Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций
17.1. Виды социологических исследований. Теоретическая подготовка исследовательской программы. Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д. Возможно и сам бывал вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т.е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование. Задачей данной темы является дать общее представление о методологии и методике эмпирического социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами. Эмпирическое социологическое исследование –это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об обследуемом объекте. В зависимости от конкретных задач исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое. Разведывательное или пилотажное исследование –это пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества подготовки. В ходе данного исследования уточняются цели, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инструментария, т.е. методических процедур и документов; наблюдения, анкет и т.д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики. Разведывательное исследование помогает получить оперативную социологическую информацию. Проводить такое исследование важно в тех случаях, когда впервые начинают изучать данную проблему. В зависимости от потребности в получении информации о статике или динамике социальных явлений и процессов эмпирические социологические исследования бывают разовые (точечные) или повторные. Разовое (точечное) исследование дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент. Повторное исследование рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии. Повторное исследование – это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию.
Повторные исследования, в свою очередь, делятся на трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Различают когортные тренды и исторические тренды. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время исследований. Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях. Ни когортные, ни исторические тренды не дают возможности анализировать индивидуальные судьбы людей, их изменения в различных временных отрезках под влиянием социальных обстоятельств. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.
Панельные исследования –это исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости и общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются производными. В данном виде исследований главным является то, чтобы одни и те же лица исследовались по одинаковой методике. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий). Если же моменты повторного обследования выбираются в зависимости от внутренних факторов развития изучаемой совокупности по мере достижения ею определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельном исследовании объектом обследования могут быть представители любых возрастных групп, то в лонгитюдных исследованиях исследуется и изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа. Повторные социологические исследования при соответствующей организационной работе позволяют сформулировать новую форму получения социальной информации – социальный мониторинг. Социальный мониторинг представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. Теоретическое обеспечение функционирования системы мониторинга – это программа сбора информации, разработка форм представления и хранения этой информации. Техническое обеспечение мониторинга – это различные сети каналов связи, охватывающих все объекты наблюдения, крупный головной вычислительный центр, связанный с более мелкими вычислительными центрами на местах. При мониторинговой системе исследования, как правило, проводятся обязательные ежемесячные обследования и экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам. Целью описательного исследования является получение эмпирической информации, дающей общее, относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Задача аналитического исследования – выявление причин, противоречий, характера и способа их разрешения. В зависимости от масштабов выделяют международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные исследования.
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных); 3) организационный (план и порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.). Цели и задачи исследования. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации, причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную методическую и организационную конкретизацию цели.
Объект и предмет исследования. Объект социологического исследования - область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания. Выбор объекта исследования обусловлен проблемной ситуацией исследования. Объектом исследования могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены исходя из проблемы данного исследования. Операционализация исследования – необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) выяснить аспекты теоретических понятий, которые используются в исследовании; 2) это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций; 3) обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с номером количественных, статистических показателей. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны количественному учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности являются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах. Заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования – формирование гипотезы. Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. Гипотезы это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
