Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шкала внешних и внутренних мотивов

Мотив классификация Внешний\внутренний
Интересная и многообразная деятельность Внутренний мотив
Возможность применения личных способностей Внутренний мотив
Возможность работать творчески Внутренний мотив
Самостоятельность в работе Внутренний мотив
Возможность самовыражения Внутренний мотив
Возможность оказывать влияние влияние на деятельность других людей Внешний мотив
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры) Внешний мотив
Больший доход Внешний мотив
Возможность общения Внешний мотив
Возможность риска Внешний мотив

 

Также респондентам была предложена методика 2 (см приложение 2)

Цель данной методик проверить результаты, полученные по шкале ранжирования мотивов.

Кроме того, отвечая на вопросы анкеты 2 респондент отвечал не только «за себя», но и моделировал возможный ответ других людей. 

Результаты исследования представлены во второй главе

 

глава 2 результаты исследования

В таблице 4 представлены полученные результаты по «Шкале ранжирования мотивов»

 

 

Таблица 4

Результаты по шкале ранжирования мотивов

  Студенты 1 курса (вторичный ранг при ранжировании) Студенты 2 курса (вторичный ранг при ранжировании)
Интересная и многообразная деятельность 4 9
Возможность применения личных способностей 1 8
Возможность работать творчески 2 7
Самостоятельность в работе 6 6
Возможность самовыражения 5 2
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей 9 1
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры) 10 5
Больший доход 8 3
Возможность общения 3 4
Возможность риска 7 10

 

                                                                                     Таблица 5

Ранжирование внутренних мотивов студентами 1 и 2 курсов

 
     
  Студенты 1 курса Студенты 2 курса
  (вторичный ранг при ранжировании) (вторичный ранг при ранжировании)
Интересная и многообразная деятельность 4 9
Возможность применения личных способностей 1 8
Возможность работать творчески 2 7
Самостоятельность в работе 6 6
Возможность самовыражения 5 2

 

Таким образом, для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески

Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге

 

 

 Таблица 6

Ранжирование внешних мотивов студентами 1 и 2 курсов

 

  Студенты 1 курса Студенты 2 курса
  (вторичный ранг при ранжировании) (вторичный ранг при ранжировании)
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей 9 1
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры) 10 5
Больший доход 8 3
Возможность общения 3 4
Возможность риска 7 10

 

 

Таким образом, для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является – возможность общения (3 место в общем рейтинге у студентов 1 –ого курса)

 

Таблица 7

Ответы студентов 1 курса (в количественном отношении)

 

  Совершенно не действует

Действует незначительно

Действует существенно

Действует очень существенно

    Снижает Повышает Снижает Повышает Снижает Повышает
1. Материальное стимулирование 2 1 4 2 2 2 2
2. Моральное стимулирование 1 1 1 2 2 1 7
З. Меры административного воздействия 1 2 2 1 1 2 6
4. Трудовой настрой коллектива 1 1 2 1 3 2 5
5. Экономические нововведения в компании 2 2 3 1 1 1 5
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране 4 2 2 2 1 3 3
7. Боязнь потерять работу 2 1 2 2 1 1 6
8. Элементы состязательности 4 2 1 3 2 1 2

 

Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что

· Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию

· Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию

· Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию

· Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности совершенно не действуют на мотивацию при выборе профессии

Таблица 8

Ответы студентов 2 курса (в количественном отношении)

 

  Совершенно не действует

Действует незначительно

Действует существенно

Действует очень существенно

    Снижает Повышает Снижает Повышает Снижает Повышает
1. Материальное стимулирование 2 1 1 1 1 2 7
2. Моральное стимулирование 2 3 2 1 1 2 4
З. Меры административного воздействия 2 2 2 2 2 5 0
4. Трудовой настрой коллектива 1 1 3 2 2 2 4
5. Экономические нововведения в компании 1 2 1 1 1 2 7
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране 2 2 2 3 2 0 4
7. Боязнь потерять работу 5 1 1 2 1 3 2
8. Элементы состязательности 2 2 1 1 1 2 6

 

Таким образом, большинство студентов 2 курса считает, что

· Материальное стимулирование действует очень существенно – повышает мотивацию при выборе профессии

· Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию

· Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацпию

· Трудовой настрой коллектива и экономические новвоведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.

 

Как видно из приведенных выше таблиц (количественного анализа) у студентов различных курсов происходит явное изменение в мотивационной сфере. Оно напрямую связано с изменением длительности обучения.

Возможно, предположить, что чем ближе студент к выпуску из высшего учебного заведения, тем больше он задумывается о более частных особенностях своей предстоящей профессиональной деятельности. Это размышления о материальном вознаграждении за свой будущий труд, об условиях работы, о том, сколько времени придется тратить на путь от дома до работы, о времени работы и т.д. Студенты младших курсов реже задумываются над данными проблемами т.к. еще не достаточно ознакомлены со спецификой своей будущей работы и во многом их сопровождает некоторый романтизм, с которым часто бывает связан выбор той или иной сферы обучения после средней школы.

Выводы

 

1. Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески

2. Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге

3. Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей

4. Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является – возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 –ого курса)

5. Согласно результатам, полученным по анкете 2. Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что

· Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию

· Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию

· Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию

· Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию

6. Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2 

· Материальное стимулирование действует очень существенно – повышает мотивацию при выборе профессии

· Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию

· Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию

· Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.


