Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины




УТВЕРЖДАЮ

Директор Института истории, гуманитарного и социального образования

_____ О.Н. Катионов

___ января 2016 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОе право

Направление подготовки:

Педагогическое образование»

 

 

Профиль:

«Правовое образование»

Уровень высшего образования:

Бакалавриат

 

Форма обучения:

 

(Продолжение см. на стр. 2)
очная

 

(Продолжение см. на стр. 2)
Новосибирск 2016


СОСТАВИТЕЛЬ: старший преподаватель кафедры права и философии ИИГСО Дяденко Михаил Юрьевич

_______________

(подпись)

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры права и философии Института истории, гуманитарного и социального образования

(протокол № 5 от 22 января 2016 г.)

Заведующий кафедрой _______________ _В.С. Курчеев

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование», утвержденным приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426, профессиональным стандартом «Педагог», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

Дисциплина является обязательной для изучения вариативной части блока Б1. В. ОД.1.6. профильной подготовки учебного плана образовательной программы, изучается в 4 семестре. Трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ / 72 часов, в том числе 28 часов – контактная работа с преподавателем, 44 часа – самостоятельная работа (таблица 2).

Цели освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний в области образовательного права, законодательной и нормативной базы функционирования системы образования Российской Федерации, организационных основ и структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования.

Планируемые результаты обучения

Дисциплина направлена на формирование компетенции и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Перечень планируемых результатов обучения

Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы)
ОК-7:способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности Знать: общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; принципы отраслевых юридических наук (конституционного, трудового, гражданского, уголовного, административного права); источники права.
Уметь: ориентироваться в проблемах общего понятия права, норм и системы права, правосознания, правоотношений, реализации права, юридической ответственности, законности; анализировать нормативно-правовые акты, кодифицированные источники права
Владеть: навыками применения нормативных правовых актов и правовых документов в профессиональной деятельности
ОПК-4:готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования Знать: основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; типовые нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации; основные понятия образовательного права; основные законодательные и нормативные акты в области образования; цели и задачи деятельности образовательных организаций; нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций; структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса на различных уровнях образования; правовые нормы управления образованием, государственный контроль образовательной и научной деятельности образовательных организаций; правовой статус обучающихся и педагогических работников; основные положения и основные правовые акты международного образовательного законодательства.
Уметь: анализировать нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации; охарактеризовать педагогическую ситуацию с нормативно-правовой точки зрения; определять и принимать четкие правила поведения обучающихся в соответствии с уставом образовательной организации и правилами ее внутреннего распорядка; свободно применять основополагающие понятия и категории образовательного права в практической деятельности; использовать нормативные правовые акты в обсуждении и решении теоретических и практических вопросов; классифицировать общественные отношения, регулируемые нормами образовательного права; выбирать наиболее эффективные способы защиты прав участников образовательных правоотношений
Владеть: технологиями, направленными на формирование культуры поведения в соответствии с уставом образовательной организации; навыками использования нормативных документов в осуществлении профессиональной деятельности; навыками использования полученных знаний в образовательной практике; нормативными правовыми актами в области образования; полученными знаниями для оказания практической правовой помощи

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Образовательное право как формирующаяся отрасль системы российского права.

Общая характеристика элементов системы образовательного права. Предмет образовательного права. Метод образовательного права. Институты и субинституты образовательного права. Комплексные институты образовательного права. Подотрасли образовательного права. Принципы законодательства об образовании. Принципы организации образовательной деятельности. Принципы образовательного права.

 

Тема 2. Классификация источников образовательного права.

Классификация источников образовательного права по отраслевому принципу. Классификация источников образовательного права по юридической силе. Классификация источников образовательного права по пространству действия. Внешний и внутренний анализ ФЗ-273 от 29.12.12. Цели и задачи закона. Новации образовательного законодательства. Нормы-дефиниции образовательного законодательства. Уровни образования. Виды образовательных программ. Типы образовательных организаций. Информационная открытость образовательной организации. Локальные акты образовательной организации. Требования к уставу образовательной организации.

