Предприятия по продаже автомобилей, запасных частей и автопринадлежностей
«Жизненный цикл» автомобиля начинается с его продажи. Одновременно продажа автомобиля является первым этапом в оказании услуг автосервиса, к торый является основой для развития всей системы автоуслуг (хранение, снижение запасными частями и автоэксплуатационными материалами, ТО. Д, Р др.). В мировой практике сложилось две формы организации торговли автом билями: фирмой-производителем и через посредников. Как показывает опыт США, Японии и стран Западной Европы, фирменная продажа и обслуживание составляет не более 30-40%, остальное приходится на независимых предпринимателей (дистрибьюторов и дилеров). Такая схема торговли обусловлена следующими факторами: - торговля автомобилями и запасными частями как вид деятельности требует достаточно высокой квалификации, и маркетинговые возможности автомобильных фирм уступают соответствующим возможностям сферы торговли; - развитие сети автосалонов и СТОА требует значительных инвестиций и оборотных средств. В связи с этим большинство фирм-производителей автомобилей предпочитает осуществлять продажу через независимых предпринимателей или на договорной основе. Одним из важных обязательных процессов при продаже автомобилей является их ППП. Поскольку действовавший ранее ОСТ отменен, то на автомобильном рынке России ППП должна выполняться в соответствии с требованиями заводов-изготовителей (соответствующий талон в сервисной книжке). Для осуществления удобной процедуры торговли автомобилями и запасными частями к ним необходима значительная ПТБ в виде мест хранения, производственных помещений для выполнения ППП, автосалонов, помещений магазинов. С этой точки зрения автомобильные фирмы к своим дилерам предъявляют довольно жесткие требования, например, компания "Фольксваген" при подборе дилеров выдвигает следующие требования по наличию площадей ПТБ:
- для сервисной зоны 500-800 м2; - для склада запасных частей 200-300 м"; - для демонстрационного зала 250-500 м2. Дополнительно к этому иметь помещения для офиса и свободную терр рию 1000 - 1600 м2. Автосалоны по продаже автомобилей создаются, как правило, при комплексных СТОА средней и большой мощности и автоцентрах, уже имеющих развитую ПТБ, которую можно использовать для выполнения ППП. Но существуют и автосалоны, занимающиеся только продажей автомобилей, причем ППП в этом случае может выполняться на их собственной ПТБ или по договору на крупных СТОА и автоцентрах. Однако в последнее время все большее распространение получают предприятия в форме торгово-сервисных центров. На рисунке 3.3 представлена классификация предприятий, занимающихся торговлей автомобилей.
Рисунок 3.3 - Типы предприятий по продаже автомобилей
Торгово-сервисные центры осуществляют не только ГШП и продажу автомобилей, запасных частей, но выполняют и ряд других услуг, связанных с обслуживанием проданных автомобилей в гарантийном и послегарантийном периодах, а также с обслуживанием самих клиентов. Ниже приведен перечень возможных услуг и процессов в торгово-сервисном центре. - Доставка, ГШП и продажа новых автомобилей. - Продажа запасных частей и автопринадлежностей. - Приемка на комиссию, ГШП и продажа бывших в эксплуатации автомобилей. - Приобретение подержанных автомобилей их предпродажный Р и Продажа. - Гарантийное обслуживание и Р проданных новых и подержанных автомобилей. - ТО и Р автомобилей в послегарантийном периоде. - Консультации клиентов по особенностям конструкции, эксплуатации и обслуживания продаваемых марок автомобилей.
- Продажа газет, журналов, сувениров, сигарет. - Оказание услуг по питанию клиентов (буфет, кафе, ресторан). - Услуги для отдыха клиентов (комната отдыха, зал игровых автоматов). На рисунке 3.4 представлена функциональная схема предприятия по продаже автомобилей с наиболее распространенным набором услуг. Услуги по обслуживанию самих клиентов на схеме не показаны. ППП автомобилей как один из основных процессов на схеме развернута более подробно. После прекращения действия плановой системы снабжения запасными частями новая рыночная инфраструктура их сбыта складывалась довольно трудно. Даже сейчас, по прошествии 15-ти лет работы в рыночных условиях, она далека от совершества. На рынке запасных частей занимается торговлей большое число больших и малых предприятий и отдельных продавцов, получающих запасные части вес с тех же автозаводов. Значительную долю в запасных частях, по данным Волгина В.В. [8], составляют «поддельные» (имитаторы).
