Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архаический период (VII-VI вв. до н.э.)




Курсовая работа

по учебной дисциплине "Культурология"

Тема: "Культура античного мира: культура древней Греции"

Выполнила:

студентка: Коврижина Анастасия

курс: 1; группа: Ир-113 С АУ

 

 

г. Екатеринбург, 2011


Содержание

Введение

§ 1. Воспитание детей

1.1 Жизнь или смерть

1.2 Праздники

1.3 Детские игрушки

1.4 Образование

1.5 Три ступени обучения

1.6. Высшее образование

§ 2. Женщины и семья

2.1 Брак

2.2 День бракосочетания

2.3 Положение женщины

2.4 Узница в доме?

2.5 Развод

2.6 Другая жизнь

§ 3. Жилища греков

3.1 Дом с двориком

3.2 Раздельное проживание

3.3 Комнаты наверху

3.4 Освещение

3.5 Мебель

§ 4. Одежда и мода

4.1 Мужское одеяние

4.2 Женские наряды

4.3 Переменчивость моды

4.4 Прически

4.5 Обувь

4.6 Забота о красоте

§ 5. Архитектура

5.1 Архитектурные стили

5.2 Дорический ордер

5.3 Ионический ордер

5.4 Другие стили

5.5 Влияние сквозь века

§ 6. Скульптура

6.1 Архаический период (VII-VI вв. до н.э.)

6.2 Классический период (V-IV вв. до н.э.)

6.3 Эллинистический период (конец IV-I вв. до н.э.)

§ 7. Керамика

7.1 Геометрический орнамент

7.2 Восточный стиль

7.3 Афинская керамика

7.4 Красное и черное

§ 8. Обработка металла

8.1 Кузнецы

8.2 Бронза

8.3 Ковка и литье

8.4 Золото и серебро

8.5 Железо

§ 9. Пиры и праздники

9.1 Греческие пиры

9.2 Кушанья

9.3 Вино и беседы

9.4 Музыка, поэзия и танцы

9.5 Игры

§ 10. Театр и актеры

10.1. Дионисии

10.2 Первые пьесы

10.3. Трагедии и комедии

10.4 Театр

10.5 Маска, я тебя знаю!

10.6 Костюмы

§ 11. Религия и мифология

11.1 Мифы и легенды

11.2 Сотворение вселенной

11.3 Семейство титанов

11.4 Рождение Зевса

11.5 Месть Зевса

11.6 Новые боги

§ 12. Храмы и обряды

12.1 Храмовая архитектура

12.2 Ежедневные молитвы

12.3 Исполнение обрядов

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Древнегреческая культура качественно определилась лишь к VIII в. до н.э. Можно выделить следующие периоды ее развития:

. Гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н.э.)

. Архаическая Греция (VII-VI вв. до н.э.)

. Классическая Греция (V - первые три четверти IV в. до н.э.)

. Эллинизм (конец IV - до I в. до н.э.).

Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему средиземноморскому и черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали и торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами. В активные торговые связи оказались втянуты все страны Средиземноморья. Торговля стала основным занятием, прежде всего малоазиатских и италийских городов. Получило развитие судостроение: на судах появились палубные надстройки, паруса; скамьи для гребцов размещались в два, затем в три яруса.

Основным типом боевого корабля была триера. Ее средние показатели: длина - 40 м, водоизмещение - 100 тонн. Гребцы располагались в три яруса, имелась мачта с парусом. Отдельные корабли-"рекордсмены" были гораздо крупнее, их водоизмещение достигало 3-4 тыс. тонн и даже более.

Важным ремеслом в Древней Греции было керамическое производство. Имея очень простое оснащение - ручной и ножной гончарный круг, печь для обжига - греческие ремесленники изготавливали огромное количество высококачественных остродонных амфор и пифосов, которые выполняли функции тары, десятки видов столовой и парадной посуды, черепицу и т.п., обеспечивая всем этим не только свою страну, но и огромные пространства трех континентов, где археологи и сегодня находят остатки изделий античных гончаров.

Древним грекам античной эпохи принадлежат крупные достижения в области материальной культуры. Например, в добыче и обработке металлов: меди, серебра, золота, железа. Шахты, в которых добывалась руда, достигали глубины 120 м. В них использовались водоотливные приспособления, в том числе архимедов винт, мельницы для дробления руды. Греки изобрели кузнечную сварку, использовали способ амальгамации для извлечения благородных металлов, в обработке которых достигли высочайшего мастерства, применяя технологии ковки, литья, штамповки, волочения и др.

