Разработка организационного проекта СУП организации
Разработаем проект совершенствования системы управления маркетингом на предприятии. На основе анализа факторов макро- и микросреды, слабых и сильных сторон компании, анализа возможных угроз, мы можем разработать маркетинговые программы по повышению конкурентоспособности предприятия: 1. Программа оптимизации организационной структуры и системы мотивации 2. Программа воздействия на потребителей с целью формирования положительного имиджа компании. 3. Программа снижения издержек предприятия 4. Рекламная компания 5. Совершенствование информационной технологии в отделе маркетинга. I. Рассмотрим программу оптимизации организационной структуры. Она будет включать в себя план оптимизации оргструктуры и системы мотивации как средства повышения конкурентоспособности предприятия. Оргструктура должна отвечать следующим требованиям: 1. Число уровней управления не больше 3. 2. Масштаб управления (норма управления) не больше 7. 3. Исключено дублирование функций 4. Адаптивная 5. Гибкая Система мотивации должна отвечать следующим требованиям: 1. Эффективная. 2. Стимулировать на достижение целей. 3. Простая, понятная. 4. Объективная. 5. Удовлетворять обе стороны. 6. Конкурентная на рынке. Содержание программы Этапы реализации программы I. Диагностика и оптимизация системы регламентации и документооборота. II. Диагностика и оптимизация системы мотивации. III. Диагностика оргструктуры. IV. Оптимизация оргструктуры. V. Разработка системы мотивации для новой оргструктуры. Оценка затрат на реализацию программы Оплата рабочего времени исполнителей. Оценка эффективности (необходимо дать количественную оценку в виде экономических показателей, а в случае невозможности такой оценки - качественную оценку)
План оптимизации оргструктуры и системы мотивации. 1. Диагностика существующей оргструктуры - Определить тип существующей оргструктуры, ее параметры. 2. Диагностика системы организации выполнения работ – Определить эффективность процедур: постановки задачи; управления процессом; контроля исполнения; координации. 2.1. Определение нормативов трудозатрат на функции управления и исполнения - Получить значения трудозатрат по исполняемым функциям 3. Анализ эффективности управляющих воздействий направленных на реорганизацию оргструктуры, систему мотивации – Определить готовность коллектива к изменениям 4. Диагностика информационной системы - Выявить структуру и узкие места информационной системы 5. Диагностика и оптимизация системы регламентации - Определить и улучшить эффективность системы регламентации 5.1. Разработка и внедрение единого стандарта регламентирующих документов - Повышение эффективности управления, внедрение регулярного менеджмента 5.2. Оптимизация системы внутреннего документооборота -Повышение исполнительской дисциплины путем повышения качества документооборота 6. Диагностика системы мотивации персонала -Определить структуру и эффективность системы мотивации 6.1. Мониторинг рынка труда - Определить актуальный уровень и структуру з/п на рынке для существующих должностей 6.2. Анализ уровня з/п сотрудников -Выявить зоны несоответствия з/п рыночным 6.3. Анализ структуры з/п -Выявить несоответствие структуры з/п по должностям поставленным задачам 6.4. Анализ эффективности системы критериев оценки результатов труда -Выявить неэффективные критерии 6.5. Диагностика системы нематериальной мотивации -Определить уровень удовлетворенности нематериальной системой мотивации труда
7. Анкетирование клиентов о проблемных и сильных зонах предлагаемого сервиса -Определить потребности клиентов в уровне обслуживания и степень их удовлетворенности существующим сервисом 8. Мониторинг методов обслуживания у конкурентов -Определить актуальный конкурентный уровень сервиса и его динамику 9. Проектирование оргструктуры Компании -Разработать проект оргструктуры Компании соответствующей стратегическим целям. 