Тема 1. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте
1. Общая характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка. 2. Тяга подростков к взрослости. 3. Трудности становления настоящей взрослости в подростковом возрасте (расхождение между «быть» и «казаться»). 4. Возникновение новой внутренней позиции у подростков. 5 Развитие подражания, изменение его роли и форм. 6 Особенности становления самосознания в подростковом возрасте. Тема 2. Формирование волевых качеств
1. Сензитивность подросткового возраста к развитию волевых качеств личности. 2. Источники и объекты для подражания подростков в волевом поведении. 3. Пути и средства формирования воли у мальчиков-подростков. 4. Особенности выработки волевых качеств личности у девочек-подростков. Тема 3. Развитие деловых качеств личности 1. Условия и источники развития деловых качеств личности у подростка. 2. Развитие деловых качеств в учебной деятельности. 3. Формирование инициативы, деловитости и предприимчивости в труде. 4. Организация учебно-дидактических деловых игр среди подростков. Тема 4. Достижения психического развития подростков 1. Успехи в развитии познавательных процессов. 2. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии подростков. 3. Основные личностные новообразования подросткового возраста. 4. Межличностное восприятие в подростковом возрасте. 5. Динамика изменения положительных и отрицательных самооценок у подростков. Темы для рефератов 1 Социально-психологическая характеристика ситуации личностного развития в подростковом возрасте. 2. Формирование волевых качеств личности у подростков. 3. Становление деловых качеств личности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы 1. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте. 2.Пути и средства ускоренного формирования волевых качеств личности у подростка. 3. Психолого-педагогические основы развития современных деловых качеств личности у подростков. 4. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.
Литература I Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.—М., 1991. Передача ребенку ответственности за его собственную жизнь: 27—48.) Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского,—М., 1979. (Подросток: 101—145.) Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.— 1972.— № 2.— С. 25—38. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения,—М., 1986. (Конфликты в подростковом возрасте: 26—48, 92—99.). Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.—Л.-1983. (Акцентуации характера в подростковом возрасте: 26-48,92-99) Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие.— М., 1991. (Развитие моральных суждений в отрочестве: 99—103. Политическое мировоззрение: 103—108. Процесс социализации (особенности родительских отношений, половых ролей и дружеских привязанностей): 109-132. Становление идентичности в отрочестве: 133—157.) Мир детства: подросток.—М., 1989. (Самосознание и самовоспитание у подростков: 96—114.) II Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск, 1989. (Подросток: 119—153.) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968. (Формирование личности в подростковом возрасте: 292—365.) Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977. (Подросток и юноша: 21—64.) Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969. (Становление характера в подростковом возрасте: 394—405.). Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966.
(Подростковый возраст (эмоции и чувства): 114—141.) Ill Маркова А. К. Психология обучения подростка.— М., 1975. (Отношение подростка к школе и учению: 3—16.) Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989. (Самоконтроль у подростков: 94—98.) Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет.—М., 1988. (Психические особенности старшего подросткового возраста: 34—36.) Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987. (Подростковый возраст: 122—133.) Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. 1.— М., 1987. (Психология ребенка и подростка: 163—185.) Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— М., 1984.— Т. 4. (Педология подростка: 5—243.) Кузнецова Г. И., Харченков В. Д. Психологические особенности недисциплинированных подростков // Вопросы психологии.—1981.— № 6.— С. 138—144. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. (Типы акцентуации характера у подростков: 78—185.) Глава 13. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ Краткое содержание Формирование и развитие морали. Проблема нравственного выбора («каким быть?»). Открытость к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов в юности. Обращение к источникам морали, которыми пользуются взрослые. Основные нравственные проблемы юности. Нравственные категории добра и зла. Честность, справедливость и порядочность, обсуждение этих личностных качеств в юности. Особенности отношения к нравственным категориям и решение нравственных проблем старшими школьниками. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек. Становление мировоззрения. Ранний юношеский возраст — начальный период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических и других позиций человека. Особенности формирования мировоззрения у старших школьников в современных условиях. Отсутствие социально-политических ориентиров, плюрализм и противоречивость мнений, изменчивость экономической ситуации, необходимость и трудности в осуществлении мировоззренческого выбора в этих условиях. Формирование в юности разных аспектов мировоззрения. Проблема соединения религии и науки. Нравственное самоопределение. Ранняя юность — начало практической реализации серьезных жизненных планов. Мучительность поисков ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?». Соотношение между реальным и идеальным «Я» в юности. Представление стершеклассников о себе в прошлом, настоящем и будущем. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Акцентуации характера у старшеклассников. Относительная стабилизация внутренней и внешней жизни, нормализация отношений ко времени окончания школы.
Основные черты психологии старшего школьника. Интеллектуальная зрелость. Оформление морально-нравственных принципов. Полоролевая дифференциация. Профессиональное самоопределение. Формирование системы социальных установок. Характерологические противоречия. Пора первой любви, романтических и интимных отношений. Значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|