Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классический период (V-IV вв. до н.э.)




 

Скульптуры классической эпохи разработали приемы изображения человеческого тела в реалистичной манере, чуждой схематичности. Их творения поражают естественностью, красотой и гармонией. Возрос интерес к изображению женского тела. Многие мастера искусно передавали выражение лица, эмоции, создавали скульптурные портреты известных политических деятелей. Чтобы продемонстрировать свое искусство, ваятели изображали фигуры в движении, например атлетов, занимающихся спортом. Слава об афинских художниках вскоре распространилась по всему миру, их работы стали образцом для подражания и позже были вывезены в Рим. Мастерские скульпторов находились недалеко от карьеров, где добывали мрамор. Чтобы ценный материал для работы всегда был под рукой.

Эллинистический период (конец IV-I вв. до н.э.)

 

В эллинистический период скульпторы расширили круг изображаемых персонажей. Если художники классического периода сосредотачивали свое внимание на богах и знаменитых людях, то теперь моделями часто становились дети и старики. Скульптуры этого периода очень выразительны. Вместо спокойных, гармоничных поз эллинистические мастера предпочитали изображать эмоциональные состояния, внутренние переживания, страсти, боль, старость или даже смерть.


Керамика

 

Греция славилась своей изящной и нарядной расписной керамикой, которая снискала популярность по всему Средиземноморью. Жанровые сцены, детально изображенные на керамических сосудах, сообщают множество ценных сведений о повседневной жизни, мифологии и исторических преданиях греков.

Геометрический орнамент

 

В XI-VIII вв. до н.э., в эпоху "темных веков" и греческой архаики, вазы и сосуды покрывали силуэтными орнаментами - зигзагами и другими геометрическими рисунками. И лишь позднее между фризами (горизонтальными полосами) геометрических орнаментов стали изображать фигуры животных и людей.

Восточный стиль

 

В VII в. до н.э. в подражание искусству Ближнего Востока (прежде всего Египта и Малой Азии) сложился ориентализирующий, или ковровый, стиль. Вазы и сосуды стали украшать стилизованными пальмовыми листьями, цветами и бутонами лотоса, а также мифическими чудовищами. Позднее на сосудах появились сюжеты из греческих мифов и повседневной жизни. Росписи выполнялись темно-коричневым лаком по светлой глине, детали выписывались тонкими контурными линиями белой и пурпурной красками.


Афинская керамика

 

С середины VI по IV в. до н.э. изысканные образцы узорчатой вазовой живописи создавались в Коринфе и Афинах, а затем и по всей Аттике. Отойдя от ковровой стилистики и орнаментов, художники стали украшать сосуды сценками из повседневной жизни, а также сюжетами мифов и легенд. Образцы афинской керамики, сделанные около 550 г. до н.э., расписаны в так называемом чернофигурном стиле: на красном фоне выделяются блестящие фигуры, покрытые густым черным лаком - смесью глины, пепла и воды. Условность черных фигур не удовлетворяла афинских вазописцев, и около 530 г. до н.э. они создали более выразительный краснофигурный стиль, который просуществовал до IV в. до н.э. На черном с металлическим отливом фоне выступали светлые фигуры. На смену мифологическим сюжетам пришли жанровые и бытовые сценки.

Красное и черное

 

В аттической керамике VI в. до н.э. расцвел чернофигурный стиль. Афинские гончары добавляли в глину охру, чтобы после обжига сосуды становились оранжево-красными. На смену орнаментам пришли фигурные изображения. Их выписывали черным лаком по красному фону. Для краснофигурной вазописи, наоборот, характерны красные фигуры на черном фоне. Черным лаком вычерчивали контуры фигур, затем им покрывали весь сосуд, оставляя незакрашенными только фигуры. Кисточкой или пером на светлых фигурах прорисовывали черты лица, складки одежды и другие детали. Во время обжига все отверстия печи закрывали, прекращая доступ кислорода, и сосуд становился черным. Когда температура в печи падала, вентиляционные отверстия открывали, и на фоне черного, блестящего, как зеркало, лакового покрытия эффектно проступали красные фигуры.


