Правящая элита. Становление политической элиты Казахстана
10.1. Определение понятия «субъекты политики». Под субъектом понимают носителя практической деятельности, источник активности, направленный на объект. Субъекты политики – это группы людей или люди, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К субъектам политической власти относятся: 1) социальные общности (классы, этносы и т.д.); 2) государства; 3) политические партии и организации; 4) правящие элиты, бюрократия и лобби; 5) групповое и индивидуальное лидерство; 6) личная власть; 7) отдельные личности в рамках легитимизированных процессов (митинги, выборы демонстрации). Наиболее крупным субъектом политики выступают классы. Классами, в марксистской теории, называют большие группы людей, которые различаются по отношению к средствам производства, месту в исторически определённой системе общественного производства, роли в общественной организации труда, а также по размерам и способам получения доходов. Место, роль и цели классов в обществе различны.Добиваясь их достижения, классы вступают в сферу политической борьбы и становятся субъектами политики. Субъектами политики следует считать и отдельные социальные группы. Это социально-демографические группы, они различаются по признаку пола и возраста, внутриклассовые социальные группы, социальные группы, различающиеся по профессии, образованию, доходам, месту жительства, по отношению к различным религиозным конфессиям, а также временные группы, возникающие в конкретной ситуации по тому или иному поводу (ветераны войны, иммигранты, беженцы). Заметным субъектом политической власти являются этносы, представляющие собой исторически устойчивую группу людей, объединённых общностью территории, экономической жизни, языка, психологии, обычаев, культуры.
Субъектом политики может выступать и индивид. Степень участия отдельных лиц в политике неодинакова: от участия в разных политических акциях до профессиональной деятельности в политической жизни. Социальным носителем власти может стать по существу любой субъект политики. Однако основными носителями власти являются господствующий класс, правящие политические группы или элиты, политические лидеры. Каждая эпоха рождает своего лидера. Сегодня наше неспокойное время и одновременно наши достижения логически увязываются с Н. Назарбаевым. Амбициозная задача вхождения Казахстана в число пятидесяти самых развитых стран мира вполне решаема командой во главе с Н. Назарбаевым, взвешенным, трезвомыслящим политиком, прекрасно знающим стратегические возможности страны. А нам всем, ее гражданам, не грех вспомнить слова Джона Кеннеди, смысл которых состоит в следующем: не спрашивай о том, что страна дала тебе, а прежде спроси, что ты дал стране. Чтобы познать механизм политической власти необходимо рассмотреть, что такое господство и господствующий класс.
10.2. Политическая деятельность – специфическая форма активности субъекта. Политическая деятельность - это специфический вид деятельности человека. Она представляет собой совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти. В основе своей политическая деятельность – это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть – управление людьми. Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации, норм и самого процесса активности.
Непосредственным объектом политической деятельности выступают политические ценности, институты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные группы, партии, элиты, лидеры. В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не социально-классовые отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической власти и последних к обществу. Политическое действие – это добровольное вмешательство или невмешательство отдельного человека или группы людей в отношения политической власти и подчинения. Политическая деятельность имеет место не только тогда, когда совершаются определенные действия, но и тогда, когда имеет место бездеятельность, воздержание от действий. Так дело обстоит потому, что в политической жизни конкретные следствия имеет не только совершение определенных действий, но и невыполнение действий. Абсентеизм, то есть уклонение от действий, не препятствование событиям в политике представляют собой действие. Конкретные проявления политической деятельности весьма многообразны: революции, восстания, референдумы, избирательные кампании, митинги, демонстрации, шествия, стачки, государственные перевороты, разработка программ, платформ и т. д. Побудительной силой политических действий или воздержаний от действий выступают в конечном итоге экономические интересы классов, социальных слоев, групп. В политике они, в конечном счете, фокусируются в потребности властвовать. В идеях получают выражение цели политических действий. Чем в большей мере субъект политического действия обладает теоретическим сознанием, тем целенаправленнее его действия. Субъекты, обладающие таким сознанием, как правило, действуют сознательно, а не обладающие – стихийно. Однако, в реальной действительности ни сознательность действий одних, ни стихийность действий других в большинстве случаев не проявляются в чистом виде. В силу противоречивости интересов субъектов политических действий нередко возникает несоответствие между их ближайшими и перспективными целями. В силу этого сознательная деятельность нередко дает непредвиденные, в своей сути, стихийные результаты; вместе с тем, некоторые действия, начавшись стихийно, на определенном этапе становятся сознательными.
