О Миропомазании. О Причащении
О Миропомазании
304. ЧТО ТАКОЕ МИРОПОМАЗАНИЕ? Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний — ред. ), во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. 305. ЧТО ГОВОРИТСЯ ОБ ЭТОМ ТАИНСТВЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ? О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у евангелиста Иоанна: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2: 20, 27). Подобным образом и апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1: 21-22). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго. 306. О ВНЕШНЕМ ДЕЙСТВИИ МИРОПОМАЗАНИЯ следует предполагать, что слова евангелиста Иоанна относятся и к нему. Также известно, что апостолы, для подавания крещаемым даров Святого Духа, употребляли рукоположение (см. Деян. 8: 14-17). Преемники же апостолов вместо этого стали употреблять Миропомазание , чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (см. Исх. 30: 25; 3 Цар. 1: 39. Святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 4). 307. В ЧЁМ СОСТОИТ ОСОБЕННОСТЬ СВЯТОГО МИРА? Право освящать святое миро принадлежит высшим иерархам как преемникам апостолов, совершавших рукоположение для подавания даров Святого Духа. 308. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОМАЗАНИЕ СВЯТЫМ МИРОМ ЧАСТЕЙ ТЕЛА?
Помазание чела (лба) означает освящение ума или мыслей. 309. ПОМАЗАНИЕ ГРУДИ — освящение сердца или желаний. 310. ПОМАЗАНИЕ ГЛАЗ, УШЕЙ И ГУБ — освящение чувств. 311. ПОМАЗАНИЕ РУК И НОГ — освящение дел и всего поведения христианина.
О Причащении
312. ЧТО ТАКОЕ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ? Причащение (или Евхаристия) есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни. 313. КАК ЭТО ТАИНСТВО УСТАНОВЛЕНО? Таинство Причащения Господь Иисус Христос в первый раз совершил непосредственно перед Своими страданиями, предварительно представив в нём живое изображение этих страданий. Причастив апостолов, Он в то же время дал им заповедь всегда совершать это Таинство. 314. КАКОВО МЕСТО ЭТОГО ТАИНСТВА В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛУЖЕНИИ? Таинство Причащения составляет главную и существенную часть христианского богослужения. 315. ВО ВРЕМЯ КАКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ СОВЕРШАЕТСЯ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ? Таинство Причащения совершается за Литургией. 316. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ЛИТУРГИЯ? Слово литургия значит общественное служение. Однако Литургией именуется только то богослужение, за которым совершается Таинство Причащения. 317. ГДЕ ДОЛЖНА СОВЕРШАТЬСЯ ЛИТУРГИЯ? Литургия должна совершаться в храме, в котором имеется трапеза (престол) или, вместо трапезы, антиминс , обязательно освященные архиереем. 318. ПОЧЕМУ ХРАМ ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ЦЕРКОВЬЮ? Храм называется церковью потому, что в нём для молитвы и Таинств собираются составляющие Церковь верующие. 319. ПОЧЕМУ ТРАПЕЗУ ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕСТОЛОМ? Трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом потому, что на ней Иисус Христос таинственно присутствует как Царь. 320. КАКОВ ОБЩИЙ ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ? Общий порядок Литургии следующий: приготовляется вещество для Таинства; верующие готовятся к Таинству; совершается само Таинство.
321. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ ЛИТУРГИИ, НА КОТОРОЙ ПРИГОТОВЛЯЕТСЯ ВЕЩЕСТВО ДЛЯ ТАИНСТВА? Часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется проскомидия. 322. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ПРОСКОМИДИЯ»? Слово проскомидия означает принесение. 323. ПОЧЕМУ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЛИТУРГИИ НАЗЫВАЕТСЯ ПРОСКОМИДИЕЙ? Первая часть Литургии называется проскомидией в соответствии с обычаем первых христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется просфора , что значит приношение. 324. В ЧЁМ СОСТОИТ СМЫСЛ ПРОСКОМИДИИ? Проскомидия, как часть Литургии, есть воспоминание пророчеств и прообразований, а отчасти и самих событий, относящихся к рождению и страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства, и вливается в священный сосуд необходимое количество вина, соединённого с водой. При этом священнодействующий поминает всю Церковь и прославленных святых, молится о живых и умерших, о властях и о тех, кто по вере и с усердием принёс просфоры или приношения. 325. КАКОЙ ХЛЕБ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРОСКОМИДИИ? Для Таинства используется хлеб, соответствующий понятию хлеба, и какового требует святость Таинства, пример Господа Иисуса Христа и апостолов, т. е.: хлеб квасной, чистый, пшеничный. 326. ПОЧЕМУ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ОДИН ХЛЕБ? Употребляющийся для Причащения один хлеб означает, по объяснению апостола, то, что «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10: 17). 327. ПОЧЕМУ ПРИГОТОВЛЕННЫЙ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ ХЛЕБ НАЗЫВАЕТСЯ АГНЦЕМ? Хлеб, приготовленный для Причащения, называется агнцем , поскольку является образом страждущего Иисуса Христа, прообразом Которого в Ветхом Завете служил Агнец пасхальный. 328. ЧТО ТАКОЕ АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ? Агнец пасхальный — это ягнёнок, которого израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели в память об избавлении от гибели в Египте. 329. ПОЧЕМУ ВИНО ДЛЯ ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНИЯ СОЕДИНЯЕТСЯ С ВОДОЙ? Вино для Таинства Причащения соединяется с водой потому, что это священнодействие совершается по образу страдания Христа, когда из раны, нанесенной Ему в ребро, истекли кровь и вода.
330. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ ЛИТУРГИИ, НА КОТОРОЙ ВЕРУЮЩИЕ ПРИГОТОВЛЯЮТСЯ К ТАИНСТВУ? Часть Литургии, на которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали Литургией оглашённых. Кроме крещёных и допускаемых к Причащению, присутствовать на ней могут и оглашённые , т. е. готовящиеся к Крещению, а также кающиеся, не допускаемые к Причащению. 331. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЁННЫХ? Литургия оглашённых начинается благословением, или прославлением царства Пресвятой Троицы. 332. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЁННЫХ? Литургия оглашённых состоит из молитв, песнопений, чтения книг Апостольских и Евангелия. 333. ЧЕМ ОКАНЧИВАЕТСЯ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЁННЫХ? Литургия оглашённых оканчивается повелением оглашённым выйти из храма. 334. ЧТО ТАКОЕ ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ? Часть Литургии, за которой совершается Таинство Причащения, называется Литургией верных. На этом Богослужении имеют право быть одни верные, т. е. принявшие Крещение. 335. КАКОВО ВАЖНЕЙШЕЕ ДЕЙСТВИЕ ЛИТУРГИИ ВЕРНЫХ? Важнейшим действием Литургии верных является произнесение слов, сказанных Иисусом Христом при установлении Таинства: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета» … (Мф. 26: 26-28); и затем — призывание Святого Духа и благословение Даров , т. е. принесённого хлеба и вина. 336. В ЧЁМ СМЫСЛ ЭТОГО ДЕЙСТВИЯ? В это время после троекратного благословения хлеба и вина они прелагаются или пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову. 337. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВО «ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ»? В изложении веры Восточных Патриархов сказано, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа. Этого нельзя постичь никому, кроме Бога. Показывается только то, что истинно, действительно и существом хлеб становится самым истинным Телом Господа, а вино — самой Кровью Господа. Подобно тому святой Иоанн Дамаскин о Святых и Пречистых Тайнах Господних пишет: «Тело есть поистине соединённое с Божеством, именно то, которое было воспринято от Пресвятой Девы. Но не сходит с небес вознёсшееся Тело, а хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Если хочешь понять, как это происходит, то достаточно знать, что схождением Святого Духа. Таким же путём и от Богородицы Себе Самому и в Себе Самом составил Святым Духом Господь плоть. Более не знаю того, что Слово Божие истинно, действительно и всемогуще, действие же Его непостижимо» (Кн. 4, гл. 13, ст. 7).
338. КАК СЛЕДУЕТ ПРИСТУПАТЬ К ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ? Приступающий к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить её покаянием в грехах, чему способствуют пост и молитва. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (1 Кор. 11: 28-29). 339. ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ В ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ? Причащающийся Тела и Крови Христовой соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нём приобщается к вечной жизни. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56). «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6: 54). 340. КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПРИЧАЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ТАЙН? Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90). 341. КАКИМ ОБРАЗОМ УЧАСТВУЮТ В ЛИТУРГИИ ТЕ, КТО НЕ ПРИЧАЩАЕТСЯ СВЯТЫХ ТАЙН? Не приступающие ко Святому Причащению могут и должны участвовать в Литургии своей верой, молитвой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). 342. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ШЕСТВИЕ С ЕВАНГЕЛИЕМ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ? Когда на Литургии совершается шествие с Евангелием, вспоминается Господь Иисус Христос, явившийся на проповедь. Поэтому, во время чтения Евангелия следует иметь такое же внимание и благоговение, как если бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа. 343. КАК ВОСПРИНИМАТЬ ШЕСТВИЕ С ПРИГОТОВЛЕННЫМИ СВЯТЫМИ ДАРАМИ? Когда совершается на Литургии вход в алтарь с приготовленными Святыми Дарами, следует вспоминать шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертву на заклание, между тем как более двенадцати легионов Ангелов готовы были охранять Его как своего Царя. Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися (песнь на Литургии в Великую Субботу).
344. О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ВО ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА? В самое время совершения Таинства и во время причащения священнослужителей в алтаре следует вспоминать тайную вечерю Самого Иисуса Христа с апостолами, Его страдание, смерть и погребение. 345. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТКРЫТИЕ ЗАВЕСЫ, ЦАРСКИХ ВРАТ И ЯВЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ? Открыванием завесы и царских врат и явлением Святых Даров обозначается явление Самого Господа Иисуса Христа после воскресения. 346. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОСЛЕДНЕЕ ЯВЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ НАРОДУ? Последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются, изображается вознесение Господа Иисуса Христа на небо. 347. ВСЕГДА ЛИ ПРЕБУДЕТ ТАИНСТВО СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ В ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ? Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской продолжится до самого пришествия Христа, по слову апостола Павла: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11: 26).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|