Взаимосвязь естественного, стихийного и целенаправленного в процессе развития личности
Очевидно, можно утверждать, что процесс развития личности представляет собой сложное переплетение естественного, стихийного и целенаправленного аспектов. Естественное развитие проявляется как: Ø реализация того, что заложено в генотипе; проявляется как предрасположенность ребенка к конкретным видам деятельности, к людям и т.п.; Ø спонтанно возникающие потребности, интересы, настроения личности; Ø изменения в физическом и психическом развитии, обусловленные физиологическими, психологическими, возрастными закономерностями развития; это значит, что в каждом возрасте проявляются конкретные противоречия, ведущие качества личности, психические новообразования; Ø свой темп созревания физических и психических свойств; Ø проявление индивидуальных особенностей функционирования физических и психических свойств и т.д. Результат естественного развития проявляется как итог, как сочетание природного начала и активности самой личности. В истории педагогики известны теории (Ж. - Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци), в основе которых лежит принцип ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ, и задача воспитания - оберегать личность от всех негативных воздействий среды, которые мешают естественному развитию, и привносить в опыт воспитанника то, что не заложено от природы. И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ (Швейцария, 1746-1827): "Если ход природы в развитии человеческих сил предоставлен себе, развитие движется медленно, исходит из чувственно-животного в человеке и этим чувственно-животным тормозится. Ходу природы надлежит подняться до развития в человеке человеческих свойств... Человечество должно позаботиться о том, чтобы оживить ход природы, внеся в него нечто человеческое и божественное" (100, с. 231, 214).
Стихийное развитие - происходит в случайно возникающих условиях, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными для развития личности (проявления ее способностей, интересов, ценностных ориентаций и т.п.): Ø проявление ведущих возрастных характеристик может происходить в нежелательных формах (например, потребность быть взрослым как подражание "взрослым" нормам поведения - сквернословие, курение, употребление алкоголя и наркотиков); Ø ведущие противоречия возраста могут разрешиться как нежелательная линия развития личности (см. наше пособие. Часть 3), так как их проявление будет зависеть от условий социальной ситуации развития, от общения со сверстниками и взрослыми, которые оказывают на ребенка влияние; Ø никто не наблюдает за ходом развития ребенка, он остается наедине со своими проблемами, конфликтами со сверстниками, неудовлетворенностью собой и другими; их разрешение зависит от жизненного опыта самой личности, возможно, ее заблуждений, недопонимания во многих вопросах; Ø никто не соотносит индивидуальные особенности личности и условия ее развития, насколько они достаточны для самораскрытия личности ребенка; Ø никто не привносит в жизнь ребенка той информации и впечатлений, которые "облагораживали", "окультуривали" бы его мысли, чувства, опыт и т.д. Так, например, когда происходит половое (гендерное) развитие подростка, формирование идеалов взрослости, читательских интересов и эстетических вкусов, происходит осмысление нравственных норм и т.п. - результаты развития обусловлены тем жизненным опытом, который сформировался ранее, и общением с теми людьми, которые его окружают. В целом стихийное развитие зависит от активности самой личности, опыта ее жизни, уровня развития самосознания, а также - от тех обстоятельств, в которые попадает личность, от тех взрослых, которые оказываются рядом с ребенком в данный момент его жизни (их такта, мастерства, культуры, жизненного опыта).
Не исключено, что "стихийное" развитие ребенка будет проходить вполне благополучно, и результаты будут положительными, но, как мы выяснили это ранее, если у ребенка благополучная наследственность, если "информативна" среда, если она имеет ценность для ребенка, если его окружают умные доброжелательные люди и еще многое другое.
