Общераспространенные формы регионального влияния
Региональное влияние совсем не обязательно обеспечивается с помощью специализированных институтов, предусмотренных национальной конституцией. Существуют другие формы регионального влияния, характерные для практически любых государств, в том числе имеющие неформальный, лоббистский характер. Очевидно, что региональные интересы, выраженные в той или иной степени, существуют во всех государствах. Федерации склонны к созданию специальных органов власти для представительства этих интересов. Но, как показывает анализ, неформальные способы регионального влияния можно встретить в самых разных странах мира. Даже в отсутствие специальных структур региональные интересы находят те или иные пути "выхода на поверхность". 1. Представительство региональных интересов в "обычном" парламенте. В любом государстве значительную часть депутатов национального парламента составляют представители регионов. Данная ситуация особенно характерна для тех парламентов, которые избираются по мажоритарной или хотя бы по смешанной системе. В результате совершенно объективно возникает феномен регионального лоббизма. Избранные непосредственно на территории депутаты стремятся защищать интересы регионов и входящих в их состав округов, от которых они избраны в пар- ¶ Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт ламент. В американской практике такая ситуация называется "pork barrel" ("бочка солонины"). В соответствии с политико-географической интерпретацией теории систем политика "pork barrel" описывается как пример обратной связи, когда "выходом" из "черного ящика" территориально-политической системы становится результат произошедших там выборов, и избранное лицо отлаживает свои отношения с избравшей его территорией, чтобы быть впоследствии избранным на новый срок [Taylor, 1989].
Такая же ситуация возникает в "нерегиональных" палатах двухпалатных парламентов в федеративных государствах. Как показывает практика, полномочия "нерегиональной" палаты чаще всего оказываются более конкретными и связанными с насущными проблемами регионов. Модель региональной палаты имеет свои изъяны. Она выглядит логичной конструкцией федеративного государства, ее смысл заключается в том, что регионы получают участие в решении некоторых важных общегосударственных вопросов, но это участие ограничено. Поэтому региональные элиты обычно проявляют особый интерес к "нерегиональной" палате, которая на практике оказывается более эффективным инструментом регионального лоббизма. Общей ситуацией для регионального лоббизма в "нерегиональных" палатах и "обычных" однопалатных парламентах является доминирование крупных, наиболее населенных регионов, которые в силу своего демографического преимущества и, соответственно, большего числа депутатов получают возможности для более эффективного лоббирования своих интересов. 2. Региональный лоббизм в структурах национальной исполнительной власти. Аналогичным образом реализация региональных интересов на национальном уровне в значительной степени зависит от того, представители каких регионов занимают ключевые государственные посты. Каналом регионального лоббизма может быть центральное правительство. Институт президента тоже может играть лоббистскую роль, если президент действует в интересах "своего" региона, в котором он родился и т.п. Возможна ситуация, когда на национальном уровне формируются мощные региональные группы влияния (кланы). Это может быть один конкретный региональный клан, фактически правящий страной. Например, в Ираке при президенте С. Хусейне преимущества имели выходцы из города Тикрит, уроженцем которого являлся сам бывший президент страны. Либо в территориально неоднородном государстве возникает острая конкуренция между несколькими региональными кланами, которая может оказывать определяющее влияние на формат партийной системы и всей политической борьбы.
3. Региональные партии. Одним из важных институтов регионального влияния на общенациональном уровне являются региональные партии. К разряду региональных можно отнести ¶ 3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне те партии, которые имеют территориально ограниченный ареал поддержки и представляют политические интересы этого ареала15. Через региональные партии может происходить артикуляция региональных интересов, а сама партийная система в таком государстве отличается ярко выраженной регионализацией. Региональные партии можно классифицировать следующим образом. • Монорегиональные или ареальные. Первые жестко привязаны к одному региону, вторые имеют поддержку на территории нескольких соседних регионов. • Доминирующие или аутсайдерские. Первые пользуются действительно высокой популярностью в своем регионе и выигрывают там выборы, вторые просто обозначают тенденцию к регионализации партийной системы, но уступая общенациональным партиям даже на своей территории. • Монопольные или конкурирующие. В первом случае региональные интересы защищает только одна партия, или же одна из региональных партий явно опережает остальные. В другом случае несколько региональных партий ведут борьбу между собой. • Представленные или не представленные в общенациональных органах власти. • Этнорегиональные или "территориальные". В первом случае региональные партии одновременно имеют этническую специфику и объединяют защиту интересов региона и доминирующей там этнической группы. Во втором случае речь идет о региональных партиях в "чистом" виде. Наиболее распространенными и влиятельными являются этнорегиональные партии. Например, в канадской провинции Квебек действует Квебекский блок, который является одной из двух наиболее популярных в этой провинции партий, наряду с общенациональной Либеральной партией.