Греция экспортировала железо, шерсть, керамику, серебро, оливковое масло. Острова Самос и Хиос славились обработкой металлов. Ткачество и кожевенное дело развивались в Лидии, ремесло - в Ионии (Милет). Появились деньги (ранее мерой стоимости служили быки), улучшалось качество товаров, росло число рабов, занятых ремесленным трудом. Греки вытеснили финикийцев, ранее расселившихся по Средиземноморью. Однако не следует забывать, что изначально ни торговля, ни ремесленный труд не были почетными занятиями у греков: полис - это сообщество земледельцев.

Ценностные установки, характерные для героической эпохи, были результатом ориентации на родовые идеалы, тогда как для гражданского общества достаточными были нормы, т.е. следование законам (материализм). Оппозиционное отношение к крепнущему влиянию торгово-ремесленной чужеземной идеологии сблизило впоследствии общины с ее родовой аристократией так, что аристократ Платон выступал против частной собственности, возведя общинные идеалы и традиции военной демократии в принцип государственного устройства. Сам объективный идеализм Платона можно истолковать как поэтизацию закона, процесса его осознания, государственного воплощения.

культура древняя греция античный

Поскольку для торгово-ремесленного слоя законы полиса долгое время были враждебными, а этническая среда чуждой, постольку все общественные нормы поведения воспринимались им как искусственные, субъективные (софисты). Такая точка зрения была близка рабам и деклассированным элементам. Следует, однако, иметь в виду, что отношение к различным течениям в философии менялось в зависимости от изменения положения данного слоя в обществе.

Распад старых родовых связей, рост личной экономической самостоятельности привели к росту самосознания, фактически к становлению личности в современном смысле этого слова. Возник интерес к внутреннему духовному миру человека, к его индивидуальным особенностям. Это кардинальное изменение структуры субъекта не могло быть еще осознано, но было отмечено и выражено в различных формах общественного сознания.

Прежде всего, интерес к внутреннему миру выразился в оформлении лирики как литературного жанра (в VII в. до н.э.). И естественно, что ведущей темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (поэтесса с о. Лесбос Сапфо, Алкей, Пин-дар) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт).

Наряду с интимной лирикой (а быть может, в противовес) возникла лирика гражданская, обратившаяся уже к обществу, а не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт).

Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедию - наивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Для драматических представлений строили на склонах холмов обширные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей.

Трагедия, возникшая из культовых игр и ритуалов праздника Диониса, первоначально являла собой усложненный диалог хора с актером (затем двумя, тремя). Великие Дионисии (март-апрель) знаменовались состязаниями трагиков: каждый представлял три трагедии и драму сатиров. Вместо подвигов в трагедии изображались страсти и страдания человека.

Не менее важную функцию в формировании и управлении общественным мировоззрением играла скульптура, которая не только украшала храмы, но и служила религиозному культу. Она ориентировала человека архаической эпохи на героические идеалы, и религиозное чувство грека не было замкнуто стенами храма. Живя среди сонма разных богов и богинь, он тем более был готов увидеть божество в победителе игр, которые именно для того и проводились, чтобы среди людей (родов, полисов) выявить того, кто отмечен благоволением богов.

Религиозное чувство грека и мышление вообще формировалось под влиянием пластических форм. Он видел божественное проявление в победе обнаженного аристократа на состязаниях и, следовательно, в его физической красоте. Физическое совершенство в общественном сознании олицетворяло и благородство (к участию в играх допускались лишь аристократы), и непременный успех, т.к. в войнах того времени именно знатные воины (обученные и вооруженные лучше остальных) были решающей силой. Поэтому первые скульптуры - это куросы и коры: идеальные фигуры юношей и девушек. Чтобы скульптуры смотрелись идеально при любом освещении и были максимально похожи на живых людей, их раскрашивали.

В этих неподвижных стилизованных фигурах можно заметить и отголоски египетских мотивов, однако очевидно функциональное несходство скульптур. Греки возвеличивали свои идеалы в бронзовых скульптурах - победителей олимпийских игр и т.п.

Скульптура мраморная была характерна для храмов, ритуала жертвоприношения, поэтому отображала трагические жанровые сцены.


Воспитание детей

 

Греческих граждан воспитывали в убеждении, что их патриотический долг - обзаводиться семьей и детьми. Предпочтение отдавалось сыновьям, так как им предстояло стать полноправными гражданами полиса, ответственными за его будущее. Они также могли позаботиться о своих родителях в старости. Дочери же, выйдя замуж, переходили из-под власти отца под власть мужа.

