Взаимосвязь принципа межпредметных связей с дидактическими принципами
В настоящее время дидактические принципы могут быть однозначно понимаемые только в контексте целостной педагогической концепции. Поэтому рассматриваются принципы обучения в рамках конкретной системы обучения, а именно интегративно, личностно-ориентированной педагогической системы развивающего обучения (Гурьев А.И., 2002). Прежде всего, следует провести анализ сущности понятия «принцип обучения» рассматривавшегося ведущими педагогам: и дидактами прошлого века. В.В. Давыдов дает толкование принципам обучения следующее: «Принцип — некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям... С нормативной точки зрения, принцип - определенное руководство к практическому педагогическому действию... Принципы обучения направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики» (Давыдов В.В., 1999). Ю.К. Бабанский утверждает: «Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации», и здесь же - «Принципами обучения называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность» (Бабанский Ю.К., 1982). И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин считают: «Дидактические принципы - категории дидактики, характеризующие способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с целями воспитания и образования». По мнению других ученых, «Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями» (Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др., 1982).
Как видно, единого подхода к определению рассматриваемого понятия нет. В связи с этим можно высказать свое видение определения данного понятия в рамках рассматриваемой проблемы. Принцип обучения определяется как категория дидактики. Следует определить, к какой категории дидактики относятся межпредметные связи. В дидактике одной из функций межпредметных связей является развивающая функция, которая проявляется в системности мышления, гибкости и самостоятельности ума. Реализация межпредметных связей придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний в образовании можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам, характер системности, межпредметные связи обобщают знания и делают целостными мировоззрение учащихся и саму его личность, т.е. способствуют развитию обучаемых (Гурьев А.И., 2002). Обучение в современной школе реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения. Функция обучения — это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность в формировании личности ученика. Эти функции осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга. Единство функций есть результат целенаправленного построения процесса обучения как учебно-воспитательной системы (Максимова В.Н., 1988). В настоящее время, когда построен фундамент теории развивающего обучения, разработана теоретическая модель интегральной личностно-ориентированной педагогической системы, в основании которой положен принцип развивающего обучения с его сущностными и нормативными функциями, появилась реальная возможность раскрыть теоретическую роль межпредметных связей в дидактике, в конкретной педагогической системе.
Появление в дидактике принципа межпредметных связей должно привести к организованному, целевому совершенствованию методики формирования у учащихся единого комплекса знаний, умений и навыков всем дисциплинам естественного цикла. А.И. Гурьев выделяет несколько направлений влияния принципа межпредметных связей на педагогический процесс (схема 3): § увеличение информационной емкости формируемого понятия; § углубление сущностной стороны формируемого понятия; § совершенствование последовательности развития понятия; § совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии; § формирование концептуального мышления; § осознание учебного предмета в общей системе других наук; § осознание системности знаний; § постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей; § развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний; § формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний; § выявление способов получения новых знаний (Гурьев А.И., 2002). Все более обнаруживается, что традиционное понимание межпредметных связей явно исчерпало свои гносеологические возможности и не может уже в современной системе образования обеспечить эффективное обучение. Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения. Отсюда легко видеть различие между межпредметными связями втрадиционном обучении, где управление осуществляется лишь внешней деятельностью учащихся, и в условиях развивающего обучения, где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний. В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы. Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса (Гурьев А.И., 2002). Схема 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|