9.1. Разработка функционально-целевой модели управления -Определить необходимый набор целевых подсистем и функций для реализации стратегического плана 9.2. Разработка функциональной матрицы - Разработать оптимальную функциональную матрицу для реализации стратегического плана 9.3. Разработка нормативов трудозатрат на проектные функции -Получить значения трудозатрат по проектным функциям 9.4. Построение схемы функциональных взаимосвязей -Построить систему необходимых связей между функциями, сгруппировать функции с учетом связей и специфики 9.5. Проектирование должностей - Сгруппировать функции в должности с учетом нормативов и специфики 9.6. Расчет проектной численности персонала - Определить проектную численность персонала Компании по этапам реализации стратегического плана 9.7. Проектирование подразделений - Сформировать подразделения Компании 9.8. Проектирование оргструктуры Компании - Построить проект оргструктуры Компании 10. Оптимизация системы мотивации - Повысить эффективность затрат на систему мотивации 10.1. Оптимизация критериев оценки результатов труда в коммерческих и некоммерческих подразделениях - Добиться объективности и простоты оценки результатов труда. Число критериев не больше 3. Должны поддаваться автоматизации расчета. Защищены от имитации результатов. 10.2. Оптимизация структуры з/п - Переменная часть должна эффективно стимулировать работу на индивидуальный и коллективный результат 10.3. Оптимизация системы нематериального стимулирования персонала - Разработать эффективную 11. Разработка системы мотивации по проектным должностям - Разработать эффективную и конкурентоспособную систему мотивации 11.1. Разработка требований к кандидатам по проектным должностям - Определить требования к кандидатам адекватно поставленным целям
11.2. Мониторинг рынка труда по проектным должностям - Определить актуальный уровень и структуру з/п на рынке для проектных должностей 11.3. Разработка критериев оценки результатов труда по проектным должностям - Добиться объективности и простоты оценки результатов труда. Число критериев не больше 3. Должны поддаваться автоматизации расчета. Защищены от имитации результатов. 11.4. Разработка структуры з/п по проектным должностям - Переменная часть должна эффективно стимулировать работу на индивидуальный и коллективный результат. Составим смету затрат на внедрение данного мероприятия. Таблица 7 Затраты на совершенствование структуры управления
II. Программа воздействия на потребителей с целью формирования положительного имиджа компании. К слабым сторонам ЗАО «Строитель» относятся: - Система скидок - Надежность ЗАО «Строитель» - Доброжелательность Сильными сторонами являются: - Компания занимает самый объём рынка (сегмент рынка) - Месторасположение Компании - Грамотная реклама - Высокая квалификация управленческого персонала в области маркетинга и менеджмента. - Использование современных информационных и сбытовых технологий. - Высокий имидж Компании. - Брэнд - Ассортимент - Эргономика рабочего места При проведении грамотной маркетинговой политики можно добиться усиления действия сильных сторон Компании при сглаживании ее слабых сторон. В связи с непродолжительной работой ЗАО «Строитель» на рынке, высокой степенью «успокоенности» сотрудников и в то же время с изменением факторов внешней среды, было принято решение о необходимости проведения исследования потребителей ЗАО «Строитель». Цели исследования: - изучение адекватности ЗАО «Строитель» рынку через сравнение ожиданий потребителей и соответствия ЗАО «Строитель» этим ожиданиям;
- определение инновационных предложений для разработки новых направлений развития ЗАО «Строитель»; - определение действующих и потенциальных коммуникативных каналов; - определение профиля клиентов; - определение важности для клиентов различных параметров работы ЗАО «Строитель»; - выявление субъектов, принимающих решение о покупке; - конкретные претензии и замечания клиентов. Методом исследования было выбрано анкетирование. Анкетирование проводилось с 01. 07. 05г. по 20. 07. 05г., во всех коммерческих отделах. Результаты анкетирования в целом по ЗАО «Строитель»: - в опросе участвовали клиенты из Москвы, Московской области - клиенты представляли фирмы различной величины: как маленькие (до 10 чел.), средние (50-100 чел.), так и крупные (более 200 чел.); - основные виды деятельности клиентов: строительство, благоустройство жилья, торговля дачными домиками; - основные источники получения информации клиентами: «Экстра-М», «Товары и цены», «АиФ», «Оптовик», «МК», «Из рук в руки», «Желтые страницы», а также информацию в Internet и на проезжающих мимо автомобилях; - клиенты ЗАО «Строитель» узнали о нас: из СМИ; уже заказывали; Internet - принимают решения о покупке: в специализированных строительных компаниях – только руководство, в остальных компаниях – руководство и сотрудники, отвечающие за наличие строительных материалов; - факторы, наиболее важные при осуществлении покупок: надежность ЗАО «Строитель»; доброжелательность персонала; скорость обслуживания; цена; система скидок; реклама. - по всем указанным факторам ЗАО «Строитель» не соответствует ожиданиям потребителей; - компания соответствует ожиданиям потребителей по следующим факторам: известность; местоположение; близкое соответствие по рекламе за счет хорошего впечатления от рекламы ЗАО «Строитель». Стоимость данной программы оценивается в 40 тыс.