Жизнь или смерть

 

Отец имел право отказаться от ребенка, если считал, что это не его дитя, или если ребенок рождался увечным. Часто отказывались и от новорожденных девочек. Ребенка оставляли умирать в уединенном месте, например на вершине горы. От детей отказывались еще и в том случае, если родители не могли прокормить их. Новорожденного могла взять на усыновление бездетная семья.

Праздники

 

На седьмой день после рождения ребенка совершалась амфидромия - отец официально признавал младенца своим. Вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденным был мальчик, и гирляндами из шерсти, если девочка.

Домашним богам приносили жертвы и дары, а приглашенные на праздник гости дарили малышу подарки - игрушки и амулеты. Тогда же младенцу давали имя. Когда ребенку исполнялось три года, ему дарили кувшин и переставали считать малышом.

До шести-семи лет ребенок занимался только играми и воспитывался матерью и нянями в отцовском доме, но по достижении семилетнего возраста мальчики начинали учиться в школах.

 

Детские игрушки

 

Малышам дарили погремушки и куклы, дети постарше играли в волчок, йо-йо (чертик на ниточке), обруч или катали деревянные тележки, запряженные козами. Более состоятельные семьи приобретали даже специальную детскую мебель, например скамеечки и кроватки.

Образование

 

Целью образования в Древней Греции было воспитание ответственных граждан, которым надлежало принимать участие в управлении государством. Разумеется, это означало, что только мальчики должны были получить всестороннее образование. Девочки до 15 лет практически не покидали отцовского дома и под руководством матери обучались лишь счету, чтению и письму. Обучение начиналось с семи лет, оно не было бесплатным, поэтому большинство мальчиков получали лишь начальное образование. Состоятельные семьи оплачивали образование своих сыновей до их совершеннолетия - 18 лет.

Три ступени обучения

 

Греки проходили три ступени обучения. Мальчики постигали азы чтения, письма и счета у частных учителей, которых называли грамматистами. Ученики также заучивали наизусть отрывки из сочинений поэтов, мифы и легенды. От 7 до 12-14 лет мальчики совмещали учебу у грамматистов и кифаристов, которые обучали детей поэзии и музыке. Выученные наизусть фрагменты эпических поэм или сочинения лучших лириков ученики распевали под аккомпанемент кифары и лиры. На третьей ступени юноши переходили к педотрибам - учителям гимнастики. Под их руководством в палестрах (местах для спортивных упражнений) они занимались борьбой, бегом, прыжками, метанием диска и копья, а богатые греки обучались верховой езде и военному ремеслу. Танцы в обязательную программу не входили.

Высшее образование

 

В Древней Греции не было университетов, как в ниши дни. С конца V в. до н.э. вошло в моду дальнейшее обучение рисованию и различным наукам - геометрии, астрономии, географии, риторике и философии. Преподавали эти предметы за особую плату софисты - учителя мудрости. Многие философы создавали собственные школы, как это сделали в V-IV вв. до н.э. в Афинах Сократ, Платон и Аристотель.


Женщины и семья

 

Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую жизнь даже по сравнению с другими древними цивилизациями. Они не принимали участия в политической жизни государства, зато обладали правом собственности на землю и прочее имущество. Их жизнь во многом контролировалась родственниками-мужчинами: сначала отцом и братьями, затем мужем и даже сыновьями.

Брак

 

Девушка выходила замуж около 15 лет, но муж ее мог быть значительно старше. Философ Платон считал, что 30-35 лет - самый подходящий возраст для мужчины, чтобы обзаводиться семьей. Мужа для девушки выбирал отец, он же по доброй воле обеспечивал ее приданым - деньгами, недвижимостью или даже землей.

День бракосочетания

 

В этот день обе семьи приносили жертвы богам и устраивали праздник - каждая семья в своем доме. Отец отрекал дочь от родительского дома и освобождал от всех уз, чтобы она могла вступить в новую семью. Жених или жрец ("вестник") перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея.

Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов.

Невеста не должна была входить в свое новое жилище сама: ее переносил через порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам новой семьи. Затем новобрачные подходили к домашнему очагу, невесту кропили водой, она прикасалась к огню очага и читала молитвы. Затем вместе с мужем они съедали немного хлеба и фруктов.

Положение женщины

 

В доме женщина играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими членами семьи, когда те болели.

Узница в доме?

 

Муж после свадьбы становился опекуном жены: без его согласия она не могла распоряжаться своим имуществом. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли запасы воды, что давало возможность ближе познакомиться с настоящей жизнью.