Pисунок 3. 4 - Функциональная схема предприятия по продаже автомобилей
Основным звеном цивилизованной схемы обеспечения парка автомобилей запасными частями является склад. По зарубежному опыту известно, что в сфере сбыта запасных частей должно быть три уровня складов: центральные (зональные), региональные, предприятий и магазинов, реализующих запчасти. Центральные (зональные) склады пополняют свои запасы непосредственно с заводов-изготовителей автомобилей. Это наиболее крупные высокомеханизированные и автоматизированные склады с компьютерной обработкой всех производимых операций. Региональные склады предназначены для удовлетворения потребности в запчастях в территориальных зонах склада. Сбыт осуществляется крупными партиями. Пополнение ведется из центральных или зональных складов. Этот тип складов также должен быть достаточно высоко механизирован и компьютеризован. Склады первого и второго уровня являются наименее развитыми звеньями в системе сбыта запасных частей. Снабжение идет через оптовиков и посредников. Склады третьего уровня - это склады при СТОА, автоцентрах и магазинах, занимающихся продажей запчастей. Магазины и рынки являются низовым звеном в системе сбыта запасных частей.
Магазины по продаже запасных частей и автопринадлежностей предусматриваются практически при любом предприятии автосервиса, но этот род деятельности в настоящее время получил и самостоятельное широкое развитие. Стоимость содержания запасов на складах высокая н ежегодно повышается, поэтому для предпринимателей, занимающихся продажей запчастей, наиболее приемлемой экономичной формой предприятия является магазин-склад. Для предприятий, занимающихся сбытом запчастей, характерны следующие процессы и операции: - приобретение и доставка запчастей и автопринадлежностей; - складская обработка (разгрузка, приемка, размещение, учет, комплектация для выдачи потребителям, упаковка, отгрузка); - коммерческая реализация (для магазинов) владельцам автомобильной техники; - прием и обработка заявок, консультирование клиентов; - анализ статистических данных по спросу и корректировка заказов на приобретение запасных частей; - анализ цен конкурентов, расчет цен; - ведение учетной, расчетной и другой финансовой документации. Низовые предприятия, непосредственно работающие с клиентами, могут оказывать также дополнительные услуги по обслуживанию самих клиентов. Гаражи – стоянки Одна из первых проблем, с которой сталкивается владелец после приобретения автомобиля, -это его хранение. Для хранения автомобиля нужен гараж. Но индивидуальными гаражами обеспечены не все автомобили и это характерно не только для России, но и для развитых стран Европы, Америки, Азии. Поэтому во всем мире широко внедряются противоугонные приспособления и системы, которые обеспечивают сохранность автомобиля. Этой же цели служат такие предприятия автосервиса как охраняемые гаражи-стоянки. ПТБ этих предприятий, ее состав и стоимость зависят от типа гаража-стоянки, определяемого способом хранения автомобилей. На рисунке 3.5 представлена классификация предприятий по хранению автомобилей. Можно выделить два основных типа предприятий подобного рода: платные охраняемые стоянки на открытых огороженных площадках; гаражи, представляющие собой наземные или подземные одно- или многоэтажные сооружения.