руб. III. Программа снижения издержек предприятия Исходя из прогноза сильных и слабых сторон предприятия можно предложить следующие базовые стратегии рыночного поведения. Основными конкурентными преимуществами компании должны стать «внутренние», то есть базирующиеся на превосходстве в отношении издержек производства и управления предприятием, которые позволяют добиться себестоимости меньшей, чем у конкурентов. Внутренние конкурентные преимущества – это следствие более высокой производительности, которая обеспечивает большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены, навязываемому рынком. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе – это стратегия доминирования по издержкам, которая базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау. Для снижения издержек необходимо также улучшить систему товародвижения в компании. Это мероприятие позволит значительно сократить издержки.
Данная базовая стратегия опирается на производительность и подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, тщательную проработку новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки. Преимущество в отношении издержек создает предприятию эффективную защиту против четырех конкурентных сил: Ø Компания будет способна противостоять своим прямым конкурентам в случае ценовой войны и в состоянии будет получать прибыль по цене, минимально допустимой для конкурентов; Ø Потребители не смогут добиться снижения цены ниже уровня наиболее сильного конкурента, их власть ослабнет; Ø Низкие издержки обеспечат защиту против поставщиков, так как дадут большую гибкость в случае повышения закупочных цен; Ø Низкие издержки создают барьер входа на рынок для новых конкурентов. Данная стратегия, примененная в условиях нестабильного и денежно-дефицитного рынка позволит предприятию достигнуть приемлемого уровня экономической безопасности. Доминирование по издержкам, по существу, является «стратегией для начинающих» рыночное развитие, и позволяет в условиях дефицита информации о конкурентах формировать положительные тенденции развития, используя как критерий собственные данные предыдущих периодов. Стратегия доминирования по издержкам предполагает: - минимизацию постоянных расходов предприятия; - оптимизацию численности работников; - сокращение коммерческих расходов; - повышение производительности труда на предприятии. Интегрированным показателем успешной реализации данной стратегии может служить рентабельность предприятия. C стратегией доминирования по издержкам сочетается стратегия специализации на новых рынках, то есть концентрации на нуждах одного сегмента или группы покупателей без стремления захватить весь рынок. Цель здесь состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. стратегия концентрации может быть применена при выходе на рынки строительства, благоустройства. На всех этих рынках имеет возможность закрепиться на специализированном сегменте и обеспечить на нем лидерство. Стратегия концентрации предусматривает: - эффективный и оперативный поиск целевых сегментов маркетинговой службой; - оперативную и качественную разработку новых товаров и продвижение их сбыта; - лидерство по качеству и цене продукции на целевом сегменте. В связи с тем, что предприятие еще не полностью исчерпало возможности, связанные с его товарами на рынках, на которых оно традиционно действует, следует признать актуальной стратегию развития рынков и товаров. Данная стратегия предполагает: - поиск новых сегментов на традиционных рынках (другие группы покупателей, секторов промышленности); - поиск новых каналов сбыта (через дилеров); - территориальную экспансию в другие регионы страны и ближнего зарубежья; - рационализацию гаммы товаров (стандартизация гаммы товаров, прекращение продажи второстепенных и малорентабельных товаров). Главным инструментом реализации данной стратегии является ассортиментная политика и анализ сегментации. Таблица 8 Затраты на внедрение программы сокращения издержек.
