Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты реализации республиканской программы энергосбережения на 2006 – 2010 годы




 

Республиканской программой энергосбережения на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 137 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 24, 5/17219), поставлена задача добиться снижения энергоемкости ВВП в 2010 году по отношению к уровню 2005 года не менее чем на 31 процент при темпах роста ВВП
156 процентов.

Фактически ВВП в 2009 году по сравнению с 2005 годом вырос на
31,9 процента, а с учетом прогноза на 2010 год его рост за 2006 – 2010 годы планируется на уровне 42 процента. Валовое потребление топливно-энергетических ресурсов (далее – ВПТЭР) в 2005 – 2008 годах увеличилось на 4,3 процента, а в 2009 году в связи с экономическим кризисом уменьшилось на 4,8 процента по отношению к 2008 году и на
0,7 процента – по сравнению с 2005 годом. Уровень снижения энергоемкости ВВП за 2006 – 2009 годы составил 24,8 процента.

Основные макроэкономические и энергетические показатели, характеризующие эффективность использования ТЭР в Республике Беларусь в 2006 – 2010 годах:

 

Показатели Годы
        (оценка)
           
ВПТЭР, млн. т.у.т.   39,0 38,6 38,6 36,8 37,8 –38,1
Годовая экономия ТЭР за счет внедрения ме­роприятий по энерго-сбережению, тыс. т.у.т.   1 687,6 1 579,5 1 648,9 1 464,4 1 400,0 – 1 500,0
Энергоемкость ВВП по паритету покупа­тельной способности, т.н.э/1 000 долларов США   0,38 0,34 0,31 0,29 (оценка) 0,28
Снижение энергоем­кости ВВП, процентов   4,2 9,1 9,1 5,0 4 – 5
Доля МВТ в КПТ, про­центов   17,2 18,1 18,3 20,3 20,5 – 21,0
Затраты на экономию 1 т.у.т., долларов США   355,0 546,0 682,0 726,6 816,0
Финансирование, млн. долларов США   600,0 865,0 1 214,0 1 063,8 1 183,4

 

Основным фактором, обеспечившим низкие темпы роста потребления ТЭР при значительном росте ВВП и, как следствие, снижение энергоемкости ВВП, явилась реализация мероприятий по энергосбережению. В рассматриваемый период ежегодно формировались и реализовывались региональные и отраслевые программы энергосбережения.

В настоящее время потенциал низкозатратных и краткосрочных энергосберегающих мероприятий практически исчерпан, получение значительной экономии ТЭР возможно при условии проведения технического переоснащения основных производств, замены

 


энергоемкого оборудования, внедрения новых энергоэффективных технологий. Данные мероприятия требуют вложения значительных объемов финансовых средств и реализуются в течение более продолжительного времени.

Доля МВТ в балансе КПТ увеличилась с 17,2 процента в 2006 году до 20,3 процента в 2009 году, в 2010 году планируется 20,5 процента.

В рамках реализации Республиканской программы энергосбережения на 2006 – 2010 годы проводилась активная работа по пропаганде рационального использования ТЭР, в том числе путем:

проведения республиканских акций ”Энергоэффективность –
в действии“, ”Минус 60 Ватт в каждой квартире“;

издания ежемесячного специализированного научно-практического журнала ”Энергоэффективность“, учебно-методической литературы, плакатов и другой наглядной агитации по энергосбережению;

создания социальной рекламы, научно-популярных и информационно-пропагандистских фильмов об энергосбережении.

В 2006 – 2010 годах в республике велась активная работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствие с актуальными задачами энергосбережения. Так, в сфере регулирования вопросов энергосбережения принято более 100 нормативных правовых актов различных органов государственного управления. Наиболее значимым в области законотворческой деятельности было принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 ”Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 146, 1/8668), которая существенно повысила статус вопросов, решаемых в сфере энергосбережения.

По информации Международного энергетического агентства, величина энергоемкости ВВП в Беларуси по данным 2008 года составила
0,31 т.н.э./тыс. долларов США (по паритету покупательной способности в ценах 2000 года) и снижена по сравнению с 2005 годом на 20,5 процента.

