Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировой опыт индексации доходов

КУРСОВАЯ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Политика доходов и заработной платы

 

ТЕМА: Совершенствование механизма защиты доходов населения от инфляции.

 

 

Исполнитель:

Студентка 3 курса 1 группы

Киреева Л.А. (подпись)

 

Руководитель:

_________________________

(учёная степень,

звание, подпись, инициалы и фамилия)

 

 

Москва, 2009г.


Содержание

 

Введение

1. Инфляция

1.1 Понятие «инфляция» и её виды

1.2 Последствия инфляции

1.3 Антиинфляционная политика

2. Особенности инфляции в России

2.1 Реализация ортодоксально-монетаристской программы

2.2 Причины неудач антиинфляционной политики

3. Индексация денежных доходов граждан

3.1 Индексация доходов и начисленной заработной платы

3.2 Правовые основы индексации

3.3 Порог индексации

Мировой опыт индексации доходов

3.5 Источники средств для индексации

4. Методы борьбы с инфляцией

4.1 Косвенные методы

4.2 Прямые методы

4.3 Специфика России. Борьба с коррупцией

4.4 Первоочередные антиинфляционные методы

5. Статьи

5.1 Покупательная способность доходов и потребление населения: состояние и перспективы

5.2 «История инфляции в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы

Я считаю, что выбранная мною тема («Совершенствование механизма защиты доходов населения от инфляции») очень актуальна на современном этапе развития России, потому что в условиях переходной экономики изучение особенностей и специфики регулирования доходов и заработной платы приобретает особую значимость. Это обусловлено тем, что экономика находятся в процессе трансформации. Кроме того, актуальность темы обусловливается тем, что важнейшей задачей, стоящей перед Россией в современных условиях, является поиск стратегических направлений социально-экономического развития, а важным фактором экономического роста и повышения благосостояния населения выступают денежные доходы, которые формируют устойчивый спрос на товары и услуги, с одной стороны, и определяют уровень потребления, с другой.

Рыночные преобразования усиливают зависимость экономической системы от материального благополучия населения, так как требуют более широкого использования денежных доходов населения в качестве бюджетных, кредитных и страховых ресурсов, вовлечения их в инвестиционные проекты.

Внедрение рыночных принципов хозяйствования предполагает переход к самостоятельной оплате населением значительной части услуг жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, обязательного и добровольного страхования. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу[1] отмечается, что одной из приоритетных задач является создание условий, «позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте».

Обратим внимание на данные Росстата «О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в IV квартале 2008 года»

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009г. № 418 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2008г." (п.2) Федеральная служба государственной статистики сообщает сведения о величине прожиточного минимума, ее соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации.

1. Величина прожиточного минимума за IV квартал 2008г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения: рублей в месяц

 

 

Все население

В том числе

трудоспособное население пенсионеры дети
Величина прожиточного минимума 4693 5086 3712 4472
в том числе:        
стоимость потребительской корзины 4375 4568 3712 4472
из нее минимальный набор:        
продуктов питания 1944 1998 1719 2010
непродовольственных товаров 754 742 680 881
услуг 1677 1828 1313 1581
расходы по обязательным платежам и сборам 318 518 х х

Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения (рублей в месяц):

 

 

Все население

В том числе

трудоспособное население пенсионеры дети

2007г.

I квартал 3696 3993 2950 3536
II квартал 3809 4116 3033 3647
III квартал 3879 4197 3085 3704
IV квартал 4005 4330 3191 3830

2008г.

I квартал 4402 4755 3508 4218
II квартал 4646 5024 3694 4448
III квартал 4630 5017 3660 4418
IV квартал 4693 5086 3712 4472

 

По сравнению с III кварталом 2008г. величина прожиточного минимума возросла на 1,4%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 0,8%, непродовольственных товаров на 3,7%, услуг - на 0,9%.

 


На графике хорошо видно, что затраты населения неуклонно увеличиваются, и это при том, что возросла величина прожиточного минимума и стоимость продуктов питания потребительской корзины.

Возрастающее влияние денежных доходов населения на социально-экономическое развитие страны, потребность привлечения средств населения в качестве источника финансирования экономических и социальных программ, а также недостаточная разработка этих вопросов применительно к условиям становления рыночных отношений в России обусловили необходимость исследования особенностей формирования и использования денежных доходов населения, анализа изменений в их уровне, структуре и динамике в пореформенный период.