Доминирование этнорегиональных партий характерно для политической сцены Эфиопии, которая является самым ярким примером этнической федерации. Крупнейшими парламентскими партиями в Эфиопии являются Национальное демократическое движение амхара, Народный фронт освобождения Тыграи и Народная демократическая организация оромо. Каждая из этих партий представляет определенную этническую группу, которая одновременно является титульной в одном из эфиопских штатов. Этнорегиональные партии достаточно распространены в Индии, хотя они характерны далеко не для всех штатов. В индийском парламенте, избранном в 2004 г., отмечается представительство тамильских партий, которые пользуются поддержкой в южном штате Тамилнад (Дравидская прогрессивная федерация, Дравидская прогрессивная федерация Марумаларчи). В другом южном штате Андхра-Прадеш 15 Практически любая партия имеет свою более или менее выраженную географию поддержки. Но это еще не означает, что ее можно назвать региональной партией. ¶ Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт (этническая группа телугу) достаточно активно голосуют за представителей партии Телугу Десам. Расположенный на Востоке Индии штат Орисса (этническая группа ория) оказал значительную поддержку партии Биджу Джанта Дал. В Западной Бен-галии неплохо выступила партия Всеиндийский конгресс Тринамул. В южном штате Керала поддержкой пользовались Конгресс Керала и Мусульманская лига Керала. На северо-западе, в штате Джамму и Кашмир голосовали за Национальный конгресс Джамму и Кашмира и Народную демократическую партию Джамму и Кашмира, Кроме того, в парламент прошли представители таких региональных партий, как Народный совет Ассама, Фронт освобождения Джарханда, Народный фронт Нагаленда, Национальный фронт мизо, Сиккимский демократический фронт.
В европейских федерациях примером небольшой этнорегиональной партии можно назвать Лигу тичинцев, действующую в италоязычном кантоне Тичино. Некрупными, но все же представленными в национальном парламенте являются этно-региональные партии Великобритании — Шотландская народная партия и Плайд Кимри (Уэльс). Однако даже в своих регионах они сильно уступают ведущим общенациональным партиям, в данном случае — лейбористам. Характерная ситуация сложилась в двухсубъектных федерациях, где во "втором" (т.е. меньшем, но автономном) субъекте обычно складывается своя партийная система. Простейшим примером можно считать Сент-Киттс и Невис. На острове Невис население голосует за свои партии — Движение заинтересованных граждан и Партию реформ Невиса. В Танзании на Занзибаре действует оппозиционная партия — Объединенный гражданский фронт, который оппонирует правящей Революционной партии16. "Островные" партии характерны и для других карибеких государств. Например, из двух островов состоит государство Антигуа и Барбуда. Это государство не стало федерацией, но регионализация его партийной системы привела к тому, что на Барбуде наибольшей поддержкой пользуется своя партия — Народное движение Барбуды. Антильские острова (владение Нидерландов) ярко характеризуются дроблением партийной системы на островные подсистемы. Ведущие партии островов реально действуют и собирают голоса на главном острове — Кюрасао. Второй по величине остров Бонайре располагает своими партиями — Патриотическим союзом и Демократической партией Бонайре. Избиратели маленького и удаленного Сен-Мартена создали сразу три собственные партии — Демократическую партию Сен-Мартена, Патриотический альянс Сен-Мартена и Народную партию серьезной альтернативы. За собственные партии голосуют даже на самых крохотных островах — Сабе (Народное движение Наветренных островов) и Синт-Эстатиусе (Альянс Синт-Эстатиуса). 16 Важно отметить, что Революционная партия возникла в результате объединения в 1977 г. двух ведущих партий — ТАНУ (Африканский национальный союз Танганьики) и Партии Афро-Ширази (Занзибар). ¶ 3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне Страной с развитой системой региональных партий является Испания. Важным стимулом к развитию региональных партий, безусловно, стало введение в Испании автономных сообществ. Это значит, что региональные партии в децентрализованных, хотя и унитарных, государствах имеют шансы стать правящими в процессе создания региональных ассамблей и правительств. При этом наиболее развитые и достаточно автономные региональные партийные системы сложились в регионах с этнической спецификой. Например, в Каталонии возник правящий блок "Конвергенция и союз". Наряду с ним в региональных и общенациональных выборах более или менее успешно участвовали такие партии и блоки, как "Республиканские левые Каталонии" и "Инициатива за Каталонию — Зеленые". В Стране Басков сильные позиции имеет Баскская националистическая партия (также представлены партии '"Баскская солидарность" и др.). В Галисии довольно популярен Галисийский националистический блок.
