Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система разделения власти в Казахстане




Легитимность власти

Система разделения власти в Казахстане

А. Президент

В. Парламент

С. Правительство

Д. Судебная власть

Е. Конституционный Совет

 

5.1. Легитимность власти. Важнейшим атрибутом власти является постоянная потребность в её оправдании,признание ее законности для общества, деятельности по обновлению политических структур т.е. ее легитимности.

Легитимность (лат legitimus - законный) призвана сформировать авторитет, доверие к правительству, найти убедительную аргументацию для оправдания принуждения, насилия, если эти методы и действия не достигаются на основе взаимодействия и согласия. Принципы законности, необходимой целесообразности должны быть внутренним содержанием принятых актов правительства, государства.

В политической истории сформировались различные типы легитимности власти:

- легальный тип легитимности: власть узаконена установленными нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов, а также санкциями, включая принудительные. Источник легальной легитимности – общее понимание норм, установленных законом;

- идеологическая легитимность: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности – идеологические ценности;

- традиционная легитимность:власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, укорененным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс. Источник легитимности – традиционное сознание;

- структурная легитимность: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Источник легитимности – специфические политические структуры;

- харизматическая (персональная) легитимность: признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Источник легитимации – личный авторитет правителя;

- легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам политической целесообразности. Практикуется, обычно, в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система (диктатура пролетариата в СССР)

Власть, пренебрегающая требованиями легитимности, недолговечна. Такое пренебрежение характерно для деспотической, тиранической власти, в которой легитимность поддерживается методами насилия.

В меньшей мере в легитимности нуждается власть демократическая, поскольку она, выражая мнение большинства общества, в силу своих принципов действует на основе таких ценностей, как общественная польза, справедливость, разумность. Для придания легитимного характера власти она должна опираться на закон, действовать в соответствии с нормами права и конституцией.

 

5.2. Система разделения власти в Казахстане. Высшие органы власти. С момента провозглашения независимости государственная власть в нашей республике строится на принципе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

А. Президент. Конституция Республики Казахстан 1995 г. провозгласила страну государством с президентской формой правления. Президент не относится ни к одной из этих ветвей. В то же время Президент связан со всеми ветвями государственной власти.

В соответствии с изменениями внесенными Законом РК от 7 октября 1998 г. и постановлениями Конституционного Совета РК от 30 июня 1999 г., от 3 июля 2000 г., от 12 ноября 2001 г., от 21 мая 2007 г. Президент Казахстана обладает следующими полномочиями:

- назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана;

- закон, принятый Сенатом, подписывается Президентом в течение одного месяца. Президент имеет право вето, т. е. может вернуть закон на доработку Парламенту.

- Президент имеет право обратиться к Парламенту, предоставить ему законодательные полномочия на определенный срок. Если Парламент удовлетворит просьбу, Президент может принимать законы. Следовательно, на определенный срок, Президент заменяет Парламент по вопросам принятия законов. Далее, если Парламент не сможет принять закон, который Президент считает срочным, то Президент может принять указ, имеющий силу закона.

Президент может распустить Парламент, если он не в состоянии нормально работать, или вступает в непреодолимые разногласия с правительством, Верховным Судом.

Президент с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики; определяет структуру Правительства Республики, назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан.

Президент имеет право вести международные переговоры и подписывать международные договоры. Однако эти договоры вступают в юридическую силу, если их утвердит Парламент. Это называется ратификацией международных договоров. Таким образом, не только Президент может влиять на деятельность Парламента, но и Парламент оказывает влияние на деятельность Президента.

Президент оказывает прямое воздействие на исполнительную власть: на правительство, местные исполнительные органы.

Президент осуществляет руководство и работой местных исполнительных органов. Он назначает и освобождает областных акимов, может приостановить действие решений акимов. Акимы являются прямыми представителями Президента в областях, поэтому за свою работу несут ответственность перед ним. Президент проводит с акимами совещания, заслушивает отчеты об их работе на местах, как они выполняют законы, справляются со своими обязанностями.

Президент имеет отношение и к судебной власти: Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета. А председателей областных судов, председателей коллегий областных судов утверждает Президент по рекомендации Высшего Судебного совета. Таким образом, Президент имеет прямое отношение к формированию судебных органов. Но это не означает, что Президент может вмешиваться в работу судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел. Судьи при решении судебных дел ни от кого независимы и подчиняются только закону.

Президент имеет и другие полномочия. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики, подписывает ратификационные грамоты, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, решает вопросы гражданства Республики, предоставления политического убежища, осуществляет помилование граждан.

Президент осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики. Среди них - право проводить референдум (всенародное голосование), который проводится по важным вопросам государственной жизни. В 1995 г. по инициативе Президента было проведено два референдума: по продлению полномочий Президента и по принятию Конституции. Референдум – это форма прямого участия народа в управлении государством.