Развитие под влиянием ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ВЛИЯНИЙ - это развитие ребенка под влиянием взрослых людей, которые, следуя за его природой, направляют его развитие в соответствии с конкретным образом идеального человека, создают благоприятные условия для максимального проявления его индивидуальных интересов и способностей. Можете ли Вы согласиться с данным определением процесса воспитания? ________________________________________________________________ Проблемный вопрос На наш взгляд, общение ребенка со взрослым всегда будет оказывать на него формирующее влияние. Но можете ли Вы любое общение ребенка со взрослым назвать воспитанием? Как Вы думаете, в чем отличие воспитательных влияний от условий естественного развития ребенка? Должны ли эти различия проявляться в жизни? ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ 1. Насколько Вы можете принять такое понимание процесса воспитания: «Воспитание можно определить как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма» (24, с. 92). 2. Считаете ли Вы возможным принять понимание процесса воспитания как психологического сопровождения естественного развития ребенка? Данная идея исходит из положения: «Естественное развитие детей первично, циркуляры, задачи и цели взрослых вторичны; поэтому в рамках нашего подхода ребенок всегда прав, неправым может быть только взрослый, который не сумел сделать программу для ребенка «уместной», интересной и желаемой для него» (7, с. 10). Рассмотрите правомерность (неправомерность) данной идеи с учетом возрастных особенностей развития личности. Насколько Вы считаете себя готовым к реализации этой идеи на практике?
3. Можете ли Вы отнести себя к сторонникам так называемого «стихийного» воспитания, которое, по их мнению, делает неэффективными специально организованные влияния школы и семьи. По их мнению, стихийные воздействия среды их «перекрывают». Особенно это проявляется в современных условиях. Насколько возможно отождествление процесса воспитания с социализацией личности – развитием, обусловленным конкретными социальными условиями? ________________________________________________________________
Развитие ребенка, повторю это еще раз, - есть переплетение естественного, стихийного и целенаправленного аспектов. Естественное развитие обусловлено стихийно создающимися условиями развития, то, что мы называем социальной ситуацией развития личности. Целенаправленные воздействия воспитателя на всем протяжении становления личности "вмешиваются" в естественный ход ее развития, устраняя неблагоприятные условия, корректируя и стимулируя поведение ребенка, наблюдая за ходом его развития. На такое соотношение процессов развития и воспитания обращали внимание многие педагоги. Так, немецкий педагог А. ДИСТЕРВЕГ (1790-1866) писал, что развитие подчинено своим законам, т.е. оно природосообразно, но в мире людей мы видим противоестественность и противозаконность "из-за произвола, страстей, недостатка ума" (34), а потому, если на пути естественного (природного) развития возникают препятствия, в этом случае становится необходимым воспитание, которое смогло бы создать благоприятные условия для развития ума, воли, чувства, поведения и т.п. Это и "идеальные" школы, и разнообразные методики образования и воспитания, и разумные отношения взрослого с ребенком, и многое, многое другое. А потому весь смысл изучения педагогической науки состоит в том, чтобы научиться видеть целостный процесс развития личности, осмысливать условия, которые мешают и помогают ее полноценному формированию, обосновывать и разрабатывать более совершенные пути, формы и средства, которые помогали бы проявлению в каждой личности ее индивидуальности, способствовали бы достижению ею своей социальной зрелости.