Развод

 

Супруг мог отослать жену обратно в родительский дом, оставив детей у себя. Для этого ему достаточно было отречься от нее при свидетелях. Женщине, чтобы развестись, надо было обратиться к архонту, чтобы тот официально оформил развод при условии, что для того имеются веские основания. Развод мог состояться по требованию третьих лиц - отца или брата жены.

Другая жизнь

 

Не всех девушек воспитывали для роли жены. Некоторые из них становились гетерами - подругами богатых мужчин. Они вели обеспеченную жизнь и могли присутствовать на пирах вместе с мужчинами.


Жилища греков

 

При раскопках обнаружено мало греческих домов, потому что их строили из недолговечного кирпича-сырца. Однако описания античных авторов и археологические находки позволяют представить, как выглядел дом снаружи и внутри. Обстановка средиземноморского жилища не менялась на протяжении веков.

Дом с двориком

 

Центром жилища был двор, окруженный с трех или четырех сторон колоннадой. Именно туда выходили двери всех комнат, а стены, обращенные на улицу, имели лишь небольшие окна. Сами стены делали из кирпича-сырца, их возводили на каменном фундаменте, двери и ставни делали из дерева. Двор был вымощен каменными плитами, а крыша покрыта глиняной черепицей.

Раздельное проживание

 

Мужчины и женщины в богатых греческих домах жили каждый своей жизнью, на своей половине дома. Греческие дома, особенно в Афинах, почти всегда имели второй этаж.

Мужчины ели и развлекались на нижнем этаже, в комнате, которая называлась андрон. В мужской половине размещалась и специальная комната, посвященная Гестии, богине домашнего очага, в которой обычно собиралась вся семья. Внизу также находились кладовые, кухня и ванная.


Комнаты наверху

 

На втором этаже, если он не сдавался внаем посторонним, располагались семейные спальни, помещения для прислуги и женские комнаты - гинекей. Женщины из обеспеченных семей вели замкнутый образ жизни. Большую часть времени они проводили в своем доме: занимались домашним хозяйством, руководили прислугой и рабами, воспитывали детей, пряли и ткали.

Освещение

 

Греческие дома освещались маленькими масляными светильниками, сделанными из глины, бронзы или даже серебра. Масло наливали в круглый резервуар лампы. Потом зажигали фитиль (кусочек бечевки, покрытый воском), помещенный в специальное отверстие в лампе.

Мебель

 

Большинство домов были обставлены очень просто: обычные деревянные столы, стулья и кровати. В богатых домах мебель могла быть инкрустирована слоновой костью, бронзой, золотом и серебром.

Большинство людей сидели на низких стульях без спинки - диффах, только глава дома и его близкие друзья сидели в креслах - тронах.

Столы, как правило, были низкими и использовались, только чтобы ставить на них посуду во время обедов, в другое время их убирали под ложе. Столы делали круглыми, овальными или прямоугольными, на трех ножках или на одной.

На деревянные кушетки и кровати натягивали шнуры или кожаные ремни. Затем клали матрасы, подушки, а сверху покрывало.

Одежду и постельные принадлежности хранили в сундуках, а небольшие предметы держали в коробках и корзинах.


Одежда и мода

 

Греческие костюмы были очень простыми: мужчины носили туники, а женщины - хитоны. Это были цельные куски ткани с отверстиями для рук. Они сшивались по всей длине и скреплялись на плече пряжками или брошками.

Мужское одеяние

 

У молодых мужчин туника обычно доходила до колен, у пожилых - до пят, часто ее подвязывали поясом.

Когда бывало особенно жарко, ремесленники и рабы носили только набедренную повязку, завязывающуюся на талии. В холодную погоду поверх туники набрасывали гиматий - длинный шерстяной или льняной плащ, закреплявшийся под правой рукой. Короткий плащ с застежкой на шее назывался хламидой. В городах ходили с непокрытой головой. В деревнях и в дороге для защиты от солнца надевали пилос - шапочку без полей - или петас - дорожную шапочку с круглыми полями.

Женские наряды

 

Основа женского костюма - свободно облегавший тело и ниспадавший до пят хитон. Верхнюю часть ткани драпировали, а затем оборачивали вокруг тела - так в Балканской

Греции возник дорический хитон. Его стягивали поясом на талии и застегивали на плече, оставляя руки открытыми, хотя иногда к хитону прикреплялись и небольшие рукава.

Ионический хитон состоял из двух сшитых по бокам кусков ткани, застегивающихся несколькими брошками или булавками по всей длине руки - от плеча до запястий.