 

В. Парламент. На политическую арену страны пришел постоянно действующий профессиональный парламент, который в течение 20 лет принял законы, изменившие облик страны. Дальнейшая эволюция парламентаризма в Казахстане происходит в контексте генезиса и институционализации президентской системы правления. За эти годы нам удалось реализовать базовый принцип демократии, а именно разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, и создать четкие механизмы сдержек и противовесов. Парламент создал прочную законодательную базу для проведения успешных реформ, что позволило Казахстану совершить прорыв в число наиболее динамично развивающихся экономик мира. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом, принимающим законы и состоит из двух палат: Сената и Мажилиса. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.

Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет.

Сенат состоит из 47 депутатов и формируется двумя способами: 1) часть депутатов состоит из лиц, избираемых по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики; 2) 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет.

К исключительному ведению Сената относится: избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики, лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики, осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента.

Мажилис состоит из ста семи депутатов. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет. В республике проживает порядка 130 этносов и представителей порядка 40 религиозных конфессий и деноминаций. В этих условиях власть осознанно пошла на создание специальных институциональных структур, нацеленных на формирование ценностных установок, способствующих реализации конструктивного взаимодействия и диалога национальных и конфессиональных сообществ, развитие ценностных ориентаций на партнерское взаимодействие. Для осуществления такого взаимодействия была создана Ассамблея народа Казахстана. Таким образом, избрание девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляется по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана.

К исключительному ведению Мажилиса относится: принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов, дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-министра Республики, объявление очередных выборов Президента Республики, осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.

Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат; не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Все это объясняется тем, чтобы депутаты работали постоянно в Парламенте и были независимыми.

Работа Парламента проводится на демократической основе. К подготовке проектов законов привлекаются специалисты - юристы, экономисты, социологи, инженеры, медики и другие. Для предварительного обсуждения вопросов Мажилис и Сенат проводят парламентские слушания, на которые приглашаются ученые, работники государственных органов, представители общественности, радио, телевидения, газет. По итогам парламентских слушаний принимаются рекомендации депутатам.

 

С. Правительство Республики Казахстан. Правительство является высшим органом исполнительной власти. Правительство, как было сказано выше, наделено правом законотворческой инициативы - вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов. Оно возглавляет систему центральных и местных исполнительных органов, руководит их деятельностью. В единую систему исполнительных органов входят министерства, государственные комитеты, комитеты Республики, местные администрации: областные, районные и городские.

Правительство как высший орган исполнительный власти наделено широкими полномочиями, которые закреплены в Конституции и указе Президента, имеющим силу конституционного закона «О правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.

В области экономики правительство разрабатывает основные направления государственной экономической политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; разрабатывает экономические программы, республиканский бюджет и составляет отчет о его исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики и т. д.

В социальной области правительство определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования; обеспечивает решение вопросов социального развития регионов; содействует решению проблем молодежи, физической культуры и спорта, туризма, социального партнерства.

Правительство обеспечивает осуществление правовой реформы, защиту прав и свобод граждан.

В области науки, техники, образования и культуры правительство разрабатывает и реализует планы научно-технического развития; определяет и реализует государственную политику по развитию науки, техники, культуры, образования, внедрению новых технологий.

Порядок формирования. Правительство Республики Казахстан образуется Президентом по представлению Премьер-министра в десятидневный срок после назначения Премьер-министра и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики. Оно подотчетно также перед Парламентом по программе своей деятельности.

Члены Правительства не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, за исключением случаев, когда это является их должностными обязанностями в соответствии с законодательством. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Республики. Правительство заявляет Президенту Республики об отставке в случае выражения Мажилисом Парламента или Парламентом вотума недоверия Правительству. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

 

Д. Судебная власть. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный Суд Республики Казахстан, а также нижестоящие суды.

Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви – арбитражного процесса. Экономические споры решаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов.

Верховный Суд – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Е. Конституционный совет. Особое положение в политической системе Казахстана занимает Конституционный Совет. Конституционный совет Республики Казахстан состоит из восьми членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного совета являются по праву экс-президенты Республики.

Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, два – председателем Сената и два – председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года.

Организация и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом. Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения: выборов Президента Республики, выборов депутатов Парламента, Республиканского референдума.

Конституционный Совет рассматривает принятые Парламентом и подписанные Президентом законы на их соответствие Конституции, ратификации международных договоров на их соответствие Конституции.

Конституционный Совет дает официальное толкование норм Конституции, до принятия Парламентом соответствующего решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.

 

 

Основные термины

легитимность власти сенат

президент мажилис

парламент правительство

 

?!
Вопросы для самопроверки

1. Что обозначает легитимация политической власти?

2. Назовите типы легитимности власти.

3. Какими полномочиямиобладает Президент Республики Казахстан?

4. Что такое референдум?

 

¯
1.Как связаны между собой три ветви власти в Казахстане?

2.Какие изменения были внесены в деятельность Парламента 21 мая 2007 г.?

3. Составьте схему «Система разделения власти в Казахстане».

 

&
Рекомендуемая литература:

Абдыгалиев Б., Сериков А. Партии и парламент // Мысль. 1996. №4.

Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: учебное пособие. – Алматы: Данекер, 2005.

Козлов Г.Я., Булуктаев Ю.О. Политология: учебное пособие. – Алматы, 1995.

Конституция Республики Казахстан.

Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общей редакцией А.Н.Нысамбаева. А. 1998.

 

 

6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...