Обработка металла

 

Основным металлом для изготовления оружия и орудий труда, начиная с микенского периода и далее, была бронза. Железо появилось в период "темных веков". Из золота и серебра делали только украшения и предметы роскоши.

Кузнецы

 

Большинство кузнецов работали в небольших домашних кузницах, но в Афинах у них был свой квартал неподалеку от храма бога Гефеста - покровителя их профессии.

Бронза

 

Бронза - ценный металл, получаемый путем соединения расплавленного олова и меди. Многие статуи, изготовленные из бронзы, расплавляли для повторного использования, поэтому до нас дошло очень немного таких работ. Две статуи выше человеческого роста были найдены в море неподалеку от берегов Южной Италии в 1972 г. Они датируются серединой V в. до н.э. и известны как "Воины из Риаче".

Ковка и литье

 

Первое бронзовое оружие - панцири, шлемы, щиты - изготавливались из листовой бронзы, которую чеканили и ковали на деревянной опоре.

Позднее небольшие статуи создавали из металла путем отливки в формах. Крупные статуи изготавливали по частям, а потом соединяли друг с другом.

 


Золото и серебро

 

Золото и серебро использовали для изготовления монет, украшений и даже больших статуй. Очень немногие сохранились до наших дней, так как большую часть статуй расплавили или похитили римляне или расхитители гробниц.

В основном греки добывали серебро в Македонии, Эпире и Аттике. Копи принадлежали государству, их сдавали в аренду частным лицам. К V в. до н.э. там трудилось около 20 тыс. рабов. Они работали в темноте, согнувшись в три погибели, смена продолжалась по 10 часов.

Железо

 

В VIII-VII вв. до н.э. греки научились обрабатывать железо и стали широко применять его для изготовления орудий труда и оружия. С железом работать труднее, чем с бронзой, которую они по-прежнему использовали. Для извлечения чистого металла из руды нужна высокая температура - 1539ºС, ее греки получить еще не могли. Железную руду нагревали в кирпичной печи, обмазанной изнутри глиной, доводя до тестообразного состояния. Железо содержало много примесей и нуждалось в дальнейшей обработке. Многократно нагревая металл, кузнец ковал его, закаливал в холодной воде и в итоге добивался хорошего качества изделия.


Пиры и праздники

 

Д

ля древних греков обед был основным приемом пищи в течение дня. Обедали поздно вечером и обычно приглашали друзей, так как трапеза в одиночестве не считалась хорошим завершением дня.

Греческие пиры

 

Греческие пиры устраивали главным образом для мужчин. Женщинам запрещалось присутствовать на них, кроме тех случаев, когда собиралась только семья. Приглашенные могли привести и собственных друзей, а также гетер, развлекавших хозяина и гостей. У парадной двери дома гостей встречали рабы, они омывали им руки и ноги и украшали их головы венками из листьев и цветов, затем сопровождали их в пиршественный зал, где они располагались на ложах.

Кушанья

 

Кушанья подавали на маленьких, уже сервированных столиках рабы. Вилок не было, поэтому гостям приходилось брать еду руками или подцеплять ее кусочками хлеба, которым и вытирали руки, катая его меж пальцами. Подавали несколько блюд на выбор: за рыбными следовали мясные, например барашек, говядина, свинина или мелкая птица, и разные соусы. В конце трапезы подавали сыр и фрукты: фиги, виноград, груши и яблоки, а также сладости, приготовленные из меда и орехов. Виноград всегда присутствовал в меню греческих обедов: его ели в сыром виде и из него готовили вино.


Вино и беседы

 

Самая оживленная часть пиршества - симпосий - начиналась, когда со столов убирали еду и гости вместе с хозяевами сосредотачивались на серьезной беседе. Обсуждали обычно важные вопросы, касавшиеся политики, философии или нравов. гости пили вина, смешанное с водой в большом сосуде, который назывался кратер. Из кратера вино разливалось по чашам. Прежде чем испить вина, гости трижды совершали приношения богам - возлияния.

