Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки




Методики спортивного отбора

 

Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея­тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа­листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положитель­ный результат отбора может, например, заключаться в зачисле­нии в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчис­ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ­ного спортсмена в число запасных и т. д.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор­тивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортив­ную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекра­щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля­ется спортивный отбор, может иметь различную величину—от не­скольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спорт­сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра­вилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполне­ния соперником семиметрового штрафного броска).

Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа:

определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность, прогнозирование возможностей конкретных канди­датов и принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией.

В современной теории спортивного отбора наибольшее внима­ние уделяется отбору спортсмена. При этом используются следующие термины и понятия:

спортивная ориентация — определение такого вида спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в наибольшей сте­пени;

селекция отбор спортсменов по мере роста их мастерства;

комплектование команд формирование коллектива для уча­стия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом команды по ходу состязаний.

В процессе отбора спортсмена сначала путем прогнозирования возможно более точно определяются будущие требования к со­ревновательному потенциалу спортсмена. Эти требования могут основываться на ожидаемом через несколько лет уровне спортив­ных результатов, анализе направлений прогресса техники и так­тики ведущих спортсменов или даже на предвосхищении игровых ситуаций через несколько секунд после предлагаемой замены игрока. Иногда эти сведения представляют в виде подробных мо­дельных характеристик. Затем с помощью изучения соревнова­тельной деятельности, тестирования и т. д. делается прогноз со­ревновательного потенциала или перспектив его формирования у конкретных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И на­конец, на основе сравнения данных, полученных на первых двух этапах, делается вывод о степени их соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т. д.

Даже такая обобщенная схема указывает на большие труд­ности безошибочного проведения отбора спортсмена. Особенную сложность представляет надежное прогнозирование возможностей юного спортсмена на несколько лет вперед.

Выявление стабильных показателей позволяет с уверенностью прогнозировать индивидуальное развитие юного спортсмена, по­скольку преимущество над сверстниками по таким показателям сохранится и в будущем. Например, длину тела спортсмена мож­но с достаточной надежностью предсказать уже в 9—11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет значительно менее надеж­ным. Поэтому в каждом виде спорта определяется группа наи­более важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки. Например, в отборе легкоатлетов-спринтеров существенны оптимальное соотношение длины ног и гуловища, физическая подготовленность и темпы прироста двига­тельных способностей. В видах спорта со сложной координацией (гимнастика) особый интерес представляет способность спорт­смена обучаться новым движениям. По мере роста подготовлен­ности спортсмена все большее значение для отбора приобретают спортивные результаты.

Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о гуманном аспекте отбора, позволяющем человеку найти тот вид деятельности, в котором его способности раскроются в наибольшей степени.

 

Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация — система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен­ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос­тей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер­ных для системы отбора.

Способности — это совокупность качеств личности, соответ­ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно­сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ­альные способности (необходимые для достижения высоких ре­зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследствен­но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос­тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор­тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус­ловливают успешность будущей спортивной деятельности. По­скольку роль наследственно обусловленных признаков мак­симально раскрывается при предъявлении к организму занима­ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате­лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре­нировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показате­лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз­вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос­тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет­ливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа­тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между­народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми­рования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические, функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует использовать как ориентировочные.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплекто­вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропо­метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси­хологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со­ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы­работались определенные представления о морфотипах спортсме­нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас­кетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле не­обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи­тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос­ти спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль Психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятель­ности, решительности, целеустремленности, способности моби­лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова­нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор­ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относи­тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не­обходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тре­нировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффектив­ные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

 

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-трениро­вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу­ющих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель­ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких тренировоч­ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера спорта международного класса.

 

4. Отбор и спортивная специализация

Спортивный "отбор" или "выбор"? Для приобщения к систематической спортивной деятельности нуж­ны, само собой разумеется, определенные предпо­сылки. К числу важнейших из них относятся, кро­ме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интере­сы. Несомненно также, что их выявление, форми­рование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Веро­ятность того, что процесс спортивного совершен­ствования будет развертываться в оптимальном ва­рианте, во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития вы­является предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта и соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спор­тивной деятельности и целесообразный выбор пер­спективных путей ее развертывания, согласующихся с индиви­дуальной предрасположенностью.

Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс совре­менного спорта и сильное обострение конкуренции на между­народной спортивной арене обусловили актуальность проблема­тики спортивного отбора в ее исследовательских и организаци­онно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследова­ний и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном от­ношении, сложилась и разветвленная практика спортивного от­бора. Тем не менее, само понятие "спортивный отбор" пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задат­ки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо ви­де спорта, определением в зависимости от этого направленнос­ти спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относи­тельно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортив­ного совершенствования.

Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась проти­воречивой. С одной стороны, она содействовала активизации по­иска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой — в своих утвердившихся фор­мах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения — фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельнос­ти тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как "мало­перспективные" или вовсе "бесперспективные" и на этом основа­нии не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хоро­шо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие "спортивный отбор" зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что де­лается в процессе приобщения к спорту для определения спор­тивной предрасположенности и ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, кото­рые возможно полно соответствовали бы индивидуальным за­даткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуаль­ные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспек­тивы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортив­ную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, что­бы с возможно большей эффективностью содействовать разви­тию их индивидуальных способностей, формированию и удов­летворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном "отсеивании" кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятель­ности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) — каждому в нормальных социальных условиях дол­жны быть предоставлены равные возможности для удовлетво­рения спортивных интересов.

Свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших дос­тижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спор­тивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не "отбраковы­вает" никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, мо­жет стимулировать спортивные дерзания.

Неодномоментность и динамичность спортивной ориен­тации. Специалисты сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достиже­ниям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозмож­но по двум основным причинам:

во-первых, спортивная предрасположенность — многослож­ный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд которых созревает и проявляется не одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности;

во-вторых, индивидуальные возможности спортивных дос­тижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей ин­дивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от "диагноз" — распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спор­тивную ориентацию необходимо осуществлять не в качестве не­коего разового мероприятия, а в качестве поэтапно возобновля­емого процесса.

Многолетнюю спортивную деятельность принято подразде­лять с известной условностью на три большие стадии, каждая из которых охватывает ряд лет индивидуальной жизни, — ста­дию базовой подготовки, стадию максимальной реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию "спортив­ного долголетия" [5]. Закономерности оптимального построе­ния системы подготовки спортсмена обязывают в пределах пер­вой стадии обеспечивать первичную спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу этой стадии с относительно твердым вы­бором предмета углубленной спортивной специализации, нап­равления и параметров последующей спортивной деятельности.

Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ, поскольку они значительно колеблются в за­висимости от индивидуального возраста начала занятий спор­том, реально складывающихся особенностей содержания и пос­троения спортивной тренировки, характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спорт­смена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что с начала систематической спортивной дея­тельности в детском и подростковом возрасте во многих случа­ях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближе­нии корректно определить целесообразное направление спор­тивной специализации и спрогнозировать спортивные перспек­тивы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подле­жит более или менее существенным коррекциям, особенно ког­да в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нуж­но будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достиже­ний либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

2. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

3. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

4. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.

