Правовые системы, примыкающие к Романо-германской правовой семье
В силу ряда причин (колониальная экспансия, рецепция, идеологическое влияние и т.д.) вне европейских пределов оказалось немало национальных правовых систем, которые с теми или иными оговорками могут быть отнесены к Романо-германской правовой семье. Рассмотрим «латиноамериканское право», правовую систему Японии, а также, хотя прямо и не входящее в Романо-германскую правовую семью, но близкое ей «скандинавское право». Латиноамериканское право Общность исторической судьбы латиноамериканских государств, сходство социально-экономического строя и классовой структуры в большинстве из них породили и сходные политико-правовые институты. Этим обусловлено и сходство их правовых систем, что позволяет говорить о латиноамериканском праве. Многие западные компаративисты безоговорочно относят право стран Латинской Америки к Романо-германской правовой семье. Такова, в частности, позиция Дж. Вигмора, А.Шнитцера, Армижона, Нольде и Вольфа[1]. В противоположность этим авторам К. Бевилака и Энрике Мартинес Пас требовали выделить в самостоятельную группу право стран Латинской Америки среди различных правовых систем мира[2]. Латиноамериканское право, хотя и принадлежит по своей структуре и общим чертам к Романо-германской правовой семье, заслуживает того, чтобы его классифицировать в рамках этой семьи как отдельную группу ввиду особых черт, которые отличали его от других видов права этой семьи. Близость к Романо-германской системе выражается, прежде всего, в том, что в основе своей латиноамериканское право – это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам. Отсюда и другие черты сходства – примерно аналогичная система права, абстрактный характер нормы.
Кодификация законодательства в латиноамериканских республиках, с одной стороны, отразила компромисс элементов феодального и буржуазного права и, с другой стороны, являлась рычагом, способствовавшим, в конечном счете, закреплению и развитию новых капиталистических отношений на латиноамериканском континенте. Поскольку кодификация началась не сразу после завоевания независимости и длилась не один год, то в ней оказались отраженными многие особенности ситуации на континенте. Был учтен и опыт, накопленный в других странах. Все это нашло отражение в двух документах, оказавших существенное влияние на развитие латиноамериканского права (Гражданский кодекс Чили 1855г., подготовленный А. Бело; работа бразильца Тексейра де Фрейтаса о кодификации и систематизации права). Вслед за гражданским правом последовала кодификация других основных отраслей права. Были приняты, в частности, и Торговые кодексы. В латиноамериканском праве особенно значительна роль делегированного законодательства, то есть фактических актов правительственной власти, что связано, во-первых, с президентской формой правления и, во-вторых, с длительными периодами «правления военных», когда нормальная законодательная власть фактически сводится на нет. Роль обычая как источника латиноамериканского права варьирует от страны к стране; так, в Аргентине она несколько больше, а в Уругвае, наоборот, меньше. Но в целом – это субсидиарный источник и на европейском континенте он используется в случаях, оговоренных законом. А что же отличает латиноамериканское право от Романо-германской системы? Это прежде всего сфера публичного права. Если, завоевав независимость, страны Латинской Америки за модель частного права приняли право Европы, то конституционный образец они взяли в США, так как Конституция США была в то время единственной писаной действующей республиканской конституцией. Восприятие американского конституционного образца и дает основание говорить о «дуализме» латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской модели.
Другая особенность – особое внимание конституций латиноамериканских стран к институту судебного контроля за конституционностью законов, включая и использование таких процедур, которых не знает американская модель судебного конституционного контроля. Судебная практика в большинстве латиноамериканских стран не рассматривается как источник права. Латинская Америка в XX в. освобождается от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям, характерного на протяжении XIX в. для ее законодательной политики в области как публичного, так и частного права. Усиливается «тенденция в пользу учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, национального происхождения. Тексты конституций стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще и в Латинской Америке в частности»[3]. Япония Применительно к правовой системе Японии обнаруживается «дуализм» иного плана, а именно сочетание и параллельное действие традиционных норм, сложившихся в прошлом и рецепированных в конце позапрошлого века Романо-германскими правовыми моделями. Древнейшие японские законы, дошедшие до нас, во многом напоминают законы китайской династии Тан. Сама концепция права сложилась под влиянием китайской. Во главу угла она ставила «рицу», то есть уголовный закон, чему способствовали тогдашние социальные условия. Сама система получила название «рицуре» и ее жестокость привела к тому, что к праву стали относиться отрицательно. Согласно сложившейся традиции, судебному разбирательству следует предпочесть примирение. Даже рассматриваемые в суде споры в подавляющем большинстве все же разрешаются примирением. На эту традиционную систему правил, именуемых «гири», несомненно, повлияло конфуцианство. «Гири» не могут рассматриваться как правовые, а тем более законодательно санкционированные нормы. Тем не менее, они могут оказывать существенное воздействие на правовые отношения.