IV. Рекламная компания Цели рекламной кампании Данная рекламная кампания предназначена для увеличения конкурентоспособности компании и привязана к двум выставкам. В соответствии с теорией рекламной пирамиды рекламные цели представлены следующим образом: В течение рекламной кампании распространить среди 60% целевой аудитории информацию о проведении политики максимального удовлетворения потребителей (в результате внедрения маркетинговой программы № 2). Осведомить 50% от этой «информированной» группы о том, что компания является наиболее выгодным партнером для выполнения СМР. Убедить 50% от этой «осведомленной» группы в том, что изменения в ассортиментной политике предприятия могут оказаться интересными для их внимания. Стимулировать у 50% от этой «убежденной» группы желание прийти в компанию или на выставку, чтобы познакомиться с рекламируемым продуктом. Мотивировать 50% от этой группы «желающих» к фактическому совершению покупки какой-либо продукции из ассортимента компании. Исходя из того, что рекламная кампания разрабатывается для нового продукта, можно поставить перед ней следующие более конкретные цели: Довести информацию до потребителей, которые относятся к выбранному целевому сегменту рынка о новом продукте; Сконцентрировать рекламные усилия в городе Москве; Обеспечить непрерывность рекламного процесса и проследить за тем, чтобы массированность рекламы оставалась неизменной в течение всего рекламного периода; Использовать СМИ, которые помогут решить стратегические задачи и донести необходимую информацию до аудитории, которая принадлежит к целевому сегменту; Постараться добиться наибольшей частотности рекламы и усиления впечатления от нее. Составим следующий план рекламных мероприятий.
Таблица 9 План рекламных мероприятий
1. Участие в выставках (организация собственного стенда) Участие в выставках дает возможность продемонстрировать свой продукт, привлечь на стенд представителей всех трех уровней. Рабочая группа по организации выставочных стендов должна разработать план подачи информации на стенде. Подразделением по выработке фирменного стиля продукта осуществляется дизайнерская обработка стенда. На стенд из подразделения справочной информации и работы с клиентами выделяется несколько сотрудников. От общего уровня осведомленности, корректности и внешнего вида сотрудников на стенде, дизайна и технического уровня самого стенда зависит имидж фирмы и заинтересованность посетителями в выставляемом продукте. Также на стенде можно проводить лотереи, бесплатные раздачи ручек с логотипом фирмы, листовок с расценками, контактными телефонами и перечнем предоставляемых услуг, рекламных журналов. 2. Проведение конференций и семинаров. Проведение конференций и семинаров является основным способом привлечь внимание к своему продукту третьего и четвертого уровня потребителей (руководителей дилерских компаний). Грамотное объяснение преимуществ данного продукта ведет к заключению контрактов. Конференции и семинары также можно проводить на стендах. Реклама на телевидении. Реклама на телевидении является самой эффективной в силу специфики продукта. Также группа по связям с прессой должна договориться с крупными телекомпаниями, которые делают репортажи в информационные выпуски о подаче информации о продаваемом товаре (скрытая реклама, формирование паблисити). Реклама в журнале. Реклама в журнале является одной из самых удобных, так как можно не только дать рекламное объявление общепринятого формата, но и дать в интервью руководителя предприятия, скрытую рекламу или просто статью о фирме. Все выбранные журналы ориентированы на технологии строительно-монтажных работ, отдел по связи с прессой должен предоставить полную информацию о преимуществах товара. Лучше, если информация о товаре предшествует музыкальной выставке и есть указание на конкретный стенд. Реклама в компьютерных сетях (Internet). Данная реклама является абсолютно новой и очень эффективной при ее невысоких стоимостях по сравнению с другими видами рекламы. Все провайдеры («поставщики» Internet) дают возможность организовать свою «страничку» (Web сайт) в WWW (World Wide Web) – глобальной гипертекствой информационной системе. Гипертекст – текст с разметками, ссылающимися на другие места этого текста. Во время чтения такого текста можно увидеть выделенные слова, при нажатии