Как правило, политическая деятельность совершается на основе системы идей, выраженных в той или иной идеологии. Степень разработанности идеологий бывает разной, однако, как справедливо отмечают многие исследователи, политическое действие всегда представляет собой действие идеологически ориентированное. Результаты, отвечающие потребностям нормального функционирования и развития общества, может дать политическая деятельность, опирающаяся на подлинно научные теории. Однако получившая надежные доказательства теория есть необходимое, но не достаточное условие эффективного политического действия. Для успешного политического действия мало обладать научной теорией. Для этого необходимо творческое применение теории с учетом особенностей конкретной ситуации. Типология политических действий: по масштабности своих субъектов – во-1-х, политическая деятельность больших социальных общностей людей (классов, социальных слоев, наций, народов) и их политических организаций (государств, партий и т. д.). Во-2-х, политическая деятельность небольших социальных общностей (групп давления, поддержки и т. д.). Политическая деятельность подразделяется также на т еоретическую и практическую, на позитивные и негативные, рациональные и иррациональные, инерционные и творческие, стихийные и организованные. Вместе с указанными видами политической деятельности, по мнению политолога Л.С. Санистебана, обнаруживаются и действия стихийные и организованные. Многообразие политических действий указанными типами не исчерпывается. Исследуя политическую деятельность, есть смысл выделить и ряд ее других типов. В частности, при анализе политических действий целесообразно выделять такие их виды, как действия конструктивные, созидательные и действия разрушительные. Политические действия могут быть спонтанными, спорадическими. Специфическими чертами характеризуются инновационные политические действия и т.д.
Выделяя тот или иной из указанных видов политической деятельности, следует иметь в виду, что в реальной действительности в "чистом" виде они практически не проявляются. Каждый из охарактеризованных видов политической деятельности тесно связан с другими. С 1997 г. Президент Казахстана Н.Назарбаев во внутренней политике государства основным приоритетом определил внутриполитическую стабильность и консолидацию общества, придавая этому приоритету примерно такое же значение, как и национальной безопасности, так как без согласия в обществе ни о какой безопасности для государства не может быть и речи. Главная цель этого приоритета: «Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий». Сейчас ни у кого не может быть сомнений, что этот приоритет выполняется. Республика известна далеко за своими пределами как архипелаг стабильности в довольно сложном регионе. Одним из основных институтов казахстанской демократии и эффективным инструментом достижения межэтнического согласия стала Ассамблея народа Казахстана, которая прошла путь от консультативно-совещательного до конституционного органа.
10.3. Господство –понятиезападной политологии, характеризующее осуществление власти, которое принимает институционные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчинённые группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. Теорию господства разработал немецкий теоретик М. Вебер. Он различал власть и господство и считал, что власть предшествует господству. Основным субъектом политики М. Вебер признавал личность. В основе марксистской теории господствующего класса заложено понятие о том, что «политическая власть является порождением экономической власти» (т.е. в чьих руках находятся средства производства, тот класс обладает политической властью). Господствующий класс – это большая группа людей, которая олицетворяет основную материальную силу общества. Господство объединяет в себе экономическое (владение, распоряжение, использование средств производства и продуктов труда), политическое (владение рычагами политической власти) и идеологическое господство. Экономическое господство проявляется в контроле над средствами труда, процессом труда, продуктами труда. Политическое господство заключается в государственных гарантиях экономического контроля над средствами, процессами и результатами труда.
Идеологическое господство проявляется в обосновании экономического контроля. Цель идеологического господства – сделать данные отношения оправданными, желаемыми и справедливыми. В социальной структуре современного общества произошли изменения. Так в господствующем классе – буржуазии помимо традиционной мелкой, средней и крупной сегодня выделяется буржуазия связанная с военно-промышленным комплексом, с транснациональными корпорациями, группа менеджеров-управленцев, которые в последние годы обзаводятся свободным капиталом. Наряду с господствующими классами правящие группы считаются одним из основных социальных носителей власти. Чаще всего эти группы называются правящими элитами, иногда господствующими слоями.