 

Тема 3. Образовательные правоотношения.

Структура образовательных правоотношений. Система образовательных правоотношений. Юридические факты в сфере образования. Структура и стадии механизма правового регулирования в сфере образования. Особенности норм образовательного права.

 

Тема 4. Субъекты образовательного права.

Физические и юридические лица в сфере образования. Гражданско-правовая и административная дееспособность участников образовательных отношений.Предстатусные и постстатусные элементы. Правовой статус обучающегося. Правовой статус родителя несовершеннолетнего обучающегося. Правовой статус педагогического работника. Профессиональный стандарт педагога. Аттестация педагогических работников. Меры социальной поддержки педагогических работников. Правовой статус учредителя образовательной организации. Органы управления образованием. Классификация юридических лиц. Некоммерческие организации. Организационно-правовая форма образовательных организаций.Классификация образовательных учреждений. Самостоятельность деятельности образовательной организации.

 

Тема 5. Правовые основы образовательной политики.

Понятие «образовательная политика» и «политика в сфере образования». Субъекты политики в сфере образования. Принципы государственной политики в сфере образования. Направления государственной политики в сфере образования. Качественный результат образовательной услуги как цель образовательной политики. Финансовое обеспечение деятельности образовательной организации.

 

Тема 6. Управление системой образования.

Понятие «управление» и «система». Система образования. Государственная регламентация образовательной деятельности. Лицензирование образовательной деятельности. Аккредитация образовательной деятельности. Мониторинг в системе образования. Педагогическая экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Оценка качества образования

 

Тема 7. Правовые основы организации образовательной деятельности.

Стадии образовательного процесса. Документы регламентирующие образовательный процесс. Федеральный государственный образовательный стандарт. Федеральные государственные требования. Образовательный стандарт. Учебный план. Образовательная программа. Рабочая программа. Расписание занятий. Порядок приема в образовательную организацию. Аттестация обучающихся. Документы об образовании.

 

Тема 8. Правовое регулирование имущественных, финансовых и трудовых отношений в сфере образования.

Учредительные документы юридического лица. Сделка и договор. Понятие и условие договора. Заключение, изменение и расторжение договора. Договоры подряда и возмездного оказания услуг в сфере образования. Договор обучения. Возмездная деятельность образовательной организации. Реорганизация юридического лица. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения. Понятие, реквизиты, исполнение и обеспечение исполнения обязательств. Новации гражданско-правового законодательства. Имущественная ответственность образовательной организации. Нематериальные блага и их защита. Компенсация морального вреда. Лицензионный договор и договор об отчуждении исключительных прав. Объекты интеллектуальной собственности. Платные образовательные услуги. Возмездная деятельность образовательной организации.

Финансовое обеспечение деятельности образовательной организации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания образовательной организации. Образовательное кредитование.

Порядок заключения трудового контракта с педагогическим работником. Нормированность труда и рабочего времени педагогических работников. Системы оплаты труда. Эффективный трудовой контракт с педагогическим работником. Дисциплинарная и материальная ответственность педагогических работников в сфере образования. Порядок увольнения педагогических работников.

 

Тема 9. Правовое регулирование ответственности в сфере образования

Правомерное поведение и правонарушение в сфере образования. Понятие, признаки и виды юридической ответственности. Дисциплинарная и материальная ответственность обучающихся в сфере образования. Академическая ответственность. Ответственность руководителя и учредителя образовательной организации в сфере образования.

