Особенности оплаты труда на региональном уровне
Реальным критерием состояния экономики является уровень благосостояния всех слоев населения. Основным же индикатором уровня жизни, позволяющим наиболее полно проанализировать все аспекты благосостояния, являются денежные доходы. За годы реформ в структуре денежных доходов населения произошли кардинальные изменения. Анализ источников их формирования свидетельствует о тенденции сокращения доли заработной платы в общем объеме денежных доходов населения. – В 1990 году в Ростовской области заработная плата была основным источником поступления доходов. Она составляла 65 процентов в общем объеме. В прошлом году ее доля снизилась в 2,4 раза и составила 26,6 процента. Одновременно увеличился удельный вес доходов от предпринимательской деятельности – с 14 процентов в 1990 году до 27 процентов в 2007-м. Все это свидетельствует о более высоком уровне предпринимательской активности населения области по сравнению с другими регионами. Сравнительный анализ денежных доходов показывает, что в Ростовской области они выше, чем в соседних регионах, – например, в Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. В то же время уровень номинальной начисленной заработной платы в области значительно отстает от соседних регионов. Так, среднемесячная заработная плата в Ростовской области составила 5667 рублей, тогда как в Астраханской области этот показатель равен 6708 рублей, в Краснодарском крае – 6160 рублей, в Волгоградской области – 5698 рублей. Пять-шесть лет назад многие руководители вынуждены были прибегать к различным ухищрениям, чтобы снизить налоги и удержать предприятие на плаву. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. С 2001 года введена единая для всех ставка оплаты налога на доходы – 13 процентов, предусмотрена регрессивная ставка социального налога при выплате работникам предприятия повышенной заработной платы, снижена ставка налога на прибыль. Кроме того, усилен и контроль за исполнением этих положений законодательства.
Благодаря комплексу мер, которые были предприняты соответствующими органами, в Ростовской области значительная часть заработной платы была выведена из тени. Если в 1999 году доля заработной платы в балансе денежных доходов и расходов населения составляла 23,6 процента, то в 2001 году она выросла до 28,8 процента. В январе–сентябре этого года средняя заработная плата в области составляла 5724 рубля. При этом сохраняется межотраслевая дифференциация по величине заработной платы. Максимальная зарплата сложилась у работников, занятых финансовой деятельностью, – 13,8 тысячи рублей, что в 2,4 раза выше среднеобластного уровня. Самая низкая заработная плата в Ростовской области у граждан, которые заняты в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Ниже среднего показателя зарплата у работников сферы ЖКХ, образования, здравоохранения, оптовой и розничной торговли. Отраслевой разрыв между максимальной и минимальной заработной платой составляет 4,5 раза. Кстати, пять лет назад этот показатель был еще выше – 5,5 раза. Среди городов Ростовской области самая высокая заработная плата по итогам пяти месяцев этого года в Ростове – она составила 7243 рубля. На втором месте Волгодонск – около 7000 рублей и Батайск – 6630 рублей. Самая низкая заработная плата в Новошахтинске – 2346 рублей. Вопросы повышения заработной платы и своевременности ее выплаты находятся под постоянным контролем руководства области. В целях повышения общего уровня средней заработной платы и решения вопроса о приближении минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения в области заключено Соглашение между администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей.
Условиями Соглашения было предусмотрено в 2005 году повышение минимальной заработной платы на предприятиях внебюджетной сферы до 90 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Насколько четко выполняются положения Соглашения, отслеживается путем мониторинга трех тысяч предприятий и организаций области, также систематически проводятся проверки со стороны муниципальных комиссий, в состав которых входят представители инспекции по труду, администрации и прокуратуры. Проблемой остается тот факт, что часть населения продолжает получать теневые доходы. Это касается заработков в сфере уличной торговли, услуг населению по строительству и ремонту жилья, а также пошиву одежды, перевозке грузов и пассажиров, уборке квартир, репетиторства. Как правило, эти услуги предоставляются без патента и не декларируются в налоговых инспекциях. Ростовская область сохраняет положительную динамику трудоустройства безработных и ищущих работу граждан на временные работы. С начала 2005 г. на предприятия различных отраслей экономики трудоустроено 18,8 тыс.чел. (117,3 % к аналогичному периоду 2004г.). На финансирование общественных работ из консолидированных источников финансирования израсходовано 27,8 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 7,4 млн. руб. (26,6%), средств работодателей – 20,4 млн. руб. (73,4%), в том числе средств бюджетов муниципальных образований городов и районов области – 3,3 млн. руб. Объем привлеченных средств с начала года увеличился в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Особенно востребованы общественные работы в сельских районах Ростовской области, прежде всего, с высокой напряженностью на рынке труда, таких как Константиновский и Обливский районы, где уровень безработицы составил соответственно 4,4% и 2,4% (среднеобластной показатель 1,7%). За 2005 г. в общественных работах в Константиновском районе участвовало – 156 человек (141,8% к 8 месяцам 2004 г.), израсходовано 92,9 тыс. руб., в том числе – 48,9 тыс. руб. средств федерального бюджета, 44 тыс.руб. – привлеченных средств, из которых средства муниципального бюджета составили 9,4 тыс.руб.