курсором на которые вы можете получить дополнительную информацию. Плюсы размещения информации в WWW – ориентированность на определенные уровни пользователей и известность в мировых кругах. Печатная рекламная продукция (листовки и рекламные журналы). Листовки должны содержать полезную информацию с расценками на продукт, контактными телефонами и перечнем предоставляемых услуг. Листовки необходимо положить на стенд (многие предприятия отправляют на выставки сотрудников, собирающих информацию со стендов). Также, листовки можно положить на прилавки специализированных магазинов или раздавать на главном входе выставки и недалеко от стендов. Рекламные журналы должны помимо рекламной информации содержать различные статьи о новейших достижениях в отрасли. Журналы будут выдаваться после заполнения определенным образом составленной анкеты (для анализа мнений и желаний потенциальных потребителей). V. Совершенствование информационной технологии в отделе маркетинга. В настоящее время идет массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта. Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники. Информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. Цель разработки проекта заключается в совершенствовании существующей информационной технологии отдела маркетинга. Базой совершенствования информационной технологии отдела маркетинга является рационализация действующих процессов в отделе, внедрение современных технических средств и программных средств, способных снизить время обработки данных и повысить эффективность принимаемых управленческих решений. Основанием для разработки проекта являются выявленные в ходе анализа недостатки отдела маркетинга с позиции рациональности информационных технологий. Приведу перечень проектных мероприятий в табл.10, которые необходимы в данной компании. Таблица 10 Перечень проектных мероприятий по совершенствованию информационной технологии в отделе маркетинга
Данные проектные мероприятия требуют от компании немалых финансовых затрат. Но все затраты могут окупится за счет: - повышения производительности труда работников отдела маркетинга, - сокращения численности персонала, обрабатывающего первичную информацию за счет снижения трудоемкости работ, - увеличения объемов товарооборота в результате внедрения мероприятий по совершенствованию информационной технологии, - снижение издержек обращения за счет приобретения товаров с высокой доходностью, - повышение прибыли компании за счет сокращения издержек обращения и роста объемов товарооборота. Предполагаемые затраты связаны в первую очередь с покупкой необходимой техники, программных средств, а также с организационными расходами. В табл.11 дадим полный перечень затрат, связанных с совершенствованием информационных технологий в отделе маркетинга в компании ЗАО «Строитель». Таблица 11 Предполагаемые затраты на совершенствование информационной технологии в отделе маркетинга ЗАО «Строитель»
Основным источником средств на совершенствование информационной технологии отдела маркетинга является прирост объема продаж за счет более эффективной работы отдела маркетинга. Предлагаемые мероприятия, направленные на совершенствование информационной технологии в компании позволят сократить трудоемкость выполняемых операций, а также произвести изменения в организационной структуре управления компанией. Анализ показал, что компания и в том числе, отдел маркетинга не обеспечен такими средствами коммуникации как сетевые карты и кабели, факс, такой организационной техникой, как сканер, которые смогут значительно снизить трудозатраты. Поэтому предложим следующий комплекс технических средств для отдела маркетинга (см. табл.12). Таблица 12 Комплекс технических средств, предлагаемых для работы отдела маркетинга по новой информационной технологии.
Для совершенствования информационной технологии выбраны выше указанные средства техники, так как они наиболее подходят для работы отдела маркетинга. Они отвечают всем техническим требованиям, необходимым для работы с компьютерной техникой, обладают высокой скоростью ввода и обработки данных, а также их передачи. Для совершенствования работы отдела маркетинга также предлагаю перечень программного обеспечения.
Таблица 13 Комплекс программных средств, предлагаемых для работы отдела маркетинга по новой информационной технологии.
