Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировой опыт индексации доходов

 

Индексация как метод защиты номинальной заработной платы от инфляции получил распространение в развитых странах с рыночной экономикой вскоре после окончания Второй мировой войны.

Механизмы индексации в зарубежных странах создавались прежде всего для поддержания покупательной способности малоимущих, т. е. обеспечения им материальной возможности приобретать фиксированный набор потребительских благ. Кроме того, индексация направлена и на поддержание определенного уровня жизни путем периодического обновления минимального набора потребительских благ, а также на сохранение постоянного соотношения между уровнем жизни лиц, охваченных государственными программами социального обеспечения, и работающей частью населения. Этот подход увязывает социальные выплаты с состоянием экономики.

В соответствии со степенью охвата граждан индексацией развитые страны можно подразделить на четыре категории:

— страны, где практически все население охвачено индексацией (Бельгия, Дания, Исландия, Италия и др.);

— страны, где индексация применяется лишь по отношению к определенным социальным группам (как правило, на основе соответствующего пункта в коллективных договорах) (Канада, Франция, Швейцария, США и др.);

— страны, где индексация практически не применяется (Австрия, ФРГ, Япония, Швеция и др.);

— страны, где курс на осуществление индексации подвергается значительным колебаниям в контексте общей политики доходов, направленной на борьбу с инфляцией (например, Нидерланды, Норвегия и Финляндия).

В государствах, относящихся к первой группе, широкое распространение индексации в значительной степени связано с существованием хорошо отлаженной системы коллективных договоров, которая находится под постоянным контролем профсоюзных объединений. Любые прецеденты и формы социального партнерства становятся в этих странах предметом общенациональной политики. Благодаря этому индексационные меры обуславливают здесь значительную долю прироста номинальной заработной платы. В странах второй группы, где индексацией охватывается лишь часть рабочей силы, например в США, доля несельскохозяйственных рабочих, охваченных индексацией, составляет, по некоторым оценкам, около 10 процентов. В то же время среди рабочих, имеющих свои профсоюзы, эта доля значительно выше — около 40 процентов. Во Франции индексация сверх прожиточного минимума была запрещена специальным постановлением правительства.

Отличительная особенность данной группы стран — большое разнообразие применяемых механизмов индексирования, вплоть до внутриотраслевого.

В странах третьей группы, где индексация практически не применяется, подавляющее число представителей предпринимательских и рабочих кругов считает, что автоматический регулирующий механизм индексации существенно ограничивает права и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров.

К четвертой группе относятся страны, в которых осуществляются жесткие ограничительные меры по отношению к политике индексации. Эти меры могут предусматривать, в частности, установление верхнего предела роста заработной платы, предельный коэффициент ее индексационного прироста и др.

Так, в Финляндии после значительного обесценения национальной валюты в октябре 1967 года правительством и представителями различных профессиональных союзов был подписан договор, согласно которому профсоюзы отказывались от применения механизма автоматического регулирования заработной платы. Вновь пункт об индексации появился в коллективных договорах лишь в 1979 году. То же самое можно сказать и о Норвегии, где индексация применялась довольно долго.

Таким образом, некоторые правительства, ограничивая или вовсе отменяя индексацию, предпринимали усилия по сдерживанию роста заработной платы в условиях роста цен.

Однако порой, как это ни парадоксально, такая политика может быть построена и на введении индексации. В качестве примера можно привести Австралию, где индексация была вновь введена в 1975 году, когда инфляция достигла наивысшего уровня.

Жесткий контроль за ростом номинальной заработной платы был одной из составляющих стабилизационной программы в Польше в 1990 году.

В отличие от Югославии, где реализация стабилизационной программы предусматривала замораживание зарплаты в полном объеме, в Польше, наоборот, был принят механизм ее частичной индексации посредством применения специальных коэффициентов допустимого роста фонда оплаты труда. Величина этих коэффициентов в различные периоды составляла, к примеру, 0,2; 0,3; 0,6 и даже достигала значения 1,0.