Однако... Казалось бы, в истории педагогики давно решен вопрос о необходимости воспитания для развития личности ребенка. Наработаны прекрасные методики, которые дают прекрасные результаты в массовой школе, но на уровне обыденной жизни довольно часто высказывается какое-то недоверие и настороженность по отношению к педагогической науке. И каждое новое поколение студентов тратит время на то, чтобы доказывать значимость или не значимость педагогических знаний для дела воспитания и обучения. Полагаясь на свою любовь к детям и интуицию, они отрицают то, что психолого-педагогические знания научают каждого, кто готовит себя к педагогической деятельности, принципам построения школы и учебного процесса, осмыслению возможностей воспитательного процесса в целях развития личности и, главное, - научают видению внутреннего мира развивающегося ребенка. Нам кажется, что и разумная любовь к детям, и педагогическая интуиция проявляются на основе знаний, которые мы можем получить либо приобретая жизненный опыт, познавая свои и чужие ошибки, либо изучая психолого-педагогические науки. Но тот же опыт нам показывает, как часто обстоятельства (стихийное в развитии) оказываются сильнее нас. Целенаправленность наших действий - это всегда попытка противостоять стихийному в развитии ребенка. И как часто нам не хватает мудрости, чтобы решать возникающие проблемы. Наших возможностей не всегда оказывается достаточным для этого. Размышляя о соотношении процессов "развитие" - "воспитание" и о больших возможностях воспитания в развитии личности ребенка, все же следует признать, что воспитание не всесильно. Как оказывается, не всегда воспитание определяет развитие. Мы уже размышляли о воспитании как искусстве возможного, пытались выяснить причины, объясняющие, почему во многих жизненных ситуациях воспитание не становится фактором развития личности. Но значит ли это, что мы должны отказаться от любой попытки противостоять неблагоприятным условиям развития личности, корректировать и изменять ее ценностные ориентации, мотивы, направленность, отдельные поступки и поведение в целом,... если в этом возникает необходимость? А может быть, мы доверимся народной мудрости, которая гласит, что воспитывать "дитя нужно тогда, когда оно лежит поперек лавки", для того чтобы впоследствии не возникала необходимость что-то изменять, корректировать, перевоспитывать?.. Опыт показывает, что наши попытки помочь в развитии личности могут быть удачными, но могут и не достигать нужных результатов. Почему так происходит? В каждом конкретном случае - свои объяснения, но каждому, кто готовит себя к педагогической деятельности, важно суметь увидеть в себе педагога, оценить сильные и слабые стороны своей личности, найти свой стиль общения с детьми, быть для них интересным. И изучение психолого-педагогических наук поможет Вам в этом.
________________________________________________________________ Вопросы для размышления Каковы, на Ваш взгляд, особенности взаимодействия естественного, стихийного и целенаправленного в развитии личности ребенка? В каких случаях воспитание может помогать и мешать развитию личности? Приведите примеры, которые доказывают, что в решении некоторых задач развития личности обстоятельства жизни действительно оказываются сильнее воспитательных воздействий. Известны ли Вам такие проблемы в развитии личности, решение которых стало возможным, благодаря личности воспитателя? Проанализируйте опыт воспитания в семьях выдающихся личностей: М.Ю.Лермонтова, М. Е.Салтыкова-Щедрина, М.В.Ломоносова, И.Гете, А. М. Горького, А. Эйнштейна, Ф. и Ж. Кюри, И.С.Баха, А. Моцарта, Н. Паганини, А. Македонского, Наполеона, А.С. Макаренко и др. Проанализируйте опыт развития и воспитания личности подростков и юношей, представленный в фильмах - "Сережа" (реж. Г.Данелия, 1960), "А если это любовь?" (реж. Ю.Райзман, 1962), "Доживем до понедельника" (реж. С.Ростоцкий, 1968), "Амаркорд" (реж. Ф.Феллини, 1974), "Сто дней после детства" (реж. С.Соловьев, 1975), "Подранки" (реж. Н.Губенко, 1977), "Вам и не снилось" (реж. И.Фрэз, 1981), "Пацаны" (реж. Д.Асанова, 1983), "Чучело" (реж. Р.Быков, 1984), 80-ые гг. - "Уроки французского" (по повести В. Распутина), 90-ые гг. - "Меня зовут Арлекино", "Маленькая Вера", "Любовь" (реж. П.