 

 

Таблица 2

Содержание работ по дисциплине

Содержание работы Виды и формы работы, час Всего, час
Контактная работа Самостоятельная работа
Лекции Лабораторные Практические
Тема 1. Образовательное право как формирующаяся отрасль системы российского права.          
Тема 2. Классификация источников образовательного права.          
Тема 3. Образовательные правоотношения.          
Тема 4. Субъекты образовательного права.          
Тема 5. Правовые основы образовательной политики.          
Тема 6. Управление системой образования.          
Тема 7. Правовые основы организации образовательной деятельности.          
Тема 8. Правовое регулирование имущественных, финансовых и трудовых отношений в сфере образования.          
Тема 9. Правовое регулирование ответственности в сфере образования          
Контроль: зачет            
Итого по дисциплине          

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета. 4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

4. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. – № 1. – Ст. 16

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 2002 г. — № 46. Ст. 4532

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012 г. — № 53. Ст. 7598 (часть I)

7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ«Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008 г. — № 17. Ст. 1755

8. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» Собрание законодательства Российской Федерации — 1997 г. — № 47. Ст. 5340

4.2 Основная учебная литература

1. Управление финансами: финансы предприятий: учебник для вузов по специальности "Менеджмент организации": рек. УМО вузов РФ / [А. А. Володин и др.]; под ред. А. А. Володина. – Москва: ИНФРА-М, 2014. - 364 с.: табл.- (Высшее образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 355-357. - Авт. указ.на обороте тит. л. - Учебник соответствует Федер. гос. образоват. стандарту 3-го поколения.- ISBN 978-5-16-009173-0

4.3 Дополнительная учебная литература:

2. Барахоева, Э.Р. Особенности федерального закона как разновидности кодифицированных актов (на примере Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ) / Э.Р. Барахоева // Вестник Костромского государственного технологического университета. Государство и право: вопросы теории и практики. –– Кострома: Изд-во КГТУ, 2014. –– № 1 (4). –– С. 43–45.Бочарников, Д.А. К вопросу о дифференциации правового регулирования трудовых отношений научно-педагогических работников в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ Д.А. Бочарников // Ежегодник российского образовательного законодательства. –– М.: ФГУ «ФЦОЗ», 2013. –– Т. 8.–– С. 227–239.

3. Введение нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2006. – 48 с.

4. Евсеева, М.А. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки в образовательном учреждении в требованиях Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» /М. А. Евсеева // Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога: материалы научно-практической конференции. –– С.-Пб.: Изд-во Культ-информ-пресс, 2014. –– С. 64–70.

5. Еремина, С. Н. Правовое регулирование труда работников образовательных организаций высшего образования (комментарий к некоторым положениям ФЗ 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: монография / С. Н. Еремина. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный ун-т, 2013. – 124 с.

6. Кирилловых, А. А. Комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (постатейный): система образования и образовательные организации, образовательный процесс и реализация образовательных программ, правовой статус субъектов образовательной деятельности, государственное регулирование качества образования, экономика образовательной деятельности, отдельные виды образования и профессионального обучения, международная деятельность в сфере образования / А. А. Кирилловых. – М.: Книжный мир, 2013. – 351 с.

7. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский; под ред. В. М. Лизинского и др. – Москва: Центр "Педагогический поиск", 2000. - 224 с.: ил. - (Приложение к журналу "Завуч"). - Библиогр.: с. 218-220. - ISBN 5-901030-23-0.

8. Макарова, М.И. Анализ новых положений Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» /М.И. Макарова // Правовые и экономические особенности развития современного государства: сборник межкафедральных трудов. –– М., 2014. –– С. 72–94.

9. Нелюбов С.А. Управление образовательными системами: учебно-методическое пособие / С. А. Нелюбов. - 2-е изд., доп. – Новосибирск: НГПУ, 2007. - 274 с. - Библиогр.: c. 180. - Словарь: с. 181-186. - Книга с дарственной надписью авт. - ISBN 978-5-85921-676-5

4.3 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ

10. Церникель Л.А. Государственно-общественное управление образовательными организациями в условиях модернизации российского образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое электронное пособие для руководителей образовательных учреждений Алтайского края / Л. А. Церникель; Алтайская гос. пед. акад. – Барнаул: [б. и.], 2014. - 77 с.: ил. - Библиогр.: с. 76-77. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа: ehttps://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/1088080/.