В то же время энергоемкость ВВП (по паритету покупательной способности) в республике в 1,2 – 1,9 раза выше, чем в Канаде, Финляндии, Швеции, Польше (страны со схожими климатическими условиями). Вместе с тем по прогнозу в 2010 году величина энергоемкости ВВП в Беларуси может составить 0,27 т.н.э./тыс. долларов США (по паритету покупательной способности в ценах 2000 года). Эти данные свидетельствуют об эффективности принимаемых мер в Республике Беларусь в сфере энергосбережения.

 

ГЛАВА 5

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

В 2011 – 2015 ГОДАХ

 

Стратегической целью деятельности в области энергосбережения на период до 2015 года должно стать снижение энергоемкости ВВП Республики Беларусь на 50 процентов по отношению к уровню 2005 года и увеличение доли МВТ в балансе КПТ до 28 процентов.

Достижение поставленной цели будет обеспечено за счет:

совершенствования организационно-экономической политики энергосбережения;

повышения энергоэффективности на всех стадиях производства (преобразования), транспортировки и использования продуктов труда;

увеличения в топливно-энергетическом балансе республики доли местных ТЭР, вторичных энергоресурсов, отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Основой организационно-экономической политики энергосбережения должно стать дальнейшее развитие законодательной и нормативно-технической базы, определяющей права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования в вопросах энергоиспользования, технические и технологические требования к проектированию и эксплуатации энергоиспользующего оборудования.

Реализация этого направления будет обеспечена за счет:

ревизии и совершенствования существующих и разработки новых нормативных правовых актов и технологических регламентов;

разработки новых и совершенствования существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности использования ТЭР при выпуске продукции (товаров, работ и услуг) и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйствующих субъектов в целом, так и для конкретных должностных лиц;

расширения объема государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

совершенствования механизма проведения обязательных и добро­вольных энергетических аудитов субъектов хозяйствования;

совершенствования тарифной политики в целях стимулирования экономии энергоресурсов, включая планомерную ликвидацию перекрестного субсидирования и внедрение системы дифференцированных тарифов на потребленную энергию для промышленных предприятий и населения;

разработки и реализации региональных, отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром для уточнения приоритетов на ближайшую перспективу.

Основой структурной перестройки отраслей экономики должно стать ускорение темпов увеличения объемов производства в сфере услуг (энергоемкость производства единицы ВВП в сфере услуг в два и более раз ниже, чем в сфере производства товаров).

Повышение энергоэффективности будет обеспечено в первую очередь за счет внедрения новых энергоэффективных технологий во всех отраслях экономики и отдельных технологических процессах:

в электроэнергетике – путем:

внедрения парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий для производства электрической и тепловой энергии с КПД не менее
57 процентов;

создания высокоэффективных когенерационных энерготехнологических модулей в различных отраслях промышленности и на отдельных предприятиях;

широкого развития распределительной генерации электрической и тепловой энергии на базе газотурбинных и газопоршневых технологий;

планомерного и системного снижения удельного расхода топлива на выработку электроэнергии в ГПО ”Белэнерго“ не менее чем на
10 процентов к 2015 году и не менее чем на 15 процентов – к 2020 году;

в системе теплоснабжения – путем:

снижения потерь в тепловых сетях до 8 процентов;

увеличения комбинированного производства электрической и тепловой энергии (соотношение между выработкой электроэнергии на конденсационных и теплофикационных источниках): к 2015 году – на уровне 55 процентов и 45 процентов, к 2020 году – 50 процентов и 50 процентов соответственно;

ввода электрогенерирующего оборудования в котельных;

перевода существующих источников теплоснабжения на когенерационную основу с учетом экономической целесообразности;

создания технологий низкотемпературного комбинированного теплоснабжения с количественным и качественно-количественным регулированием тепловой нагрузки с децентрализацией тепловых мощностей;

создания комплекса технологического оборудования и разработки тепловых технологических решений по использованию тепловых насосов в системах теплоснабжения;

совершенствования технологий промышленного производства теплопроводов с предварительно нанесенным антикоррозийным покрытием, теплогидроизоляцией и дистанционной диагностикой состояния, регулирующих и запорных устройств с автоматическим приводом;

внедрения адаптивных схем и интеллектуальных систем регулирования, конструкций и оборудования для систем отопления и горячего водоснабжения;