Заключение

 

Таким образом, проанализировав теоретический материал и материалы практического исследования можно сделать вывод, что для студентов 1 курса наиболее значимыми являются внутренние мотивы такие как моральное стимулирование, трудовой настрой коллектива и нововведения в компании. Можно предположить что данные факторы способствуют повышению интереса и внутреннее мотивации. Для студентов 2 курса начинают приобретать значимость такие факторы как материальное стимулирование и общая социально-экономическая ситуация в стране.

Гипотеза исследования подтвердилась

Данная тема исследования представляет практический интерес и может быть продолжена на более широком массиве респондентов. Также могут быть проведены исследования в других Вузах. Интересным представляется сравнение мотивов студентов гуманитарных и технических Высших учебных заведений. Также может быть более детально рассмотрена иерархия мотивов, соподчинение мотивов и их взаимозависимость.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Москва, "Прогресс", 1988.- С.210

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.1999 -С.189

3. Герчикова И. И. Менеджмент: Учебник, М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.-С. 280

4. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998.- С. 240

5. Лепкова Я. О бедном студенте замолвите слово. //Cosmopolitan, июнь, 1996г. –С. 45-48

6. Леонавичюс Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург,.2001.-С.90-101

7. Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. М.: Молодая гвардия, 1993.-С.98

8. Молодежь Германии и России. М.: Социум, 2000. Нежиховская Е.М.К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета //Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. –С.145-159

9. Петрова Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. Автореферат. СПб., 1993. –С.46

10. Психологический словарь. Под ред Зинченко М., 2000-С.598

11. Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. –С.287

12. Тарасов В. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. Ленинград, "Машиностроение", 1989.-С.301

13. Титаренко Л.Г. Мир ценностных ориентаций молодежи Белоруссии. //Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. М.:Социум, 1994. – С. 79

14. Человек и его работа. /Под ред. Здравомыслова А.Г. М.,1999. –С.240

15. Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. –С.69

16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.т. 1-2, М. 1986. - С.240

17. Arestova O. Informational Technologies and new trends of

18. human development // 11nd Conference for Socio-Cultural Research Vygotsky-Piaget. Abstracts. Univ. of Geneva. 1996 Sep. 11-15, - p. 178.

19. Gleitman H. Basic Psychology. WW Norton, 1992. – р. 248

20. Hall C.S., Lindsey G. et al. Introduction to Theories of Personality. Wiley and Sons, 1985. – р.176

21. Harre R. Social Being. Biackwell, 1993.- р. 401
Приложение 1

 

 

Здравствуйте

Вам предлагается провести ранжирование распределение по местам мотивов, которыми Вы руководствовались выбирая профессию (от 1до10)

1-ведущий мотив и т.д.

Спасибо

 

МОТИВ МЕСТО В РЕЙТИНГЕ
Интересная и многообразная деятельность  
Возможность применения личных способностей  
Возможность работать творчески  
Самостоятельность в работе  
Возможность самовыражения  
Возможность оказывать влияние влияние на деятельность других людей  
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)  
Больший доход  
Возможность общения  
Возможность риска  

 

Пожалуйста укажите свой возраст __________________

Место Вашей учебы ______________________________

Курс ___________________________________________

 

Приложение 2

Анкета

Просим Вас заполнить данную таблицу

В какой степени и как действуют на выбор профессии следующие факторы (зачеркните необходимый квадрат)?

Просьба наибололее подходящий ответ отметить Х

  Совершенно не действует

Действует незначительно

Действует существенно

Действует очень существенно

    Снижает Повышает Снижает Повышает Снижает Повышает
1. Материальное стимулирование              
2. Моральное стимулирование              
З. Меры административного воздействия              
4. Трудовой настрой коллектива              
5. Экономические нововведения в компании              
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране              
7. Боязнь потерять работу              
8. Элементы состязательности              

 

 


Анотация.

 

 

Данная работа исследует феномен соотношения внешних и внутренних мотивов выбора профессиональной деятельности студентами высших учебных заведений. Была выдвинута гипотеза о том, что у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив. Был проведен теоретический анализ литературы по теме исследования. Рассмотрены различные подходы к определению и классификации мотивов. С группой респондентов проведено практическое исследование. Использованы 2 диагностические методики. В том числе «Шкала ранжирования мотивов». В работе описан ход исследования, полученные результаты и выводы. Выдвигаемая гипотеза подтвердилась.


ТЕЗИСЫ

        Тема связанная с мотивами в настоящее время становится вce более актуальной. Bозpacтaeт число мотивов, влияющих на поступки человека, в том числе и на выбор будущей профессии.     Этo oбycлaвливaeт актуальность данного исследования. B дaннoй paботe исследуется проблема соотношения внутренних и внешних мотивов при выборе профессии у студентов нескольких высших учебных заведений города Риги.

Объект исследования

студенты 1 курса - 15 человек

студенты 2 курса - 15 человек

Предмет исследования

соотношение внутренних и внешних мотивов при выборе профессии студентами вузов

        Bыдвигaeтcя гипoтeзa o тoм,

чтo у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив

 

Использовались 2 психодиагностические методики

«Шкала ранжирования мотивов» и таблица значимости мотивов.

По результатам исследования сделаны следующие выводы

1. Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески

2. Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге

3. Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей

4. Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является – возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 –ого курса)

5. Согласно результатам, полученным по анкете 2. Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что

6. Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию

7. Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию

8. Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию

9. Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию

10. Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2 

11. Материальное стимулирование действует очень существенно – повышает мотивацию при выборе профессии

12. Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию

13. Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию

14. Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.

 

Таким образом гипотеза исследования подтвердилась.
Схема 1

Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Субъективная представленность Объективная реализация Продукт и средство
Мотив Деятельность Предмет
Цель Действие Образ
Условия Операция Знания, навык

 

 


Схема 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...