В Обливском районе с начала года трудоустроено – 106 чел. (124% к 8 месяцам 2004 г.), израсходовано 182,7 тыс.руб., из них – 44,2 тыс. руб. составили средства федерального бюджета; 138,5 тыс.руб. – привлеченных средств, из которых средства муниципального бюджета составили 26,4 тыс.руб. Объем привлеченных средств в Константиновском и Обливском районах увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. соответственно в 1,1 и в 2,8 раза. Снижению социальной напряженности в этих районах способствовало активное взаимодействие центров занятости населения с администрациями и работодателями по созданию временных рабочих мест для проведения общественных работ, привлечение к сотрудничеству предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств (в Обливском районе), обеспечив занятость неконкурентоспособных на рынке труда категорий безработных граждан. Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции в организации общественных работ в целом, в Константиновском районе Ростовской области уровень заработной платы, выплачиваемой предприятиями безработным гражданам, остается невысоким, кроме того, не охвачена целая отрасль – сельскохозяйственное производство, наиболее нуждающееся в рабочих кадрах. На 2006 год администрация Ростовской области поставила задачу сократить долю малоимущих до 14,7%. Это возможно при условии роста доходов населения, а также реализации всего комплекса мер социальной поддержки. В первом чтении принят закон «Об областном бюджете на 2006 год». Консолидированный бюджет на 2006 год впервые сформирован в рамках трехлетнего бюджетного планирования на основе перспективного финансового плана Ростовской области на 2006-2008 годы. В соответствии с трехлетним планом, доходы бюджета на 2006 год увеличатся на 19,2 %, 2007 год - на 26,6 %, 2008 год - на 36,4 % к уровню 2005 года. В свою очередь, расходы областного бюджета на 2006 год увеличатся на 15%, 22,2 % и 31,7%, соответственно.
Формирование областного и местных бюджетов области 2006 года учитывает стартующую с 1 января муниципальную реформу в Ростовской области. Начиная с 2006 года в бюджетном процессе во взаимоотношениях с органами государственной власти Ростовской области вместо 55-ти, будут участвовать 463 муниципальных образования. Кроме того, основными направлениями бюджетной налоговой политики Ростовской области на 2006 год предусматривается повышение заработной платы по всем разделам расходной части. Так, с 1 января 2006 года предусматривается индексация в размере 15% денежного довольствия сотрудникам милиции общественной безопасности. С 1 марта увеличение на 37% заработной платы работникам 1-3 разрядов, оплата труда которых осуществляется по тарифам ставкам (окладам) Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. С 1 мая на 37 % (800 руб. - 1100 рублей) будет повышена зарплата работникам бюджетной сферы, оплата которых осуществляется по тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки. Всего на повышение заработной платы предусматривается направить 3 млрд. рублей. В Ростовской области продолжается целенаправленная работа по ликвидации просроченной задолженности по заработной плате работникам предприятий и организаций. К этой работе подключены все уровни исполнительной власти от администрации области до органов местного самоуправления, а также прокуратура и Государственная инспекция труда. В результате совместных действий административных, правоохранительных и контрольно-надзорных органов сумма просроченной задолженности по заработной плате за август 2005 года была снижена почти на 65 млн. рублей, а количество предприятий-должников сократилось с 79 до 49 единиц. при этом рост заработной платы по области по сравнению с январем к 1 сентября 2005 года составил 22%. Численность работников, перед которыми имеется задолженность за август 2005 года, сократилась с 30094 человек до 19217 человек или на 36%. Из 55 муниципальных образований 30 образований не имеют задолженности вообще, а еще в 14-ти субъектах задолженность составляет менее 500 тыс. рублей. 342 руководителя предприятий Ростовской области оштрафованы за несвоевременную выплату заработной платы с начала 2005 года, по результатам совместных проверок с прокуратурой 20 человек дисквалифицированы. Каждый из них покинул свое начальственное кресло и не сможет занимать руководящую должность еще три-пять лет. Недопустимый низкий уровень минимального размера оплаты труда, установленный Федеральным законодательством, вносит существенные деформации в функционирование рынка труда.
