Современное состояние и перспективы развития ПТБ автосервиса
Как было показано в п. 1.2 данного пособия, за годы плановой экономики в России (СССР) была создана достаточно мощная ПТБ предприятий автосервиса. Однако, из-за значительного превышения роста парка легковых автомобилей (с 1970г. но 1990г. число индивидуальных легковых автомобилей возросло в 10-11 раз) над ростом ПТБ автосервиса (за это же время она возросла в 7,5 раз) относительная мощность предприятий автосервиса в стране снизилась в 1,7 раза (с 2,37 до 1,4 постов/ЮООавт.). Это сказалось на организации обслуживания клиентов. Из-за превышения спроса над предложением и отсутствия борьбы за клиентов качество их обслуживания находилось на низком уровне. К началу коренных изменений в экономике страны, связанных с переходом на рыночную основу, существующая ПТБ позволяла удовлетворить потребности в услугах не более чем на 50-60%. Кроме того, СТОА и их ПТБ создавались на других, отличных от рыночных условий принципах, а именно, под более «жесткую» систему оказания услуг для автовладельцев. Клиент не имел широкого и свободного выбора необходимых ему услуг. Производственные мощности автосервиса в СССР были деформированы относительно спроса по структуре и расположению. Крупные СТОА (с персоналом более 100 человек) составляли 28%, средние (30-70 чел.) - 52%, мелкие (до 15 чел.) - 20%. Крупные и средние предприятия автосервиса располагаются в больших городах и населенных пунктах, зачастую рядом друг с другом. Нерациональное расположение СТОА и большая рассредоточенность автомобилей в России (2-10 авт./ 1км2) создавали большое неудобство для клиентов, особенно в сельской местности. Рациональная сеть предприятий автосервиса предполагает 70% мелких станций или филиалов крупных и средних и только около 5% больших СТОА.
С начала 90-х годов произошли резкие изменения в структуре предприятий автосервиса по оказываемым услугам, рассредоточению и мощности. Многие крупные и средние по мощности СТОА, организованные по старой системе оказания услуг, не выдержали конкуренции и практически прекратили осуществление производственного процесса в комплексном его варианте. На их базе возникло множество частных независимых друг от друга предприятий, оказывающих на арендуемых у СТОА производственных площадях и оборудовании пользующиеся спросом услуги. В соответствии со спросом на рынке услуг появилось много небольших (с числом рабочих 1-5 чел.) специализированных станций и пунктов по оказанию отдельных видов услуг, таких как шиномонтажные и шиноремонтные работы, мойка автомобилей, хранение автомобилей на платных стоянках и др. Резко возросло число фирм, магазинов и пунктов по продаже автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей, смазочных материалов, автозаправочных (АЗС) и газонаполнительных (АГНС) станций. Структура предприятий автосервиса и их ПТБ ускоренными темпами приводится в соответствие с требованиями рынка услуг. Приращение и развитие ПТБ в значительной мере происходит за счет диверсификации предприятий (или некоторых их подразделений), работа которых оказалась неэффективной в рыночных условиях; прежде всего комплексных автотранспортных предприятий (АТП) и заводов. Происходит это либо путем организации специализированных малых предприятий в рамках указанных, либо за счет аренды частными предпринимателями производственных площадей и оборудования этих предприятий. При последующем выкупе арендуемых площадей образуются самостоятельные предприятия с собственной ПТБ. Примером такого предприятия является торгово-сервисный центр, организованный при ОАО «Курганмашза-вод».
В результате произошедших в последние годы структурных изменений в автосервисе и появления ряда небольших по мощности узкоспециализированных предприятий полностью удовлетворяется спрос на ремонт шин и колес; на топливо, смазочные материалы и специальные жидкости; на аккумуляторы, шины и запасные части и др. услуги. Вместе с тем, осуществляемая в процессе перехода к рынку структурная перестройка предприятий автосервиса и их ПТБ часто сопровождается снижением уровня технологий и механизации процессов оказания услуг (иногда до перехода к ручным способам выполнения работ), что значительно сдерживает-роет их производительности, качества предоставляемых услуг и эффективности. Поэтому при дальнейшем развитии небольших предприятий автосервиса по оказанию отдельных видов услуг и обслуживанию иномарок автомобилей следует ожидать (по опыту Западной Европы) объединения их в систему филиалов крупных центров обслуживания и фирм - производителей автомобиле Такой подход позволяет и на этих предприятиях применить профессией технологии и оснастить их современным высокопроизводительным оборудованием, так как автомобильные фирмы не считают убыточной хорошую организацию обслуживания автомобилей. Они понимают, что в районах с развитой сетью предприятий по обслуживанию их автомобилей более охотно покупают эти жеавтомобили, т.е.развитие автосервиса стимулирует, в свою очередь продажу автомобилей. В последние годы (2002-2004гг.), в связи с введением обязательного инструментального контроля при техническом осмотре транспортных средств, развитие ПТБ автосервиса происходило также за счет строительства и оснащен соответствующим оборудованием пунктов инструментального контроля (ПИ технического состояния легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей. Рынок сервисных услуг, начавший складываться в России с 1991 года, сих пор развивался количественно. Сейчас количественное насыщение рынка основном завершено, начинаются качественные егопреобразования.
3 ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|