Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предприятия по продаже автомобилей, запасных частей и автопринадлежностей




«Жизненный цикл» автомобиля начинается с его продажи. Одновременно продажа автомобиля является первым этапом в оказании услуг автосервиса, к торый является основой для развития всей системы автоуслуг (хранение, снижение запасными частями и автоэксплуатационными материалами, ТО. Д, Р др.).

В мировой практике сложилось две формы организации торговли автом билями: фирмой-производителем и через посредников.

Как показывает опыт США, Японии и стран Западной Европы, фирменная продажа и обслуживание составляет не более 30-40%, остальное приходится на независимых предпринимателей (дистрибьюторов и дилеров). Такая схема торговли обусловлена следующими факторами:

- торговля автомобилями и запасными частями как вид деятельности требует достаточно высокой квалификации, и маркетинговые возможности автомо­бильных фирм уступают соответствующим возможностям сферы торговли;

- развитие сети автосалонов и СТОА требует значительных инвестиций и оборотных средств.

В связи с этим большинство фирм-производителей автомобилей предпочи­тает осуществлять продажу через независимых предпринимателей или на дого­ворной основе.

Одним из важных обязательных процессов при продаже автомобилей яв­ляется их ППП. Поскольку действовавший ранее ОСТ отменен, то на автомо­бильном рынке России ППП должна выполняться в соответствии с требова­ниями заводов-изготовителей (соответствующий талон в сервисной книжке).

Для осуществления удобной процедуры торговли автомобилями и запас­ными частями к ним необходима значительная ПТБ в виде мест хранения, про­изводственных помещений для выполнения ППП, автосалонов, помещений ма­газинов. С этой точки зрения автомобильные фирмы к своим дилерам предъяв­ляют довольно жесткие требования, например, компания "Фольксваген" при подборе дилеров выдвигает следующие требования по наличию площадей ПТБ:

- для сервисной зоны 500-800 м2;

- для склада запасных частей 200-300 м";

- для демонстрационного зала 250-500 м2.

Дополнительно к этому иметь помещения для офиса и свободную терр рию 1000 - 1600 м2.

Автосалоны по продаже автомобилей создаются, как правило, при комплексных СТОА средней и большой мощности и автоцентрах, уже имеющих развитую ПТБ, которую можно использовать для выполнения ППП. Но существуют и автосалоны, занимающиеся только продажей автомобилей, причем ППП в этом случае может выполняться на их собственной ПТБ или по договору на крупных СТОА и автоцентрах. Однако в последнее время все большее рас­пространение получают предприятия в форме торгово-сервисных центров. На рисунке 3.3 представлена классификация предприятий, занимающихся торгов­лей автомобилей.

 

 

 

Рисунок 3.3 - Типы предприятий по продаже автомобилей

 

Торгово-сервисные центры осуществляют не только ГШП и продажу авто­мобилей, запасных частей, но выполняют и ряд других услуг, связанных с об­служиванием проданных автомобилей в гарантийном и послегарантийном пе­риодах, а также с обслуживанием самих клиентов. Ниже приведен перечень возможных услуг и процессов в торгово-сервисном центре.

- Доставка, ГШП и продажа новых автомобилей.

- Продажа запасных частей и автопринадлежностей.

- Приемка на комиссию, ГШП и продажа бывших в эксплуатации автомобилей.

- Приобретение подержанных автомобилей их предпродажный Р и Продажа.

- Гарантийное обслуживание и Р проданных новых и подержанных автомобилей.

- ТО и Р автомобилей в послегарантийном периоде.

- Консультации клиентов по особенностям конструкции, эксплуатации и об­служивания продаваемых марок автомобилей.

- Продажа газет, журналов, сувениров, сигарет.

- Оказание услуг по питанию клиентов (буфет, кафе, ресторан).

- Услуги для отдыха клиентов (комната отдыха, зал игровых автоматов).

На рисунке 3.4 представлена функциональная схема предприятия по про­даже автомобилей с наиболее распространенным набором услуг. Услуги по об­служиванию самих клиентов на схеме не показаны. ППП автомобилей как один из основных процессов на схеме развернута более подробно.

После прекращения действия плановой системы снабжения запасными частями новая рыночная инфраструктура их сбыта складывалась довольно трудно. Даже сейчас, по прошествии 15-ти лет работы в рыночных условиях, она далека от совершества. На рынке запасных частей занимается торговлей большое число больших и малых предприятий и отдельных продавцов, полу­чающих запасные части вес с тех же автозаводов.

Значительную долю в запасных частях, по данным Волгина В.В. [8], со­ставляют «поддельные» (имитаторы).