Развитие Японии по капиталистическому пути потребовало и модернизации права. Оно шло в основном путем рецепции европейского права. Французским профессором Г. Буассонадом были подготовлены проекты уголовного и уголовно-процессуального кодексов, во многом напоминавших французские, вступившие в силу в 1880г. Подготовка гражданского кодекса была перепоручена комиссии, состоявшей из трех японских профессоров. Проект, созданный этим комитетом в 1896-1898гг., отразил влияние французского права, германского гражданского Уложения и японского обычного права, нормы которого составители включили в семейное и наследственное право. В целом преобладало германское влияние. Законодательная система, сложившаяся в Японии после революции Мэйдза, представляла собой вариант Романо-германской правовой системы. После второй мировой войны сильное влияние на японское право оказали американские образцы (например, Конституция Японии 1946г., а также реформа уголовно-процессуального права 1948г.). В целом, однако, сохранилась прежняя кодифицированная система, костяк которой составляют шесть кодексов, дополненных значительным массивом законов и иных нормативных актов, образующих в целом систему источников, сходную с западноевропейской. Прецедент не стал источником японского права. По мнению большинства японских авторов, «гири», хотя и сохранили свое влияние в сфере права, тем не менее, его нельзя считать значительным, оно последовательно падает. Скандинавское право Римское право сыграло, несомненно, менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во Франции и Германии. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. К англо-американской системе Общего права скандинавское право также отнести нельзя. Историческое развитие правовых систем северных стран происходило совершенно независимо от английского права. К тому же скандинавское право почти не имеет таких характерных признаков Общего права, как правило прецедента, техника различий, особая роль процессуального права.
Тесные взаимосвязи северных правовых систем объясняются тем, что между скандинавскими странами всегда исторически существовали прочные политические, экономические и культурные связи. Исходным пунктом формирования права скандинавских стран стали два законодательных акта – два свода: «Кодекс короля Христиана V», принятый в Дании в 1683г. (в 1687г. его действие было распространено на Норвегию под названием «Норвежское право») и «Свод законов шведского государства» 1734г. Два эти свода и составили основу последующего развития обеих ветвей скандинавского права – датской и шведской. Развитие это проходило, разумеется, не в изоляции от развития права университетского образования в континентальной Европе. Однако оно не было отмечено событиями такого значения, как издание закона 1734г., даже если принять во внимание конституционные изменения, происшедшие в стране в 1809г. и в 1969-1975гг. Попытки провести реформы законодательства, которые структурно затрагивали бы сложившуюся систему права, делавшиеся на определенных этапах, не увенчались успехом. В настоящее время законодательство, не укладывающееся в систематику закона 1734г., охватывает многие отрасли шведского права, преимущественно те области правового регулирования, которые появились по мере социально-экономического развития страны, начиная с середины позапрошлого столетия. Хотя число законодательных предписаний, выходящих за рамки закона 1734г., значительно превысило систематизированную в соответствии с этим актом часть шведского законодательства, практическое значение закона Шведского государства еще велико. Тем не менее, и в Дании, и в Норвегии, и в Швеции отчетлива позиция, придающее важное значение судебной практике как источнику права. Это и отличает скандинавское право от Романо-германской системы, сближая его в какой-то мере с общим правом. Скандинавское право выступает как единая система не только в силу сходства исторических путей развития права, особенностей законодательства, системы источников. Особую роль играет здесь то, что скандинавские страны тесно сотрудничают в области законодательства и это процесс, начавшийся в конце позапрошлого века, привел к появлению значительного числа унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках. В скандинавских странах существовали особенно благоприятные условия для достижения если не единства, то высокого уровня гармонизации права. Их историческое развитие и языки весьма схожи, культурные связи – очень тесны, между ними не существовало серьезных политических различий, их население, географическое положение и экономический уровень развития были приблизительно одинаковыми. Все эти обстоятельства значительно облегчили правовое сотрудничество, как и то весьма существенное обстоятельство, что право в этих странах исторически развивалось параллельными путями. Таким образом, хотя скандинавское право в целом близко континентальной модели, оно вместе с тем имеет существенные специфические черты.
Семья Общего права
Семья общего права была создана в Англии после нормандского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов. Она включает кроме английского права, которое было ее основой, правовые системы всех стран английского языка за некоторыми исключениями. Влияние Общего права было значительным также во многих странах, которые политически были связаны с Англией. Общее право – это система, несущая на себе глубокий отпечаток его истории, а эта история до XVIII в. – исключительно история английского права. Данное обстоятельство является определяющим, даже если учесть, что некоторые правовые системы, например, правовая система США, в настоящее время глубоко отличается от английского права и что в других странах (Индии, Судане) право лишь частично подвергалось английскому влиянию, оставшись в сфере «личного статуса» верным своим традициям.
Английское право Сфера применения английского права ограничивается Англией и Уэльсом. Оно не является ни правом Соединенного Королевства, ни правом Великобритании, так как Северная Ирландия, Шотландия, острова Ла-Манша и остров Мэн не подчиняются английскому праву. Следует видеть различия между узкой концепцией английского права, рассматриваемого как свод юридически обязательных норм, и универсальностью этого права, понимаемого как модель для значительной части человечества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|