Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Тоталитарные механизмы марксистской идеологии




классический марксизм коммунизм тоталитарный

В данной главе мне бы хотелось обратиться к выявлению основных тоталитарных механизмов марксистской идеологии. С данной целью хотелось бы сопоставить и рассмотреть результаты исследования, полученные в предыдущих главах.

Основные тоталитарные механизмы в соответствии с результатами, полученными во второй главе являются следующие аспекты:

.   Целевая идейная установка тоталитарного государства представляет собой недостижимый идеал, посредством которого оправдываются периодические репрессии и ухудшения обстановки. В конечном итоге суть идеи состоит не в том, чтобы быть реализованной, но в том, чтобы оправдать репрессии и иные негативные аспекты тоталитаризма.

.   Страх новизны, воплощенный в постоянной необходимости включать в круг тоталитарной идеологии все большее и большее количество субъектов, ввиду того что сама по себе тоталитарная идеология стремиться к всеобъемлющему господству. Новизна же в данный контекст не включена и потому находится вне сфер влияния, что угрожает инакомыслием.

.   Исключительным является восприятие Другого. Тоталитаризм не воспринимает иные государства не только в качестве друзей, но и в качестве врагов, поскольку признать наличие врага означает признать его право на инаковость и частичную равновесность. Важным моментом является апелляция тоталитаризма к тому, что иных мыслей не существует. Существуют лишь мысли тех, кто не желает двигаться по предложенному наилучшему курсу. К подобным субъектам не может быть применено военное сопротивление, но будет применяться полицейская акция.

.   Тоталитарная идеология стремиться к А-локальности и не приемлет каких-либо границ, поскольку границы требуют сил для их преодоления.

.   Одной из характеристик тоталитаризма является феномен «конца истории». В случае воплощения идеала тоталитарной идеологии история попросту прекратиться, поскольку общества достигнет своей цели и движение, отождествляемое с историей, прекратиться.

.   Значимым аспектом является обращение тоталитарной идеологии к индивиду (наделенному специфическими чертами) как субъекту (индивиду, наделенному рядом идеологически ангажированных идентичностей).

На основании выявления основных положений марксизма были сделаны следующие выводы:

.   Исторические изменения обусловлены сменой способов производства. Исторические формации, сменяясь, лишь усугубляют классовый антагонизм и помещают его в новые рамки;

.   Общество распадается на два класса уже исходя из предпосылок политэкономии.

.   На определенном этапе смены исторических формаций и развития экономики деньги начинают превращаться в капитал посредством капиталистического закона прибавочной стоимости, который основан на возрастании первоначальной стоимости денег, пущенных в оборот. Данный формат особенно характерен для капиталистических форм производства.

.   Класс пролетариата, в отличие от иных классов, является революционным.

.   Маркс описывает в своих работах обязательный исторический закон, который заключается в том, что, так или иначе наступит «экспроприация экспроприаторов» - переход средств производства в руки пролетариата. Поскольку основанием для различных противоречий является классовая борьба - важнейшим аспектом становиться необходимость уничтожения классов, что приведет к уничтожению государства, как института, основанного на антагонизме.

.   Маркс обосновывает объективную неизбежность победы коммунизма тем, что частная собственность в своём экономическом движении сама толкает себя к гибели. Но вместе с тем, частная собственность не является причиной отчуждения труда - она есть его следствие.

Для того чтобы отыскать данные механизмы в идеологии марксизма, необходимым видится поиск данных механизмов по каждому конкретно взятому пункту.

Как было выявлено на основании рассмотрения основных положений марксизма, основной задачей социалистической революции является построение коммунизма, который характеризуется отсутствием классов и классовой борьбы, частной собственности и государства как такового. Коммунистическая модель выступает как цель общества и государства, наилучшая, но вместе с тем, осуществимая форма существования. Как в последствие показала история, коммунизм выступал в роли той самой идеи, которая никогда не могла быть реализована, но выступала в роли механизма, который помогает существовать тоталитарной идеологии и оправдывать всевозможные репрессивные меры, которые, по сути, есть лишь одно - удержание власти.