 

основные процессы возможные процессы

Pисунок 3. 4 - Функциональная схема предприятия по продаже автомобилей

 

Основным звеном цивилизованной схемы обеспечения парка автомобилей запасными частями является склад. По зарубежному опыту известно, что в сфе­ре сбыта запасных частей должно быть три уровня складов: центральные (зо­нальные), региональные, предприятий и магазинов, реализующих запчасти.

Центральные (зональные) склады пополняют свои запасы непосредственно с заводов-изготовителей автомобилей. Это наиболее крупные высокомеханизи­рованные и автоматизированные склады с компьютерной обработкой всех про­изводимых операций.

Региональные склады предназначены для удовлетворения потребности в запчастях в территориальных зонах склада. Сбыт осуществляется крупными партиями. Пополнение ведется из центральных или зональных складов. Этот тип складов также должен быть достаточно высоко механизирован и компью­теризован.

Склады первого и второго уровня являются наименее развитыми звеньями в системе сбыта запасных частей. Снабжение идет через оптовиков и посредни­ков.

Склады третьего уровня - это склады при СТОА, автоцентрах и магазинах, занимающихся продажей запчастей. Магазины и рынки являются низовым зве­ном в системе сбыта запасных частей.

Магазины по продаже запасных частей и автопринадлежностей преду­сматриваются практически при любом предприятии автосервиса, но этот род деятельности в настоящее время получил и самостоятельное широкое развитие.

Стоимость содержания запасов на складах высокая н ежегодно повышает­ся, поэтому для предпринимателей, занимающихся продажей запчастей, наиболее приемлемой экономичной формой предприятия является магазин-склад.

Для предприятий, занимающихся сбытом запчастей, характерны следую­щие процессы и операции:

- приобретение и доставка запчастей и автопринадлежностей;

- складская обработка (разгрузка, приемка, размещение, учет, комплектация для выдачи потребителям, упаковка, отгрузка);

- коммерческая реализация (для магазинов) владельцам автомобильной техни­ки;

- прием и обработка заявок, консультирование клиентов;

- анализ статистических данных по спросу и корректировка заказов на приобре­тение запасных частей;

- анализ цен конкурентов, расчет цен;

- ведение учетной, расчетной и другой финансовой документации.

Низовые предприятия, непосредственно работающие с клиентами, могут оказывать также дополнительные услуги по обслуживанию самих клиентов.

Гаражи – стоянки

Одна из первых проблем, с которой сталкивается владелец после приобре­тения автомобиля, -это его хранение. Для хранения автомобиля нужен гараж. Но индивидуальными гаражами обеспечены не все автомобили и это характер­но не только для России, но и для развитых стран Европы, Америки, Азии. По­этому во всем мире широко внедряются противоугонные приспособления и системы, которые обеспечивают сохранность автомобиля. Этой же цели служат такие предприятия автосервиса как охраняемые гаражи-стоянки.

ПТБ этих предприятий, ее состав и стоимость зависят от типа гаража-стоянки, определяемого способом хранения автомобилей. На рисунке 3.5 пред­ставлена классификация предприятий по хранению автомобилей. Можно выде­лить два основных типа предприятий подобного рода: платные охраняемые стоянки на открытых огороженных площадках; гаражи, представляющие собой наземные или подземные одно- или многоэтажные сооружения.

Наиболее простыми в строительстве и экономичными являются платные стоянки, т.к. они не имеют капитальных сооружений и вся их ПТБ состоит из площадки с твердым покрытием, ограждения, ворот и помещения из обленен­ных конструкций для сторожа-приемщика. Относительно недорогими являются и одноэтажные гаражи-стоянки. Именно за счет создания таких предприятий в последние годы идет развитие рынка услуг но хранению автомобилей.

Наиболее сложную и дорогостоящую ПТБ имеют многоэтажные механи­зированные гаражи, в которых подъем-опускание автомобиля осуществляется при помощи лифтов, горизонтальное перемещение к месту хранения - при по­мощи катучих шахт лифта, а установка на место - при помощи транспортеров.

В России нет большого опыта в проектировании и строительстве гаражей такого типа, но данные сооружения могут оказаться актуальными для центра крупных городов, где существует дефицит в участках под застройку. Механи­зированные гаражи фактически не имеют ограничений на количество этажей, почти в два раза сокращают удельную площадь помещения стоянки на один автомобиль и в несколько раз (при большой этажности в десятки раз) уменьшают площадь земельного участка. С зарубежным опытом строительства и наиболее интересными примерами многоэтажных гаражей для легковых автомобилей можно ознакомиться в книгах [9.10.11].