Пример Испании интересен и тем, что в регионах, не имеющих этнической специфики, также формируются региональные партии, которым удается проходить в национальный парламент. Характерная ситуация возникла на Канарских островах, где действует Канарская коалиция (любопытно, что на одном из островов — несколько обособленном Лансароте на восточной окраине островной группы — была создана своя Партия независимых Лансароте). Примерами региональных партий в Испании также служат Андалусийская партия и Арагонская хунта. Феномен региональных партий прослеживается в Италии. Наиболее яркой и крупной партийной структурой стала Лига Севера (изначально — Ломбардская лига), выступающая от имени северных итальянских регионов. Менее крупным, но тоже характерным примером может считаться возникшая на сравнительно удаленном крупном острове — Сардинии собственная Партия действия Сардинии. Поддержки в своих регионах добились этнорегиональные партии — Южнотирольская народная партия и Коллегия Валле-д'Аоста. Регионализация партийной системы оказалась характерной и для Хорватии. Наибольший регионализм оказался характерен для полуострова Истрия на северо-западе страны, где значительной поддержкой пользуется партия Истринский демократический собор. В парламенте Хорватии также представлены При-морско-Горанский союз и Славонско-Бараньинская хорватская партия, имеющие корни в отдельных регионах страны, в ее центральной приморской и северовосточной частях соответственно. Даже маленькая Андорра оказалась в группе стран, где активно действуют и добиваются успеха на национальных выборах региональные партии. Одним из примеров служит Союз народа Ордино. На парламентских выборах 2001 г. одну из территорий Андорры успешно представляла Независимая группа Санта-Джулия. ¶ Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт "Территориальные" партии довольно характерны для Аргентины, но там они сильно уступают общенациональным, в том числе в "своих" провинциях. Единичное представительство в национальном парламенте удается обеспечивать таким региональным партиям, как Республиканская сила (Тукуман), Демократическая партия (Мендоса), Партия обновления Сальты, Народное движение Неукена, Либеральная партия Корриентеса. Впрочем, далеко не во всех федерациях, децентрализованных или географически фрагментированных государствах феномен региональных партий можно считать развитым. Проблема практически любой региональной партии заключается в том, что она не в состоянии играть заметную роль на общенациональном уровне. Лишь очень немногие региональные партии в состоянии создать значимую фракцию в национальном парламенте, гораздо чаще речь идет в лучшем случае об обозначении присутствия. Региональные сообщества могут признать тактику создания собственной партии неэффективной. Поэтому в таких крупных странах, как США, Бразилия и Мексика, региональные партии практически отсутствуют и не развиваются в связи с отсутствием серьезных перспектив (в Аргентине они возникли, но имеют очень ограниченное влияние). Интересы определенных региональных сообществ нередко стремятся артикулировать те или иные общенациональные партии. Там, где этот процесс идет успешно, политическая ниша для собственно региональных партий остается незаполненной. Возможна промежуточная ситуация, когда региональные партии все-таки создаются, но находят свое место на общенациональной политической сцене, создав блок с более крупной партией. Хорошим примером следует считать блок ХДС/ХСС в Германии, в котором ХСС является региональной баварской партией, притом очень сильной, правящей на протяжении многих лет в своем регионе. Альянс с ХДС дает ХСС возможность играть важную роль на общенациональном уровне. Упомянутая выше Лига Севера вошла в правящую итальянскую коалицию "Дом свобод" вместе с движением С. Берлускони "Форца Италия" и др. Похожие тенденции прослеживаются в Малайзии, где собственные партийные системы сложились в двух удаленных штатах, расположенных на острове Калимантан и имеющих собственную историю (Саравак и Сабах). На Сараваке особенно заметны Объединенная традиционная партия Бумипутера, Объединенная народная партия Саравака, Партия аборигенов Саравака, Национальная партия Саравака. В Сабахе активно действуют Прогрессивная партия Сабаха, Движение народной справедливости, Либеральная демократическая партия и Объединенная партия Сабаха. Но при этом практически все перечисленные партии входят в правящий в стране Национальный фронт. ¶ 3.3 Разграничение полномочий между уровнями власти 3.3 Разграничение полномочий между уровнями власти Ключевой характеристикой федеративного государства является баланс отношений между двумя основными уровнями власти — общенациональным и региональным. Этот баланс определяет степень автономии субъектов, их политико-ресурсную базу и, одновременно, уровень децентрализации государства. Изменения баланса позволяют говорить о динамике развития ситуации, о том, в какую сторону меняется баланс. Важнейшей характеристикой баланса отношений "центр — регионы" является разграничение компетенции (полномочий) между уровнями власти (см., например: [Ковачев, Дымов, 1995]). В федеративных государствах речь идет о разграничении полномочий между тремя основными уровнями — общенациональным, региональным и местным (муниципальным). Полномочия местного самоуправления являются отдельной темой. Пока ограничимся рассмотрением разграничения полномочий между центром и субъектами федерации. 3.3.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|