Как видно из приведенных примеров, официальная политика в области доходов в различных странах строится на диаметрально противоположных подходах к осуществлению индексации. Тем не менее они доказательно иллюстрируют, что сама проблема принятия индексационных мер для регулирования доходов в условиях роста цен возникает практически повсеместно. Выбор параметров механизма индексации обычно производится на основе определенных принципов. Практический опыт стран с высокоэффективной рыночной экономикой показывает, что целью при этом выступает уже не столько сохранение определенного уровня жизни, сколько поддержание существующих стандартов ее качества. При наличии подобного подхода могут быть сконструированы самые разные механизмы индексации заработной платы за счет применения специально разработанных индексов потребительских цен (ИПЦ). Так, в США в годы топливно-энергетического кризиса многократный рост цен на импортируемую нефть выразился в значительном росте ИПЦ и привел к быстрому увеличению размеров выплат. В этой ситуации механизм индексации был модифицирован, из минимального набора потребительских благ были исключены те, цены на которые растут особенно быстро.

Другой, еще более распространенной модификацией указанного принципа является поддержание способности занятого населения приобретать фиксированный набор благ на уровне прожиточного минимума.

С учетом роста цен периодически пересматривается и «порог бедности» — показатель, применяемый официальной статистикой некоторых стран для оценки уровня жизни населения. В США, например, этот показатель был введен в 1960-е годы и представляет собой доход семьи из четырех человек, численно равный утроенной стоимости минимальных расходов на питание.

Прожиточный минимум для такой семьи составляет сумму, превышающую «порог бедности» на 20–40 процентов, причем в этот минимум не включаются расходы на отдых, образование, питание вне дома и т. п.

Практический опыт развитых стран показывает, что отношение к индексации как к механизму регулирования доходов населения в условиях инфляции может быть противоположным не только в различных странах, но и при разных экономических ситуациях в одной и той же стране. Противники индексации указывают главным образом на то, что политика индексации ускоряет инфляционные процессы. Анализ опыта индексаций заработной платы в девяти странах Европейского экономического сообщества не обнаружил непосредственной связи индексаций с нарастанием или торможением инфляции. Инфляция, разумеется, может значительно возрасти в результате стихийных неконтролируемых повышений заработной платы в условиях снижения уровня жизни. Но все страны ЕС контролировали темп роста номинальной заработной платы и соблюдали определенные правила индексации.

Как показывает мировой опыт, негативное воздействие индексаций на инфляционные процессы может быть ограничено, по крайней мере, тремя факторами: во-первых, временным лагом между ростом цен и повышением доходов, во-вторых, определенным государством или закрепленным в коллективном договоре ИПЦ, по достижении которого принимаются индексационные меры, и, в третьих, формулой выплаты компенсаций. Важнейшим элементом формулы выплаты компенсаций является так называемый «порог» индексации, т. е. заранее установленный государством (или закрепленный в коллективном договоре) уровень роста цен, по достижении которого осуществляется индексация.

Так, например, в Швейцарии ряд договоров зафиксировал «порог» на уровне четырех-пяти процентов, что было значительной величиной.

Другой подход реализует схему, согласно которой заработная плата повышается почти параллельно с ростом цен. Темп повышения оплаты труда в этом случае также зависит от установленного порога повышения индекса цен. Например, в США и Канаде таким «порогом» является повышение ИПЦ на 0,3 или 0,4 пункта, при этом часовая заработная плата повышается на один цент.В 1980 году в Италии «порог» был равен одному пункту индекса, в Бельгии — двум процентам, в Люксембурге – двум с половиной процентам.

На практике между ростом цен и индексацией неизбежен определенный временный шаг, поскольку регулирование доходов осуществляется, как правило, лишь после того, как рост цен достигнет определенного уровня. Естественно, что это перманентное запаздывание может подорвать эффективность индексации как средства защиты реальной заработной платы от инфляции. Поэтому обычно индексация основывается на усредненном значении индекса цен за определенный период, например два-три месяца, по прохождении которых производятся компенсационные выплаты.