Тодоровский) и др. Среди зарубежных фильмов (США) можно назвать такие, как «Нелл», «Общество мертвых поэтов», «Умница Уилки Хаттинг» и др. Многие из этих фильмов вышли на экраны много лет назад, но возможности VIDEO помогут Вам их найти. Пусть Вас не пугает то, что эти фильмы были сняты в 60-90-е гг. прошлого века, ведь в них поднимаются проблемы формирования в личности нравственных ценностей, которые во все времена являются "вечными". Возможно, Вам известны фильмы, снятые уже в наше время? Как Вы считаете, какую роль в развитии личности ребенка играет взрослый? Каким должно быть его отношение к активным действиям самого ребенка? Что, по Вашему мнению, может развить педагогическую интуицию, совершенствовать педагогические умения и навыки? ________________________________________________________________ Выводы Приступая к изучению проблемы "Развитие и воспитание личности", мы задали себе вопросы: Что значит воспитать ребенка? Имеем ли мы право своими воспитательными воздействиями вмешиваться в естественный процесс развития личности ребенка? Размышляя о проблемах, связанных и с процессами развития личности ребенка, и с процессами его воспитания, мы пытались помочь Вам ответить на эти вопросы. Мы предлагаем Вам самостоятельно определить свою позицию. И как возможные варианты ответов на поставленные вопросы предлагаем суждения классиков. Л.Н.ТОЛСТОЙ: "Воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам - неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его, не признает его, не признавало, не будет признавать его все воспитываемое молодое поколение, всегда стремящееся против насилия воспитания" (132, с. 288). А.С.МАКАРЕНКО: "Перед каждым педагогом такой вопрос будет вставать - имеет ли право педагог вмешиваться в движение характера и направлять туда, куда надо, или он должен пассивно следовать за этим характером? Я считаю, что вопрос должен быть решен так: имеет право. Но как это сделать? В каждом случае это надо решать индивидуально, потому что одно дело - иметь право, а другое дело - уметь это сделать. Это две различные проблемы... следуя за качествами личности, за ее наклонностями и способностями, направить эту личность в наиболее нужную для нее сторону" (71, с. 119-120). Г.С.КОСТЮК: "Сила воспитания заключается не в том, что оно якобы может не считаться с законами развития или изменять их, а в том, что, основываясь на знании этих законов, оно может целенаправленно управлять этим процессом" (57, с. 148). ИКУИ ТАКАСИ (Япония ): "Проблема воспитания детей на современном этапе состоит не в том, чтобы решать вмешиваться или не вмешиваться в их развитие, а в том, чтобы определить его направление и методы осуществления (33, с. 15). Вопросы для самоконтроля: 1.Возможно ли целенаправленное развитие личности? 2.Что значит "вмешиваться" в процесс "самодвижения" личности? 3.Какое значение в развитии ребенка имеет взрослый? 4.Что расширяет и ограничивает наши воспитательные возможности?
Заключение
Анализируя проблему соотношения процессов развития и воспитания, мы попытались выявить возможности воспитания в развитии личности ребенка, мы определили зависимость процесса воспитания от основных характеристик физического, психического и социального развития личности. Искусство воспитывать (т.е. подбирать и разрабатывать методические приемы, методы и формы, речь о которых пойдет в последующих частях нашего пособия) строится на умении чувствовать внутренний мир ребенка, его проблемы и интересы, видеть перспективы его развития. И чем точнее это понимание, тем выше уровень мастерства Учителя, тем более значима его роль (необходимость) в жизни ребенка. Приступая к изучению проблемы соотношения процессов развития и воспитания, мы сформулировали два крайне противоположных взгляда, которые и сегодня можно услышать как в дискуссиях педагогов-профессионалов, так и тех, кто является Родителями своих детей, а именно: "Воспитание может все!" и "Развитие возможно без воспитания" ("Воспитание мешает развитию"). Конечно, в жизни мы можем слышать большую вариативность данных высказываний. Нередки случаи, когда при достижении высоких результатов развития личности ребенка взрослыми (родителями и учителями) признается ведущая роль воспитания (возможно, она проявляется как признание личной заслуги взрослого). Когда же в поведении ребенка проявляются непослушание, леность, агрессивность, конфликтность и др. негативные черты, то большую значимость в процессе развития, как считает эта категория воспитателей, имеют другие факторы - наследственность, среда (точнее, - "улица", "телевизор"...) или то, что педагоги называют активностью личности в процессе ее саморазвития; неудачи в развитии личности объясняются влиянием неблагоприятных условий (и нам кажется, что данные объяснения звучат, как попытка оправдать свое бессилие, как неумение увидеть и признать свои собственные ошибки). Изучение научных основ процесса