Идея уничтожения классов так же видится весьма неоднозначной. Данное уничтожение способствует с одной стороны уничтожению классовой борьбы, но с другой стороны именно классовая борьба и обуславливает частично какое-либо историческое движение. При наступлении коммунизма история, как многообразие диалектических аспектов и антагонизмов прекращает свое существование. Остается один класс пролетариата, государство исчерпывает себя как ненужная форма, а наилучшая, коммунистическая форма существования является достигнутой. Двигаться истории больше не куда, и она останавливается на месте. С другой стороны, если Маркс не предполагал возможности достижения коммунизма, то данный механизм четко характеризуется как утопичный и недостижимый идеал тоталитарной идеологии. Однако, думается, Маркс все же предполагал не только возможность, но и необходимость построения коммунистического общества, поскольку четко и детально прописал основные условия и пути достижения данного состояния.

Положение, согласно которому пролетариат всех стран должен объединиться в борьбе с буржуазией с одной стороны может говорить о банальном численном перевесе, но с другой стороны, может означать именно необходимость в безграничности идеологии тоталитаризма, которая стремиться к повсеместному разрушению границ в общемировом масштабе - чем больше стран придерживаются идеологии, тем прочнее власть идеологии, и тем меньше границ для ее проникновения в сознание.

В концепции марксизма изначально заложен антагонизм классов, который с точки зрения тоталитарных концепций может трактоваться как изначально враждебное восприятие Другого. Помимо враждебности, марксизм маркирует иные классы как недостаточно развитые в исторической перспективе. Класс же пролетариата обладает численным перевесом, а так же выступает в качестве того, кому принадлежит труд.

Интересной видится так же идея линейности и прогрессивности истории. Данная концепция не только объясняет экономические предпосылки идеологии, но и устанавливает коммунизм как единственно возможное состояние экономики и общества после капитализма. Данный момент не описан теоретиками тоталитаризма, однако осмелюсь предположить, что он является не столько характеристикой тоталитаризма, сколько подтверждением истинности марксизма как учения. Все иные, предшествующие данному учению теории недостаточны и потому изжили себя. Они не могут являться врагом для коммунизма, поскольку представляют собой предшествующие ему этапы.

Идея исчезновения государства, а так же исчезновения Другого (иных классов) не только знаменует «конец истории», но так же прекращает процесс производства иных взглядов. Иные взгляды попросту перестают быть необходимыми, поскольку человечество обретает единственно верный вариант развития мысли и истории - коммунистическую модель. Инаковость автоматически начинает трактоваться как неправильность и неразвитость, которая изживет сама себя, так или иначе.

Необходимо так же отметить, что в своем учении Маркс не рассматривает личностные и психологические особенности личности, он обращается к ней как к экономическо-историческому субъекту классового сознания, что четко свидетельствует об обращении к индивиду как субъекту, о котором говорил Альтюссер в своих текстах об идеологии.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что основные, выбранные в предыдущих главах аспекты марксизма были проанализированы с точки зрения выбранных в главе второй тоталитарных концептов. Проведенное сопоставление свидетельствует о том, что сама концепция марксизма может трактоваться с точки зрения тоталитарного учения в аспектах идеи «конца истории»; обращения к индивиду как субъекту; восприятии Другого не как полноправного врага или друга, но как недоразвитый класс с ошибочным суждением; выдвижением утопичной идеи, воплощение которой проблематично и скорее отождествляется с механизмом удержания власти и оправдания репрессий.

Хотелось бы так же сказать несколько слов о самой реализации концепции марксизма. Причин нереализованности коммунистической модели в том виде, в котором она была предложена Марксом, может быть названо множество. Как видится, одной из причин является неполное выполнение всех условий, описанных в текстах Маркса (например, условие того, что революция должна происходить во всех регионах мира и носить глобальный характер). Думается, сложность воплощения теоретического концепта в действительности очевидна. В этой связи интересной видится идея Хайека, который указывает на то, что различные репрессии и иные аспекты тоталитаризма были реализованы в Советском Союзе не столько потому, что концепция Маркса это предполагала, сколько потому, что данная концепция была не осуществима: «Полный крах веры в достижимость свободы и равенства по Марксу, вынудил Россию избрать путь построения тоталитарного, запретительного, неэкономического общества, общества несвободы и неравенства». [16, c.70]

 


Заключение

 

На основании рассмотрения тоталитарных механизмов классического марксизма необходимо подвести своеобразный итог. Основными концептуальными тезисами марксизма являются следующие тезисы:

.   Исторические изменения обусловлены сменой способов производства. Исторические формации, сменяясь, лишь усугубляют классовый антагонизм и помещают его в новые рамки;

.   Общество распадается на два класса уже исходя из предпосылок политэкономии.