Система, основанная на минимальном лаге, когда автоматическая корректировка доходов осуществляется ежемесячно, применяется в Бельгии и Люксембурге. В Австралии, Дании и Нидерландах заработная плата пересматривается, как правило, раз в полгода. Формулы регулирования компенсаций, применяемые в странах с высокоэффективной рыночной экономикой, могут быть условно подразделены на три категории:

пропорциональная компенсация, которая обычно выражается в процентах и не затрагивает дифференциацию в заработной плате;

фиксированная компенсация, которая способствует уменьшению дифференциации в оплате труда, поскольку та же самая сумма у низкооплачиваемых составляет большую долю в процентах, чем у высокооплачиваемых (Канада, Дания, США);

смешанная компенсация, сочетающая в себе элементы пропорциональной и фиксированной компенсации в зависимости от размеров заработка (Австралия). Из восточно-европейских стран механизм индексации доходов в наиболее развернутом виде действовал в Болгарии и Польше, где во второй половине 1980-х годов было введено ежегодное автоматическое повышение минимальной заработной платы в зависимости от роста средней зарплаты. В 1989 году в связи с безудержным ростом цен минимальная заработная плата, как и норматив безналогового роста фонда заработной платы, увеличивался трижды.

В Болгарии индексация должна была осуществляться два раза в год, но если рост цен превысит 10 процентов по сравнению с ценами базисного периода или прошлой индексации, то — с начала следующего месяца. Индекс роста цен определялся на основе потребительской корзины, включающей 600 наименований товаров и услуг, которая соответствует социальному минимуму. Размер компенсации дифференцировался в зависимости от величины дохода. В полном размере, т.е. пропорционально росту потребительских цен, она выплачивалась к заработной плате, не превышающей 1,7 минимальной зарплаты, и к пенсиям, не превышающим 1,5 минимального размера пенсии по старости. На 60 процентов роста потребительских цен компенсировалась зарплата, составляющая от 1,7 до 3 минимальных ее величин, и пенсии в интервале от 1,5 до 3 минимальных ее уровней, но не ниже размера компенсации для 1,5 величины минимальной пенсии. Далее компенсация прогрессивно снижается: при зарплате, превышающей минимальную в 3–4,5 раза, она выплачивается в размере, установленном для трех минимальных зарплат; при зарплате, превышающей минимум в 4,5 раза, компенсация равна предусмотренной для минимальной зарплаты. Если пенсия превышает минимальный ее размер более чем в три раза, то компенсация выплачивается в размере, полагающемся для трех минимальных пенсий.

Важным фактором, влияющим на положение малообеспеченных слоев населения, является государственная система социальной помощи. В США, например, в целом выплаты по линии социального обеспечения снижают уровень распространения бедности примерно вдвое.

Система социальной помощи включает в США несколько программ:

— программа обеспечения гарантированного дохода престарелых и нетрудоспособных инвалидов. Она действует с 1974 года и предусматривает выплаты государственного денежного пособия в размере примерно 60 процентов от уровня дохода «порога бедности». С ростом потребительских цен величина этого пособия корректируется;

— программа помощи семьям, имеющим детей, направлена на помощь многодетным семьям с низким доходом (как правило, семьи вдов, разведенных женщин и матерей-одиночек). Федеральное правительство финансирует примерно 60 процентов этой программы, а остальное приходится на штаты. Там и устанавливаются критерии нуждаемости;

— программа продовольственных талонов, получившая довольно широкое распространение в 1980-е годы (одновременно были урезаны программы школьных завтраков и помощи малообеспеченным матерям с грудными детьми). Право на получение таких талонов имеют лица или семьи, где доход не превышает 125 процентов «порога бедности». Талоны выдаются бесплатно (самым бедным) или по сниженным ценам. В 1987 году средняя стоимость талонов составляла 65 долларов в месяц на человека.

