Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3.Общенаучные методы теоретического познания




3. 3. Общенаучные методы теоретического познания

Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. В научном познании широко применяются, например абстракции отождествления и

изолирующие абстракции. Первое понятие получают в результате отождествления некоторого множества предметов (отвлекаясь от целого ряда их индивидуальных свойств, признаков)

и объединения их в особую группу, например, объединение всего множества растений и животных в особые виды, роды, отряды, семейства и т. д. Изолирующая абстракция получается

путем выделения некоторых свойств, отношений, связанных с предметами материального

мира в самостоятельные сущности («электропроводность», «растворимость»).

Мысленная деятельность включает в себя особый вид абстрагирования – идеализацию, которая представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. Идеализация важна для реализации специфического метода теоретического познания – мысленного эксперимента. В мысленном эксперименте исследователь оперирует не

материальными объектами, а их идеализированными образами и само оперирование производится в его сознании, т. е. чисто умозрительно. Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения

реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Ярким примером формализации являются широко используемые в науке математические описания различных

объектов, явлений, которые основываются на соответствующих содержательных теориях.

Индукция (от лат. Inductio – наведение, побуждение) есть метод познания, ясно выявляющийся на формально логическом умозаключении, которое приводит к получению

общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.

Индукция, широко применяемая в научном познании, обнаруживая сходные признаки, свойства многих объектов, делает вывод о присущности этих признаков, свойств

всем объектам данного класса.

Родоначальником классического индуктивного метода познания является Френсис Бэкон.

Дедукция (от лат. Deductio – выведение) есть получение частных выводов на основе

знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

 

4. Структурные уровни организации материи (микро-, макро- и мегамиры)

В структуре материального мира выделяют прежде всего мир живой и неживой

природы. Однако развитие современной науки показало, что это деление относительно

условно, поскольку все живое – растения и животные – существуют за счет превращения

химических веществ. Следует отметить, что и живая и неживая природа имеют микро- и макроуровни развития материи.

Микромир – это мир атомов и элементарных частиц. Наряду с углублением познания в область микромира для науки XX века характерно стремление к изучению объектов

мегамира – галактик, Вселенной.

Макромир – мир наиболее знакомых нам объектов «средней величины» от молекул

до Земли, изучаемый самыми старыми «классическими» разделами естествознания. Но и

этот столь хорошо знакомый всем мир заставляет современную науку искать ответы на

неразрешенные еще вопросы о происхождении и эволюции жизни, о природе процессов

мышления.

Современной наукой доказано, что при определенных условиях химические процессы могут естественным путем приводить к образованию простейших биологических

молекул. В настоящее время предположено К. Х. Рахматуллиным еще два гипотетических

уровня – гипомир (микромир в микромире) и гипермир (сверхмегамир). Однако они не

стали пока экспериментально наблюдаемыми, достоверно установленными.

 

4. 1. Развитие представлений о микромире

Насколько сегодня известно, мысль о том, что материя может состоять из отдельных частиц, впервые была высказана Левкипом из Милета (Др. Греция) в V в. до н. э. Эту

идею развил его ученик Демокрит, который и ввел слово «атом» (от греч. «атомос», что

значит «неделимый»). В начале XIX века Джон Дальтон (1766–1844 гг. ) возродил это слово, подведя научную основу под умозрительные идеи древних греков. Согласно Дальтону,

атом – это крошечная неделимая частица материи, принимающая участие в химических

реакциях. В 1911 г. Э. Резерфорд (1871–1937) предложил совершенно новую модель атома –

планетарную, основанную на результатах его собственных экспериментов и экспериментов Ханса Гейгера, в которых измерялось расстояние α -частиц при прохождении через золотую фольгу. Согласно модели Резерфорда, положительный заряд и основная масса атома сосредоточены в центральном ядре, вокруг которого движутся электроны. Позже Резерфорд установил, что положительный заряд ядра несут частицы в 1836 раз более тяжелые, чем электрон. Он назвал их протонами. Число протонов называют атомным номером,

причем оно всегда равно числу окружающих ядро электронов. Позднее было установлено,

что все ядра атомов (кроме ядра водорода), содержат незаряженные частицы – нейтроны с

массой, почти равной массе протона. Датский физик Нильс Бор (1885–1962), сделавший следующий важный шаг на пути

создания модели атома, опирался на две другие области исследований. Первая из них –

квантовая теория, вторая – спектроскопия. Впервые идея квантования была высказана

Максом Планком (1858–1947) в 1900г для объяснения механизма излучения тепла и света

нагретым телом. Планк показал, что энергия может излучаться и поглощаться только определенными порциями или квантами. Английский физик П. А. Дирак предсказал существование позитрона – античастицы

электрона, которая экспериментально была открыта в 1934 г. При исследованиях космических лучей и в экспериментах, проведенных на ускорителях, было открыто много других частиц. Сейчас известно более 400 субатомных (элементарных) частиц, большинство из которых нестабильно. Они характеризуются определенной массой, зарядом и средним временем жизни частицы. Многочисленные субатомные частицы классифицируются по группам. Частицы, участвующие в сильных взаимодействиях, называются адронами; к ним относятся нуклоны (протоны и нейтроны); частицы, не принимающие участия в сильных взаимодействиях, называются лептонами, среди

них – электроны и нейтрино.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...