Специфика современной ситуации, состоящая во все еще большой роли инфляционной составляющей в социально-экономическом развитии, требует рассмотрения проблем денежных доходов населения через призму инфляции. Учет особенностей инфляционного процесса в России, его природы и факторов, взаимного влияния инфляции и денежных доходов населения является важнейшим условием выработки адекватных российским реалиям направлений финансовой и денежно-кредитной политики.

Кроме того, актуальность темы обусловливается влиянием на российскую экономику мирового экономического кризиса, что не может не сказываться на темпах роста инфляции, а как следствие и на росте цен и безработицы. Всё это обусловливает необходимость исследования особенностей формирования и использования денежных доходов населения, анализа изменений в их уровне, структуре и динамике, влияния инфляции на доходы населения и государственной защиты доходов населения.

Объектом исследования курсовой работы являются доходы населения, а предметом исследования являются механизмы защиты доходов населения.

Цель курсовой работы заключается в изучении механизма защиты доходов населения в России и исследовании процесса трансформации механизмов формирования и регулирования доходов и заработной платы в условиях современной экономики России, что особенно актуально в свете происходящих преобразований в экономической и социальной системе России.

В соответствие с поставленной целью, сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность механизма защиты доходов населения государства;

2. Изучить особенности социальной политики государства в условиях переходной экономики.

3. Исследовать нормативно-правовавую базу, которая является основой функционирования механизма защиты доходов населения от инфляции.

4. Исследовать следующие понятия:

· Инфляция

· Инфляция спроса

· Инфляция издержек

· Ползучая инфляция

· Галопирующая инфляция

· Гиперинфляция

· Ортодоксально-монетаристская программа финансовой стабилизации

· Гетеродоксная программа финансовой стабилизации

· Индексация доходов населения

· Порог индексации и т.д.


1. Инфляция

 

1.1 Понятие «инфляция» и её виды

 

Я бы хотела начать исследование механизма защиты доходов населения от инфляции с расшифровки самого понятия «инфляция».

«Под инфляцией понимается обесценение бумажных денег, вызванное ростом цен. Инфляция классифицируется на различные виды и типы. В рыночной экономике, функционирующей в относительно нормальных условиях, инфляционное обесценение денег связано только с ростом цен; такая инфляция называется открытой. В командно-директивной экономике, или экономике, в которой сильны нерыночные факторы, инфляция принимает подавленный характер. Она связана с тремя параллельными процессами: ростом цен, периодическим возникновением или усилением товарного дефицита и снижением качества товаров и услуг.

Инфляция различается также в зависимости от определяющих ее факторов. Если в ее возникновении и протекании решающую роль играют денежные факторы, увеличивающие платежеспособный спрос выше товарного предложения (при данном уровне цен), то она называется инфляцией спроса. Если же основными являются неденежные факторы — со стороны производства и рыночных условий, то возникает инфляция издержек.

«С теоретической точки зрения инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Поэтому выделяются две альтернативные формы: инфляция спроса и инфляция издержек (предложения).

Инфляция спроса возникает в результате увеличения спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей, а значит, и невозможности отреагировать увеличением выпуска продукции. Причинами увеличения спроса могут быть увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами. Растут цены, возникает инфляция (рис. 1).

 

Q1 Q2 Реальный ВВП

Рис. 1 Инфляция спроса

 

Увеличение спроса приведет к сдвигу кривой спроса вправо из положения AD1 в положение AD1. Цена в этом случае увеличится со значения Р1 до Р2. Если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения AS, то это вызывает инфляцию вследствие роста цен.»[2] Инфляция предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др. Кривая инфляционных издержек показана на рис. 2.

 

Реальный ВВП

Рис. 2. Инфляция издержек

На рис. 2 видно, что стоимостное увеличение совокупных издержек производства ведет к сдвигу кривой AS2 в положение AS1. В данном случае цены растут с Р1 до Р2, а реальный объем производства сокращается с Q1 до Q2.