.   На определенном этапе смены исторических формаций и развития экономики деньги начинают превращаться в капитал посредством капиталистического закона прибавочной стоимости, который основан на возрастании первоначальной стоимости денег, пущенных в оборот. Данный формат особенно характерен для капиталистических форм производства.

.   Класс пролетариата, в отличие от иных классов, является революционным.

.   Маркс описывает в своих работах обязательный исторический закон, который заключается в том, что, так или иначе наступит «экспроприация экспроприаторов» - переход средств производства в руки пролетариата. Поскольку основанием для различных противоречий является классовая борьба - важнейшим аспектом становиться необходимость уничтожения классов, что приведет к уничтожению государства, как института, основанного на антагонизме.

.   Маркс обосновывает объективную неизбежность победы коммунизма тем, что частная собственность в своём экономическом движении сама толкает себя к гибели. Но вместе с тем, частная собственность не является причиной отчуждения труда - она есть его следствие.

Во второй главе исследования были выявлены следующие тоталитарные механизмы:

.   Целевая идейная установка тоталитарного государства представляет собой недостижимый идеал, посредством которого оправдываются периодические репрессии и ухудшения обстановки. В конечном итоге суть идеи состоит не в том, чтобы быть реализованной, но в том, чтобы оправдать репрессии и иные негативные аспекты тоталитаризма.

.   Страх новизны, воплощенный в постоянной необходимости включать в круг тоталитарной идеологии все большее и большее количество субъектов, ввиду того что сама по себе тоталитарная идеология стремиться к всеобъемлющему господству. Новизна же в данный контекст не включена и потому находится вне сфер влияния, что угрожает инакомыслием.

.   Исключительным является восприятие Другого. Тоталитаризм не воспринимает иные государства не только в качестве друзей, но и в качестве врагов, поскольку признать наличие врага означает признать его право на инаковость и частичную равновесность. Важным моментом является апелляция тоталитаризма к тому, что иных мыслей не существует. Существуют лишь мысли тех, кто не желает двигаться по предложенному наилучшему курсу. К подобным субъектам не может быть применено военное сопротивление, но будет применяться полицейская акция.

.   Тоталитарная идеология стремиться к А-локальности и не приемлет каких-либо границ, поскольку границы требуют сил для их преодоления.

.   Одной из характеристик тоталитаризма является феномен «конца истории». В случае воплощения идеала тоталитарной идеологии история попросту прекратиться, поскольку общества достигнет своей цели и движение, отождествляемое с историей, прекратиться.

.   Значимым аспектом является обращение тоталитарной идеологии к индивиду (наделенному специфическими чертами) как субъекту (индивиду, наделенному рядом идеологически ангажированных идентичностей).

В третьей главе исследования, выбранные в предыдущих главах аспекты марксизма, были проанализированы с точки зрения выбранных в главе второй тоталитарных концептов. Проведенное сопоставление свидетельствует о том, что сама концепция марксизма может трактоваться с точки зрения тоталитарного учения в аспектах идеи «конца истории»; обращения к индивиду как субъекту; восприятии Другого не как полноправного врага или друга, но как недоразвитый класс с ошибочным суждением; выдвижением утопичной идеи, воплощение которой проблематично и скорее отождествляется с механизмом удержания власти и оправдания репрессий.

Гипотеза моей работы состояла в том, что концепция классического марксизма в самой теоретической модели заключает тоталитарные аспекты, которые были в последствие реализованы. В результате исследования было выявлено, что концепция марксизма действительно содержала в себе предпосылки тоталитаризма, однако такого размаха в реализации они достигли ввиду того, что не все условия, обозначенные Марксом, как необходимые для построения коммунизма, были выполнены.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...