Главная» Статьи» Мои статьи  

Отбор спортсменов

Задачи отбора заключаются в том, чтобы своевременно и правильно определить задатки, способности и возможности новичков, соответствующие специфике того или иного вида спорта. Спортивная одаренность - это благоприятное для данного вида спорта сочетание врожденных и приобретенных физических и психических качеств, а также способность спортсмена быстро и эффективно развивать эти качества в процессе спортивной тренировки. В понятие спортивной одаренности, безусловно, входят также отличное состояние здоровья и определенные анатомо-физиологические особенности организма. Перечисленные качества находятся в тесной взаимной связи и могут отчасти компенсировать одно другое. Например, в боксе некоторый недостаток физической силы может быть восполнен быстротой, в фехтовании недостаток быстроты сглаживается точностью и мягкостью движений и т. д. Первичные признаки каждого из компонентов, составляющих спортивную одаренность, могут и должны быть выявлены уже у новичка, в чем, собственно, и состоит искусство отбора. Рациональная система отбора позволяет, с одной стороны, правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а следовательно, и наиболее перспективными учениками, а с другой — помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои потенциальные возможности. Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает непроизводительные затраты труда и средств и приводит в конечном итоге не только к большой текучести состава занимающихся, но и к определенным моральным потерям — психическим травмам. В основе отбора лежит глубокое и всестороннее изучение личности ученика, выявление его психологических особенностей, оценка типологических свойств нервной системы и уровня развития физических качеств. Решение этих задач «со многими неизвестными» — индивидуализированный, сложный и длительный процесс. Процесс отбора в спортивные группы (секции, отделения) можно разделить на три этапа. I этап — предварительный просмотр (от первого занятия до 2—4 месяцев). II этап— углубленная проверка в процессе первоначального обучения (3—6 месяцев). III этап — многолетнее систематическое индивидуальное изучение занимающихся для окончательного определения спортивной специализации. ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТБОРА На основании положения о детско-юношеской спортивной школе, примерных программ по видам спорта, а также учитывая передовой современный опыт каждому тренеру необходимо ориентироваться на возрастные границы отбора в своем виде спорта. В спортивной практике нередки отклонения от этих рекомендаций. Многие примеры свидетельствуют о том, что при отборочных просмотрах есть смысл допускать к занятиям кандидатов с отклонениями от рекомендуемого возраста на 2—3 года, но, разумеется, предъявлять к ним более высокие требования. Многие тренеры, особенно в таких видах спорта, как плавание, фигурное катание на коньках, футбол, хоккей, прежде чем набрать группу новичков в 10—15 человек, просматривают на первом этапе отбора до 60—100 человек. Чтобы обеспечить такой массовый конкурс, тренер должен посещать уроки физической культуры в общеобразовательных школах, бывать на школьных соревнованиях, наблюдать за детьми во время игр на переменах, на пляже и т. д. Внимательный тренер сможет почти безошибочно выявить в этой обстановке детей с нужными для «своего» вида спорта задатками. На разных этапах отбор включает несколько до известной степени взаимосвязанных форм: изучение антропометрических данных, педагогические наблюдения, контрольное тестирование, медицинскую экспертизу, психологические пробы. Изучение антропометрических данных В спортивной практике выработались определенные представления об анатомическом «типе» спортсмена (росте, весе, телосложении и пр.), характерном для каждого вида спорта. Известно, что для баскетбола необходим большой рост, для легкоатлетических метаний — крепкое телосложение и т. д. Изучая анатомические предпосылки кандидатов, следует определить, насколько они соответствуют тому типу, который характерен для наиболее выдающихся представителей данного вида спорта. При этом нужно помнить, что роль антропометрических показателей (и в первую очередь роста и веса) в различных видах спорта различна. Например, в баскетболе, академической гребле высокий рост просто необходим; в плавании, фехтовании, современном пятиборье — желателен; в стрельбе, некоторых видах легкой атлетики (марафонский бег и бег на длинные дистанции), лыжном спорте —не имеет существенного значения. Особое внимание при отборе следует обратить на вес учеников. Те, у кого весо-ростовой показатель (разность между ростом и весом) менее 100, как правило, малоперспективны, особенно в видах спорта, требующих выносливости. Не исключены случаи, когда ребенок, отстающий в росте или весе в возрасте 9—11 лет, затем догоняет и перегоняет своих сверстников. Поэтому, если он отвечает другим требованиям отбора, следует обратить особое внимание на те детали, которые могут свидетельствовать о возможностях увеличения роста и веса в будущем (рост родителей, длина рук, ног, размер стопы). Следует учесть, что отбор по анатомическим признакам пригоден лишь для отсеивания кандидатов, явно не подходящих для данного вида спорта, и должен дополняться-и уточняться другими формами отбора. Педагогические наблюдения Педагогические наблюдения являются главной формой отбора. На первом этапе их задача — определить специфические способности и задатки новичка. В основе этой сложной и ответственной формы отбора лежит прежде всего опыт тренера, его интуиция. Однако для того, чтобы уменьшить число ошибок, неизбежных при субъективной оценке способностей ученика, следует применять специальные приемы и контрольные упражнения. Каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физическому развитию и физической одаренности спортсмена.
Виды спорта Требования
необходимые дополняющие второстепенные
Баскетбол и волейбол Высокий рост, ловкость (мягкость и точность движений, хорошее здоровье Быстрота, выносливость, прыгучесть Гибкость, сила рук и становая сила
Бокс Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений, хорошее здоровье Сила рук, становая сила, выносливость, весо-ростовой показатель более 100 Гибкость, сила ног
Борьба Ловкость (мягкость и точность движений, хорошее здоровье Сила рук,становая сила, сила ног,выносливость, гибкость, весо-ростовой показатель более 100,быстрота гибкость
Лыжный спорт, легкая атлетика — бег на средние и длинные дистанции Выносливость, сила ног, весо-ростовой показатель более 100 Ловкость, становая сила, быстрота Гибкость, сила рук
Легкая атлетика — спринт, прыжки, бег с барьерами Быстрота (вовсех ее проявлениях),сила ног, гибкость, ловкость Становая сила, выносливость,высокий рост Сила рук
Плавание Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений, «чувство воды») Высокий рост, быстрота, сила, весо-ростовой показатель более 100 быстрот
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...