Музыка, поэзия и танцы

 

Симпосий был обыкновенно серьезным мероприятием, но иногда эту часть вечера проводили более легкомысленно. Для гостей играли флейтисты и кифареды, а сами они пели, читали стихи или рассказывали забавные истории и показывали фокусы. На некоторых пирах приглашенных развлекали танцовщицы, музыканты, акробаты и фокусники.

Игры

 

Хотя большинство греков были занятыми людьми, они все же находили время для разного рода игр. Были популярны игры с фигурами на доске, похожие на наши шахматы, в кости или жмурки. Помимо крупных атлетических соревнований, греки также устраивали игры в мяч, когда команды должны были головой отбивать мяч и перебрасывать его на сторону соперника.

Некоторые увлекались жестокими зрелищами, такими, как кошачьи или петушиные бои, на которых животные должны были сражаться друг с другом до смерти.

В такие игры, как кости или бабки, где вместо кубиков бросали кости мелких животных, играли обычно дома или в игорных домах.

 


Театр и актеры

 

Западное представление о драме уходит своими корнями в эпоху Древней Греции. Пьесы, возможно выросшие из песен и танцев, исполнявшихся на празднествах в честь бога вина Диониса, отделились от религиозных церемоний и обрели самостоятельность.

Дионисии

 

В Афинах древний религиозный праздник вырос в фестиваль драматического искусства Дионисии, который продолжался шесть дней. Его устраивали каждый год в марте-апреле. После процессии и жертвоприношений разыгрывались серьезные и шутовские драматические состязания. Поэты заранее представляли свои пьесы архонту, который выбирал, какие из них показать публике. Репетициями руководил автор, в его распоряжении были труппа хористов и актеров. Архонт возлагал обязанность набрать хор, обучить его, одеть и выплатить жалованье на состоятельного гражданина полиса, труд поэта и актеров оплачивался из казны полиса.

Первые пьесы

 

В древних празднествах участвовала группа людей (хор), которые танцевали и распевали гимны. Сценическое же представление разыгрывалось как диалог актера и хора. В V в. до н.э. на сцену были введены еще два актера, в результате роль хора уменьшилась, а диалоги актеров приобрели особую значимость. Так зародилось представление о современной пьесе.


Трагедии и комедии

 

Вскоре возникло два разных типа греческих пьес: трагедии и комедии. В трагедиях, как правило, действовали герои греческих мифов и легенд, речь шла о нравственном выборе, страстях и конфликтах, часто они завершались несчастьями. В комедиях героями были обыкновенные люди, нередко высмеивались видные политики и известные люди того времени.

Театр

 

В V в. до н.э. в Афинах построили площадку для сценических представлений. В склонах холма полукругом вырубили ступени для зрителей (театрон). Представление проходило на орхестре - круглой площадке, вымощенной мрамором, позади располагался логейон - помост, с которого актеры декламировали текст. Позднее это новшество распространилось по всей Греции и стало прообразом современного театра.

10.5 Маска, я тебя знаю!

 

Зал был таким большим, что люди, сидевшие в последних рядах, находились слишком далеко от сцены и не могли рассмотреть все как следует. Поэтому актеры (ими были всегда мужчины) выступали в закрывавших лицо и голову масках, чтобы показать, какую роль они исполняют - мужскую или женскую - и в каком душевном состоянии пребывают их герои. Некоторые маски были двусторонними: на одной стороне у них было спокойное выражение лица, на другой - злое, так что актер одним движением руки изменял свой облик и настроение.

Маски делали из древесины коры или плотной разрисованной ткани с чрезмерно большим отверстием для рта, которое, располагаясь особым образом, усиливало голос актера, чтобы зрители ясно слышали каждое произнесенное им слово.

Костюмы

 

Актеры облачались в костюмы: парики, плотные туники и башмаки на толстой подошве, отчего выглядели солиднее и выше. Яркая одежда означала, что актеры играют удачливых героев, несчастных одевали в серые и голубые одеяния, а черный цвет считался траурным. В комедиях грудь и живот актеров подбивалась подушками. У хористов не было обуви и масок, лишь короткая туника и гиматий; наряжались они также в птиц и животных.