 

 

Рисунок 3.5-Типы гаражей-стоянок для легковых автомобилей

 

Как уже отмечалось, в нашей стране, и в г. Кургане в частности, предпоч­тение в развитии предприятий по хранению автомобилей отдается открытым платным стоянкам. Их преимущество заключается не только в экономичности строительства и быстрой окупаемости. Они могут быть максимально близко расположены к месту жительства автовладельцев, что существенно повышает удобство пользования транспортными средствами, снижает загрузку общест­венного транспорта.

Кроме того, на платных стоянках обеспечивается наибольшая сохранность автомобилей. По данным для г. Челябинска [12] распределение угонов в про­центах по месту их совершения представлено на диаграмме (рисунок 3.6). Ука­занные обстоятельства заставляют до 2% владельцев транспортных средств, имеющих гаражи, пользоваться услугами платных стоянок.

Основная часть автомобилей сосредоточена в городах, следовательно, проблема их хранения является проблемой каждого города, поэтому городская администрация должна направлять развитие рынка услуг по хранению автомо­билей (лицензирование, льготное кредитование и др.) на создание системы стоянок, обеспечивающей потребности автовладельцев.

1 - с платных стоянок. 2 из индивидуальных гаражей Рисунок 3.6 Распределение угонов автомобилей по месту их совершения

Создание в городе рациональной системы гаражей-стоянок имеет и эколо­гический аспект. Возможность иметь место для хранения автомобиля недалеко от жилья уменьшает проезд до места хранения, тем самым снижает загрязнение воздуха выхлопными газами. Отпадает необходимость ставить на ночь автомо­биль под окнами дома, что также улучшает микроклимат в жилом районе.

Исследование рынка автосервиса по данной услуге для города Кургана и расчеты, выполненные под руководством автора, позволили составить перспек­тивную схему расположения платных стоянок (рисунок 3.7). Исследования по­казали, что рынок услуг по хранению легковых автомобилей в городе практически

 

 

Рисунок 3.7-11ерспективная схема размещения платных стоянок и станций мойки легковых автомобилей для г. Кургана

 

 

насыщен. Завершен этап количественного развития рынка по данной ус­луге, в дальнейшем его совершенствование возможно за счет повышения каче­ства оказания услуг (рациональное размещение стоянок, оказание услуг по комфортному хранению автомобилей в зимнее время, развитие дополнитель­ных услуг).

Кроме основной услуги по хранению автомобилей большинство стоянок предоставляет ряд дополнительных услуг. Комплексность автосервиса повыша­ет качество обслуживания клиентов и увеличивает прибыль предприятия. Для многих предприятий автосервиса дополнительные услуги играют роль стабили­зирующего фактора, повышают ритмичность и сглаживают сезонные "провалы" в работе. В качестве сопутствующих услуг в гаражах-стоянках, в первую оче­редь, оказываются услуги, связанные с подготовкой автомобилей к выезду. Это ежедневно повторяющиеся работы, небольшой трудоемкости и не сложные в технологическом отношении, поэтому большинство из них может предостав­ляться также в режиме самообслуживания за умеренную плату. Многие услуги носят сезонный характер и выполняются на летних постах ТО. Для удобства клиентов на многих стоянках размещаются магазины по продаже мелких запча­стей и автопринадлежностей, а также киоски по продаже сигарет, прохлади­тельных напитков, газет, журналов.

Ниже представлен возможный перечень услуг в гаражах-стоянках.

Дополи отельные услуги: Основные услуги:

- хранение автомобилей;

- хранение автомобилей в зимнее время в комфортных условиях.

 

- мойка автомобиля; - антикоррозионая обработка днища

- полировка кузова; кузова;

- дозаправка маслом и - подкраска автомобиля;
спецжидкостями; - ремонт стекол;

- подкачка шин; - ремонт амортизаторов и стоек;

- замена масла в двигателе и фильт- - установка противоугонных систем и
ругощих элементов; автомузыки;

- замена колес; - зарядка АКБ;

- демонтаж-монтаж шин; - продажа запасных частей и автопри-

- балансировка колес; надлежностей;

- местный ремонт покрышек; - продажа прохладительных напитков

- ремонт камер; сигарет, газет и журналов.

В ходе исследования рынка услуг в г. Кургане было установлено, что более 50 % платных стоянок оказывают дополнительных услуги. Наиболее распро­страненными дополнительными услугами являются: шиномонтаж (35,3 % стоя­нок), зарядка АКБ (14,7 %), мойка автомобилей (8,9 %), ремонт амортичаторов и стоек (3 %), ремонт стекол (3 %).