Семьям с низшими доходами предоставляются также жилищные дотации, в среднем две тысячи долларов в год на семью. Эта сумма на фоне высокой стоимости жилья в США — весьма незначительна. Помощь на жилье предоставляется по усмотрению государственных органов социального обеспечения в каждом конкретном случае.

В области здравоохранения в США действует федеральная программа «Медикэр», по которой частично возмещаются расходы пожилых людей на лекарства, пребывание в больнице. Однако в последние годы она все больше урезается в пользу частных страховых систем. В целом расходы на социальные нужды заметно сокращаются. В 1987 году при установлении разрядов пособий и пенсий считалось, что стоимость жизни повысилась лишь на один процент, в то время как реально она выросла на пять процентов. В восточноевропейских странах социальные выплаты и льготы для пенсионеров и семей с детьми также являются важной составляющей системы поддержки доходов населения в период инфляции. Корректировка пенсионных выплат в связи с ростом стоимости жизни производится по-разному. В Венгрии еще в 1971 году был введен механизм автоматического ежегодного повышения всех пенсий. В Чехии применяются компенсационные выплаты в связи с ростом цен. В Польше с 1983 года введен принцип ежегодного увеличения основы расчета индивидуальной пенсии и заработной платы в соответствии с ростом средней заработной платы в народном хозяйстве. В зависимости от роста цен этот перерасчет могли производить дватри раза в год или даже ежеквартально в процентах к предполагаемому размеру средней заработной платы в размере:

— 35 процентов — пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности I и II групп, а также III группы для лиц, достигших пенсионного возраста;

— 27 процентов — пенсии для инвалидов III группы, не достигших пенсионного возраста.

Перерасчет ранее назначенных пенсий в Болгарии проводился по коэффициенту, установленному исходя из соотношения уровней средней зарплаты в год назначения пенсии и в 1990 году с учетом предыдущих повышений пенсий. В результате все пенсии по старости и за выслугу лет, а также пенсии по инвалидности, назначенные до 1970 года, были скорректированы при помощи коэффициента — 1,45, а за период с 1971 по 1989 год — коэффициента, снижающегося с 1,44 до 1,03. Благодаря этому перерасчету удалось значительно сократить долю пенсионеров, получающих минимальные пенсионные выплаты.

Возросли и надбавки по уходу за инвалидами, вместо фиксированной ставки теперь они установлены в размере 50 процентов социальной пенсии (составляющей почти две трети минимальной зарплаты). Это обусловило возможность ее систематического увеличения.

Что касается других социальных выплат, то в Болгарии, например, семейные пособия компенсировались в полном объеме увеличения расходов на содержание детей; пособия по уходу за детьми в возрасте до двух лет — в размере увеличения минимальной заработной платы; стипендии учащимся — в проценте, равном росту цен; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия и другие выплаты безработным — аналогично заработной плате, с которой они начисляются. Следует отметить, что наряду с денежными выплатами компенсация выплачивалась в виде акций, облигаций, срочных вкладов и т. д. Предполагалась также индексация некоторых сберегательных вкладов населения. Насколько применяемые методы индексации в развитых странах были эффективны, можно судить по данным таблицы[1].

Таблица

Динамика цен товаров и труда в промышленно развитых странах (в процентах)*

  1980 1990 2000 2005
Заработная плата 140 414 709 820
Потребительские цены 122 289 476 540
Реальная зарплата 115 143 149 152
Относительное изменение потребительских цен 87 70 67 66

 

Приведенные данные показывают, что в течение длительного периода с 1990-го по 2005 год экономика этих стран развивалась при умеренной инфляции, обусловленной опережением темпов роста оплаты труда над индексом роста цен. В результате, несмотря на рост потребительских цен в 5,4 раза, относительно заработной платы они снизились на 34 пункта. В последующие годы темпы роста цен несколько обгоняли темпы роста заработной платы. Так, с 2005-го по 2008 год цены здесь возросли на 4,4 процента, а заработная плата на 3,6 процента. Но созданный ранее разрыв в пользу заработной платы позволил смягчить неблагоприятные последствия относительного сокращения покупательной способности доходов населения.

