжатия, равномерностью и темпом. Большие трудности представляет собой количественная оценка волевых действий. Для объективной характеристики степени волевого усилия предлагается учитывать отношение между выполненным человеком заданием и выраженностью сопутствующих этому волевому акту вегетативных реакций (В. Н. Мясищев). Для медицинского работника чрезвычайно важным является учет состояния двигательно-волевой сферы больного. Нарушения в мотивационной сфере, в сфере интересов нередко приводят к тому, что мысли о болезни подавляют у человека все другие мысли, меняют мотивы поведения. Развитие воли, способности к волевой деятельности может сыграть большую положительную роль в восстановлении и компенсации различных болезненных нарушений. Медицинский работник должен стремиться к укреплению в больном воли к жизни, к здоровью и обеспечить наиболее благоприятные условия для лечения. Формирование гармонически развитой личности немыслимо без воспитания и самовоспитания у нее сильной воли. В нашем обществе воспитание воли основывается на формировании правильного мировоззрения, нравственном воспитании, усвоении норм коммунистической морали. Высокие общественные мотивы деятельности являются необходимыми для развития волевых качеств советского человека, строителя коммунистического общества.
Контрольные вопросы
1. В чем отличие потребностей человека от потребностей других живых существ? 2. Приведите примеры болезненных изменений потребностей и влечений человека. 3. Что называется деятельностью? Укажите основные формы и отличительные черты человеческой деятельности. 4. В чем выражается деятельность человека? 5. Дайте определение мотива деятельности. 6. В чем проявляется расстройство действий у больных апраксией, чем характеризуется конструктивная и лобная апраксия? 7. Какие действия называются волевыми? Дайте определение воли. 8. В чем состоит принципиальное отличие материалистического взгляда на природу воли от идеалистического? 9. Приведите примеры непроизвольных или инстинктивных движений. 10. Как называется ослабление воли в психопатологии, в чем оно выражается? 11. Укажите основные этапы формирования сложного волевого действия. 12. Каковы отличительные черты человека с сильной и слабой волей? 13. Приведите примеры импульсивных действий и влечений. 14. Как исследуется двигательно-волевая сфера в медицинской практике?
Психогении и соматогении Взаимоотношение соматического, т. е. телесного, и психического является не только одним из основных философских вопросов, но и важной проблемой психологии и медицины. Раскрытие причин и механизмов различных болезненных состояний невозможно без понимания того, какие телесные, в том числе и мозговые, изменения лежат в основе психических нарушений и, с другой стороны, как влияет психика на соматику и соматика на психику. Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов, называются психогенными или психогениями. В тех случаях, когда психические расстройства вызываются соматическими причинами, их называют соматогенными или соматогениями. О том, что представления и эмоции могут вызвать изменения в организме, хорошо известно. Волнение обычно сопровождается сердцебиением, представление о еде вызывает слюноотделение и т. д. Неоднократно описывалось душевное состояние воинов в ожидании боя. В этих условиях у солдат наблюдались различные соматические нарушения, выражавшиеся в учащении пульса и дыхания, чувстве озноба или ощущении жара, позывах на мочеиспускание и др. Указанные проявления представлений и эмоций являются нормальными и естественными, если они обусловлены трудной ситуацией, и исчезают с переменой обстановки. При болезненных состояниях изменения в организме, вызываемые представлениями или эмоциями, могут быть более выраженными и более длительными либо совершенно не соответствующими психическим воздействиям. Современная клиника внутренних и нервных болезней дает многочисленные примеры психогенных нарушений деятельности различных анатомо-физиологических систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, мочевыделительной, половой. Психогенные расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы могут выражаться в изменении частоты пульса (тахикардия и брадикардия), нарушении ритма сердечных сокращений, повышении или понижении кровяного давления, ослаблении сердечной деятельности, обмороках. Нарушения со стороны дыхания нередко проявляются в виде кашля, одышки и даже удушья. Многообразны нарушения желудочно-кишечного тракта — тошнота, рвота, поносы, запоры, изменения двигательной и секреторной деятельности желудка. Встречаются случаи психогенной задержки мочеиспускания. Различные проявления половой слабости у мужчин и половой холодности у женщин чаще всего имеют психогенную природу. Психические влияния нередко являются причиной возникновения головной боли — одного из наиболее частых симптомов различных заболеваний. Помимо указанного выше, многие другие деятельности организма могут нарушаться психогенно. Многократно описывались случаи возникновения сахарного диабета, заболевания, обусловленного нарушением деятельности желез внутренней секреции, в связи с «игрой» на бирже. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что в происхождении и ряда других соматических болезней психический фактор играет важную роль.
ПСИХОГЕННЫЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Психогенно могут возникать различные изменения и нарушения в соматической сфере. Эти изменения характерны в особенности для так называемых системных неврозов, протекающих главным образом с нарушением функции отдельных анатомо-физиологических систем организма: сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной и др. Типичными внутренними заболеваниями, при которых особую роль играет психотравмирующий момент, являются язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма и др. Психогенный фактор играет важную роль в патогенезе мигрени, чешуйчатого лишая и ряда других болезней. Приведем примеры. У больного П., 28 лет, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (подтвержденная при рентгеноскопии) развилась остро после того, как он сутки пробыл в шахте, отрезанной в результате обвала. До этого случая П. был совершенно здоров. У больной Ц., 30 лет, тяжелые мигренозные приступы начались после трагической гибели мужа. Нередки случаи обострения экземы, чешуйчатого лишая под влиянием волнений, например у студентов в период экзаменационной сессии. Если отдельные словесные раздражители или беседы по поводу травмирующих больного обстоятельств могут вызвать заметные изменения в организме, то очевидно, что реальные травмирующие переживания вызывают несравненно более резкие и более стойкие изменения. Поступающие в головной мозг через нервные окончания во внутренних органах сообщения о нарушении деятельности того или иного органа влекут за собой реакцию на эти нарушения. При повторении ситуации, в которой произошло нарушение, или при воспоминании о ней могут образоваться временные или условные связи. Эти связи становятся дополнительным источником нарушения деятельности той или иной соматической системы. Причинами болезненной психосоматической реакции является напряжение, связанное с эмоциями и со всеми присущими эмоциям проявлениями, о которых говорилось выше. В определенных условиях у человека может покраснеть лицо, возникнуть выраженная потливость рук. В дальнейшем эти нарушения возникают каждый раз в сходных условиях, более того — боязливое ожидание того или иного болезненного проявления вызывает его возникновение. Таким образом, воображение может быть причиной болезненных нарушений. Психогенными могут быть не только вегетативные расстройства — покраснение лица, повышенная потливость, но и моторные нарушения. Эмоция испуга иной раз сопровождается дрожанием тела и мышечной слабостью (подкашиванием ног и даже падением). Могут возникнуть психогенные параличи. По-видимому, дело идет об интенсивной эмоции, которая превышает выносливость нервной системы, и возникает выраженное торможение. В происхождении психогенных расстройств существенную роль может играть представление, например, мысли — «я не могу ходить» или «я не могу говорить». Однако и в этом случае источником силы представления и возникновения болезненного нарушения является эмоция. Для понимания механизмов возникновения симптомов болезни от представления или при самовнушении имеют значение наблюдения за возникновением болезненных нарушений под влиянием внушений в гипнозе. Внушением в гипнозе может быть вызвана временная утрата движений в конечностях, речи, слуха и пр. Возможно, так же действует и представление о неспособности двигаться, слышать, говорить. Разумеется, механизмы указанных психогенных расстройств являются крайне сложными. Для понимания их большую роль сыграло учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. По-видимому, указанные выше нарушения возникают в результате торможения в том или ином анализаторе, которое возникает под влиянием сверхсильного раздражителя. Но, конечно, сила раздражителя здесь должна быть понята в ее значении для личности заболевшего и не оцениваться только односторонне, по одним физическим качествам раздражителя. И совсем тихо произнесенные слова, если они оскорбительные или содержат угрозу, могут вызвать такого рода психогенное нарушение. Одним из наиболее существенных в проблеме псиг хосоматических зависимостей является вопрос о том, имеется ли специфическая связь между особенностями психического фактора и изменениями в организме, которые он вызывает, иными словами — чем определяется место соматического нарушения при психогенных заболеваниях? По этому поводу имеется немало клинических к экспериментальных данных. Указывается на определенное значение по крайней мере следующих факторов предрасположения: а) наследственность, прежде