внедрения предварительно изолированных труб из полимерных материалов с повышенными сроками эксплуатации для строительства и реконструкции тепловых сетей;

оптимизации схем теплоснабжения (ликвидация длинных теплотрасс, передача нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ, децентрализация теплоснабжения);

повышения эффективности работы водоподготовительного оборудования;

внедрения новых безреагентных способов водоподготовки;

в промышленности снижение удельных энергозатрат на производство продукции на 1520 процентов – путем:

разработки и реализации оптимальных схем энергоснабжения промышленных объектов на базе сочетания первичных энергоносителей, максимального использования вторичных энергоресурсов всех уровней с передачей излишков тепловых ВЭР для теплоснабжения объектов коммунальной собственности и жилья;

создания эффективных автоматизированных печей различных типов (нагревательных, закалочных, обжиговых, отопительных) с максимальной утилизацией тепловых ВЭР для их повторного использования;

создания высокоэффективных сушильных агрегатов на базе использования в качестве сушильных агентов не только традиционных дымовых газов и нагретого воздуха, но и инфракрасных излучателей различных типов;

создания высокоэффективных моечных агрегатов на базе использования воды, нагретой в контактных водонагревателях и ультразвуковых излучателей;

внедрения энергосберегающих процессов в области изготовления песчаных стержней;

освоения энергоэффективных процессов и оборудования плавки и разливки металлов;

внедрения энергосберегающих технологий и оборудования формообразования;

создания комплексных локальных энергоисточников на базе тригенерации – производство электрической энергии, теплоты, холода;

создания оптимальных схем и режимов работы компрессорных станций различного назначения с децентрализацией систем воздухо­снабжения, включением в схемы теплонасосных установок в целях одновременного производства теплоты для нужд теплоснабжения за счет утилизации низкопотенциальных ВЭР от системы охлаждения и холода – для охлаждения компрессорных агрегатов;

технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств с созданием эффективных автоматизированных печей различных типов с КПД не менее 50 процентов (нагревательных, закалочных, обжиговых, отопительных) с максимальной утилизацией тепловых ВЭР;

организации производства энергоэффективного оборудования для торговых, промышленных и других объектов;

в жилищно-коммунальном хозяйстве – путем:

оснащения водозаборов современным энергоэффективным насосным оборудованием с автоматизированными системами управления;

создания проектов жилых, административных и общественных зданий с половым отоплением на базе использования низкопотенциальной теплоты;

реконструкции и модернизации котельных в направлении глубокой утилизации теплоты дымовых газов и теплоты конденсации водяных паров дымовых газов;

ввода электрогенерирующего оборудования в котельных;

создания мини-ТЭЦ на местных видах топлива;

модернизации тепловых сетей, оптимизации схем теплоснабжения, децентрализации теплоснабжения с ликвидацией длинных теплотрасс;

увеличения использования низкопотенциальной теплоты на базе тепловых насосов;

внедрения энергоэкономичных осветительных устройств и автоматических систем управления освещением;

создания биогазовых установок на очистных сооружениях;

создания общегородских холодильников на базе использования холода, образуемого при дросселировании природного газа на газораспределительных станциях магистральных газопроводов и при крупных энергоисточниках;

тепловой реабилитации зданий;

создания автоматизированных систем управления городским транспортом с учетом режимов загрузки и использования различных видов по вместимости;

оптимизации режимов водоснабжения городов и поселков в целях снижения потребления электроэнергии;

термомодернизации жилых домов в целях доведения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч/кв. м в год после капитального ремонта и реконструкции зданий;

массового внедрения индивидуальных устройств автоматизированного регулирования и учета тепловой энергии в квартирах;

вовлечения населения в процесс энергосбережения и повышения энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилом комплексе;

внедрения когенерационных установок с использованием коммунальных отходов;

обеспечения при строительстве и реконструкции жилых зданий энергоэффективных инженерных решений: внедрение устройств автоматического регулирования температуры в помещениях (термостатические регуляторы), устройств для рекуперации тепла вентвыбросов и стоков, использование солнечной энергии, теплонасосных установок для нагрева воды;

использования местных видов ТЭР не менее 900 тыс. т.у.т. к 2012 году;

