Программа курса «основы специальной психологии»
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса. Формирование базовых представлений о методологических основах и структуре специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки. 2. Задачи курса. Формирование представлений о предметном содержании, целях и задачах специальной психологии, ее связях с другими науками и месте в структуре современного человекознания. 3. Требования к усвоению содержания курса. В результате изучения материала курса студент должен приобрести фундаментальные представления: □ о сущности феномена отклоняющегося развития, □ о его структуре и свойствах, □ о методах специальной психологии, □ о месте в структуре других наук.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Предметное содержание современной специальной психологии Проблема предмета и объекта специальной психологии. Процесс дифференциации и интеграции предметного содержания специальной психологии. Отграничение предмета специальной психологии от содержания патопсихологии, Клинической психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели и задачи специальной психологии. Научно-теоретические задачи современной специальной психологии. Прикладные и практические задачи специальной психологии. Основные направления в решении научно практических задач - реабилитационная психология, психология интегрированного обучения, специальная педагогическая психология, возрастная специальная психология, коррекционная специальная психология. Связь специальной психологии с другими науками. Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологическими дисциплинами (возрастная, общая, педагогическая и клиническая отрасли). Особенности связи специальной психологии с клинико-биологическими дисциплинами (генетика, психопатология, эволюционная биология, невропатология, офтальмология и др.). Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой. Основные отрасли современной специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы человека и его развития.
2. Современные представления о сущности феномена нарушенного развития Понятие о психическом развитии. Современные теории психического развития. Определения дизонтогенеза. Сущность феномена нарушенного развития и его основные характеристики. Понятие нормы и патологии всовременном человекознании. Основные дифференциальные подходы к проблеме норма - патология: интуитивно-эмпирический, частотный, культурально-релятивный, адаптационный, подход социальных норм, гуманистический, уровневый и др. Значение представлений о нарушенном развитии для понимания природы нормального функционирования психики. 3. История становления специальной психологии Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные пред ставления о природе психических аномалий. Особенности отражения отклонений в психическом развитии в художественной литературе и искусстве как форме художественного сознания. Научное сознание как основной источник знаний о сущности и природе отклонений от нормального хода развития. Систематическое обучение детей с отклонениями в развитии как предпосылка возникновения специальной психологии. Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии. Роль и значение Л.С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Современное состояние специальной психологии в России. Основные отрасли современной специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.
4. Методы и принципы специальной психологии Понятие о научном методе. Наблюдение как метод специальной психологии и его своеобразие в процессе изучения лиц с отклонениями в развитии. Особенности использования метода эксперимента в специальной психологии. Виды и формы экспериментальных техник, применяемых в практике специальной психологии. Стандартизированные психодиагностические процедуры и их использование в практике специальной психологии. Метод анкет и опросов. Особенности применения самонаблюдения в специальной психологии. Анамнестический метод в процессе изучения различных форм нарушенного развития. Основные принципы проведения исследований в специальной психологии. 5. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие Экзогенные и эндогенные вредности как причины отклонений в развитии. Основные факторы, опосредующие действие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений в психическом развитии. 6. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений Понятие о структуре нарушенного развития. Основные параметры дизонтогенеза. Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза. Механизмы формирования вторичных отклонений: депривационный, общекоммуникативный, деятельностный, речевой, сензитивный. 7. Классификации отклонений в психическом развитии и общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза Классификация как метод научного познания. Принципы построения научных классификаций. Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации В.В. Ковалева, В.В. Лебединского, М.М. Семаго и др. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза.
8. Представления о психологической коррекции, компенсации, реабилитации и абилитации Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие реабилитации. Формы и направления реабилитационных мероприятий. Абилитация. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Понятие психологической коррекции. Проблема социально-трудовой адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии. 9. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития Сущность депривационных феноменов. Основные теории депривации. Виды и формы депривационных феноменов. Депривационные явления и ситуации. Сенсорная депривация. Коммуникативная депривация. Материнская депривация. Депривация и нарушенное развитие. Принципы профилактики депривационных явлений.
Контрольные вопросы 1. Специальная психология как отрасль знаний и профессиональная деятельность. 2. Цели и задачи специальной психологии. 3. Связь специальной психологии с другими науками. 4. Проблема нормы и патологии в современной науке. 5. Сущность и функции компенсаторных механизмов. 6. Понятие о психологической коррекции. 7. Формы и виды реабилитации. 8. Структура нарушенного развития и ее характеристики. 9. Роль клинико-психологических знаний в понимании природы психического развития. 10. Современные отрасли в специальной психологии. 11. Сущность феномена нарушенного развития. 12. Принципы специальной психологии. 13. Общеметодологические принципы специальной психологии. 14. Конкретно-методологические принципы специальной психологии. 15. Конкретно-методические принципы специальной психологии.
16. Исторические этапы становления специальной психологии. 17. Роль обыденного сознания в формировании представлений о природе нарушенного психического развития. 18. Религиозные толкования сущности нарушенного развития. 19. Художественное сознание и его вклад в понимание сущности отклоняющегося развития. 20. Систематическое обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии и становлении специальной психологии. 21. Роль Л.С. Выготского в становлении отечественной специальной психологии. 22. Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направление в специальной психологии их исторические соотношения. 23. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие. 24. Роль биологического и социального фактора в возникновении и преодолении отклонений в развитии. 25. Положение инвалида в современном обществе. 26. Роль обучения в процессе коррекции отклонений в развитии. 27. Особенности исследовательских методов в специальной психологии. 28. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики. 29. Классификации отклонений в психическом развитии. 30. Сущность депривационных феноменов.
Основная литература 1. Богданова Т.Г. Сурдоспихология. М., 2002. 2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 3. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. 4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987. 5. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987. 6. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. М., 1996. 7. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. М., 1996. 8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983. 9. Замский X.С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XIX века. М., 1995. 10. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. 11. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998. 12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003. 13. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999. 14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 15. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996. 16. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. М., 2000. 17. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997. 18. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой и др. М, 2002. 19. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998. 20. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. М., 1996.
21. Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии. М., 1980. 22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. 23. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000. 24. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. 25. Усанова О.Н. Специальная психология. М., 1990. 26. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002. 27. Ярмоленко И.Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.
Дополнительная литература 1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.; СПб., 1996. 2. Басова А.Г., Егорова С.Ф. История сурдопедагогики. М., 1984. 3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999. 4. Домицкевич С.А. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. Иркутск, 1983. 5. Замский X.С. История олигофренопедагогики. М., 1974. 6. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985. 7. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. Киев, 1984. 8. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1999. 9. Лапшин В.А., Пузенов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990. 10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985 11. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 2000. 12. Манова-Томова В.С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981. 13. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1999. 14. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000. 15. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980. 16. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. 17. Худик В.А. Психология аномального развития личности. Киев, 1993. 18. Худик В.А. Детская патопсихология. Киев, 1997. 19. Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М., 1978.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|