Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования. Мотивы поступления в вуз и технические училища. Потребность в автономии и самоутверждении. Психологические теории




Исследования

Исследования, направленные на изучение профессионального выбора, обнаруживают довольно низкий уровень его сформированности у выпускников.

Так, по данным Ю. П. Вавилова и Н. В. Андреенковой, их можно разделить на 4 группы:

1) уже определившиеся (21 % юношей и 33 % девушек);

2) колеблющиеся (соответственно 33 % и 30 %);

3) неустойчивые, «мятущиеся» (15 % и 11 %)

4) пассивные, инертные (23 % и 14 %) (Кон И. С., 1989).

 

Помимо собственно интереса к определенной профессии , потребности в самоактуализации и самовыражении , выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии , образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты , хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.

Так, по данным В. С. Собкина, для каждого второго школьника в возрасте 15–16 лет оплата труда выступает как значимый мотив (54, 1 %), а среди 17 – 18-летних ее отметили 28, 1 % опрошенных. При этом на данном возрастном рубеже повышается значимость таких мотивов, как творческий характер труда, возможность общения с людьми. Кроме того, автор отмечает и постепенное снижение идеологически клишированного мотива «возможность принести пользу людям» (в 13–14 лет – 37, 1 %, в 15–16 лет – 25, 5 %, а в 17–18 лет – 18, 8 %) (Собкин В. С., 1997).

 

Мотивы поступления в вуз и технические училища

 

Отдельного рассмотрения требуют мотивы поступления в высшие и профессионально-технические образовательные учреждения, так как порой ориентация на поступление в вуз формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности. При этом просматривается общая тенденция изменения ориентации на получение высшего образования в зависимости от возраста (в 15–16 лет – 70, 9 %, в 17–18 – 56, 9 %) и несколько увеличивается доля учащихся, ориентированных на получение среднего технического образования (Собкин В. С., 1997).

Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от социально-экономических и политических изменений в нашей стране (Ильин Е. П., 2000). Основными мотивами поступления в вуз называют следующие: желание молодого человека находиться в кругу студенческой молодежи, большое значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям подростка, ее творческие возможности. Кроме них, можно выделить и такие прагматические мотивы, как нежелание идти в армию или получение диплома о высшем образовании.

Наиболее значимыми при поступлении в профессионально-технические училища являются причины экономического характера (желание иметь в будущем хороший заработок – 34, 3 %, стремление быстрее стать самостоятельным и материально независимым – 30, 5 %) и непосредственная профессиональная ориентация (привлекательность будущей профессии – 29, 2 %, стремление получить хорошую профессиональную подготовку – 24, 7 %). Наряду с этим значительная часть учащихся технических училищ (каждый 4–5-й) связывает свой выбор с плохой адаптированностью к системе школьного образования (слабая академическая успеваемость и нарушение социальных отношений – в основном с учителями) (Собкин В. С., 1997).

 

 

Потребность в автономии и самоутверждении

 

Потребность в автономии   – потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Поведенческая автономия   – обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.

Эмоциональная автономия   – избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Уже в начале подросткового возраста начинает интенсивно проявляться потребность ребенка в автономии, независимости от взрослых, родителей и потребность в признании этой самостоятельности.

При этом выделяют два аспекта автономии поведенческую и эмоциональную. Поведенческая автономия предполагает обретение независимости и свободы в той мере, чтобы действовать самостоятельно, без лишнего руководства извне. Эмоциональная автономия подразумевает освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителями.

Исследования показали, что при достижении подросткового возраста стремление молодых людей к поведенческой автономии резко возрастает и переход к эмоциональной автономии не столь драматичен, как к поведенческой (Райс Ф., 2000).

 

 

Психологические теории

Д. И. Фельдштейн рассмотрел динамику поуровневого развития подростков , основываясь на изменении их потребности в самостоятельности и самоутверждении.

Первый уровень – «локально-капризный» ( 10–11 лет ) – характеризуется тем, что стремление ребенка к самостоятельности проявляется в потребности в признании состороны взрослых его возможностей и значения, через решение, как правило, частных задач.

Второй уровень – «право-значимый» ( 12–13 лет ) – ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений. У него развертывается потребность в общественном признании, происходит осознание не только своих обязанностей, но, главное, прав в семье, обществе.

На третьем уровне «утверждающе-действенном» ( 14–15 лет ) у подростка формируется готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает у него стремление применить свои возможности, проявить себя. Это приводит к осознанию подростком своей социальной приобщенности, обостряя его потребность в самоопределении, самореализации (Фельдштейн Д. И., 1994).

 

Такая потребность подростка в автономии на первых порах чаще всего находит свое выражение в его стремлении эмансипироваться от контроля взрослых. Это проявляется в стремлении молодого человека к пространственной автономии – неприкосновенности своего личностного пространства, к свободе выбора стиля одежды, круга общения и т. п. Позднее возрастает значимость такого мотива, как «стремление быть материально независимым », и практически каждый четвертый школьник в возрасте 15–16 лет хочет работать в свободное время, чтобы иметь собственные деньги (Собкин В. С., 1997).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...