снижения к 2020 году удельного расхода топлива на производство теплоэнергии на 5 процентов;

в строительстве и производстве стройматериалов – путем:

освоения производства строительных материалов с использованием новейших энергосберегающих технологий;

проектирования и строительства домов (сооружений) с применением исключительно энергосберегающих технологий;

реализации проектов жилых, общественных и административных энергоэффективных зданий с регулируемой вентиляцией, как приточной, так и вытяжной, с одним вводом теплоносителя в отдельную квартиру (отдельный офис) для организации поквартирного учета тепла и регулирования теплоснабжения, с утилизацией вентиляционных выбросов;

достижения к 2015 году строительства не менее 60 процентов энергоэффективных жилых домов с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч/кв. м для многоэтажных зданий и зданий средней этажности (от 4 этажей до 9 этажей) и
90 кВт·ч/кв. м для зданий малой этажности (от 1 до 3 этажей) от объемов строительства;

проектирования и внедрения устройств для утилизации тепла канализационных стоков в жилых домах и административных зданиях;

в сельском хозяйстве – путем:

реализации комплексного подхода к энергоснабжению агрогородков за счет внедрения в крупных сельскохозяйственных организациях и перерабатывающих предприятиях электрогенерирующих установок на местных видах топлива, а также строительства когенерационных установок и других энергетических комплексов на биомассе и углеводородном топливе;

использования соломы в энергетических целях в объеме до 230 тыс. т.у.т.;

использования гелиоводонагревателей;

модернизации зерносушилок с укомплектованием их теплогенераторами на местных видах топлива;

строительства локальных биогазовых комплексов в сельскохозяйственных организациях, занимающихся производством крупного рогатого скота, свиней и птицы;

модернизации животноводческих комплексов с переходом на новые энергоэффективные технологии;

в лесном хозяйстве – путем:

создания новых производств по изготовлению древесных гранул (пеллет), древесного брикета;

разработки технического регламента и комплекса оборудования для заготовки топливной щепы из древесных отходов любых физико-механических свойств, размеров и форм;

в пищевой промышленности – путем:

внедрения технологии утилизации барды с получением биогаза для использования в качестве топлива в котельных;

строительства станций очистки сточных вод с внедрением новых технологий с получением биогаза;

использования тепловых насосов;

утилизации тепловых ВЭР;

во всех отраслях – путем:

снижения потерь воды в водопроводных сетях и непроизводительных расходов электроэнергии на перекачку воды, внедрения современных пластиковых трубопроводов;

внедрения энергоэффективного оборудования в производстве сжатого воздуха и холода, создания взаимосвязанного комплекса технологических подсистем в объединенной системе централизованного теплоснабжения и централизованного холодоснабжения крупных потребителей тепла и холода;

внедрения энергоэффективных систем освещения во всех отраслях народного хозяйства, жилищно-коммунальном секторе;

по возобновляемым источникам энергии и местным видам топлива – путем:

развития и отработки технологий использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, а также много­функциональных энергетических объектов для энергоснабжения небольших жилищных и общественных комплексов (ветер, солнце, МВТ, тепловые насосные установки, геотермальное тепло, низкопотенциальные ВЭР и т.п.);

развития технологий и оборудования для производства и использования новых видов топлива, получаемых из различных видов биомассы;

разработки технологий и оборудования для эффективной добычи, переработки и использования низкокачественных бурых углей и сланцев из месторождений, расположенных на территории нашей республики.

Увеличение в топливном балансе доли МВТ может быть обеспечено в основном за счет торфа и отходов древесины, увеличение за счет других видов возможно в незначительных объемах.

Торф. Республика Беларусь располагает значительными запасами торфа порядка 4 млрд. т. К разработке отнесено только 6 процентов запасов.

С учетом этого торф является наиболее реальным видом топлива, за счет которого можно увеличить долю МВТ в топливном балансе.

Дрова. Ежегодный прирост древесины оценивается в 25 млн. куб. м, или 6,6 млн. т.у.т.

Отходы растениеводства. Общий потенциал отходов растениеводства составляет около 1,46 млн. т.у.т. в год.

