Свод законов Юстиниана, как один из источников римского права.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Понятие, предмет и система римского частного права. Римское частное право – это система права сложившаяся в Древнем Риме и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств, получило наибольшее развитие в эпоху принципата (1-ые 3 века н э). Предметом Римского права являются важнейшие институты имущественного, семейного права периода принципата (первые 3 века н.э.) и периода абсолютной монархии (конец III- середина VI в. н.э.). Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов, и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами. Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего в Риме развития в первые века н.э., и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора. Римское частное право является предельным выражением индивидуализма и наибольшей свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. К началу н.э. уже давно исчезли пережитки первобытно-общинного строя, проявления семейной общности имущества. В центре частного права стоит единоличный субъект собственности, самостоятельно выступающий в обороте и единолично несущий ответственность за свои действия. Два основных — и противоположных - принципа пронизывают процесс разработки римского права претором и юристами.
(1) Консерватизм. Претор и юристы относились с подчеркнутым уважением к постановлениям закона, правилам эдикта, мнениям старых авторитетных юристов. Римский юрист любит показать, что его вывод, даже по второстепенному вопросу, соответствует взглядам его предшественников. (2) Прогрессивность. Но если развивающиеся производственные отношения не вмещались, ни при каком толковании, в прежние нормы, если современные интересы господствующего класса не защищались древними правилами, если обнаруживался пробел в праве, то юрист не боялся сформулировать новое начало. Но не путем отмены старого закона или обычая: на такую отмену римские магистраты и юристы не были управомочены, и такая ломка могла бы вселить вредное для господствующего класса мнение об изменчивости права. Наряду со старым правом и без отмены последнего вырабатывались новые нормы путем вносимых претором дополнений прежнего эдикта или путем формулировки юристами новых взглядов. Система римского права — порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов. В составе римского права различают отдельные системы — цивильное право, пре-торское право, право народов, справедливое право и естественное право.
Источники римского частного права и их характеристика. Виды источников: q обычное право (общеобязательные правила, сложившеися в результате их неоднократного использования, защищаемые государством, но не зафиксированные в формальном акте), q законы (это решения народных собраний какого-либо вида – курятного, трибутного, центариатного. Структура закона: 1.Надпись-имена инициаторов закона, вид народного собрания, причина издания; 2.Содержание закона; 3.Санкция. Плейбисцит – в конце предклассического периода приобрели силу закона q сенатусконсульты – сенатские постановления, значение источников со 2-го века н э, они назывались по имени их инициатора
q конституции императоров (появились после 27 г до н э с введением принципата) – указ императора или декретом – решения по судебным делам или эдиктом – постановление общего характера или рескриптом – содержали ответы на различные вопросы. Мандаты – в них зафиксированы инструкции должностным лицам по судебным делам q эдикты магистратов – специальные акты, в которых должностное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам, издавали преторы, правители провинций, курульные эдилы (чиновники, призванные обеспечивать организацию торговли на рынке). Эдикт преторов содержал перечень условий при кот претор предоставлял суд защиту, особенности и условия я конкретных исков, типовые формуляры исков q ответы юристов – мнение их по тому или иному вопросу применения права (до Августа имели частный характер, а Август дал право толковать законы по запросам потупившим к нему – имели силу императорских толкований и были обязательны для судей), в древности только жрецы, но в 308 г до н э Гней Флавий сделал общеизвестными исковые формулы, с этого момента светское развитие юриспруденции. Деятельность римских юристов: 1.консультирование, 2.составление и оформление пис документов, 3.руководство процессуальными действиями сторон Кодификация права: 1-ая половина 5-го века н э – Кодекс Феодосия 16 книг, 528 г н э – комиссия под руководством Трибониана в 529 составила кодекс в первой редакции состоял из императорских конституций, а во втором – включал решения по конкретным спорам, 533 г – составлены Дигесты (пандекты) отрывки из сочинений римский юристов 50 книг, 533 г – обнародован элементарный учебник по праву – институции, кот получил силу закона. «Новеллы» – ряд законодательных актов Юстиниана По кругу субъектов: источники цивильного права (для граждан Рима), преторского права (отн-я м\у римленями и чужестранцами), к концу 3-го века н э отличие исчезло.
Свод законов Юстиниана, как один из источников римского права. Свод законов Юстиниана, являясь в своей основе переложением римского права, отразил и некоторые специфически византийские черты. Они обнаруживаются в ряде интерполяций в тексте Дигест, еще в большей степени в Кодексе и особенно в Новеллах Юстиниана. Эта последняя часть свода, выполненная не на латыни, а на греческом языке и включавшая около 160 конституций (новелл) самого Юстиниана, в значительной степени отражала своеобразные условия византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился известный поворот в сторону классического римского права, в ней в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права.
На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т.д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либел-лярного) процесса. Ряд интерполяций, внесенных в Свод законов Юстиниана, проистекал не из юридической практики, а отражал распространенные в Византии идейные течения (платонизм, стоицизм, христианство). Особенно заметным в кодификации Юстиниана было влияние христианства. Так, Институции и Кодекс непосредственно открывались обращением императора к Христу, а в самих законодательных актах содержались многочисленные ссылки на священные книги. Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе, так, брак уже рассматривается как "божественная связь". Под воздействием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с понятием права использует традиционное понятие "правосудие", но толкует последнее как "справедливость", причем в духе христианской морали. Он включает в свод законов конструкцию естественного права, но трактует ее не в том смысле, как ее понимали классические юристы III в., а как право, установленное божественным провидением.
В византийских судах применение кодификации Юстиниана наталкивалось на большие трудности. Ряд ее положений устаревал, но главное — она была слишком сложной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI—VII вв. для практических целей византийскими юристами составлялись упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных примечаний).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|