9. Дубровская, И. А. Права ребенка [Электронный ресурс] / И. А. Дубровская. - Москва: ГроссМедиа, 2008. - 176 с. - (Ваш юридический советник). - Библиогр.: с. 3-5. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1746. - ISBN 978-5-476-00624-4.

Ресурсы сети «Интернет»

Ресурсы НГПУ

10. Воробьева, Л. В. Семейное право [Электронный ресурс]: учебное пособие / Воробьева Л. В.. - Москва: Дашков и К, 2011. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1471. - ISBN 978-5-394-01351-5.

11. Семейное право [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины по образовательной программе специалитета 050402.65 "Юриспруденция", со специализацией "Образовательное право" / сост. Т. П. Мозговая; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 32 с. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/18671/read.php.

12. Черничкина, Г. Н. Семейное право [Электронный ресурс]: учебное пособие / Черничкина Г. Н.. - Москва: Юриспруденция, 2010. - 199 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8828. - ISBN 978-5-9516-0440-8.

4.4.2 Ресурсы открытого доступа:

13. Федеральный центр образовательного законодательства [Электронный ресурс]. – URL: http://lexed.ru/

14. Образование России: новое правовое регулирование [Электронный ресурс]. – URL: http://об-образовании.рф/

15. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации (Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новацй [Электронный ресурс]. – URL: http://273-фз.рф/

16. Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс]. – URL: http:// garant.ru/

17. Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – URL: http://consultant.ru/

18. Официальный интернет-портал правовой информации // Государственная система правовой информации [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/

19. Сайт Министерства образования и науки российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/

20. Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. [Электронный ресурс]. – URL: http://obrnadzor.gov.ru/

21. Портал общероссийской системы оценки качества образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www. osoko.edu.ru/

22. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/ /

23. Сайт «Усыновление в России» [Электронный ресурс]. – URL: http:// http://www.usynovite.ru/

24. Сайт официального издания Минобрнауки России «Вестник образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.apkpro.ru//

25. Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ege.edu.ru/

26. Сайт Федерального института педагогических измерений [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fipi.ru/

27. Сайт журнала «Право и образование» [Электронный ресурс]. – URL: http://edit.muh.ru/content/mags_pravo.htm/

28. Сайт «Управление школой» (Издательского дома «Первое сентября») [Электронный ресурс]. – URL: http://upr.1september.ru//

29. Сайт ФГБОУ «Главэкспертцентр» (по вопросам признания образования или квалификации, ученых степеней, полученных в иностранном государстве) [Электронный ресурс]. – URL: http://nic.gov.ru/

30. Сайт ФГБУ «Федеральный центр тестирования» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rustest.ru/ /

31. Сайт навигатора по образовательным ресурсам Новосибирской области [Электронный ресурс]. – URL: http://www.websib.ru//

32. Сайт ФГАУ «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.firo.ru//

33. Сайт Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minobr.nso.ru/ и edunso.ru/

34. Сайт ФГБУ «Росаккредагентство» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nica.ru/

35. Сайт «Учительская газета» [Электронный ресурс]. – URL: http:// http://www.ug.ru/

36. Сайт Аттестация педагогических работников [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/attestatsiya-pedagogicheskikh-rabotnikov

37. Новая систеа оплаты труда (Информационный портал для работников системы образования Крымского федерального округа) [Электронный ресурс]. – URL: http://nsotkfo.ru/

38. Сайт научной электронной библиотеки «Киберленинка» [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru//

39. Сайт Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина» [Электронный ресурс]. –URL: http://www.prlib.ru/Pages/about_new.aspx

40. Сайт Российской национальной библиотеки [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nlr.ru/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...