развития в курсе "Общая и возрастная педагогика", мы надеемся, поможет Вам осмыслить свою значимость и свои возможности в общении с ребенком, которое мы называем Воспитанием. Предлагая Вам две крайне противоположные точки зрения на соотношение процессов развития и воспитания, мы вполне осознавали, что их формулировка в том виде, как мы их приводим, может не отражать Ваших суждений, так как даже на обыденном уровне трудно отрицать роль взрослого в развитии личности ребенка. Однако мы все же предлагаем Вам еще раз ответить на вопросы по всему разделу нашего курса, касаясь обеих крайностей. Мы считаем, что педагогическая позиция складывается как результат осмысления многих проблем в развитии личности ребенка, и не исключено, что, отвечая на одни вопросы, Вы будете более склонны к той или другой "крайности", а, отвечая на другие вопросы, возможно, Ваш ответ будет вполне категоричным. Автор считает, что таким образом Вы будете размышлять о многогранных возможностях воспитания и определите меру своей активности, которая в решении разных вопросов будет иной. Все это позволит Вам выразить и сформулировать свою педагогическую позицию, аргументировать ее. Итак: ________________________________________________________________ «Развитие возможно без воспитания»! «Воспитание может всё!» 1. Основными формами процесса развития личности являются: рост, импритинг, научение, самовоспитание, подражание, социализация, индивидуализация и др. Насколько "управляемой" со стороны воспитания (обучения) является каждая из перечисленных форм? Развитие каких форм в большей и меньшей степени зависит от действий воспитателя? Какие задачи развития личности может решить Воспитатель? В чем Вы видите возможности (или даже необходимость) воспитания по отношению к каждой форме развития личности? В чем, на Ваш взгляд, должно проявляться содействие различным формам развития ребенка со стороны взрослого?
2. В процессе развития личности выделяются три аспекта (направления): физический, психический, социальный. Какова роль воспитателя и возможности его воздействия на каждый из них? Какие задачи развития личности может решить педагог, а какие нет?
3. Движущей силой процесса развития являются противоречия. Что (кто) обусловливает их возникновение и разрешение? Какую роль в их разрешении будет играть Воспитатель?
4. Что обусловливает возникновение сензитивных периодов развития? Может ли Воспитатель ускорить процесс их возникновения? В чем должно состоять педагогическое содействие развитию отдельных сторон и качеств личности ребенка в сензитивные периоды их проявления?
5. В каждом возрасте проявляется тот или иной тип ведущей деятельности. При каких условиях предметная, игровая, учебная, трудовая деятельность становится ведущей? Потребность в том или ином виде деятельности проявляется спонтанно по мере взросления ребенка или ее необходимо формировать целенаправленно? Что конкретно зависит от Воспитателя?
6. По темпам своего индивидуального развития различают подростков - акселерантов и ретордантов. Возможно ли влиять на темпы их физического, психического и социального развития? Какие педагогические задачи должен решать Воспитатель в общении с подростками, учитывая темпы их развития?
7. Одной из характеристик процесса развития личности является неравномерность физического, психического и социального аспектов. Насколько эта характеристика выступает как следствие спонтанного развития ребенка? В чем Вы видите "вину" и помощь взрослого в достижении (недостижении) личностью гармоничности и целостности ее развития? 8. Насколько необходима помощь со стороны Воспитателя в умственном, нравственном, эстетическом, экологическом, профессиональном и др. аспектах целостного процесса становления личности ребенка?
9. Насколько справедливо утверждение некоторых родителей: "Подрастет - сам поймет"?
10. Какую роль играет Воспитатель в развитии таких форм проявления личности, как самопознание, самосознание, самореализация, самоутверждение?
11. Какие черты и характеристики личности формируются под влиянием наследственности? Насколько возможно изменить "природу" человека? И нужно ли это делать?
12. Что конкретно и до какого уровня в структуре личности подлежит целенаправленному развитию, а что генетически обусловлено, и любое воздействие педагога не принесет желаемых результатов?
13. Что мы можем/должны посредством воспитания привнести в процесс естественного развития личности?
14. Существует две теории, объясняющие проблему развития способностей - теория созревания и теория научения. Какая из них соответствует Вашим взглядам?