В соответствии с балансом использования соломы в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2009 год из 8 000 тыс. т, полученных из зерновых и зернобобовых культур, свободные ресурсы соломы составили 957,1 тыс. т, что эквивалентно 230 тыс. т.у.т.

Гидроэнергетические ресурсы. Потенциальная мощность всех водотоков Беларуси составляет 850 МВт, в том числе технически доступная – 520 МВт, экономически целесообразная – 250 МВт.

В настоящее время мощность гидроэлектростанций в республике составляет 16,1 МВт.

Использование гидропотенциала будет осуществляться путем сооружения новых, реконструкции и модернизации малых гидро­электростанций. В 2011 – 2015 годах будет осуществлен ввод в эксплуатацию ГЭС мощностью около 103 МВт, в том числе:

двух ГЭС на р.Западная Двина суммарной мощностью 62 МВт (Полоцкая и Витебская) и двух ГЭС на реке Неман суммарной мощностью
37 МВт (Гродненская и Немновская).

Планируемая выработка электроэнергии составит до 0,4 млрд. кВт∙ч, что эквивалентно замещению около 128 тыс. т.у.т.

Бурые угли. Разведанные запасы бурых углей в Беларуси составляют около 150 млн. т, детально разведанные – 98,2 млн. т.

Бурые угли характеризуются следующими усредненными качественными показателями: низшая теплота сгорания – 3500 – 4000 ккал/кг, зольность – 8 – 42 процента, выход летучих веществ – 55 – 64 процента, влажность – 38 – 68 процентов.

Наиболее перспективным для промышленного освоения по горно-техническим условиям, степени разведанности и запасам является Лельчицкое месторождение, расположенное в западной части Гомельской области (глубина залегания угольных пластов от 80 до 300 и более метров, толщина от 1 до 10 метров, рабочая теплота сгорания угля 3500 –
4500 ккал/кг).

К 2015 году планируется строительство электрической станции на бурых углях в Гомельской области мощностью порядка 400 МВт.

Вовлечение в топливный баланс бурых углей возможно путем:

прямого использования углей в качестве топлива;

термохимической переработки для получения синтезированного газа и моторных топлив.

Биогаз. На базе прогнозируемых к сооружению биогазовых установок до 2015 года планируется осуществить ввод генерирующих источников общей мощностью 39 МВт, что в годовом разрезе при коэффициенте использования установленной мощности 0,7 и калорийном коэффициенте 0,4 составит 29 тыс. т.у.т.

Оценочный объем производства биогаза в республике к 2020 году может составить 503,7 млн. куб. м в год, что эквивалентно 433,2 тыс. т.у.т.

Ветроэнергетический потенциал. На территории республики выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1600 МВт. На 1 января 2010 г. суммарная установленная мощность 12 ветроэнергетических установок составила 1,34 МВт.

В Дзержинском районе Минской области компанией ”Энертраг“
(в рамках подписанного с Минским облисполкомом инвестиционного договора) планируется строительство в 2011 – 2014 годах ветропарка электрической мощностью 160 МВт (2 этапа: 80 МВт в 2012 году и 80 МВт в 2014 году).

В 2011 – 2015 годах суммарная электрическая мощность ветропарков составит до 300 МВт, в том числе в Витебской и Гродненской областях до 60 МВт, Могилевской области – до 50 МВт.

В качестве наиболее перспективных планируемых проектов строительства ветропарков рассматриваются площадки:

в Городокском районе Витебской области – до 50 МВт;

в Лиозненском районе Витебской области – до 60 МВт;

в Новогрудском районе Гродненской области – до 25 МВт;

в Ошмянском районе Гродненской области – до 60 МВт;

в Сморгонском районе Гродненской области – до 15 МВт;

в Воложинском районе Минской области – до 60 МВт;

в Логойском районе Минской области – до 100 МВт;

в Горецком районе Могилевской области – до 50 МВт.

Другие виды энергоносителей (солнечная энергия, геотермальные ресурсы, твердые бытовые отходы, фитомасса, отходы растениеводства и др.) оценочно могут составить в общей сумме около 100 тыс. т.у.т.