Рост цен ухудшает жизненный уровень населения, поэтому профсоюзы требуют повышения заработной платы, а государство начинает проводить политику социальной защиты населения от последствий инфляции путем компенсации и индексации их доходов. Рост номинальных доходов увеличивает издержки, что ведет к новому витку цен и требует дальнейшего повышения доходов населения.»[3]

Среди таких факторов выделяются: усиление давления на цены тех или иных издержек производства, повышение которых превышает средний рост цен; сильные монополистические элементы в рыночной структуре экономики, приводящие к монополистической практике повышения цен; дефицит определенных товаров и ресурсов; удорожание импорта в результате роста цен на мировом рынке или девальвации (обесценения) национальной валюты (так называемая импортируемая инфляция) и пр. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек часто действуют одновременно, что значительно затрудняет проведение успешной антиинфляционной политики.

Инфляцию можно классифицировать и с учетом масштаба роста цен. Выделяют ползучую инфляцию, при которой среднегодовое повышение цен составляет до 5—10%; галопирующую — соответственно от 10 до 50—100% и гиперинфляцию — более 50—100% в год. В рамках последней выделяется супергиперинфляция, или суперинфляция, при которой цены возрастают на 50% и более в месяц; при среднемесячном приросте цен 50% - в год более чем в 130 раз.»[4]


Последствия инфляции

 

Очень важно понимать, чем же опасна инфляция для экономики страны, а следовательно и для населения. Для этого рассмотрим отрицательные последствия инфляции.

«Инфляция, по своим масштабам превышающая ползучую, отрицательно действует на экономику. Причем с возрастанием инфляции усиливается и ее отрицательный эффект. Воздействие инфляции на экономическое развитие принимает подчас разрушительный характер.

Отрицательное влияние инфляции сказывается по многим направлениям. Прежде всего высокая инфляция подрывает покупательную способность национальной валюты. Обесценившаяся национальная валюта перестает полноценно (а то и полностью) выполнять решающие функции денег.

Уже на уровне галопирующей инфляции в значительной мере сводится на нет такая функция национальных денег, как средство накопления. Предприниматели и население начинают преимущественно использовать в качестве средства накопления не национальную валюту, а иные средства — золото и другие ценности, а в открытой экономике — твердую валюту, прежде всего доллар, выполняющий роль международной валюты, что, по сути, означает развертывание процесса долларизации экономики. В условиях гиперинфляции и особенно супергиперинфляции национальная валюта перестает выполнять и такие функции, как мера стоимости и средство обращения. Вся денежная система приходит в полное расстройство, что вызывает нарушение экономической деятельности вплоть до спада производства. Возникает так называемый стагфляционный кризис, сочетающий процессы сокращения производства и инфляционного роста цен.

Отрицательное воздействие инфляции проявляется также внеравномерном росте цен. Многократное вздорожание, превышающее средний рост цен, каких-либо товаров и услуг, имеющих важное экономическое или социальное значение, ставит барьеры экономическому росту подверженных высокой инфляции стран.

Товары, завоевавшие из-за своих качественных характеристик, распространенности и относительной дешевизны, заметные ниши экономического пространства, в результате резкого абсолютного и относительного удорожания ставят под угрозу перспективы развития важнейших отраслей и сфер национальной экономики.

Инфляционный рост цен ставит под угрозу доходы, формирующиеся в рыночной экономике, вызывая нередко заметное снижение реальной заработной платы. Именно поэтому периоды высокой инфляции становятся одновременно периодами усиления социально-политической напряженности и нестабильности.»[5]

 

1.3 Антиинфляционная политика

 

Ортодоксальная и гетеродоксная программы

Отрицательные последствия инфляции потребовали выработки государственных мер по борьбе с ней или хотя бы приспособления к ней. В настоящее время сформированы две основные антиинфляционные программы (или, как их чаще называют, программы финансовой стабилизации): ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования и смешанных программ).

Ортодоксальная программа финансовой стабилизации опирается на теоретические и практические рекомендации экономистов-монетаристов. Эта программа исходит из признания господствующей роли в развертывании инфляции денежных факторов (т. е. инфляции спроса); соответственно рекомендуемые ею антиинфляционные меры направлены на ограничение платежеспособного спроса и денежного обращения.

На основе усиления рыночных факторов ортодоксальная программа предусматривает такие меры против инфляционного спроса, как уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета, повышение налогов, жесткоограничительная кредитно-денежная политика с поддержанием высоких процентных ставок. В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса в рамках ортодоксальной программы возможно проведение конфискационной денежной реформы.

Одновременно эта программа предусматривает максимально возможное включение рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках), уменьшение государственной собственности на основе приватизации; максимальное свертывание хозяйственной активности государства. Необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.