 

3.5 Источники средств для индексации

 

В качестве источников средств для индексации, согласно Указу Президента РФ от 12 декабря 1993 г. № 2288, выступают:

• оплаты труда работников бюджетных организаций (учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и др.), социальных пенсий и пособий — ассигнования из соответствующих бюджетов;

• оплаты работников предприятий, реализующих продукцию (услуги) по государственным фиксированным ценам и тарифам, при недостатке средств на оплату по независящим от них причинам — бюджетные средства в порядке, определяемом правительством;

• оплаты труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на произведенные товары и услуги, общественных организаций (объединений) и их представителей — собственные средства этих предприятий и организаций;

• государственных пенсий — средства Пенсионного фонда РФ, в том числе средства, передаваемые в этот фонд из федерального бюджета для выплаты пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также приравненным к ним в этом отношении категориям граждан и их семьям;

• социальных пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования РФ, — средства этого фонда;

• пособий по безработице — средства Государственного фонда занятости РФ;

• государственных стипендий — ассигнования из соответствующих бюджетов;

• сбережений граждан в Сберегательном банке — доходы банка;

• доходов по государственным ценным бумагам и государственным займам — ассигнования из федерального бюджета.

На практике, как уже отмечалось, меры, установленные законодательством об индексации доходов граждан, в полной мере не осуществляются. Существенное отставание темпов роста доходов от роста потребительских цен на товары и тарифов на услуги влечет за собой падение реальных доходов населения. С особой остротой эти проблемы возникли в результате отказа государства от выплат по внутреннему и внешнему долгу и фактической девальвации валюты Российской Федерации в августе 1998 г.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ постановлением от 11 сентября 1998 г. дала поручение комитетам по делам общественных объединений, по труду и социальной политике, по бюджету, налогам и финансам организовать подготовку проекта федерального закона об индексации денежных доходов и гарантий сохранности сбережений граждан Российской Федерации. Однако этот закон еще не принят.


4. Методы борьбы с инфляцией

 

Правительство каждой страны, находящейся в экономическом кризисе, должно в первую очередь проводить антиинфляционную политику. При этом крайне желательно, чтобы правительство, одной рукой борясь с инфляцией (в том числе и за счет простых граждан), другой рукой не усугубляло ситуацию в экономике своими непродуманными или даже своекорыстными эгоистичными действиями. Методы борьбы с инфляцией могут быть как прямыми директивными, так и косвенными.

 

4.1 Косвенные методы

 

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком (регулируя собственно денежную массу не следует забывать, что государственные ценные бумаги это тоже по сути деньги – и те, и другие эмитируются государством);

2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком, при этом в условиях борьбы с инфляцией необходимо поддержание жесточайшей финансовой дисциплины;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Именно эти меры были использованы Центробанком России под управлением Т.Парамоновой для обуздания инфляции в 1995 году.

 

4.2 Прямые методы.

 

 Прямые методы регулирования покупательной способности национальной денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

 1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

 2. Государственное регулирование цен;

 3. Государственное (в том числе и по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы (эта мера должна сочетаться с поддержанием жесткой фискальной дисциплины, иначе зарплаты «уходят в тень»);

 4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 К подобного рода мерам прибегать в России не рискуют, считая их почему-то «нерыночными», хотя все остальные страны «с рыночной экономикой» с успехом их применяют.