Основные технические мероприятия по увеличению объемов использования МВТ и ВЭР:

строительство крупных энергоисточников на МВТ;

создание мини-ТЭЦ на МВТ;

создание ветропарков;

строительство и восстановление мини-ГЭС;

строительство установок, работающих на биогазе, получаемом из отходов сельскохозяйственных и промышленных производств;

создание инфрастуктуры по сбору, переработке, утилизации местных видов топлива на основе древесины, торфа, рапса, льнокостры;

организация производства топливных гранул из древесины, соломы;

создание предприятий по переработке твердых коммунальных отходов;

утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых ВЭР с использованием их в схемах теплоснабжения (уходящие дымовые газы технологических печей различного назначения – стекловаренных печей, обжига извести, риформинга, огневого обезвреживания вредных стоков);

расширение сферы использования низкопотенциальных источников теплоты и ВЭР;

модернизация производств в целях исключения прямого сжигания природного газа (сушильные установки, печи и т.д.).

 

ГЛАВА 6

ПРОГНОЗ ВАЛОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПЛАНИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЯ ТЭР ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

 

На 2011 – 2015 годы Правительством Республики Беларусь поставлена задача достичь снижения энергоемкости ВВП не менее чем на
29 процентов при темпах роста ВВП 162 – 168 процентов. Концепцией энергетической безопасности предусматривается снизить энергоемкость ВВП на 25 – 28 процентов. При планируемых объемах и структуре ВВП, объемах потребления местных видов топлива, ввода жилья и других показателях экономического развития в 2011 – 2015 годах согласно таблице необходимо обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 7,1 – 8,9 млн. т.у.т.

 

Показатели Годы
          2011 – 2015
             
Темпы роста ВВП в со­поставимых ценах, про­ентов   109,0 – 110,0 109,5 –110,5 110,5 –111,0 110,5 – 111,0 111,0 – 112,0 162,0 – 168,0
Валовое потребление ТЭР, млн. т.у.т.   38,4 – 38,5 39,4 – 39,5 40,5 – 40,6 41,6 – 41,7   42,8 – 43,1  
Экономия за счет энерго­сбережения, млн. т.у.т.   1,36 – 1,50 1,42 – 1,65 1,43 – 1,8 1,44 – 1,9 1,46 – 2,0 7,1– 8,9
Доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печ­ного топлива, процентов   22,2 25,0 25,5 26,0 28,0
Снижение энергоемкости ВВП, процентов 6,0 – 7,0 6,0 – 7,0 7,0 – 7,5 7,0 – 7,5 7,0 – 8,0 29,0 – 32,0

В целях выполнения поставленных задач для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, определены минимальные и максимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов по годам прогнозируемого периода согласно приложению 1.

Конкретные значения объемов экономии топливно-энергетических ресурсов будут уточняться на основании прогноза социально-экономического развития отраслей народного хозяйства и республики в целом.

Конкретные мероприятия по энергосбережению, обеспечивающие экономию топлива и энергии в объемах, указанных в приложении 1, по всем республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, включаются в долгосрочные и краткосрочные отраслевые программы энергосбережения, которые согласовываются с Департаментом по энергоэффективности Госстандарта и утверждаются в установленном порядке.

Для областей и г.Минска определены минимальные и максимальные значения объемов экономии топливно-энергетических ресурсов, конкретные значения будут уточняться на основании прогноза социально-экономического развития регионов и республики в целом согласно приложению 2.

Задания по доле МВТ в балансе КПТ для республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома определены в соответствии с Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433, в том числе на 2011 и 2012 годы – с учетом постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 1593 ”Об установлении заданий по доле местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 5/30869).

Для достижения к 2015 году доли МВТ в КПТ в объеме 28 процентов республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому необходимо обеспечить выполнение заданий согласно приложению 3.

Прогнозируемый объем экономии ТЭР и доля МВТ в КПТ будут достигнуты за счет организационно-экономических и технических мероприятий по энергосбережению. В этих целях разрабатываются отраслевые и региональные программы по энергосбережению, в которых содержатся крупные энергоэффективные проекты и другие мероприятия с распределением по годам планируемых объемов экономии ТЭР, увеличения использования МВТ, объемов и источников финансирования. Крупные энергоэффективные проекты с указанием места внедрения и сроков реализации представлены в приложении 9 к Республиканской программе.