15. В каком соотношении находятся факторы развития личности "наследственность" и "воспитание"?
16. Какие свойства, черты и характеристики личности формируются под влиянием социальной среды?
17. Что обусловливает формирование социальной ситуации развития личности? Какую роль при этом играет Воспитатель?
18. Как происходит развитие личности ребенка под влиянием на нее социальных факторов? Как "среда" влияет на развитие личности? Какую роль при этом может (должен) играть Воспитатель?
19. В каком соотношении находятся факторы развития личности "социальная среда" и "воспитание"?
20. Формирование каких свойств, черт и характеристик проявляется как следствие естественной (природной и возрастной) активности ребенка?
21. Какое значение имеет активность ребенка в развитии его личности? Каковы возможности педагога в развитии активности личности? В каком соотношении находятся факторы развития личности "активность" и "воспитание"?
22. Под влиянием воспитания осуществляется попытка естественному и стихийно протекающему процессу развития придать целенаправленный характер. При каких условиях воспитание может быть рассмотрено как "насилие" над личностью ребенка, а при каких - как естественный процесс его развития?
23. В какой степени может быть предсказуем результат педагогической деятельности?
24. Возможно ли " запрограммировать " воспитательный процесс?
25. Как Вы думаете, к каким результатам развития может привести "стихийное" развитие личности ребенка?
26. Возникновение каких возрастных характеристик у младших школьников, подростков, старшеклассников закономерно вытекает из особенностей социальной ситуации развития личности и может быть оценено как результат естественного развития, а возникновению каких черт и характеристик должен содействовать Воспитатель?
27. Какую помощь в развитии подростков (старших школьников) может оказать взрослый? Каковы возможности педагога в изменении неблагоприятной ситуации развития современного подростка (старшего школьника)?
28. Какую роль в возникновении социальной ситуации развития личности играет педагог? В чем Вы видите возможности педагога в изменении и корректировке неблагоприятной ситуации развития подростка, младшего и старшего школьников - в макро- и микросреде? Возможно ли в условиях школы (детского сада) целенаправленное создание благоприятной ситуации развития для учащихся разного возраста? В чем это может проявляться?
29. При каких условиях развития ребенка его индивидуальные различия будут сглаживаться, а при каких условиях они становятся более выраженными? В чем Вы видите возможность целенаправленного формирования индивидуальных особенностей учащихся? (При ответе на вопросы 26-29 см. наше пособие «Возрастные особенности развития и воспитания». Часть 3). 30. При каких условиях воспитание будет содействовать развитию личности? При каких условиях оно будет мешать или затормаживать его? Вызывать у личности протест и активное сопротивление воспитательным воздействиям?
31. В каком соотношении должны находиться процессы естественного, стихийного и целенаправленного развития личности? Что расширяет и ограничивает наши воспитательные возможности? ________________________________________________________________
А. С. Макаренко писал, что каждый, кто изучает педагогику, создает свою, пусть маленькую, но педагогическую теорию, в которой отражаются взгляды на то, каким должен быть педагогический процесс, какими должны быть формы педагогического воздействия и взаимодействия, какие принципы должны быть положены в основу общения с ребенком и т.д. В зависимости от научной эрудиции, степени заинтересованности проблемами развития личности ребенка и многого другого можно наблюдать разные уровни проявления этой "теории", или "педагогической позиции". Для одних - это только описание своего опыта, для других - это создание педагогических систем, которые определяют и обосновывают технологии воспитательного процесса. Можно назвать имена таких выдающихся педагогов, которые создали свои педагогические системы: Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Дж.Дьюи, Л.Кольберг, Р.Штайнер, М.