Гетеродоксная программа финансовой стабилизации опирается на теоретические и практические рекомендации немонетаристских теорий (кейнсианства, теории «экономики предложения», теории «структурной инфляции» и др.). Эта программа исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек и предусматривает активное регулирующее воздействие государства. К основным мерам этой программы, направленным на преодоление высокой инфляции, относятся временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы (так называемая политика доходов), либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства; его стимулирование путем значительного снижения налогов; участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, в благоприятных структурных сдвигах в экономике, в поддержании жизненно важных отраслей и производств; государственное регулирование внешнеэкономической и валютной сферы и т.п.

Практический опыт антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой показывает, что, как правило, почти во всех из них удачные результаты при применении подобной политики достигались на основе смешанных программ, т.е. программ, характеризующихся различным сочетанием ортодоксальных и гетеродоксных мер.

Меры приспособления к инфляции

Особой мерой приспособления к высокой инфляции служит прежде всего индексация заработной платы и других основных доходов населения, т.е. увеличение последних в связи с ростом цен. Индексация может быть полной, т.е. примерно соответствовать росту цен, и частичной, т.е. отставать от роста цен и тем самым не ликвидировать полностью вызываемое инфляцией снижение реальной заработной платы и других доходов (см. п. 14.4).

Международная практика знает и другие меры приспособления к инфляции, чаще всего используемые в развивающихся странах: поддержание государством искусственно заниженных цен на определенный, обычно относительно узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для тех же слоев; другие формы благотворительной помощи.

Мировой опыт свидетельствует, что при достаточно широком проведении подобных мер они приводят к заметному смягчению отрицательных социальных последствий высокой инфляции и хотя бы частично ограничивают возможность усиления социально-политической напряженности в обществе.


2. Особенности инфляции в России

 

«Федеральный закон о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

(Принят Государственной Думой 31 октября 2008 года, Одобрен Советом Федерации 12 ноября 2008 года)

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ)

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 40 420,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 13 процентов (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года)»[6]

 

2.1 Реализация ортодоксально-монетаристской программы

 

Высокая инфляция в России возникла при реализации ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации, предложенной МВФ. Эта программа, известная также под названием шоковой терапии, с 1992 г. последовательно и жестко применяется в России для перехода от командно-директивной экономики к рыночному ее типу. Основными элементами программы были либерализация цен товаров и услуг; беспрецедентная по своим масштабам и краткосрочности приватизация, распространившаяся примерно на 3/4 государственной собственности; либерализация внешнеэкономической деятельности, включая широкое использование плавающего курса рубля по отношению к доллару и другой твердой валюте; жесткая борьба с высокой инфляцией, возникшей в результате подобной политики.

Правомерность столь долгосрочного использования в государственной экономической политике России мер ортодоксально-монетаристской программы отстаивается ее сторонниками на основе монетаристской теории, включая ее отношение к инфляции и мерам борьбы с ней. По мнению сторонников этой позиции, использование таких мер уже привело к значительному замедлению инфляции в стране.

Подобные утверждения как будто оправдывались, хотя и с серьезными оговорками, до августа 1998 г. Так, по официальным данным, потребительские цены в России увеличились в 1992 г. в 27 раз, в 1993 г. — примерно в 10 раз, в 1994 г. — в 3,2 раза, в 1995 г. — в 2,4 раза, в 1996 г. — в 1,22 раза, в 1997 г. — в 1,11 раз. Следовательно, в экономике России в течение 1992-1995 гг. господствовала гиперинфляция (хотя и снижающаяся); в 1996 и 1997 гг. инфляция упала до уровня умеренно галопирующей.

Сторонники монетаристского подхода считают, что преодоление высокой инфляции должно автоматически создать благоприятную основу для экономического возрождения России: неминуемо произойдет оживление, подъем производства и всей экономической деятельности в стране. В качестве решающих факторов подобных радужных перспектив назывались обязательное с точки зрения монетаристов стихийное саморегулирующееся воздействие сформировавшихся рыночных сил и усиление притока в страну иностранных инвесторов, прежде всего частных.

 

2.2 Причины неудач антиинфляционной политики

 

Действительность не подтвердила надежд на оживление производства и приток инвесторов; преодоление высокой инфляции в России даже до августа 1998 г. носило крайне неустойчивый и сомнительный характер. Это связано с рядом причин.