ГЛАВА 7
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

 

Финансирование мероприятий программ энергосбережения будет осуществляться за счет:

собственных средств организаций, накапливаемых от амортизационных отчислений и прибыли;

средств целевых бюджетных инновационных фондов республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее – отраслевые инновационные фонды);

средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование республиканской и региональных программ энергосбережения;

кредитов банков, займов, других привлеченных средств;

средств республиканского бюджета, предусматриваемых организациям на техническое переоснащение;

средств местных бюджетов;

других инвестиции.

В структуре финансирования энергоэффективных мероприятий в качестве основных источников планируются собственные средства предприятий (38 процентов в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные средства (20 процентов). Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов (22 процента в объеме финансирования), отраслевых инновационных фондов (20 процентов) будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также другим организациям для внедрения наиболее эффективных мероприятий по приоритетным направлениям энергосбережения.

Достижение установленных показателей по энергосбережению в 2011 – 2015 годах потребует финансирования мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования местных видов топлива в объеме
8,66 млрд. долларов США (приложение 4).

Оценка объемов финансирования выполнена на основании заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования местных видов топлива, установленных на 2011 – 2015 годы, с учетом прогнозируемого роста стоимости импортируемого природного газа и увеличения удельных затрат для достижения экономии энерго­ресурсов.

Распределение объемов финансирования по конкретным мероприятиям и в разрезе источников осуществляется при разработке и согласовании ежегодных отраслевых, региональных и республиканской программ энергосбережения.

На реализацию отраслевых программ энергосбережения и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, направляется не менее 30 процентов средств образуемых ими инновационных фондов.

На долевое участие в реализации энергоэффективных мероприятий направляются на возвратной и безвозвратной основе в порядке, установленном Госстандартом, средства республиканского бюджета, предназначенные на финансирование региональных и республиканской программ энергосбережения. В рамках программ энергосбережения выделение указанных средств осуществляется организациям республиканского и коммунального подчинения на основании заключенных договоров.

На безвозвратной основе средства указанного источника в рамках региональных и республиканской программ энергосбережения выделяются для:

погашения части процентов (в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь) по кредитам, привлеченным для реализации энергосберегающих мероприятий;

реализации энергоэффективных мероприятий государственным организациям;

финансирования доли белорусской стороны по международным проектам в сфере энергосбережения, включая расходы РУП ”Белинвест­энергосбережение“, выполняющего в установленном порядке работы по их реализации;

выполнения мероприятий по направлениям, установленным Госстандартом, и других мероприятий по отдельно принятым решениям.

На возвратной основе, если не установлено иное, средства республиканского бюджета выделяются негосударственным организациям, за исключением организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов). Условия, сроки, порядок возврата и ответственность сторон определяются в договорах, заключенных заказчиками программ энергосбережения с получателями средств.

Средства республиканского бюджета для реализации энергоэффективных мероприятий предусматриваются: бюджетным организациям – в сметах расходов на содержание, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, – в объемах, предусмотренных в бюджете на финансирование отраслевых программ энергосбережения и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования.

Финансирование региональных программ энергосбережения в 2011 – 2015 годах осуществляется также за счет средств местных бюджетов согласно приложению 5.

Приоритетными для инвестирования являются:

мероприятия, обеспечивающие рост эффективности производства, преобразования и использования энергии;

ввод генерирующих мощностей на альтернативных газу топливных источниках;

внедрение новых научно обоснованных энергоэффективных технологий;

внедрение современных низкозатратных энергетических технологий;

создание мини-ТЭЦ и котельных, ориентированных на использование местных видов топлива (древесное топливо, торф, горючие отходы, бурый уголь, сланцы);

разработка и внедрение эффективных технологий сжигания бытовых отходов и других горючих отходов производства;

разработка эффективных схем, технологий и оборудования по утилизации высокопотенциальных вторичных энергоресурсов, а также использование низкопотенциальной теплоты на базе тепловых насосов и теплообменного оборудования;

внедрение энергосберегающих осветительных приборов, систем автоматического регулирования освещения;

развитие технологий использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, а также многофункциональных энергетических объектов для энергоснабжения небольших жилищных и общественных комплексов (энергия ветра, воды, со

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...