Монтессори, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие-многие другие. С их теориями Вы познакомитесь в дальнейшем. Считаем важным отметить: начиная изучать курс педагогики, Вы постигаете только основы процессов развития и воспитания, у Вас должна сформироваться своя педагогическая позиция, и как мы уже отмечали ранее, без ее проявления усвоение педагогических знаний происходит на формальном уровне. Мы надеемся, что материалы данного пособия помогли Вам увидеть возможность решения проблем развития личности ребенка путем осмысления его научных основ. Именно поэтому Вам предлагались результаты исследований и выводов психологов, генетиков, физиологов, философов, и их осмысление должно было обогатить Ваш "житейский опыт", расширить Ваш педагогический кругозор. Автор не претендовала на полноту изложения всей информации, которая давала бы исчерпывающий ответ по каждому вопросу. Общение с преподавателем в вузе, школьными учителями на педагогической практике, Ваши личные наблюдения и педагогическая практика, а также знакомство с литературой в настоящем и будущем будут приближать Ваше познание к бесконечным тайнам развития Человека. И самое главное, что должен усвоить будущий педагог, состоит в том, что, прочитав любой учебник педагогики, нельзя сразу ответить на все вопросы, которые ставит педагогическая практика. Насколько Вы можете согласиться с теми советами, которые дают известные педагоги людям, готовящим себя к педагогической деятельности? К.Д. УШИНСКИЙ: "Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми Вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых Вы хотите их приложить". ЛЕЙБНИЦ: "... нет нужды давать правила, советы и наставления, которые легко забываются, достаточно изучить природу души с ее недостатками и слабостями, а средства для их устранения найти не трудно". --------------------------- Литература для самостоятельного изучения
1. Альбуханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. 2. Амосов, Н. М. Здоровье и счастье ребенка. - М.: Знание, 1979. 3. Ананьев, Б. Г. Избр. псих. труды.: В 2 т., т. 1. – М., 1980. 4. Аристотель. Политика. – М., 1954. 5. Асмолов, А. Г. В поисках личности //Учительская газета. – 1990. - № 5. 6. Ауэрбах, Ш. Генетика /Пер. с англ. – М., 1966. 7. Бардиер Г. Я хочу! – Кишенев; Москва, 1993. 8. Батищев, Г. В атмосфере общения //Семья и школа. – 1983. - № 12. 9. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. – М.,1976. 10. Безрукова, В. С. Педагогика. – Екатеринбург, 1993. 11. Безрукова, В. С. Внешние и внутренние факторы в развитии личности //Советская педагогика. – 1985. - № 10. 12. Беляев, Д. К. Современная наука и проблема исследования человека //Вопросы философии. – 1985. - № 13. 13. Блонский, П. П. Курс педагогики. - М., 1916. 14. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 15. Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1976. - № 6. 16. Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы. – М., 1981. 17. Брушлинский, А. В. О наследственных предпосылках психического развития человека //Вопросы философии. – 1970. - № 9. 18. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968. 19. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления. Вып 1-3. – М., 1982-1984. 20. Вендровская, Р. П. О взаимодействии школы и среды //Советская педагогика. – 1990. - № 2. 21. Волков, Г. Три лика культуры. – М.: Молодая гвардия, 1986. 22. Вульфов, Б. З., Семенов, В. Д. Школа и социальная среда. – М., 1981. 23. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии //Собр. соч.: В 6 т., т. 4. – М.: Педагогика, 1984. 24. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. 25. Гегель. Собр. соч.: В 7 т., т. 7. – М., 1937. 26. Гельвеций. О человеке, его умственных способностях и воспитании. – М., 1951. 27. Гельвеций. О человеке //Соч.: В 2 т., т. 2. – М., 1959. 28. Гете, И. В. Избр. философ. произв. /Пер. с нем. – М., 1964. 29. Гордин, Л. Ю. К вопросу о категории целостности //Советская педагогика. – 1980. - № 3. 30. Графова, Л. Цена гармонии //Литературная газета. – 15.04.1981. 31. Грюнелиус, М. Вальдорфский детский сад /Пер. с нем. – М., 1992. 32. Движущие силы развития личности. – Тюмень, 1976. 33. Детский сад в Японии /Пер. с японск. – М., 1989. 34. Дистервег, А. Избр. пед. соч. – М., 1957. 35. Дубинин, Н. П. Что такое человек? – М.: Мысль, 1983. 