Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдения. Мотивы делинквентного поведения. Резюме




Наблюдения

По данным исследования В. А. Худика, у детей до 13 лет причина курения – простое баловство, любопытство, желание казаться взрослым, приятность ощущений. После 13 лет к этим причинам присоединяются факторы группового давления: нежелание быть «белой вороной», влияние товарищей, боязнь отвержения, мода, подражание идеалу (Ильин Е. П., 2000).

 

Мотивы подростковой наркомании , по мнению многих исследователей, прежде всего связаны с психическим экспериментированием подростков, поиском новых, необычных ощущений и переживаний.

Так, по наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Другие начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей. Еще одним сильным мотивом может быть стремление подростка не отставать от друзей, желание войти в какую-нибудь группировку. Кроме того, причиной приобщения подростка к наркотикам может стать его желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти таким образом от проблем или, наоборот, обрести способность им противостоять (Райс Ф., 2000).

 

Мотивы делинквентного поведения

 

Мотивация преступного поведения имеет свои выраженные возрастные особенности.

Так, в исследовании В. В. Лунеева было показано, что подросткам 14–16 лет присущи два вида криминальной мотивации : корыстная (более 50 %) и насильственно-эгоистическая (40 %), при этом три четверти преступлений носят ситуативно-импульсивный характер.

Конкретными причинами становятся: желание развлечься, показать силу, смелость, утвердить себя в глазах сверстников, стремление к престижным вещам и т. п.

В 16–17 лет мотивы, ведущие подростков к преступлению, усложняются, однако снижается число преступлений по корыстным мотивам (до 40 %). Непосредственными мотивами теперь выступают корысть, хулиганские побуждения, добыча средств на спиртное и наркотики, месть и озлобление, солидарность с другими, озорство и т. д.

Криминальная мотивация молодых в возрасте 18–24 лет характеризуется большей связью не с конкретной ситуацией и психическим состоянием субъекта, а с направленностью личности, ее взглядами. Возрастает удельный вес насильственно-эгоистических мотивов и уменьшается число «детских» мотивов (стремление приобрести авторитет у сверстников, подражание другим) (Лунеев В. В., 1980).

Мотивация умышленных убийств , совершенных несовершеннолетними, также имеет свои специфические особенности.

Так, по данным Г. Б. Русинова, в 45 % случаев подростки совершали умышленные убийства по мотивам мести, 18, 2 % – из-за хулиганских побуждений, 18, 2 % – из-за стремления избежать ответственности за ранее совершенное преступление, 9, 1 % – мотивировали желанием изменить свой статус в микросреде (Русинов Г. Б., 1993). При этом последний мотив – «желание изменить статус» – всецело связан со спецификой подросткового возраста.

Многие исследователи в качестве причины противоправного поведения подростков также указывают на фрустрированность потребности в уважении, признании , которая считается одной из базовых потребностей человека.

Так, в соответствии с позицией А. А. Реана, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в (само) уважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение дискомфорта, которое личность не может выносить долго. И одним из распространенных путей разрешения этой конфликтной ситуации является переход подростка в группу, где его самооценка находит адекватную оценку. Однако зачастую такими группами оказываются группы с контрнормативной направленностью (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999).

 

 

Резюме

 

В возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе, обнаруживается тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

 

Гомосоциальный характер общения   – общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего пола.

Гетеросоциальный характер общения   – общение, в ходе которого ребенок стремится быть в обществе представителей обоих полов.

Гендерные роли   – существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.

Делинквентное поведение   – разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

Пространственная автономия   – неприкосновенность личного пространства подростка.

Стремление к эмансипации   – тенденция освобождения, отделения от опеки родителей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...