всего в смысле создания в организме слабого места или места наименьшего сопротивления, которое в условиях психического воздействия поражается прежде всего; б) предрасположение, являющееся результатом жизненного опыта, включая травмы, инфекции и другие заболевания, приводящие к ослаблению соматической системы; в) активная деятельность системы при психогенном напряжении. Так, например, невротическая головная боль, обусловленная повышением тонического напряжения мышц головы и шеи, нередко возникает при психическом перенапряжении у людей, производственная деятельность которых связана с длительным фиксированным положением головы и шеи (работа на конвейере, водителем транспорта и пр.), т. е. происходит в условиях напряжения прежде всего шейных и затылочных мышц. Механизмы психогенных соматических заболеваний широко изучаются в зарубежной психосоматической медицине. Большинство представителей психосоматического направления сводит этиологию заболеваний внутренних органов к влиянию сексуальных конфликтов. При этом широко используется выдвинутое З. Фрейдом понятие «конверсии», означающее якобы имеющий широкое значение в патологии факт перехода энергии сексуальных влечений в болезненные нарушения различных органов тела. Представители психосоматического направления игнорируют этиологическое своеобразие ряда болезней, неправильно используют новейшие достижения нейрофизиологии. Так, например, такое заболевание сердца, как стенокардия, некоторые представители психосоматической медицины рассматривают как результат конфликта «между мышлением головой и мышлением сердцем». Рак молочной железы является, по их мнению, результатом неудачного брака, отрицательного отношения к родам и пр., а мигрень — следствием неумения выразить враждебность к родителям. В вопросе о психическом напряжении или психическом стрессе важное значение имеют работы патофизиолога и эндокринолога Г. Селье. Селье в течение многих лет изучал нарушения различных сторон организма под влиянии внешних воздействий. Он показал, что всякое раздражение (стрессор) вызывает напряжение — стресс. Реакция организма может быть местной или системной. Она тем более выражена, чем большее жизненное значение имеет воздействующий на организм раздражитель. Селье создал учение об «адаптационном синдроме», состоящем из трех стадий; тревоги, сопротивления и истощения. Его работы проливают свет на общий эндокринно-биохимическии механизм патологических процессов, возникающих при внешних воздействиях, но роль нервной и психической сторон им не освещается.
НЕВРОЗЫ
Наиболее распространенными формами психогенных заболеваний являются неврозы — неврастения, истерия и невроз навязчивости. Подлинно научному пониманию физиологических механизмов возникновения неврозов, а также и других соматических и психических заболеваний, вызываемых нервно-психическим перенапряжением, способствовали работы выдающихся физиологов Н. Е. Введенского о парабиозе и в особенности И. П. Павлова о патофизиологии высшей нервной деятельности. В учении И. П. Павлова о неврозах нашли правильное освещение определение невроза и ряд других принципиальных положений, относящихся к этой проблеме. Так, указывалось, что к неврозам у человека могут быть отнесены лишь психогенные заболевания, т. е. те случаи, в которых срыв высшей нервной деятельности происходит в результате неблагоприятных влияний на психику трудных жизненных обстоятельств и потрясений. Таким образом, были установлены четкие границы между неврозами как психогенными функциональными заболеваниями нервной системы и функциональными заболеваниями нервной системы непсихогенной' природы, имеющими другую этиологию (инфекции, интоксикации, травмы). Для классификации неврозов большое значение имело учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности человека, согласно которому форма невроза в известной степени определяется типологическими особенностями больного при наступлении срыва высшей нервной деятельности. Чаще неврозы возникают у представителей слабого или сильного неуравновешенного типа нервной системы. Подчеркивая значение выделенных И. П. Павловым типов высшей нервной деятельности человека в возникновении неврозов, В. Н. Мясищев указывает, что в их происхождении играет роль вся личность человека в целом и ее особенности, сформировавшиеся в истории ее развития. Не сам по себе тип нервной системы определяет стремления, конфликты, переживания, борьбу, страдания, неумение преодолевать препятствия, т. е. то, что способствует