Шкала внешних и внутренних мотивов
Также респондентам была предложена методика 2 (см приложение 2) Цель данной методик проверить результаты, полученные по шкале ранжирования мотивов. Кроме того, отвечая на вопросы анкеты 2 респондент отвечал не только «за себя», но и моделировал возможный ответ других людей. Результаты исследования представлены во второй главе
глава 2 результаты исследования В таблице 4 представлены полученные результаты по «Шкале ранжирования мотивов»
Таблица 4 Результаты по шкале ранжирования мотивов
Таблица 5
Таким образом, для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
Таблица 6 Ранжирование внешних мотивов студентами 1 и 2 курсов
Таким образом, для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является – возможность общения (3 место в общем рейтинге у студентов 1 –ого курса)
Таблица 7 Ответы студентов 1 курса (в количественном отношении)
Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что · Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию · Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию · Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию · Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности совершенно не действуют на мотивацию при выборе профессии Таблица 8 Ответы студентов 2 курса (в количественном отношении)
Таким образом, большинство студентов 2 курса считает, что · Материальное стимулирование действует очень существенно – повышает мотивацию при выборе профессии · Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию · Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацпию
· Трудовой настрой коллектива и экономические новвоведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Как видно из приведенных выше таблиц (количественного анализа) у студентов различных курсов происходит явное изменение в мотивационной сфере. Оно напрямую связано с изменением длительности обучения. Возможно, предположить, что чем ближе студент к выпуску из высшего учебного заведения, тем больше он задумывается о более частных особенностях своей предстоящей профессиональной деятельности. Это размышления о материальном вознаграждении за свой будущий труд, об условиях работы, о том, сколько времени придется тратить на путь от дома до работы, о времени работы и т.д. Студенты младших курсов реже задумываются над данными проблемами т.к. еще не достаточно ознакомлены со спецификой своей будущей работы и во многом их сопровождает некоторый романтизм, с которым часто бывает связан выбор той или иной сферы обучения после средней школы. Выводы
1. Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески 2. Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге 3. Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей 4. Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является – возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 –ого курса) 5. Согласно результатам, полученным по анкете 2. Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что · Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
· Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию · Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию · Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию 6. Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2 · Материальное стимулирование действует очень существенно – повышает мотивацию при выборе профессии · Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию · Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию · Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии. Заключение
Таким образом, проанализировав теоретический материал и материалы практического исследования можно сделать вывод, что для студентов 1 курса наиболее значимыми являются внутренние мотивы такие как моральное стимулирование, трудовой настрой коллектива и нововведения в компании. Можно предположить что данные факторы способствуют повышению интереса и внутреннее мотивации. Для студентов 2 курса начинают приобретать значимость такие факторы как материальное стимулирование и общая социально-экономическая ситуация в стране. Гипотеза исследования подтвердилась Данная тема исследования представляет практический интерес и может быть продолжена на более широком массиве респондентов. Также могут быть проведены исследования в других Вузах. Интересным представляется сравнение мотивов студентов гуманитарных и технических Высших учебных заведений. Также может быть более детально рассмотрена иерархия мотивов, соподчинение мотивов и их взаимозависимость. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Москва, "Прогресс", 1988.- С.210
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.1999 -С.189 3. Герчикова И. И. Менеджмент: Учебник, М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.-С. 280 4. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998.- С. 240 5. Лепкова Я. О бедном студенте замолвите слово. //Cosmopolitan, июнь, 1996г. –С. 45-48 6. Леонавичюс Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург,.2001.-С.90-101 7. Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. М.: Молодая гвардия, 1993.-С.98 8. Молодежь Германии и России. М.: Социум, 2000. Нежиховская Е.М.К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета //Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. –С.145-159 9. Петрова Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. Автореферат. СПб., 1993. –С.46 10. Психологический словарь. Под ред Зинченко М., 2000-С.598 11. Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. –С.287 12. Тарасов В. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. Ленинград, "Машиностроение", 1989.-С.301 13. Титаренко Л.Г. Мир ценностных ориентаций молодежи Белоруссии. //Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. М.:Социум, 1994. – С. 79 14. Человек и его работа. /Под ред. Здравомыслова А.Г. М.,1999. –С.240 15. Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. –С.69 16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.т. 1-2, М. 1986. - С.24017. Arestova O. Informational Technologies and new trends of 18. human development // 11nd Conference for Socio-Cultural Research Vygotsky-Piaget. Abstracts. Univ. of Geneva. 1996 Sep. 11-15, - p. 178.19. Gleitman H. Basic Psychology. WW Norton, 1992. – р. 248 20. Hall C.S., Lindsey G. et al. Introduction to Theories of Personality. Wiley and Sons, 1985. – р.176 21. Harre R. Social Being. Biackwell, 1993.- р. 401
Здравствуйте Вам предлагается провести ранжирование распределение по местам мотивов, которыми Вы руководствовались выбирая профессию (от 1до10) 1-ведущий мотив и т.д. Спасибо
Пожалуйста укажите свой возраст __________________ Место Вашей учебы ______________________________ Курс ___________________________________________
Приложение 2 Анкета Просим Вас заполнить данную таблицу В какой степени и как действуют на выбор профессии следующие факторы (зачеркните необходимый квадрат)? Просьба наибололее подходящий ответ отметить Х
Анотация.
Данная работа исследует феномен соотношения внешних и внутренних мотивов выбора профессиональной деятельности студентами высших учебных заведений. Была выдвинута гипотеза о том, что у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив. Был проведен теоретический анализ литературы по теме исследования. Рассмотрены различные подходы к определению и классификации мотивов. С группой респондентов проведено практическое исследование. Использованы 2 диагностические методики. В том числе «Шкала ранжирования мотивов». В работе описан ход исследования, полученные результаты и выводы. Выдвигаемая гипотеза подтвердилась. ТЕЗИСЫ Тема связанная с мотивами в настоящее время становится вce более актуальной. Bозpacтaeт число мотивов, влияющих на поступки человека, в том числе и на выбор будущей профессии. Этo oбycлaвливaeт актуальность данного исследования. B дaннoй paботe исследуется проблема соотношения внутренних и внешних мотивов при выборе профессии у студентов нескольких высших учебных заведений города Риги. Объект исследования студенты 1 курса - 15 человек студенты 2 курса - 15 человек Предмет исследования соотношение внутренних и внешних мотивов при выборе профессии студентами вузов Bыдвигaeтcя гипoтeзa o тoм, чтo у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив
Использовались 2 психодиагностические методики «Шкала ранжирования мотивов» и таблица значимости мотивов. По результатам исследования сделаны следующие выводы 1. Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески 2. Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге 3. Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей 4. Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является – возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 –ого курса) 5. Согласно результатам, полученным по анкете 2. Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что 6. Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию 7. Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию 8. Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию 9. Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию 10. Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2 11. Материальное стимулирование действует очень существенно – повышает мотивацию при выборе профессии 12. Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию 13. Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию 14. Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Таким образом гипотеза исследования подтвердилась. Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
Схема 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|