Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Концепция Лэйнга глазами исследователей




 

Теория Лэйнга наиболее проработанная, в ней четко видны все особен-ности антипсихиатрии, поэтому в большинстве работ, включая и настоящую, анализ его идей занимает центральное место.

Сам Лэйнг всегда отрицал свою причастность к антипсихиатрии. Он никогда не был согласен с революционностью и политизированностью позиции Купера, провозглашавшего, что "всякий бред - это политическая декларация", а "сумасшествие - перманентная революция в жизни каждого из нас". И ярлык "антипсихиатра" стал одной из причин их разрыва. В своих многочисленных интервью Лэйнг постоянно говорит о своей непричастности к антипсихиатрии. Но, как справедливо замечает Адриан Лэйнг в биографии отца, "удар, однако, был нанесен. Дэвиду удалось объявить Ронни антипсихиатром". Лэйнг стал восприниматься как духовный и интеллектуальный лидер антипсихиатрии. Но он очерчивал этим термином лишь взгляды "левых", нападающих на психиатрию как институт власти. В одной из своих книг он пишет: "Я никогда не называл себя антипсихиатром, и когда мой друг и коллега Дэвид Купер ввел этот термин, я отказался от него. Однако, я согласен с тем утверждением антипсихиатрии, что, в общем, функции психиатрии состоят в том, чтобы исключать и репрессировать те элементы, которые желает исключить и репрессировать общество". Лэйнг всегда был склонен подчеркивать философские основания своей теории, поэтому он, пожалуй, был ближе к экзистенциализму и феноменологии, чем к "левачеству" Купера.

Тем не менее, попытки Лэйнга доказать, что он не имеет никакого отношения к антипсихиатрии, оказались тщетными. Все мыслители, которых в настоящее время причисляют к антипсихиатрии, склонны понимать антипсихиатрию именно как школу во главе со своим лидером - Лэйнгом - и отрицать свою принадлежность к ней.

В 1960 г. в Англии выходит работа Рональда Дэвида Лэйн-га "Разделенное Я: Экзистенциальный анализ безумия". В этой работе он предпринимает попытку анализа бытия-в-мире шизоидной личности. Подчеркивая, что шизофрения должна пониматься целостно, в контексте бытия человека, Лэйнг предлагает "метод"3 экзистенциальной феноменологии.

Развивая взгляды Сартра и Хайдеггера, Лэйнг указывает, что экзистенциальная феноменология, по его мнению, дает возможность понимания переживания психического больного человека в контексте его бытия-в-мире. Этот подход противопоставляется Лэйнгом естественнонаучному, главной характеристикой которого является деперсонализация и овеществление личности, превращение ее в автомат. По его же мнению, даже совершенно разложившийся, хронический больной является личностью. Лэйнг задается вопросом о том, почему мы считаем человека, который переживает себя как автомат, сумасшедшим, но "не считаем теорию, стремящуюся превратить личности в автоматы или в животных, равным образом безумной?".

Деперсонализация естественнонаучного подхода обеспечивает его "объективность". Но эта "объективность", по мнению Лэйнга, сродни объективности и деперсонализации шизоидного расщепления. Этот естественнонаучный, овеществляющий человека подход, - лишь одна из крайностей. Другой крайностью является злоупотребление словами "персональный" и "субъективный", которые далеко не всегда описывают внутренний мир личности и ее переживание внешнего и внутреннего мира. Мир шизофрении, патологии, как считает Лэйнг, - это бездна, ужас. Психопатология подменяет эту истину своими механическими понятиями. Она в принципе даже близко не подходит к этой истине.

Следующая книга Лэйнга "Я и Другие"2 выходит через год. Начиная с этой работы, Лэйнг преобразует экзистенциальную феноменогию в социальную феноменологию, одновременно перерабатывая и теорию возникновения психического заболевания. Следует заметить, что Лэйнг не был первым, кто представил феноменологический анализ шизофрении, но он попытался применить феноменологический метод для исследования взаи-модействия двух и более людей, разработав "метод" социальной феноменологии. И действительно, если в "Разделенном Я" Лэйнг объясняет безумие "внутриличностно", то в "Я и Другие", "Политике переживания" и других работах того периода оно представляется как своеобразный кризис семейной системы. [3]

Вот как Власова в своей книге описывает деятельность и основы концепции Лэйнга в своей книге.

Теперь переходим к мнению Анны Фенько.

В своей книге "Разделенное Я" Лэйнг впервые обращается к понятию "переживание", ставшему лейтмотивом его творчества. Корни всех страданий и эмоциональных проблем, доказывает он в этой книге, лежат в межличностном опыте переживания, полученном в семье. Болезнь - это первый шаг к самоисцелению, процессу, который Лэйнг впоследствии назовет "метанойя" (искупление). Метанойя, особенно в форме шизофрении, с точки зрения Лэйнга, есть экзистенциальное путешествие "во внутреннее пространство", которое при благоприятных обстоятельствах может привести к излечению. Для этого больному необходима атмосфера поддержки, в которой могли бы раскрыться его мистические переживания, нужна помощь сочувствующих людей, имеющих опыт таких путешествий. Безумие, считал Лэйнг, - это не только срыв, оно может быть и прорывом. Как и Сартр, Лэйнг придерживался мнения, что душевнобольной несет ответственность за свои страдания, он всегда может сделать выбор и выйти из своей шизоидной изоляции к подлинному здоровью и искренним отношениям с другими.