развитию невроза. В происхождении неврозов имеет значение не только неблагоприятная ситуация, но и прежде всего неправильная переработка ее больным под влиянием его личности и ее жизненных отношений, сформированных в процессе жизни и не отделимых от свойств нервной системы. Все основные формы неврозов, включая истерию, могут возникнуть и у здоровых до того людей при особенно трудных и длительно существующих неблагоприятных обстоятельствах. Однако чаще истерия возникает на почве предрасположения в виде истерического характера. Истерический характер формируется главным образом неправильным изнеживающим воспитанием, порождающим черты неприспособленности и негибкости человека. Сущность характера, формируемого изнеживающим воспитанием, заключается в претенциозности, капризности, неспособности считаться с требованиями среды, неспособности добиваться цели или с отказом в удовлетворении прихоти. На основе изучения истории жизни больных неврозами указываются те особенности неправильного воспитания личности, которые в неблагоприятных условиях предрасполагают к развитию различных форм невроза. Особенностью характера, способствующего возникновению неврастении, нередко является более или менее выраженное стремление к чрезмерным, превышающим возможности нервной системы усилиям в преодолении сложных задач в быту или в труде. Такой характер формируется с раннего детства в тех случаях, когда родители развивают в детях нездоров вые стремления к успеху, без учета их сил и возможностей. При этом часто односторонне переоценивается значение умственной деятельности и принижается значение физического труда, сочетание которых является условием гармонического развития личности. Невроз навязчивости характеризуется образованием болезненных симптомов, неотвязно преследующих больного, несмотря на то, что он может критически осознать их неправильность и необоснованность. Обычно это навязчивые переживания и действия, иногда имеющие характер символических, так называемых ритуальных (определенные, часто повторяемые движения, мытье рук и др.). Развитию невроза навязчивости нередко способствует воспитанная с детства повышенная чувствительность и склонность к задержке своих проявлений в условиях необходимости выбора решения в сложной, противоречивой ситуации. И. П. Павлов считал, что ритуальный, символический характер некоторых навязчивых состояний имеет в своей основе инертность нервного процесса с извращенным характером реакции. Однако, наряду с физиологическим толкованием, возможно и психологическое понимание этих явлений. Они становятся понятными, если проследить их развитие и выявить источники возникновения, лежащие в реальных фактах истории жизни больного. Приведем пример (по наблюдению Е. К. Яковлевой и Р. А. Зачепицкого). Больной Юрий К., 24 лет, поступил в клинику с постоянной навязчивой потребностью стряхивать что-то со своей одежды. Почти непрерывно производил соответствующие движения руками. Очень волновался при этом. Понимал нелепость этих навязчивых действий, но не мог от них освободиться. Вначале появление этого симптома казалось загадочным. Лишь ознакомление с жизнью больного позволило понять его происхождение. Выяснилось, что он был в семье старшим ребенком. Мать была властной женщиной, подавляла его своей требовательностью. Он стал робким, нерешительным. Когда он окончил школу и начал работать, она стала внушать, что он не должен без ее согласия жениться, так как из-за неопытности может сделать неправильный выбор. В 22-летнем возрасте он полюбил девушку и, решив жениться, представил ее матери. Мать запретила брак, так как девушка ей не понравилась. Однако сын, поддавшись сильному увлечению, все же решил жениться. С женой стал жить хорошо, дружно и сперва был ею вполне доволен. Мать же продолжала его осуждать, оскорбляла в его присутствии невестку, обвиняла ее в неряшливости. Видя безуспешность своих действий, она подговорила товарищей сына повлиять на него. Те стали осмеивать его жену, говорили: «На ком ты женился? Где твои глаза были?» «Она ведь дурная!». К. заколебался. В нем стала происходить внутренняя борьба — между любовью к жене и мыслью, что она, по словам окружающих, плохая. Страдал также и от постоянных упреков матери, обвинял себя в неповиновении. Однажды за столом, когда один из товарищей в отсутствие жены сказал о ней, что она «грязная» и не пара ему, К. очень разволновался. Случайно крошки со стола упали ему на пиджак, он стряхнул их рукой. По<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|