На рисунке 3.8 в соответствии с «Правилами оказания услуг автостоянок» от 17 ноября 2001 г. №795 и «Правилами оказания услуг,..» [13] приведена ор­ганизационно-технологическая схема оказания услуг на платной стоянке. Хранение автомобилей может осуществляться при мотелях и кемпингах. Характе­ристика этих предприятий рассмотрена в соответствующем подразделе пособия (предприятия дорожного комплекса).

 

 
Рисунок 3.8 - Организационно-технологическая схема оказания услуг на платной стоянке

пение автомобилей может осуществляться при мотелях и кемпингах. Характе­ристика этих предприятий рассмотрена в соответствующем подразделе пособия (предприятия дооожного комплекса!.
Рисунок 3.8 - Организационно-технологическая схема оказания услуг на платной стоянке

3.5 Предприятии автосервиса по внешнему уходу за легковыми автомобилями

 

К предприятиям данного типа относятся станции мойки и пункты антикор­розионной обработки автомобилей. Это специализированные предприятия, за­нимающиеся выполнением узкого перечня операций по внешнему уходу за лег­ковыми автомобилями. Внешний уход за автомобилем входит как часть в ЕО (уборка, мойка, обтирка, дозаправка), а также заключается в периодической по­лировке кузова и антикоррозионной обработке. Его назначение состоит в при­дании автомобилю чистого и опрятного внешнего вида, в защите лакокрасочно­го покрытия кузова, продлении срока службы самого кузова, а также в подго­товке автомобиля к выполнению ТО и Р.

Работы но внешнему уходу за автомобилем технологически несложны, не­большой трудоемкости; их можно отнести к так называемом) «быстрому сер­вису». Автовладельцы могли бы полностью своими силами выполнять эти опе­рации, однако ряд обстоятельств заставляет их обращаться за услугами в спе­циализированное предприятие. К таким обстоятельствам относятся: особые экологические требования к постам мойки, сложность технологии в части при­менения специальных материалов, процессов полировки кузова и антикоррози­онной обработки, нежелание состоятельных автовладельцев заниматься не очень чистой работой.

Станции мойки

 

На станциях мойки легковых автомобилей в качестве основных процессов выполняются уборка салона, наружная мойка, обтирка (сушка), дозаправка маслом и спецжидкостями. Оказывается и ряд других услуг по внешнему уходу за автомобилем, которые рассмотрены ниже. Все эти работы выполняются и на комплексных СТОЛ, а также в качестве сопутствующих при гаражах-стоянках, мотелях и кемпингах. Но все-таки по большей части они выполняются на спе­циализированных станциях мойки.

Возможный перечень услуг станций мойки приведен ниже.

Основные:

- уборка салона; - мойка двигателя; - мойка кузова (ручная);

- химчистка салона; - гидролощение; - мойка стекол;

- чистка пластика + - сушка автоматическая; - мойка арок колес;
полировка; - дозаправка эксплуатаци- - санитарная обработка

- мойка крова меха- онными жидкостями; фургонов;
низированная; - мойка днища; - полировка кузова.

Дополнительные:

- антикоррозийная обработка; - восстановление цвета кузова;

- предпродажная подготовка; - подкраска пластика, стеклоочисти-

- промывка радиатора; гелей, бампера.

Кроме того, на крупных станциях мойки, как и на других предприятиях ав­тосервиса, может быть организована продажа мелких запчастей и автопринад­лежностей, а также ряд других услуг для самих клиентов (продажа сигарет, прохладительных напитков, газет, журналов, организация отдыха и др.). На ри­сунке 3.9 показана примерная организационно-технологическая схема станции мойки. Ряд услуг может предоставляться в форме самообслуживания.

 

УС - уборка самообслуживанием: Д - дозаправка: У - уборка салона: МС - мойка самообслуживанием: С - сушка; ММ - механизированная мойка: П - полировка кузова; Г - гидролошение; ЕС - естественная сушка

Рисунок 3.9 - Организационно-технологическая схема станции мойки

 

Развитие ПТБ данных предприятий сопряжено с проблемами экологиче­ского и организационно-экономического характера. Экологический аспект про­блемы заключается в недостатке таких предприятий. Как показал анализ ПТБ предприятий автосервиса в г. Кургане, мощность существующих постов мойки легковых автомобилей недостаточна и составляет около 85 % от требуемой (ри­сунок

 

1996 1997 1998 1999 2000 2001 Году 2003 Рисунок 3.10-Удовлетворение потребности в УМР автомобилей в г. Кургане

 

 

3.10). С учетом сезонности работы ряда постов и того, что на некоторых комплексных СТОА УМР как самостоятельный вид услуг не выполняются, удовлетворение потребности в них будет еще ниже. При этом не учитывались транзитные автомобили.