Наиболее простыми в строительстве и экономичными являются платные стоянки, т.к. они не имеют капитальных сооружений и вся их ПТБ состоит из площадки с твердым покрытием, ограждения, ворот и помещения из облененных конструкций для сторожа-приемщика. Относительно недорогими являются и одноэтажные гаражи-стоянки. Именно за счет создания таких предприятий в последние годы идет развитие рынка услуг но хранению автомобилей. Наиболее сложную и дорогостоящую ПТБ имеют многоэтажные механизированные гаражи, в которых подъем-опускание автомобиля осуществляется при помощи лифтов, горизонтальное перемещение к месту хранения - при помощи катучих шахт лифта, а установка на место - при помощи транспортеров. В России нет большого опыта в проектировании и строительстве гаражей такого типа, но данные сооружения могут оказаться актуальными для центра крупных городов, где существует дефицит в участках под застройку. Механизированные гаражи фактически не имеют ограничений на количество этажей, почти в два раза сокращают удельную площадь помещения стоянки на один автомобиль и в несколько раз (при большой этажности в десятки раз) уменьшают площадь земельного участка. С зарубежным опытом строительства и наиболее интересными примерами многоэтажных гаражей для легковых автомобилей можно ознакомиться в книгах [9.10.11].
Рисунок 3.5-Типы гаражей-стоянок для легковых автомобилей
Как уже отмечалось, в нашей стране, и в г. Кургане в частности, предпочтение в развитии предприятий по хранению автомобилей отдается открытым платным стоянкам. Их преимущество заключается не только в экономичности строительства и быстрой окупаемости. Они могут быть максимально близко расположены к месту жительства автовладельцев, что существенно повышает удобство пользования транспортными средствами, снижает загрузку общественного транспорта. Кроме того, на платных стоянках обеспечивается наибольшая сохранность автомобилей. По данным для г. Челябинска [12] распределение угонов в процентах по месту их совершения представлено на диаграмме (рисунок 3.6). Указанные обстоятельства заставляют до 2% владельцев транспортных средств, имеющих гаражи, пользоваться услугами платных стоянок. Основная часть автомобилей сосредоточена в городах, следовательно, проблема их хранения является проблемой каждого города, поэтому городская администрация должна направлять развитие рынка услуг по хранению автомобилей (лицензирование, льготное кредитование и др.) на создание системы стоянок, обеспечивающей потребности автовладельцев.
Создание в городе рациональной системы гаражей-стоянок имеет и экологический аспект. Возможность иметь место для хранения автомобиля недалеко от жилья уменьшает проезд до места хранения, тем самым снижает загрязнение воздуха выхлопными газами. Отпадает необходимость ставить на ночь автомобиль под окнами дома, что также улучшает микроклимат в жилом районе. Исследование рынка автосервиса по данной услуге для города Кургана и расчеты, выполненные под руководством автора, позволили составить перспективную схему расположения платных стоянок (рисунок 3.7). Исследования показали, что рынок услуг по хранению легковых автомобилей в городе практически
насыщен. Завершен этап количественного развития рынка по данной услуге, в дальнейшем его совершенствование возможно за счет повышения качества оказания услуг (рациональное размещение стоянок, оказание услуг по комфортному хранению автомобилей в зимнее время, развитие дополнительных услуг). Кроме основной услуги по хранению автомобилей большинство стоянок предоставляет ряд дополнительных услуг. Комплексность автосервиса повышает качество обслуживания клиентов и увеличивает прибыль предприятия. Для многих предприятий автосервиса дополнительные услуги играют роль стабилизирующего фактора, повышают ритмичность и сглаживают сезонные "провалы" в работе. В качестве сопутствующих услуг в гаражах-стоянках, в первую очередь, оказываются услуги, связанные с подготовкой автомобилей к выезду. Это ежедневно повторяющиеся работы, небольшой трудоемкости и не сложные в технологическом отношении, поэтому большинство из них может предоставляться также в режиме самообслуживания за умеренную плату. Многие услуги носят сезонный характер и выполняются на летних постах ТО. Для удобства клиентов на многих стоянках размещаются магазины по продаже мелких запчастей и автопринадлежностей, а также киоски по продаже сигарет, прохладительных напитков, газет, журналов. Ниже представлен возможный перечень услуг в гаражах-стоянках. Дополи отельные услуги: Основные услуги: - хранение автомобилей; - хранение автомобилей в зимнее время в комфортных условиях.