Право работодателя выплачивать работнику столь низкую заработную плату за полный рабочий день создает возможности для искусственного занижения официального заработка и, как следствие, суммы уплачиваемых налогов, что оборачивается, в том числе, потерями регионального бюджета. Установление более высоких гарантий в области оплаты труда на региональном уровне можно рассматривать как составную часть работы по совершенствованию трудового законодательства, обеспечению его соблюдения. Оно будет способствовать возрастанию стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и развитии производства, реализации приоритетной задачи борьбы с бедностью, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным. Нормативное закрепление более высокого обязательного минимума заработной платы позволит: - увеличить поступления в бюджет за счет повышения налогооблагаемой базы подоходного налога; - стимулировать рост заработной платы, уровня жизни населения, а также его покупательной способности, как одного из важнейших инвестиционных ресурсов развития производства; - усовершенствовать механизм реализации договоренностей, достигнутых в рамках системы социального партнерства и зафиксированных в соглашениях, обеспечить повышение их статуса, облегчить процесс становления цивилизованных взаимоотношений на рынке труда; Дифференциация в уровне стоимости жизни в различных регионах страны объективно существует. В этой связи требуется дополнительное регулирование заработной платы на уровне субъектов Российской Федерации. Может рассматриваться два варианта установления регионального минимума оплаты труда в субъектах РФ. Первый вариант. Принятие закона субъекта РФ по установлению регионального минимального норматива заработной платы. Данный вариант согласно Федеральному Закону от 19.06.2000 г. №82 – ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями) приемлем для регионов, не получающих дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Второй вариант. Предоставление права устанавливать региональный минимальный норматив заработной платы непосредственно социальным партнерам через региональное трехстороннее соглашение. В случае согласия социальных партнеров данный вариант может быть применим в Ростовской области. Можно отметить следующие достоинства второго варианта: - возможен дифференцированный подход к различным категориям организаций; - такой способ кроме прямой задачи установления минимума оказывает позитивное влияние на развитие системы социального партнерства, стимулирует расширение участия работодателей в объединениях, представленных в переговорах по заключению соглашений; - предлагаемый механизм установления минимума оплаты труда может быть использован для определения и других социальных показателей, важных для жизни региона, например, стипендий, различных социальных пособий, нормативов отчисления работодателей на социальные проекты, мероприятия по охране труда и т.д., что открывает широкие возможности привлечения работников и работодателей к социальному планированию; - применение такого механизма возможно для всех регионов, вне зависимости от характера финансовых взаимоотношений с федеральным центром, так как Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82–ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» ограничивает право регионов, получающих дотации из федерального бюджета, только на законодательное установление минимума оплаты труда, а не право социальных партнеров регулировать его договорным способом. Для реализации второго варианта необходимо: 1. Инициировать принятие Законодательным Собранием Владимирской области внесение изменений и дополнений в Закон области «О социальном партнерстве» № 114 - 03 от 12 ноября 2003 г. в следующей редакции: Статью 5 закона дополнить подпунктом в редакции: – «обеспечение достойного уровня оплаты труда». В первую часть статьи 8 закона дополнительно внести абзац в редакции: «По итогам переговоров стороны областного (регионального) трехстороннего соглашения вправе устанавливать и фиксировать в соответствующем соглашении минимум заработной платы во Владимирской области, обязательный для соблюдения всеми организациями, действующими на территории данного региона, за исключением полностью финансируемых из федерального бюджета». 2. Предусмотреть в областном (региональном) трехстороннем соглашении обязательство администрации по стимулированию работодателей к участию в социальном партнерстве, принятию и исполнению обязательств, содержащихся в региональном соглашении. Например: «при закупках продукции для региональных нужд, осуществляемых через систему областного заказа по конкурсу, учитывать при определении победителей конкурса (при прочих равных условиях) их участие в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по трехстороннему соглашению». 3. Провести переговоры и зафиксировать в региональном соглашении конкретные обязательства в области оплаты труда (минимум оплаты труда в регионе). Для регионов получающих дотации из федерального бюджета целесообразно начать с установления повышенного минимума только для внебюджетной сферы с принятием стороной исполнительной власти обязательств о направлении средств, полученных бюджетом дополнительно, вследствие увеличения минимума, на рост заработной платы бюджетной сферы. Поэтапно, по мере возрастания бюджетных возможностей, можно выравнивать условия для всех работодателей. Проект закона «Об областном бюджете на 2006 год» рассмотрен и принят в первом чтении Законодательным Собранием Ростовской области на очередном заседании 21 ноября.