Переменчивость моды

 

Одежда по большей части изготавливалась их грубой некрашеной шерсти или небеленого льна, хотя состоятельные люди могли позволить себе крашеные ткани с вышивкой и разнообразными узорами. Известно, сто яркие, кричащей расцветки ткани были модны в архаический период. Позднее предпочтение стали отдавать однотонным тканям. Украшая одежду узорной каймой или вышивкой.

Прически

 

Мода на прически также менялась от века к веку. С течением времени волосы и бороды у мужчин становились все короче, а женские прически - все затейливее.

В классический период женщины собирали волосы на затылке и укладывали их с помощью лент, сеток для волос, перевязей и золотой тесьмы. Бороды мужчин стали аккуратнее.

В эллинистический период мужчины сбрили бороды, а у женщин в моду вошли высокие прически и завивка - от крупных волн до мелких кудряшек.

Обувь

 

Большинство греков почти все время ходили босыми, самой распространенной обувью были кожаные сандалии с ремешками. Кроме них, носили и сапоги из кожи или вяленой шерсти, доходившие до середины голени.

Забота о красоте

 

Богатые женщины каждый день принимали ванну и натирали тело душистыми маслами. Чтобы кожа выглядела белой, как того требовала мода, пользовались растертым в порошок мелом, румянили щеки и подкрашивали брови черной краской.


Архитектура

 

В классической Греции строительство велось по строгим математическим правилам, чтобы общественные здания и храмы стали воплощением гармонии, простоты и изящества. Архитекторы добивались соразмерности всех частей сооружения, высчитывая высоту и число колонн, тщательно продумывали декор - украшение скульптурой и живописью.

Архитектурные стили

 

Храм рассматривался греками как олицетворение города, его красоты, могущества и силы. Неудивительно, что именно в храмовом строительстве была разработана система ордеров, определившая развитие архитектуры от античности и эпохи Возрождения до наших дней. Зародившись в VII в. до н.э., она предполагала четкую соразмерность всех частей храма, широкое использование колонн, украшение скульптурой и живописью. Самым ранним ордером был дорический, в VI в. до н.э. появился ионический, а век спустя - коринфский.

Дорический ордер

 

Дорический стиль пользовался наибольшей популярностью в Пелопоннесе и греческих колониях на Сицилии и в Южной Италии. Он отличался простотой, приземленностью и некоторой тяжеловесностью из-за утолщенных мощных колонн. Верхняя их часть (капитель) была гладкой и не имела никаких украшений.


Ионический ордер

 

Ионический стиль - более изящный и легкий, чем дорический. Его основные отличительные признаки - стройные колонны и богато украшенные капители. Этот ордер был широко распространен на западном побережье Малой Азии и на островах Эгейского моря.

Другие стили

Эолийскую капитель, представлявшую собой раннюю форму капители ионической, обнаружили в Смирне (современный город Измир) в Малой Азии и на острове Лесбос. Этот архитектурный стиль датируется началом VI в. до н.э. Коринфская капитель, пышно украшенная листьями-акантами, появилась позднее. В Греции коринфский стиль использовали редко, однако он стал очень популярен в Риме.

Влияние сквозь века

 

Архитектура Древней Греции оказала огромное влияние на весь мир. Она восхищала римлян, которые копировали греческие сооружения, и вдохновляла зодчих последующих эпох - Возрождения, Нового времени и современности. Здания, построенные в стиле античных храмов, называют классическими или неоклассическими.


Скульптура

 

Древние греки, великие ваятели, считали человеческое тело мерилом прекрасного. Классическим образцам греческой скульптуры подражают на протяжении многих веков. Ценители искусства разных стран по-прежнему неустанно восхищаются ими. К сожалению, многие статуи были разрушены или вывезены из Греции во время вторжения завоевателей. Но нам известно, как они выглядели, благодаря сохранившимся до наших дней многочисленным римским копиям с греческих оригиналов.

Архаический период (VII-VI вв. до н.э.)

 

Самые ранние каменные статуи (начало VII в. до н.э.) были высечены в простой, монументальной манере, подражавшей стилю Крита и Египта. Фигуры изображались в застывших позах, с выставленной вперед левой ногой и руками, почти прижатыми к бокам. На лицах застыла легкая улыбка. Существовали два основных типа скульптур: курос (фигура обнаженного юноши) и кора (статуя молодой женщины в платье до пят). Позже греческие зодчие научились ваять фигуры в менее статичных и схематичных позах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...