- мойка автомобиля; - антикоррозионая обработка днища - полировка кузова; кузова; - дозаправка маслом и - подкраска автомобиля; - подкачка шин; - ремонт амортизаторов и стоек; - замена масла в двигателе и фильт- - установка противоугонных систем и - замена колес; - зарядка АКБ; - демонтаж-монтаж шин; - продажа запасных частей и автопри- - балансировка колес; надлежностей; - местный ремонт покрышек; - продажа прохладительных напитков - ремонт камер; сигарет, газет и журналов. В ходе исследования рынка услуг в г. Кургане было установлено, что более 50 % платных стоянок оказывают дополнительных услуги. Наиболее распространенными дополнительными услугами являются: шиномонтаж (35,3 % стоянок), зарядка АКБ (14,7 %), мойка автомобилей (8,9 %), ремонт амортичаторов и стоек (3 %), ремонт стекол (3 %). На рисунке 3.8 в соответствии с «Правилами оказания услуг автостоянок» от 17 ноября 2001 г. №795 и «Правилами оказания услуг,..» [13] приведена организационно-технологическая схема оказания услуг на платной стоянке. Хранение автомобилей может осуществляться при мотелях и кемпингах. Характеристика этих предприятий рассмотрена в соответствующем подразделе пособия (предприятия дорожного комплекса).
3.5 Предприятии автосервиса по внешнему уходу за легковыми автомобилями
К предприятиям данного типа относятся станции мойки и пункты антикоррозионной обработки автомобилей. Это специализированные предприятия, занимающиеся выполнением узкого перечня операций по внешнему уходу за легковыми автомобилями. Внешний уход за автомобилем входит как часть в ЕО (уборка, мойка, обтирка, дозаправка), а также заключается в периодической полировке кузова и антикоррозионной обработке. Его назначение состоит в придании автомобилю чистого и опрятного внешнего вида, в защите лакокрасочного покрытия кузова, продлении срока службы самого кузова, а также в подготовке автомобиля к выполнению ТО и Р. Работы но внешнему уходу за автомобилем технологически несложны, небольшой трудоемкости; их можно отнести к так называемом) «быстрому сервису». Автовладельцы могли бы полностью своими силами выполнять эти операции, однако ряд обстоятельств заставляет их обращаться за услугами в специализированное предприятие. К таким обстоятельствам относятся: особые экологические требования к постам мойки, сложность технологии в части применения специальных материалов, процессов полировки кузова и антикоррозионной обработки, нежелание состоятельных автовладельцев заниматься не очень чистой работой. Станции мойки
На станциях мойки легковых автомобилей в качестве основных процессов выполняются уборка салона, наружная мойка, обтирка (сушка), дозаправка маслом и спецжидкостями. Оказывается и ряд других услуг по внешнему уходу за автомобилем, которые рассмотрены ниже. Все эти работы выполняются и на комплексных СТОЛ, а также в качестве сопутствующих при гаражах-стоянках, мотелях и кемпингах. Но все-таки по большей части они выполняются на специализированных станциях мойки. Возможный перечень услуг станций мойки приведен ниже. Основные: - уборка салона; - мойка двигателя; - мойка кузова (ручная); - химчистка салона; - гидролощение; - мойка стекол; - чистка пластика + - сушка автоматическая; - мойка арок колес; - мойка крова меха- онными жидкостями; фургонов; Дополнительные: - антикоррозийная обработка; - восстановление цвета кузова; - предпродажная подготовка; - подкраска пластика, стеклоочисти- - промывка радиатора; гелей, бампера. Кроме того, на крупных станциях мойки, как и на других предприятиях автосервиса, может быть организована продажа мелких запчастей и автопринадлежностей, а также ряд других услуг для самих клиентов (продажа сигарет, прохладительных напитков, газет, журналов, организация отдыха и др.). На рисунке 3.9 показана примерная организационно-технологическая схема станции мойки. Ряд услуг может предоставляться в форме самообслуживания.