Лэйнг хотя и соглашался с тем, что понятие "душевная болезнь" - не более чем метафора, все же считал, что эта метафора так или иначе отражает реальность. За это ему впоследствии сильно доставалось от его более радикальных коллег. Но он полностью разделял негодование своих друзей в отношении репрессивной психиатрической машины: "Взятая на поруки" личность, окрещенная пациентом, а конкретно - "шизофреником", лишается своего полноценного экзистенциального и юридического статуса как субъекта действия и человека, ответственного за свои поступки, она теряет право на самоопределение, не в состоянии распоряжаться своей собственностью, лишена права свободно решать, с кем ей встречаться и что делать. Она уже не распоряжается собственным временем и не вправе решать, какое место занимать в пространстве. После насильственной церемонии низвержения, известной как психиатрическое освидетельствование, ее лишают гражданских свобод, делая узником такого тотального института, как лечебница для "душевнобольных". Здесь более основательно, более радикально, чем где бы то ни было в нашем обществе, личность лишается статуса человеческого существа".

Лэйнга часто обвиняют в том, что он романтизировал шизофрению. Так ли это? Лэйнг никогда не преуменьшал страданий больных. Он с большим проникновением описал состояние вечного страха, смятения, изоляции и отчаяния шизофреников, прерываемое иногда короткими вспышками экстаза. Однако он считал, что если создать соответствующее окружение и относиться к больным с уважением, то от четверти до трети шизофреников можно вылечить без применения медикаментов, электрошока или лоботомии. Он сам наблюдал несколько случаев спонтанного излечения пациентов, которые не просто возвращались к своему прежнему состоянию, но начинали жить более полноценной жизнью, чем до болезни. Эти люди всегда переживали свои симптомы как внешние знаки происходящей в них мучительной трансформации - внутреннего преображения, которое можно было заметить лишь после благополучного исхода кризиса.

Лэйнг считал, что психотический опыт в определенных обстоятельствах может быть обогащающим и спасительным - если переживается в безопасном и дружественном окружении, если рядом с больным оказывается помощник, уже проделавший подобный путь и способный служить проводником и защитником. Вера Лэйнга в эти идеи была настолько сильной, что в середине 60-х он категорически отрицал применение лекарств, электрошока и хирургического вмешательства, которые могли бы "сбить с пути" больного, совершающего свое внутреннее искупительное путешествие. "Какое мы имеем право вторгаться в мир другого человека, даже если там воцарилась путаница?" - восклицал он. [25]


Залючение

 

Антипсихиатрия - одно из направлений экзистенциального психоанализа, основоположником которого является Лэйнг.

В основе концепции Лэйнга лежит понятие онтологически защищенной личности, обладающей способностью быть автономной индивидуальностью, т.е. ощущающей непоколебимую уверенность в своей собственной реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности других людей.

При частичном или полном отсутствии такой уверенности состояние первичной (или основной, базисной) онтологичной защищенности нарушается, и у человека возникает тревога или беспокойство, которое испытывается как наличие угрозы собственному существованию в качестве личности. Лэйнг описывает три основные формы такой тревоги, которые нуждаются в терапии.

. Поглощение, т.е. страх любого отнесения к кому-либо или чему-либо, даже к самому себе.

Неуверенность в стабильности своей автономии заставляет человека бояться потерять при взаимоотношении с другими людьми свою автономную идентичность.

При этом чужой любви, как правило, опасаются больше, чем чужой ненависти. Основным маневром, используемым для сохранения своей идентичности, является изоляция.

. Взрыв, т.е. переживание мира как готового в любой момент обрушиться и уничтожить идентичность, восприятие любого контакта с реальностью как страшной угрозы, поскольку реальность взрывоопасна.

Реальность, угрожающая поглощением или взрывом, является преследователем.

. Оцепенение и деперсонализация. Оцепенение - особая форма страха, вследствие которого человек цепенеет, т.е. обращается в камень, а также магическое действие, которым некто пытается обратить человека в камень, действие, направленное на отрицание личностной автономии человека, овеществление, деперсонализацию его личности.

Люди, рассматриваемые в этом аспекте, склонны чувствовать себя более или менее деперсонализированными и одновременно предрасположенными к тому, чтобы деперсонализировать других.

Онтологически незащищенная личности не обладает чувством целостности и ощущает себя изначально расщепленной на дух и тело, идентифицируя себя чаще всего с духом.

Такие личности чувствуют себя невоплощенными и переживают свое Я в большей или меньшей степени отделенным от тела, которое ощущается скорее одним из объектов в мире, чем центром собств. бытия.

Невоплощенное Я становится гиперсознанием и пытается утверждать свои собственные образы, свой отдельный внутренний мир.

