Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сертификация систем качества.




В ходе длительного эволюционного развития взаимосвязей и взаимоотношений между поставщиками и потребителями сформировалось общее понимание необходимости и важности системного решения проблем в области качества. Применение и сертификация системы качества рассматривается сегодня как необходимое условие успешной деятельности и развития организаций любых форм собственности, как наиболее надежная форма гарантии соответствия качества поставляемой продукции и услуг требованиям потребителей. Предприятиям, не сертифицировавшим свою систему качества, уже сегодня практически закрыт выход на европейский рынок и рынки передовых экономически развитых стран Азии и Америки.

В зарубежной практике сертификация систем качества охватила практически все виды человеческой деятельности, начиная от оказания простейших бытовых услуг, производства и реализации промышленной и продовольственной продукции до государственного управления. В США сертифицирована система качества Федерального агентства по управлению имуществом. Сертифицированы системы качества Центрального секретариата ИСО в Женеве, компьютерная система полиции Новой Зеландии, Королевский госпиталь в Австралии. В 1993 г. в Великобритании была сертифицирована система качества районного Совета Брейнтри, охватывающая деятельность 70 различных служб от сбора мусора и оказания коммунальных услуг до организации спортивных и культурных мероприятий. По оценкам английских специалистов, именно с внедрением системы качества, реализующей принцип "представлять своим потребителям качественную продукцию и услуги своевременно и в рамках бюджета", районный Совет Брейнтри является в настоящее время лучшим в Великобритании и входит в десятку лучших органов местного самоуправления в мире.

Интерес к сертификации систем качества постоянно возрастает. По состоянию на 31.12.97 только одним органом по сертификации систем качества TUV CERT (Германия) было выдано 14135 сертификатов. И это число ежегодно увеличивается на 20-25 %. Однако, если на долю германских фирм здесь приходится 8360 сертификатов, то российские предприятия представлены в этом списке всего 56 предприятиями, украинские - 16.

Изменить такое положение в Украине можно, если изменить со стороны руководителей предприятий методы руководства деятельностью в области качества, обусловленного развитием в стране полноценных рыночных отношений. Немаловажное значение при этом будет иметь и та промышленная политика, которую примет для себя в качестве стратегии развития правительство страны.

Сертификат на систему качества является документом, который:

 удостоверяет всем фактическим и потенциальным потребителям, что предприятие обладает всеми возможностями и способно обеспечить стабильность качества выпускаемой продукции;

 способен оказать существенное влияние на формирование общественного мнения о положении предприятия на рынке продукции;

 может служить гарантом для инвестиционных компаний в оказании весомой инвестиционной поддержки предприятию на развитие мощностей и совершенствование производственных процессов;

 может служить основанием для страховых компаний на заключение предприятием соответствующих договоров о страховании;

 может служить основанием для юридической защиты интересов предприятия при возникновении каких-либо претензий со стороны потребителя.

Сертификация системы качества получило широкое распространение во всем мире благодаря тому, что был разработан единый комплекс требований к системам качества, который воплотился в виде международных стандартов серии ИСО 9000. В настоящий момент эти стандарты признаны практически всеми странами мира.

Основным законодателем моды развития сертификации является Общеевропейский рынок, и сейчас наметилась тенденция, когда оценка системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000 рассматривается как обязательное условие сертификации продукции.

Процедуры сертификации системы качества

 

Подтверждение соответствия системы качества предприятия и ее элементов требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах, включает в себя предварительную оценку степени готовности проверяемой организации и оценку системы качества непосредственно на месте.

Предварительная оценка состоит в анализе описания системы качества в документах, присланных предприятием вместе с заявкой на сертификацию. Комплект этих исходных документов включает следующие сведения:

 политику организации (заявителя) в области качества;

 руководство по качеству;

 перечень документов системы качества;

 структурные схемы организации (заявителя) и ее службы качества;

 заполненные исходные данные для предварительной оценки состояния производства.

Орган по сертификации вправе затребовать от проверяемой организации:

 стандарт предприятия (или другой документ), регламентирующий процессы управления документацией у заявителя;

 стандарт предприятия (или другой документ), регламентирующий проведение внутренних проверок системы качества заказчика;

 документ (документы), описывающий технологию (процедуры) изготовления продукции и (или) проведения работ (выборочно 1-5 документов в зависимости от масштабов и специфики предприятия по согласованию с органом по сертификации).

Орган по сертификации может затребовать от заявителя и другие дополнительные сведения, необходимые для сертификации систем качества. При необходимости, по согласованию с заявителем, он может командировать своего представителя для проведения предварительного ознакомления с элементами системы качества предприятия. Комиссия проводит анализ исходных документов и материалов, полученных от заявителя, для предварительной оценки его готовности к сертификации систем качества.

Одновременно с анализом данных, поступивших от заявителя, комиссия может организовывать при необходимости сбор и анализ дополнительных сведений о качестве продукции, на которую распространяется система качества, из независимых источников – органов государственного надзора и контроля, территориальных органов Госстандарта и др. Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества.

Заключение по результатам предварительной оценки системы качества подписывает главный эксперт и эксперты, проводившие экспертизу, и утверждает руководство органа по сертификации. При положительном заключении орган по сертификации направляет заявителю "Заключение по результатам предварительной оценки системы качества" и проект договора на проведение проверки и оценки системы качества в организации. В договоре определяют цель, объем и сроки проводимых работ, ответственность сторон, а также порядок оплаты работ по проверке и оценке системы качества.

Этап оценки качества на предприятии начинается с подготовки в органе по сертификации. При подготовке к проверке и оценке системы качества выполняют следующие работы: составление программы проверки; распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки; подготовку рабочих документов; согласование программы проверки с проверяемой организацией.

Программу проверки разрабатывает главный эксперт. С программой должны быть ознакомлены эксперты и консультанты комиссии и проверяемая организация. Возражения заявителя против каких-либо пунктов должны быть доведены до сведения главного эксперта. Разногласия между главным экспертом и представителем заявителя, имеющим соответствующие полномочия, разрешаются до начала проведения проверки. Конкретные детали программы проверки следует сообщать заявителю только в ходе проверки, если их преждевременное раскрытие мешает сбору объективной информации.

Программа проверки должна содержать следующие разделы:

 наименование организации (заявителя), место проведения проверки;

 цели и область проверки;

 время проведения проверки;

 состав комиссии;

 перечень ссылочных документов (стандарт, на соответствие которому проверяется система качества, руководство по качеству проверяемой организации и др.);

 объекты проверки (деятельность по обеспечению и управлению качеством, производственная система, качество продукции);

 идентификация проверяемых подразделений организации;

 закрепление экспертов и представителей проверяемой организации по объектам проверки;

 основные мероприятия по проверке и сроки их проведения;

 требования к конфиденциальности;

 указание на язык проверки;

 адреса рассылки акта.

 

Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится на основе опроса персонала, анализов используемых документов, процессов производства, деятельности функциональных подразделений и персонала, а также изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.

 

Список используемой литературы.

1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2000.

2. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 264 с.: ил.

3. Пичурин И. Сущность понятия "качество" // Стандарты и качество. – 2002. – №8.

4. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации.- М.: ИПК.Издательство стандартов, 1996.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...