17.2. Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование). Наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное место в этом разделе занимает определение обследуемой совокупности. Социолог должен решить исследовать ли весь изучаемый массив или его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором - выборочным. Если объект исследования небольшой (например: 200-500 человек), то его изучение может быть сплошным. Но если объект исследования достаточно велик (более 500 человек), то чаще всего применяется выборочное исследование. Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью или выборкой. В этом случае весь объект будет называться генеральной совокупностью. В социологии разработана система методов формирования выборочной совокупности: метод типичных случаев или монографическое исследование; статистические методы (квотные), методы случайностной (вероятностной) выборки и т.д. Он зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки), от числа признаков выборки, от требуемой степени точности ее результатов. Важная часть методического раздела программы - обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания где проводится опрос. При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения. Наиболее распространенным является метод анализа документов. Документ –это специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. В социологии под документом подразумевают те или иные источники, фиксирующие информацию в любом виде (рукописном, печатном тексте, на магнитной ленте, фото- или кинопленке) о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах. Существуют самые разнообразные методы анализа документов. В социологии чаще всего используют два метода: неформализованный (традиционный) и формализованный. Неформализованный метод предполагает использование умственных операций, направленных на выявление сущности и содержания документов. Как альтернатива, а может быть и дополнение способу качественного анализа документов, был разработан формализованный метод или контент-анализ. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов, при этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов. Анализ документов позволяет оперативно получить информацию об изучаемом социальном явлении. По форме эта информация носит объективный характер. Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимаетсяметод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и не включенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т. д. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д. Казахстан в настоящее время находится на качественно новом этапе своего развития, в рамках которого роль и значимость общества и связанных с ним явлений значительно возрастают. Основой этого является ускорение политических реформ, синхронизация экономического и политического развития страны. Основной идеей, которая должна быть реализована в нашей повседневной реальности, это внедрение в широкие общественные и государственные практики различных систем индексов, рейтингов, сравнительных показателей. То есть, по сути, речь идет о внедрении цифрового формата восприятия социальной действительности. Необходимость такого подхода заключается в том, что если мы хотим успешно развиваться, доказывать свои конкурентные свойства, мы должны сравниваться, сопоставляться с другими странами и обществами. Чтобы сделать это, есть только один инструмент чистый, холодный разум числовых, математических данных. Они труднее подвергаются политическим коррозиям, внятны и доступны для массового сознания. Индексы представляют собой разновидность рейтингов. Но их вычисление сопряжено с более сложной арифметической процедурой. В случае с индексами диспозиция того или иного продукта в иерархии показателей определяется не прямым значением ответов респондентов, а вычислением обобщенного значения определенной совокупности различных показателей. То есть, речь идет о методе «опрос опросов». Являясь методами измерения общественных процессов, рейтинги и индексы представляют собой также и метод презентации развития того или сегмента общества. Помимо этого, рейтинги становятся и орудием влияния на общественные процессы. Системы числовых показателей для измерения общественных процессов, пожалуй, нужны не меньше, если не больше, чем, к примеру, для экономики. Ведь именно рейтинги, индексы могут позволить довести чувствительность госмеханизма к нуждам общества до очень высокого уровня, в пределах минимальных амплитуд и колебаний социальных настроений. Возьмем Индекс конкурентоспособности, в измерениях которого с 2005 года участвует и Казахстан. Его зачастую воспринимают как экономическую категорию, хотя он охватывает гораздо более широкое поле, в том числе общественное развитие, поскольку одним из его компонентов является индекс государственных (общественных) институтов, включающий в себя подиндекс эффективности контрактов и законодательства и подиндекс коррупции. Помимо этого существуют специальные индексы, характеризующие развитие некоторой общественной сферы, как еще говорят «оси» общественных отношений. Среди них уже ставшие известными: - индекс восприятия коррупции от «Transparency International»; - индекс политических прав и гражданских свобод от «Freedom House»; - индекс свободы прессы от международной организации «Репортеры без границ»; - индекс человеческого развития Программы развития ООН. Есть и такие, которые только становятся достоянием нашего общественного мнения, в т.ч.: - индекс глобализации от консалтинговой компании А.Т.Кеатеу и журнала «Foreign Policy»; - индекс трансформации Фонда Бартельсманна; - индекс демократизации от Т.Ванханена. Есть и специфические, отраслевые – рейтинги стран по уровню миграции населения, открытости бюджета, рейтинги городов и т.д. Поле рейтингов и индексов разрослось сегодня до такой степени, что они становятся не только методом исследования, но и самостоятельной областью научного интереса. В Казахстане также наблюдается процесс адаптации числовых форматов оценки общественных процессов. Интерес представляет недавно вышедшая в свет книга российских исследователей «Стратегическая матрица Республики Казахстан: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития». В книге показан качественно новый подход в измерении истории современного Казахстана, который позволяет делать не только оценку прошлого, но и на количественных методах конструировать модели будущего развития страны. Повышение уровня знаний, коммуникации в современном мире ведет к усложнению организации общественного мнения как социальной структуры. Это проявляется в усложнении самозащиты общественного мнения от «внешнего вторжения», то есть попыток исследования и воздействия. Следовательно, для получения необходимого знания об общественном мнении необходимо прибегать все более к сложным и, что самое главное, тонким, ненавязчивым методам исследования, чтобы интересующее нас мнение было выявлено, а не скрылось опасениями респондентов, нежеланием делиться сокровенным. Магистральным направлением в развитии опросных технологий сегодня является более чувствительный и гибкий инструментарий, способный улавливать тонкие нити в развитии общественных настроений, скрытые мотивы, латентные тенденции в массовом сознании. Анкетный опрос является самым распространенным методом получения социологической информации. Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах. Эту тенденцию особо можно проиллюстрировать на примере деликатных и сложных тем. При их исследовании применяются специальные методики и подходы, в т.ч. имеются высокая доля зондирующих вопросов, отказ от использования фильтров, асимметрия шкал в сторону «да-ответов», оценки искренности, маскировка основного предмета исследования (задается множество вопросов, выясняющих подробности отношений, ограничивается число прямых вопросов, ключевая категория опроса подается в скрытой версии, название опроса нейтральное – общесоциальная проблематика). Особое внимание уделяется обеспечению искренности ответов. Здесь используются такие подходы: – нейтральность при подборе респондентов; – доверительная, безопасная психологическая атмосфера и комфортные условия для заполнения анкеты – обеспечение уверенности респондентов в анонимности опроса. Усовершенствование инструментария исследований общественного мнения также важно с точки зрения информационной ценности опросов. Анкета обладает существенным ресурсом распространять информацию об актуальных темах общественного мнения среди большой совокупности граждан. Оценочно при опросе 2 тыс. респондентов в курсе о содержании анкеты или характере опроса не менее 5-7 тыс. граждан. И это показатель до распространения результатов исследования в СМИ. Другими словами, анкета имеет не только значение как способ сбора информации, но и обладает пропагандистскими свойствами. Действительно, в анкете подчас содержатся хорошо структурированные, внятно и доступно изложенные понятия, дополнительная информация, способные охарактеризовать для респондента состояние общественного мнения. Следует сказать, что важным требованием к анкете, по которой мы хотим срезать реальное, а не искаженное общественное мнение, она должна быть максимально проста и доступна для понимания массовым потребителем. Анкета в вопросах и ответах должна быть адаптирована к сложившейся системе восприятия населением общественно-политических тем. Самая верная стратегия - это выстраивание анкеты как диалога с респондентом сквозь призму его интересов и целеполаганий, ожиданий и запросов. Оптимальный объем анкеты для систематического мониторинга общественно-политической ситуации видится в пределах 25-35 вопросов, до 500-700 тестов (вариантов ответов вместе с вопросами). Наиболее оптимальной видится такая структура анкеты, при которой ротационных вопросов может быть несколько больше стандартных. Главным требованием к композиции анкеты является логическая взаимосвязь между вопросами, последовательный переход от социальных вопросов к политическим. Методическая часть программы исследования включает в себя и организационный план его проведения. Организационный план исследования состоит, как правило, из следующих блоков: сетевого плана-графика, подготовки поля исследования, подготовки группы исследователей, проведения самого исследования, организации обработки и анализа социологической информации, подготовки итогового отчета. 17.3. Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщении, выводов и рекомендаций. Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования; 2) создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации; 3) статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Основное направление в обработке первичной социологической информации состоит в его обобщении. Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка - объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. В социологическом исследовании применяются и самые разные виды группировки: • группировка при помощи простого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявления в изучаемой совокупности; • ранжирование, т.е. группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака; • шкалирование, т.е. группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака; • табулирование, т.е. построение статистических таблиц. Группировка социологической информации может быть: • по номинальному признаку (род занятий, национальность); • по признакам, соответствующим ранговым шкалам, т.е. по возрастающей или по убывающей значимости того или иного признака; • по количественному признаку (например, группировка повозрастным интервалам 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет или по уровню доходов 300-500 руб., 500-800 руб., 800-1000 руб. и т.д. Самый простой способ группировки основан на простом суммировании однородных признаков. Несколько более сложная группировка построенная с помощью ранжирования. Ранжирование – это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычленяют сумму рангов, полученную в результате. Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации, с помощью которых выводятся среднеарифметические проценты, индексы, строятся таблицы, графики и т.д. Результаты социологических исследований отражаются в итоговом документе, который чаще всего носит характер отчета о научно-исследовательской работе.
Аитов Н.А. Основы социологии. Алматы, 1997. Асылханова Г. Социология. Учебное пособие. Павлодар, 2000. Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2000. Социология: Учебное пособие. Под ред. проф. Э.В. Тадевосяна. М.,1998.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аитов Н.А. Основы социологии. Алматы, 1997. 2. Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: учебное пособие. – Алматы: Данекер, 2005. 3. Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2000. 4. Джунусова Ж. Введение в политологию. А., 2001. 5. Зеркин Д.П. Основы политологии: курс лекций. – 2-е изд., доп. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 6. Козлов Г.Я., Булуктаев Ю.О. Политология: учебное пособие. – Алматы, 1995. 7. Кравченко А.И. Социология и политология: учебное пособие. М.,2002. 8. Основы политологии под ред. Малько В. М., 2000. 9. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общей редакцией А.Н. Нысамбаева. А., 1998. 10. Политология. Курс лекций / под ред. Марченко В. М., 1997. 11. Политология: Курс лекций / под. ред. А.В. Миронова. – М., 1993. 12. Прокопов М.В. Политология: Курс Лекций. Учебное пособие. – М., 2000. 13. Пугачев В.П. Введение в политологию. М., 1997. 14. Социология: Учебное пособие. Под ред. проф. Э.В. Тадевосяна. М.,1998.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|