 

4.3 Специфика России. Борьба с коррупцией

 

 Высокий уровень коррупции в органах исполнительной и законодательной власти традиционен для России. Однако коррупция давно не имела такого размаха, который был достигнут в период перехода к рыночной системе хозяйствования. Впервые за долгие века существования Российского государства коррупция стала реально угрожать самому существованию страны и оказывать влияние на нормальное функционирование экономики. Подобного же уровня коррупция в России достигала только накануне событий Смутного времени и в период, предшествовавший падению самодержавия.

 Ранее было описано, какими именно способами коррупция влияет на рост темпов инфляции как при инфляции спроса, так и при инфляции предложения. Фактор коррупции не подчиняется нормальным экономическим законам, поскольку корни ее лежат в сфере этносоциальных, а не экономических отношений, и это обстоятельство усугубляет сложность стабилизации экономической ситуации чисто рыночными методами. При этом бороться с коррупцией можно только жесткими карательными и политическими методами, реальных возможностей самоограничения коррупции не существует – она исчезнет только с гибелью пораженного ею государственного аппарата.

 На сегодняшний день, пока коррупционеры имеют возможность в угоду своим корыстным интересам проводить на самом высоком уровне решения, выгодные лично им, но губительные для экономики страны, ни о каком снижении темпов инфляции не может быть и речи (яркий пример из недавних – введение так называемого обязательного страхования автогражданской ответственности. В результате страховые компании получили ничем не обоснованные миллиардные прибыли, а рост транспортных тарифов спровоцировал очередной виток инфляции, и все это под убаюкивающие увещевания правительства о борьбе с инфляцией). Кроме того, выше было сказано, что ряд коррумпированных государственных чиновников непосредственно заинтересован в ее росте как основе собственного благосостояния. Сейчас эти люди считаю себя хозяевами жизни, и не имеют ни малейшего желания превращаться в обычных скромных чиновников, коими они и должны быть при нормально функционирующей экономике. Бюрократические корпоративные интересы тут тесно переплетаются с интересами коррумпированных руководителей и интересами лидеров преступного мира. В любой более или менее развитой стране также существует коррупция, но в отличие от России даже только подозрение в коррупции автоматически влечет отставку чиновника. У нас же лицо, неоднократно уличенное в расхищении казенных средств может, как ни в чем не бывало, продолжать занимать руководящие посты и даже успешно продвигаться в правительственной иерархии, занимать высшие выборные должности. При сохранении такого порядка вещей вскрытие фактов коррупции становится бессмысленным, а борьба с коррупцией сводится к отлову мелких местных коррупционеров (или используется для сведения личных счетов), не способных реально влиять на положение экономики - и страны в целом, и отдельных ее регионов, хотя и наносящих стране ощутимый ущерб. Дополнительные трудности создает вполне понятное нежелание законодателей дать реальную юридическую базу для борьбы с коррупцией. По сегодняшний день единственным документом, хоть как-то регламентирующим борьбу с коррупцией остается президентский Указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".

 Вследствие всего вышеизложенного есть основания полагать, что общепринятые методы оздоровления экономики неприменимы в сегодняшней российской действительности. Именно поэтому даже благие намерения различных международных организаций как правило приводят только к осложнению экономической ситуации в стране. Видимо без учета национальной специфики, в том числе и разгула коррупции, невозможна в принципе выработка адекватных мер противодействия росту инфляции.

 

4.4 Первоочередные антиинфляционные методы

 

 Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

 1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов, исключающую возможность даже временного падения сельскохозяйственного производства:

 а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая (подобная практика действительно была введена, и именно она, а не мифические «фермеры» и «инвесторы», позволила сохранить реальное сельскохозяйственное производство – прим.автора), государственная поддержка сельских хозяйств, работающих на удовлетворение потребностей рынка продовольствия;

 б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы (в первую очередь – электроэнергию и энергоносители) на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

 2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств (сейчас эта мера уже неактуальна – прим.автора).

 3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

 4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль или налог с продаж, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли (некоторое время в России успешно сосуществовали налог с продаж и налог на добавленную стоимость, чего кстати, не было ни в одной другой стране. В результате почему-то отменили именно налог с продаж, хотя его собирать проще всего - прим. автора).