Борьба в России с высокой инфляцией преимущественно велась монетаристскими методами, хотя даже в странах с развитой рыночной экономикой подобная борьба для своего успеха требовала использования серьезных гетеродоксных мер. В России же при отсутствии нормальной рыночной экономики гетеродоксные меры чаще всего игнорировались, обычно под предлогом, что их применение якобы означает возвращение к методам командно-директивной экономики.

Единственное исключение — использование примерно в течение трех лет (1995—1998) ограничений на дальнейшее снижение курса обмена рубля на доллар. Это, конечно, имело антиинфляционное влияние, но оказывало и достаточно противоречивое воздействие на экономическое положение в России, особенно в экспортных отраслях. Кроме того, с начала 1999 г. предлагались и отчасти использовались некоторые меры налогового стимулирования производства.

Монетаристские меры в антиинфляционной политике, проводимой в России, оказались малоэффективными прежде всего из-за господства в российской инфляции факторов инфляции издержек, в том числе мощного давления быстрорастущих цен на энергетические и другие сырьевые ресурсы, а также транспортных тарифов, столь важных для сохранения единого хозяйственного пространства в огромной России (не говоря уже о разрыве прежних хозяйственных связей, вызванном распадом СССР и усилением раздробленности в самой России). Эти факторы инфляции издержек сыграли огромную негативную роль в подрыве основ экономической деятельности в стране и сокращении ее производственного потенциала.

В условиях России оказались крайне тяжелыми последствия монетаристской борьбы с инфляцией, прежде всего спад производства и экономической деятельности. Он составил более половины валового национального продукта и промышленного производства и свыше 80% инвестиций, что несовместимо с нормальным функционированием производственного аппарата в перспективе. Подобный спад производства превзошел уровень глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. на Западе. В России массовый характер приняли неплатежи всех видов, в том числе и долгосрочные задержки в выплате заработной платы и пенсий. Очевидно, что в случае ликвидации неплатежей (хотя бы заработной платы и пенсий) рост цен может оказаться гораздо выше.

Огромный спад производства в России вызывался и вызывается монетаристскими ограничениями двояким образом. С одной стороны, обусловливаемое монетаристскими ограничениями падение реальных доходов и покупательной способности широких слоев населения крайне отрицательно сказалось на производстве, особенно потребительских товаров. С другой стороны, необходимо учитывать специфическое взаимодействие монетаристских ограничений с факторами инфляции издержек.

Инфляция спроса и инфляция издержек имеют в своей основе нарушение денежного обращения, однако их механизм различен. В инфляции спроса денежная масса выступает и как основа, и как главная причина роста цен. Поэтому антиинфляционные меры монетаристского характера, ведущие к сокращению платежеспособного спроса и денежной массы, действуют против подобной инфляции весьма эффективно. Но в инфляции издержек деньги, являясь ее основой, выступают в иной, пассивной роли; в инфляции этого типа первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.

Вызванное этими неденежными факторами повышение цен требует подтягивания денежной массы (с учетом скорости ее обращения) к возросшему уровню цен. В условиях рыночной экономики с развитой и гибкой кредитно-денежной сферой такое подтягивание происходит автоматически. При его отсутствии возникает острая нехватка платежных средств, и результатом инфляции издержек становится не рост цен, а либо кризисное сокращение производства, либо меры компенсации нехватки национальных платежных средств (вовлечение в национальный оборот твердой валюты других стран, прежде всего доллара, появление суррогатных квазиденег; развитие бартера и массовых взаимных неплатежей и др.), либо то и другое. Иначе говоря, снижение инфляции в России за 1992 г. — первую половину 1998 г. произошло в значительной степени за счет падения производства, что при прочих социально-экономических отрицательных явлениях сделало крайне непрочным и само замедление инфляции.

Резкое падение производства привело к заметному сокращению поступлений налогов в госбюджет и обусловило (наряду с малыми доходами от неэффективно проведенной приватизации) резкое сокращение его объема (по оценке в постоянной покупательной способности рубля). Это и было глубинной причиной нарастающей к 1998 г. финансовой дестабилизации, несмотря на видимые успехи в борьбе с высокой инфляцией.