Для совершенствования информационной технологии в отделе маркетинга я предлагаю использовать операционную систему Windows 2000, MS Office 2000 в комплекте и программу для распознавания текстов ABBY Fine Reader Office v.-5.0.0.335 Русская версия. Данные программы значительно облегчат труд работников отдела маркетинга, а также снизят трудозатраты и повысят производительность труда работников. Но для более скоординированной работы отдела также необходимо установить сетевую связь между компьютерами различных отделов. Преимуществами сети являются уменьшение стоимости обслуживания ПК, ускоряется процесс обмена информацией, снижается общая стоимость необходимого программного обеспечения, возникает возможность хранения больших объемов информации в одном месте, что ускоряет доступ к ней, повышает надежность и сохранность данных, а также увеличивает скорость документооборота в организации. В целом стоимость внедрения данной программы по совершенствованию маркетинга выльется предприятию в дополнительные расходы в сумме 419,2 тыс.руб. Дополнительный объем продаж от внедрения выше перечисленных мероприятий должен составить 20% от уровня продаж 2004 года. Далее составим прогнозную отчетность предприятия и рассчитаем эффективность от внедрения маркетинговых мероприятий. Оценим эффективность инновационного проекта с экономической точки зрения. Основными методами оценки экономической эффективности являются: - метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД); - метод срока окупаемости; - метод индекса доходности и рентабельности проекта; - расчет точки безубыточности проекта. Средний класс инновации. К=Σкi/n, где кi- класс сложности инновации по i-му классификационному признаку, n – количество классификационных признаков. К = 4,65 Премия за риск составит исходя из соотношения класса инноваций и средней премии за риск 5%. Определим коэффициент дисконтирования. d=a+b+c Валютный депозит – 15%, Уровень риска проекта – 5%, Инфляция на валютном рынке – 2%. d=0,15+0,05+0,02 = 0,22 Таблица 14 Основные показатели для определения эффективности проекта.
В качестве основных исходных данных для последующих расчетов служат расчеты денежного потока (ДП), представляющего собой разность чистых доходов и затрат на реализацию проекта. ДПi = ЧДi – Кi = Рi – Si – Кi, где ЧДi – чистый доход i–го периода, Кi – единовременные затраты i–го периода, Рi – выруча от реализации i–го периода, Si – текущие затраты i–го периода. Рассчитаем денежные потоки на предприятии ЗАО «Строитель». Таблица 15 Затраты
Таблица 16 Поступления от проекта
Таблица 17 Потоки денежных средств
Чистый дисконтированный доход рассчитывается как разность накопленного дисконтированного дохода от реализации проекта и дисконтированных единовременных затрат на внедрение инновации: ЧДД = Σ(Di/(1+d)i-1) - Σ(Кi/(1+d)i-1) = Σ(Di-Кi/(1+d)i-1), где Di- доходы i–го периода, Кi- затраты i–го периода, N – количество периодов реализации проекта, d- дисконт. В дальнейших расчетах а = 1/(1+ d)i-1 Таблица 18 Расчет чистого дисконтированного дохода.
Срок окупаемости проекта представляет собой расчетную дату, начиная с которой чистый дисконтированный доход (начисленный нарастающим итогом, т.е. чистая текущая стоимость – ЧТС) принимает положительное значение. На практике применяется метод приблизительной оценки срока окупаемости (Ток): Ток ≈ t_ - ЧТС_/(ЧТС+ - ЧТС_), где t_ -последний период реализации проекта, при котором разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат принимает отрицательное значение; ЧТС_ - последнее отрицательное значение чистой текущей стоимости; Ток = 3-(-76,11)/(0-(-76,11)) = 2 года. Следовательно, проект окупится во второй год его внедрения. Индекс доходности –это отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированным затратам. ИД = (Di/(1+d)i-1) / Σ(Кi/(1+d)i-1) Критерием экономической эффективности инновационного процесса является индекс доходности, превышающий 1. ИД = 63,11/13 = 4,8 Можно сделать вывод, что эффективность предложенного мероприятия высокая и в несколько раз превышает минимальное значе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|