 5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

 6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

 а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг (семейное предприятие госпожи Хакамады в качестве стимула не рассматривается – прим. автора). Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен (вот здесь обязательное страхование было действительно целесообразным, попутно это было бы действенной мерой против «фирм-однодневок» - прим.автора);

 б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора. Собственно говоря, стихийно такие структуры уже давно возникли, необходимо просто легализовать их существование и оказать им необходимую государственную поддержку.

 7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах (помимо прочего, это позволило бы избежать ущерба от массового фиктивного «возврата НДС» - прим.автора).

Статьи

«Электронная версия бюллетеня «Население и общество»

Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Покупательная способность доходов и потребление населения: состояние и перспективы:

Объемы, структурные и качественные характеристики потребления населения определяются и будут определяться в долгосрочной перспективе целым рядом обстоятельств, но прежде всего покупательной способностью доходов. Уровень и покупательная способность доходов и характеристики потребления во многом будут зависеть от общего объема ВВП и его душевых значений, которые, как это планируется, будут расти. Здесь весьма важна структура использования национального дохода, в частности, доля, идущая непосредственно на конечное потребление населения, которая в перспективе сократится. Это может произойти, в частности, под влиянием неизбежного роста затрат на инвестирование в развитие и модернизацию производства, в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки, что неизбежно повлечет за собой увеличение оборонных расходов, и по ряду других причин. Во многом покупательная способность доходов населения будет зависеть от состояния и прогресса в области совершенствования распределительных отношений и, соответственно, от проводимой социальной политики.

Покупательная способность доходов выражается с помощью различных показателей, таких, например, как количество того или иного продукта питания, которое можно приобрести за стоимость единицы рабочего времени, количество продуктовых наборов, которое доступно купить за среднюю месячную заработную плату, и некоторых других. Однако для целей прогнозирования в качестве интегрального индикатора покупательной способности доходов в наибольшей степени подходит такой показатель, как соотношение уровня доходов населения и стоимости жизни. В этом расчетно-статистическом показателе уровень доходов конкретно выражается через значение среднедушевого денежного дохода населения, а стоимость жизни представлена стоимостью некоторого фиксированного набора потребительских благ (ФПН), в качестве которого с точки зрения проведения прогнозных расчетов удобно использовать стоимость минимального потребительского набора, взятого из прожиточного минимума базового года прогнозирования. Значение этого показателя будет выражаться числом ФПН, которое позволит приобрести среднедушевой месячный денежный доход.

Рост доходов населения. Поскольку, как это предполагается, в предстоящем периоде будет происходить экономический рост, доходы населения также будут расти. К наиболее представительным и употребимым макроэкономическим показателям, укрупненно характеризующим доходы населения, в настоящее время относят прежде всего реально располагаемые доходы домашних хозяйств. Исходя из динамики "Основных показателей прогноза социально-экономического развития России на 2000-2010 годы" (см. пояснения к таблице 1), можно прогнозировать, что изменения ситуации в сфере доходов населения в перспективе определятся достаточно устойчивым ростом реальных располагаемых доходов населения - от 7 до 13% в год.


Таблица 1. Важнейшие показатели прогноза социально-экономического развития России на период до 2015 года

годы

Умеренный вариант

Оптимистический вариант

ВВП, % к предыдущему периоду Инфляция, % к предыдущему периоду Реальные располагаемые доходы населения, % к предыдущему периоду ВВП, % к предыдущему периоду Инфляция, % к предыдущему периоду Реальные располагаемые доходы населения, % к предыдущему периоду
2000 110 120,2 111,9 110 120,2 111,9
2001 105 118,6 108,5 105 118,6 108,5
2002 104,3 115,1 109,9 104,3 115,1 109,9
2003 107,3 112 114,5 107,3 112 115
2004 105 111,5 110 107 110 113
2005 105,2 111 109 105,9
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...