Индивидуальный стиль деятельности педагога
Одаренный, творческий человек — это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. Как совместить рассмотренные общие требования к педагогической деятельности, представленный набор педагогических способностей, которыми должен обладать каждый учитель и воспитатель, с их стремлением к индивидуальности? Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется: — в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); — в характере реакций на те или иные педагогические ситуации; — в выборе методов обучения; — в подборе средств воспитания; — в стиле педагогического общения; — в реагировании на действия и поступки детей; — в манере поведения; — в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; — в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей. Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Место психолога в современном обществе 1. Кризис образования в середине XX века, пути его преодоления. 2. Изменение роли педагога в современном развивающемся обществе за последние несколько десятков лет. Тема 2. Психологические требования к личности педагога 1. Основные качества личности педагога. 2. Индивидуальность педагога как условие воспитания в ребенке личности. 3. Определение ситуативных, социально-изменчивых требований, предъявляемых к педагогу. 4. Качества личности, которые требуются от педагога в современных условиях.
Тема 3. Общие и специальные способности педагога 1. Понятие об общих и специальных педагогических способностях. 2. Проблема источников педагогических способностей, их формирование и развитие. 3. Педагогические способности учителя. 4. Педагогические способности воспитателя. 5. Коммуникативные педагогические способности, 6. Поощрения и наказания как проявления способности к оптимальному педагогическому общению. Тема 4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности 1. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности. 2. Индивидуальный стиль работы педагога и воспитание творческой одаренности у детей. 3. Проблема совмещения общих требований и индивидуальности педагога. 4. Основные проявления индивидуального стиля педагогической деятельности. 5. Индивидуальный стиль деятельности — необходимое условие повышения творческой отдачи педагога. 6. Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта. Темы для рефератов
1. Личностные психологические характеристики современного учителя. 2. Психология педагога как воспитателя. 3. Педагогические способности, их структура и развитие. 4. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к системе поощрений и наказаний детей. 5. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности. Темы для самостоятельной исследовательской работы 1. Пути воспитания и развития педагогических способностей у учителя. 2. Совершенствование педагогических способностей у воспитателя. 3. Психологические средства улучшения коммуникативных способностей педагога. Литература I Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Я-концепция учителя: 302—332.) Выготский Л. С. Педагогическая психология.— М., 1991. (Психология и учитель: 358—372.) Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.—М., 1987. (Определение педагогического общения. Самовоспитание педагогической общительности. Стиль профессионального педагогического общения, его технология. Тренинг профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение в семье: 155-176.) Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.— Л., 1985.
(Структура педагогических способностей: 14—17.) Одаренные дети.— М., 199^. (Психология учителя: 236—254.) II Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1984. (Психология учителя: 245—254.) Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.—М., 1979. (Психология учителя: 258—280.). Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.—М., 1984. (Учитель как воспитатель нравственных чувств: 64—76.) Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание.—М., 1972. (Внимание учителя: 127—147.) Леонтьев А. А. Педагогическое общение.— М., 1979. (Умение учителя влиять на детей: 6—10.) Способности и склонности: комплексные исследования.— М., 1989. (Индивидуальные различия в общительности, связанные с педагогическими способностями у школьников: 128—137.) Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.— М., 1984. (Речевое общение учителя: 129—144.) Глава 30.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|