Единственным надежным путем предотвращения этой дестабилизации могло бы стать расширение налоговой базы на основе оживления и подъема реального сектора производства, в том числе в случае необходимости и с помощью действенных мер государственного регулирования. К сожалению, государство не пошло по этому пути и выбрало в качестве решающего источника пополнения доходов госбюджета расширенный выпуск и продажу внутренним и внешним заемщикам государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

Пирамида ГКО, с одной стороны, из-за крайне высокой доходности привлекла внутренних и внешних заемщиков, но, с другой стороны, способствовала уменьшению и без того небольших инвестиций в гораздо менее доходный сектор реального производства (тем самым усугубив экономическую и финансовую дестабилизацию). К тому же обслуживание пирамиды ГКО требовало все возрастающих государственных расходов, которые, превысив к середине 1998 г. объем налоговых поступлений в наличных деньгах, оказались для государства неподъемными. Это и привело 17 августа 1998 г. к краху пирамиды, который, в свою очередь, вызвал развал ряда других экономических структур и инструментов. К последствиям кризиса относятся возвращение к плавающему курсу обмена рубля на доллар и другую твердую валюту и вызванная этим огромная девальвация (обесценение) рубля. В России вновь усилилась инфляция. В целом за 1998 г. потребительские цены, по официальным данным, возросли в 1,84 раза. В результате оказались сведенными на нет все усилия и жертвы в предшествующей борьбе с инфляцией, более того, возникла опасность еще большего ее усиления.


3. Индексация денежных доходов граждан

 

3.1 Индексация доходов и начисленной заработной платы

 

Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.

Индексация доходов населения — одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы и других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и качественных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности

 

3.2 Правовые основы индексации

 

В связи с негативными тенденциями в формировании реальной заработной платы и других доходов населения в современных российских условиях весьма остро ощущается необходимость их индексации.

Правовые основы и механизмы ее осуществления определены еще в 1992 г. Законом Российской Федерации «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», статьей 811 КЗоТ РФ и указом президента РФ от 28 марта 1993 г. N 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации»

 (Текст указа президента РФ от 28 марта 1993 г. N 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации:

«В целях обеспечения защиты сбережений граждан Российской Федерации и повышения их доверия к банковским учреждениями страны постановляю:

1. Признать целесообразным создание Федерального фонда страхования активов банковских учреждений России, образуемых за счет привлечения вкладов (депозитов) граждан Российской Федерации (далее - Фонд).

2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации в месячный срок разработать и внести на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации предложения об образовании в установленном порядке и деятельности Фонда, имея ввиду, что: средства Фонда формируются как за счет регулярных взносов банковских учреждений России, имеющих право привлечения вкладов (депозитов) населения, так и за счет дополнительных средств из республиканского бюджета РОссийской Федерации;

средства Фонда расходуются на страхование активов банковских учреждений только в той части, которая образуется за счет вкладов (депозитов) лиц, являющихся гражданами Российской Федерации;

из средств Фонда выплачиваются полные или частичные (дифференцированные в зависимости от категорий вкладчиков и размера вкладов (депозитов) компенсации вкладчикам банковских учреждений в случае невозможности удовлетворения их имущественных требований при прекращении банковских учреждений в результате несостоятельности (банкротства)

средства Фонда не подлежат изъятию и расходованию на цели, не связанные с его назначением.

3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации передать в Фонд перечисленные коммерческими банками отчисления, производимые в 1992-1993 гг. в фонд страхования депозитов.

4. Рекомендовать Сберегательному банку Российской Федерации повысить процентные ставки по срочным вкладам населения.

5. Совету Министров - Правительству Российской Федерации подготовить предложения по реализации в апреле-мае 1993 года активов Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням на сумму 400 млрд. рублей для осуществления первоочередных неотложных мер по компенсации малоимущим категориям населения потерь от обесценивания вкладов.

6. Совету Министров - Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком российской Федерации и сберегательным банком Российской Федерации подготовить дополнительные предложения о механизме и формах компенсации потерь граждан Российской Федерации от обесценивания принадлежащих им вкладов (депозитов).

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

 (Москва, Кремль, 28 марта 1993 года, N 409)[7]

 К сожалению, в полной мере механизмы, предусмотренные этими нормативными актами, в практике хозяйствования не задействованы.

Между тем мировой опыт свидетельствует, что индексация как устанавливаемый государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен позволяет поддерживать покупательную способность денежных доходов и сбережений. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий др.). Такого рода меры периодически осуществляются, но, поскольку темпы повышения государственных гарантий отстают от роста цен, они не достигают своих целей.

В соответствии с законом об индексации денежных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...