Недостаток моечных станций приводит к тому, что владельцы автомоби­лей прибегают к их мойке в неположенных местах: во дворе, на даче, на бере­гах водоемов в зеленой зоне города. При этом все загрязнения, а вместе с ними вредные вещества, смываемые с поверхности кузова и шасси, попадают в оочву и воду рек и озер.

Наибольшую экологическую опасность представляет тетраэтилевннец (1мг/л убивает все живое в воде) и нефтепродукты. Как показывают ориентиро­вочные расчеты, из-за неорганизованной мойки только легковых автомобилей (не считая транзитных) ежегодно в почву и водоемы попадает около 380 кг нефтепродуктов и до 230 г тетраэтилсвинца.

Сокращение расхода воды на мойку автомобилей является еще одной сто­роной экологического аспекта рассматриваемой проблемы. На специализиро­ванных предприятиях за счет более совершенных технологий и оборудования, применения современных моечных средств и бессточных систем с повторным использованием воды, ее расход может быть снижен в 5-10 раз 114].

Основным направлением решения поставленной проблемы для каждого города является значительное расширение рынка услуг по УМР легковых авто­мобилей путем создания сети специализированных станций мойки.

При этом лучше иметь два кольца защиты города от загрязнений, смывае­мых с автомобилей [15]:

- внешнее - сеть станций мойки на въездах в него (обслуживание транзитных автомобилей и автомобилей владельцев, проживающих на окраинах):

- внутреннее — станции мойки внутри города (обслуживание городских авто­мобилей).

На рисунке 3.7 приведена возможная схема расположения станций мойки для г. Кургана, на которой нанесены действующие станции (посты мойки) и предполагаемые к проектированию.

Однако на пути реализации подобных проектов лежат серьезные трудно­сти экономического и организационного характера, которые связаны с тем, что. как и всякое экологическое мероприятие, организация специализированных по­стов мойки является в основном убыточной.

На рисунке 3.1 1 приведена структура затрат на мойку легкового автомоби­ля для городской станции.

Из представленной диаграммы следует, что наибольшее влияние на стои­мость услуг по мойке автомобилей оказывают:

- затраты на воду (46%), в том числе на очистку повторно используемой воды (16%);

- плата за канализационные стоки (24%);

- стоимость электроэнергии, потребляемой технологическим оборудованием (19%).

В силу этих причин стоимость услуг по УМР, при которой их оказание бу­дет прибыльным для предпринимателя, будет высокой. Так, расчетная стои­мость только одной услуги (механизированная мойка кузова с ручной домывкой колес и шасси снизу) с учетом действующих федеральных и местных нало­гов при уровне рентабельности 35% составляет около 180 рублей- Стоимость полного набора услуг по внешнему уходу за легковым автомоблем (без поли­ровки) может составить 310 рублей и более. При таких ценах большинство вла­дельцев автомобилей не поедет на станции мойки. Снижение же цен на услуги до приемлемых автоматически ведет к убыточности таких предприятий.

Расширение сети станций мойки для города может быть осуществлено в рамках муниципальной программы и взаимодействия города с предпринимате­лями от автосервиса. При этом для последних должны предусматриваться льго­ты по местным налогам, беспроцентные кредиты, передача помещений, пригодных для организации станций мойки, дотирование части затрат на УМР и др.

1 - электроэнергия; 2 - оооротная вода; 3 - техническая вода; 4 - питьевая вода; 5 - тепло; 6 - канализационные стоки; 7 - обслуживание очистных сооружений; 8 - заработная плата; 9 - прочие затраты  
 

 

 

Рисунок 3.11- Структура затрат на мойку легкового автомобиля

 

 

i - электроэнергия; i - оооротная вода; з - техническая вода; 4 - питьевая вода; 5 - тепло; 6 - канализационные стоки; 7 - обслуживание очистных сооружений; 8 - заработная плата; 9 - прочие затраты Рисунок 3.11" Структура затрат на мойку легкового автомобиля
 

Таким образом, расширение рынка услуг по мойке автомобилей будет спо­собствовать уменьшению загрязнения улиц, почвы и водоемов за счет того, что автовладельцы больше будут пользоваться пунктами мойки, на которых цен­трализованно собираются и утилизируются продукты загрязнений сточных вод после мойки автомобилей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...