10.4. Правящая элита. Термин «элита» происходит от фр. еlitе – лучшее, отборное, избранное. Начиная с ХVII в. он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для именования «избранных» людей, прежде всего высшей знати. Понятие«элита» относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющих более значительный вес по сравнению с окружением. Впервые, внимание к проблеме элиты как правящей группы, осуществляющей руководство обществом привлек Н. Макиавелли. Итальянский социолог и экономист В. Парето сформулировал теорию круговорота элит. Правящая элита неоднородна – есть высший и низший слой. Высшийслой состоит из правителей (правящаяэлита), людей, которые принимают решения (это ядро элиты).Более многочисленный низший слой служит опорой для высшего, и является связующим звеном между высшим слоем и всем обществом. Он играет роль посредника между правителями и управляемыми. В его обязанности входит проводить в жизнь решения правящего ядра и оправдывать их перед массами. Стабильность политической системы во многом определяется качествами именного низшего слоя. Именно правящая элита определяет решение таких важных проблем как занятость, зарплата, уровень жизни. Второй по значению социальной группой в правящей элите является политическая элита. К этой группе относят лиц, занимающих высшие посты в гражданской или военно-бюрократической машине, что позволяет ей осуществлять властные функции. В политическую элиту входят как представители самого высшего уровня власти (например, окружение президента, премьер-министр), так и руководители ведущих политических институтов (руководители министерств, ведомств и т.д.). Ещё один слой элиты – бюрократическая (административная) элита. Её представители оказывают помощь высшему руководству в решении важнейших вопросов политической жизни, осуществляют контроль за работой административных органов, комиссий, советов, в которых реализуются различные решения. Бюрократическая элита оказывает прямое влияние на политический процесс. Важную роль в жизни общества играет военно-бюрократическая элита. Степень её влияния во многом определяется уровнем милитаризации страны, характером политического режима. Рост этой группы и её влияние может привести к превращению военно-бюрократической элиты в самостоятельную политическую силу, способную подчинить себе все другие. Идеологическая, «информационная» элита – это видные представители науки, культуры, религии, образования, которые восполняют в обществе функцию идеологического воздействия, формирования мировоззренческих позиций, культурных ценностей в интересах господствующего класса. В США «элита» называется истеблишментом,а в бывшем СССР называлась номенклатурой. Распад единого союзного государства и последовавший за ним процесс суверенизации национальных республик привели к тому, что национальная номенклатурная элита обрела автономное существование, но в отличие от некоторых бывших субъектов Союза, где произошла полная смена властвующих элит, казахстанская элита сумела сохранить свои позиции и выйти из создавшегося положения с наименьшими потерями. В развитии политической элиты Казахстана можно выделить несколько этапов: 1991-1994 гг. – доминирование советской партийно-хозяйственной номенклатуры и групп давления. Процесс перераспределение государственной собственности. Высокий уровень коррупции на всех уровнях государственной власти; 1994-2001 гг. – приход во власть представителей бизнес-элиты. Начало трений и конфронтации между старой номенклатурой и новой политической элитой. 2001-2003 гг. – нарушение баланса между элитными группировками, которое привело к расколу политической элиты, в результате которого для бизнес-элиты введены ограничения в возможности участвовать в легитимной борьбе за власть. 2003-2006 гг. – восстановление президентом баланса сил внутри политической элиты Казахстана. Как считают некоторые политологи, современной политической элите Казахстана характерно: - закрытость и дистанцированность (экономическая, политическая, информационная и ментальная) от населения; - правящая элита не является монолитной, а пребывает в состоянии перманентных противоречий, вследствие чего внутри нее образуются разнообразные блоки; - гарантом стабильности внутри политической элиты является лишь президент страны. Таким образом, демократизация политической системы и последовавший за ней процесс реформирования экономики привели в Казахстане к дифференциации прежней, монолитной по своему характеру властвующей элиты на несколько видов: политическую, экономическую, научную, творческую, идеологическую и другие элиты, что является отличительной чертой гражданского общества. К положительным моментам современного казахстанского общества можно отнести появление новых лифтов вертикальной социальной мобильности, позволяющих представителям различных социальных групп претендовать на вхождение в политическую элиту (например, через выборы), привлечение во властные структуры известных ученых, делается ставка на молодые кадры. Замыкает систему социальных носителей власти политические лидеры.
Основные термины субъекты политики господство классы элита политическая деятельность
1. Кто относится к субъектам политической власти?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|