36. Дубинин, Н. П. Образование и проблема биологического и социального в человеке //Советская педагогика. – 1979. - № 4. 37. Душков В.А. География и психология. – М., 1987. 38. Зайнек, Р. Минисемья: оранжерея для гениев //Литературная газета. – 1976. – 24.04. 39. Занков, Л. В. Избр. пед. сочинения. – М.: Педагогика, 1992. 40. Запорожец, А. В. Избр. псих. труды. – М.: Педагогика, 1986. 41. Ибука, М. После трех уже поздно /Пер. с японск. – М.: Знание, 1992. 42. «Известия». – 1988. – 12.02. 43. Ильенков, Э. В. Становление личности: к итогам научного эксперимента //Коммунист. –1977. - № 2. 44. Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс. – М.: Педагогика,1984. 45. Ильина, Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984. 46. Калашников, А. Г. Избр. педагог. труды. – М., 1990. 47. Камю, А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. 48. Кант, И. О воспитании. - М., 1951. 49. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс //Педагогические сочинения. – М., 1982. 50. Ковалев, А. Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1971. 51. Ковалев, А. Г. О проблемах восприимчивости личности к воспитательным воздействиям //Советская педагогика. – 1980. - № 6. 52. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль, 1984. 53. Коган, Л. Н. Зрелый социализм и формирование всесторонне развитой личности //Советская педагогика. – 1980. - № 11. 54. Кожухарь, Г. С. Соотношение развития и воспитания. – М., 1993. 55. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч.: В 2 т., т.2. – М.: Педагогика, 1982. 56. Кон, И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. 57. Костюк, Г. С. Избр. псих. труды. – М.: Педагогика, 1986. 58. Кочетов, А. И. О некоторых вопросах теории самовоспитания //Советская педагогика. – 1971. - № 1. 59. Крайг, Г. Психология развития /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. 60. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии. – М., 1974. 61. Крутецкий, В.А. Формирование математических способностей.– М., 1968. 62. Лангмейер, Й., Матейчик, А. Психическая депривация в детском возрасте /Пер. с чешск. – Прага: Авеценум, 1982. 63. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология. – М., 1965. 64. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. 65. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы /Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. 66. Лихачев, Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. – М., 1985. 67. Лич, П. Младенец и ребенок: от 0 до 5 лет /Пер. с франц. – М., 1985. 68. Лойфман, И. Я. Развитие как базисная категория диалектики //Диалектика прогрессивного развития. – Свердловск, 1976. 69. Локк, Дж. Мысли о воспитании //Соч.: В 3 т., т. 3. – М.: Мысль, 1988. 70. Люблинская, А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. 71. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. – М., 1976. 72. Мальковская, Т. Н. Социальная активность личности. – Л., 1973. 73. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании//Педагогика.-2000- № 7 74. Маркс, К. Тезисы о Фейербхе. – М.: Политиздат, 1979. 75. Маркс, К., Энгельс, Ф. Собр. соч. - Т. 1; 3; 23. 76. Масару Ибука. После трех уже поздно /Пер. с японск. – М., 1992. 77. Мелхорн, Г. и Х.-Г. Гениями не рождаются. – М., 1989. 78. Миклин, А. М., Подольский, В. А. Категория развития в марксистской диалектике. – М., 1980. 79. Милтс, А. А. Гармония и дисгармония личности. – М., 1990. 80. Монтессори, М. Великий педагог // Перспективы: вопросы образования. - 1983. - N 4. 81. Монтессори-Материалы: школа для малышей. Часть 1. – М., 1992. 82. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974. 83. Мудрик, А. В. Социализация в «смутное время». – М.: Знание, 1989. 84. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. – М., 1999. 85. Мухина, В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1979. 86. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 87. На путях к политехнизму (Сб. ст.). – М., 1930. 88. Немов, Р. С. Психология. – М., 1989. 89. Никитин, Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М., 1990. 90. Никитин, Б. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989. 91. Новикова, Л. И. Школа и среда. – М.: Знание, 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|