Рисунок 3.9 - Организационно-технологическая схема станции мойки
Развитие ПТБ данных предприятий сопряжено с проблемами экологического и организационно-экономического характера. Экологический аспект проблемы заключается в недостатке таких предприятий. Как показал анализ ПТБ предприятий автосервиса в г. Кургане, мощность существующих постов мойки легковых автомобилей недостаточна и составляет около 85 % от требуемой (рисунок
3.10). С учетом сезонности работы ряда постов и того, что на некоторых комплексных СТОА УМР как самостоятельный вид услуг не выполняются, удовлетворение потребности в них будет еще ниже. При этом не учитывались транзитные автомобили. Недостаток моечных станций приводит к тому, что владельцы автомобилей прибегают к их мойке в неположенных местах: во дворе, на даче, на берегах водоемов в зеленой зоне города. При этом все загрязнения, а вместе с ними вредные вещества, смываемые с поверхности кузова и шасси, попадают в оочву и воду рек и озер. Наибольшую экологическую опасность представляет тетраэтилевннец (1мг/л убивает все живое в воде) и нефтепродукты. Как показывают ориентировочные расчеты, из-за неорганизованной мойки только легковых автомобилей (не считая транзитных) ежегодно в почву и водоемы попадает около 380 кг нефтепродуктов и до 230 г тетраэтилсвинца. Сокращение расхода воды на мойку автомобилей является еще одной стороной экологического аспекта рассматриваемой проблемы. На специализированных предприятиях за счет более совершенных технологий и оборудования, применения современных моечных средств и бессточных систем с повторным использованием воды, ее расход может быть снижен в 5-10 раз 114]. Основным направлением решения поставленной проблемы для каждого города является значительное расширение рынка услуг по УМР легковых автомобилей путем создания сети специализированных станций мойки. При этом лучше иметь два кольца защиты города от загрязнений, смываемых с автомобилей [15]: - внешнее - сеть станций мойки на въездах в него (обслуживание транзитных автомобилей и автомобилей владельцев, проживающих на окраинах): - внутреннее — станции мойки внутри города (обслуживание городских автомобилей). На рисунке 3.7 приведена возможная схема расположения станций мойки для г. Кургана, на которой нанесены действующие станции (посты мойки) и предполагаемые к проектированию. Однако на пути реализации подобных проектов лежат серьезные трудности экономического и организационного характера, которые связаны с тем, что. как и всякое экологическое мероприятие, организация специализированных постов мойки является в основном убыточной. На рисунке 3.1 1 приведена структура затрат на мойку легкового автомобиля для городской станции. Из представленной диаграммы следует, что наибольшее влияние на стоимость услуг по мойке автомобилей оказывают: - затраты на воду (46%), в том числе на очистку повторно используемой воды (16%); - плата за канализационные стоки (24%); - стоимость электроэнергии, потребляемой технологическим оборудованием (19%). В силу этих причин стоимость услуг по УМР, при которой их оказание будет прибыльным для предпринимателя, будет высокой. Так, расчетная стоимость только одной услуги (механизированная мойка кузова с ручной домывкой колес и шасси снизу) с учетом действующих федеральных и местных налогов при уровне рентабельности 35% составляет около 180 рублей- Стоимость полного набора услуг по внешнему уходу за легковым автомоблем (без полировки) может составить 310 рублей и более. При таких ценах большинство владельцев автомобилей не поедет на станции мойки. Снижение же цен на услуги до приемлемых автоматически ведет к убыточности таких предприятий. Расширение сети станций мойки для города может быть осуществлено в рамках муниципальной программы и взаимодействия города с предпринимателями от автосервиса. При этом для последних должны предусматриваться льготы по местным налогам, беспроцентные кредиты, передача помещений, пригодных для организации станций мойки, дотирование части затрат на УМР и др.
Рисунок 3.11- Структура затрат на мойку легкового автомобиля
Таким образом, расширение рынка услуг по мойке автомобилей будет способствовать уменьшению загрязнения улиц, почвы и водоемов за счет того, что автовладельцы больше будут пользоваться пунктами мойки, на которых централизованно собираются и утилизируются продукты загрязнений сточных вод после мойки автомобилей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|