Такие ощущения характерны для шизоидных личностей и шизофреников, при этом создается система воплощенных ложных Я, заменяющих при взаимодействии с другими людьми внутренний и невоплощенное Я человека.

Лэйнг уделял много внимания изучению шизофрении и результаты этих наблюдений обобщил в своей концепции личности.

В последних работах он вообще отбрасывает границу между нормой и патологией, считая, что по-настоящему больна не личность, а общество, превращающее человека в психотипа посредством так называемой двойной связи (когда к человек одновременно предъявляются исключающие друг друга требования).

При этом шизофреник, с точки зрения Лэйнга, не только не является по-настоящему больным, но даже нормальнее многих "нормальных" обитателей этого мира. Такая позиция характерна для концепции антипсихиатрии.


Список литературы

 

1.  Валенурова Н.Г., Матвейчев О.А. Современный человек: в поисках смысла. [текст]: - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 260 с.

2. Вахромов Е.Е. Проблема человека: самость и "я" в психологии [Электронный ресурс] Режим доступа: [http://hpsy.ru/]

.   Власова О.А. Антипсихиатрия: становление и развитие [текст]: Монография. Москва: Изд-во РГСУ "Союз", 2006. - 221 с

.   Гаррабе Ж. Разделенное "Я" и ложное "Я" [текст]: сборник /История шизофрении - Научный Центр психического здоровья РАМН, 2001 - 2010

.   Коптева Н.В. Онтологическая уверенность: понятие и операционализация (на основании подхода Р. Лэйнга). Дис. д-ра психолог. наук.П., 2012

.   Коптева Н.В. Концепция онтологической неуверенности-уверенности Р. Лэйнга // Сибирский психологический журнал, №37, 2010, с 66-70

7.  Коптева Н.В. Концепция онтологической неуверенности-уверенности Р. Лэйнга // Развитие личности 2011,№1, с.48-60

8.  Коптева Н.В. "Невоплощенность" и ее проявления // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе": материалы II Междунар. науч. - практ. конф., Кострома.23 - 25 сент. 2010 г. В 2. т.Т. I/ отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. с.90-92

9. Коптева Н.В. Методика изучения онтологической уверенности (неуверенности) // "Социальная компетентность и жизнестойкость личности в многополярном мире: интеграция научного знания. Исследования, практика, образование"; Материалы II Международной научно-практической конференции, 23-25 сентября, Ульяновск 2010. с.156-160.

.   Коптева Н.В. Онтологическая уверенность-неуверенность: общепсихологический аспект // Известия Уральского Государственного университета, Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры.1 (71) 2010, с 118-126

11. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и суверенность психологического пространства личности // Вестник Московского областного университета университета, Серия "Психологические науки", № 3, 2010. с.15-22.

12. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность: теоретическая модель и диагностика (монография). [текст]: - Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2009, 158с.

13. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и самоактуализация // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание, 2011 № 1 с.116-126

.   Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и уверенность в себе // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия "Педагогика и психология". - 2011. - № 5 (40). С.174-181.

.   Косилова Е.В. Культурологический анализ научной парадигмы в психиатрии на примере антипсихиатрии и философии Р. Лэйнга. Дис… канд. психолог. наук. М., 2002.

.   Лэйнг Р. РАСКОЛОТОЕ "Я": пер. с англ. [текст]: - СПБ.: Белый Кролик. 1995. - 352 с.

.   Лэйнг Р. "Я" и Другие. Пер.Е. Загородной. [текст]: - М., 2002

.   Лэйнг Р.Д. Использование экзистенциальной феноменоло-гии в психотерапии / Эволюция психотерапии. Т.3. [текст]: - М. 1998. С.69-71

.   Лэйнг Р.Д. О важном. Пер. С.В. Попова / Лэйнг Р.Д. Фено-менология переживания. Райская птичка. О важном. [текст]: - Львов, 2005. С.181 - 343

.   Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания. Райская птичка. Пер.Е.Н. Махнычевой / Лэйнг Р.Д. Феноменология пережи-вания. Райская птичка. О важном. [текст]: - Львов, 2005. С.21-179

.   Пашинский А.И. Проблема нравственно-психологического конфликта в экзистенциальном психоанализе Р. Лэнга // Проблемы нравственной культуры общения - Вильнюс, 1986. - С.29-32

.   Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: критич. очерк экзистенциального психоанализа. [текст]: - М.: Политиздат, 1985. - 175 с. - (Социальный прогресс и буржуазная философия)

.   Руткевич А.М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии. 2000. № 10. С.11-15

.   Тихонравов Ю.В. "Экзистенциальная психология" [Электронный ресурс] Режим доступа: [http://www.zipsites.ru/psy/psylib/info. php? p=1854]

.   Фенько А.Б. Власть нормы [Электронный ресурс] Режим доступа: [http://films. slvnet.ru/forum/viewtopic. php? t=4032676]

.   Философия и психиатрия - пути сближения (Международ-ная конференция в Малаге) // Независимый психиатриче-ский журнал. 1996. № 2. С.66-67

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...