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение можно сделать следующие выводы: Уровень цены труда, который и в прошлом был в России чрезвычайно низким, в реформируемый период снизился еще более, по крайней мере в два-три раза. Он не только несопоставимо низок по сравнению с общим уровнем оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой, но и с учетом фактической производительности труда. На один доллар заработной платы российский среднестатистический работник производит в три раза больше конечной продукции, чем аналогичный работник в США. Существующий уровень цены труда далеко не обеспечивает для большинства населения нормального, особенно в качественном отношении, воспроизводства рабочей силы и населения в целом. Особенно низка минимальная заработная плата, составляющая по отношению к официальному, явно заниженному минимуму, необходимому для поддержания жизни и работоспособности, не более 16%. В первом чтении принят закон «Об областном бюджете на 2006 год». Консолидированный бюджет на 2006 год впервые сформирован в рамках трехлетнего бюджетного планирования на основе перспективного финансового плана Ростовской области на 2006-2008 годы. В соответствии с трехлетним планом, доходы бюджета на 2006 год увеличатся на 19,2 %, 2007 год - на 26,6 %, 2008 год - на 36,4 % к уровню 2005 года. В свою очередь, расходы областного бюджета на 2006 год увеличатся на 15%, 22,2 % и 31,7%, соответственно. Начиная с 2006 года в бюджетном процессе во взаимоотношениях с органами государственной власти Ростовской области вместо 55-ти, будут участвовать 463 муниципальных образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995 г. №81-ФЗ; нормативно-правовая система «Гарант»; 2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 и 2. 3. Положение «О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию»; 4. «Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841» (в редакции от 20 мая 1998 г.); нормативно-правовая система «Гарант»; 5. Александрова З.О. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации – М.: МЦФЭР, 2007г. 6. Еженедельник «Экономика и жизнь». Бухгалтерское приложение №10, 12 март 2005г. 7. Воробьёва Е.В. Заработная плата в 2005 году с учётом требований налоговых органов. – М. 2006. 8. Ежемесячный журнал «Заработная плата» №1, 2, 3, 4, 2006 г. 9. Иохин В.Я. Экономическая теория – М.:2005. 10. Калинина Л. И. и другие. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Москва, ИНФРА-2007 год. 11. Капустин Е.И. Проблемы повышения цены труда., 2005 12. Кисель В.И. Заработная плата - цена труда на рынке труда 2007 13. Лабынцев Н.Т. Учет труда и заработной платы. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. 14. Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2006. 15. Регулирование социальных вопросов: государственная политика, политика занятости и доходов / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2007. - № 14 (59). 16. Рендухов И.М., Врублевский Н.Д. Учет расчетов по оплате труда. - М.: Финансы и статистика, 2007г. 17. Самойлов И.В. Бухгалтерский учет оплаты труда // Главбух. – 2007.- № 14. 18. Соколовский Д.В. Цена труда - дешевле только даром, 2007 19. Харитонов А.Т. Расчёты с персоналом по оплате труда в среде «1С Зарплата и кадры». – М. 2007г. 20. Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: БЕК, 2005. [1] Лабынцев Н.Т. Учет труда и заработной платы. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. [2] Еженедельник «Экономика и жизнь». Бухгалтерское приложение №10, 12 март 2005г [3] Лабынцев Н.Т. Учет труда и заработной платы. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. [4] Еженедельник «Экономика и жизнь». Бухгалтерское приложение №10, 12 март 2005г [5] Лабынцев Н.Т. Учет труда и заработной платы. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. [6] Лабынцев Н.Т. Учет труда и заработной платы. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. [7] Еженедельник «Экономика и жизнь». Бухгалтерское приложение №10, 12 март 2005г [8] Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2005. [9] Рендухов И.М., Врублевский Н.Д. Учет расчетов по оплате труда. - М.: Финансы и статистика, 2004г [10] Рендухов И.М., Врублевский Н.Д. Учет расчетов по оплате труда. - М.: Финансы и статистика, 2004г [11] Заработная плата. Расчет. Учет. Налогообложение. – М.: Бератор-Пресс, 2003. [12] Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2005. [13] Лабынцев Н.Т. Учет труда и заработной платы. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005 [14] Козлова Е.П., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. М.: Финансы и статистика, 2004. [15] Рендухов И.М., Врублевский Н.Д. Учет расчетов по оплате труда. - М.: Финансы и статистика, 2004г [16] Еженедельник «Экономика и жизнь». Бухгалтерское приложение №10, 12 март 2005г. [17] Еженедельник «Экономика и жизнь». Бухгалтерское приложение №10, 12 март 2005г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|