Религия и мифология

 

Древние греки покланялись десяткам богов и богинь, каждый из которых отвечал за тот или иной аспект жизни человека и в этом мире, и в загробном. Все боги, даже наивысшие олимпийские, не были всемогущи, они подчинялись року, довлевшему и над людьми. Строгих догматов, как в монотеистических религиях, греки не знали и поклонялись наряду с богами-олимпийцами и покровителями полисов тем, чье расположение хотели заслужить.

Мифы и легенды

 

Мифы - важная часть религии - рассказывали об устройстве вселенной, роли богов в мире и месте человека в нем. Они давали объяснения и многим природным явлениям: смене дня и ночи, появлению грома и молний, штормам и бурям на море. Сейчас эти понятия имеют научное объяснение.

Сотворение вселенной

 

Согласно легенде, до начала существования было небытие, которое называлось Хаос. Из этого темного и пустого пространства постепенно вышла Гея, мать-земля, чтобы образовать мир. Она произвела на свет Урна, небо.


Семейство титанов

 

Из безграничного Хаоса возникли Гея (земля), Тартар (бездна), Эрос (любовь), Мрак и Ночь, породившие Свет и День. Гея породила Урана (небо), соединилась с ним и родила 12 детей - 6 братьев-титанов и 6 сестер-титанид. Уран заточил своих детей в недра земли. От этого Гея пришла в ярость и научила своего младшего сына Кроноса, как победить отца. Кронос низверг отца и занял его место у власти.

 

Рождение Зевса

 

Кронос воцарился в мире титанов, но опасался, что его дети восстанут и тоже свергнут его. Пятерых детей, родившихся от сестры, богини Реи, он безжалостно проглатывал. Участь эта постигла Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. родив шестого Зевса, Рея обманула Кроноса, подсунув ему вместо ребенка камень, завернутый в пеленки, а сына спрятала в пещере на Крите, где тот и вырос.

Месть Зевса

 

Когда Зевс возмужал, он восстал против отца и заставил его вернуть всех своих братьев и сестер, подлив яда в напиток Кроноса и вызвав у того приступ кашля. Зевс вместе с пришедшими на помощь циклопами и великанами одолел Кроноса и титанов, низверг их в тартар и захватил власть над миром.

Борьба, однако, не закончилась: разгневанная Гея произвела на свет от Тартара стоглавое чудовище Тифона. Зевс испепелил все его сто голов, а тело низверг в тартар, где оно до сих пор грозит всему живому, сотрясая земную твердь и вызывая извержения вулканов.

Олимпийцы поделили мир: могущественный Зевс стал властителем неба и царем всех богов, а в жены взял свою сестру Геру. Посейдон ведал морями и океанами, Аид стал владыкой царства мертвых и подземного мира, Гестия превратилась в богиню домашнего очага, а Диметра - богиню земледелия и плодородия.

Новые боги

 

Новых греческих богов называли олимпийцами, ибо греки верили, что те обитают высоко над облаками, на горе Олимп. Боги жили одной большой семьей, во главе которой стоял Зевс. Он поддерживал порядок на земле, даровал людям законы, определял для них счастье и беды, жизнь и смерть. Бессмертные божества часто наведывались в мир людей, влюблялись в земных женщин, и те рождали могучих детей - полубогов-полудетей, героев многочисленных мифов и легенд.


Храмы и обряды

 

Храмы древних греков не предназначались для богослужения, подобно церквам, синагогам и мечетям. Они служили местом обитания богов и богинь, где те могли жить со всеми удобствами, когда им вздумается посетить землю. Каждый храм был посвящен определенному богу или богине.

Храмовая архитектура

 

Оформление греческого храма напоминало царские залы микенских дворцов. Самые ранние представляли собой помещение, которое называлось наос, со статуей божества. Позднее храмы стали намного более изысканными. Самые большие и богато украшенные были построены в классический период и в эпоху эллинизма.

Ежедневные молитвы

 

Религия играла важную роль в повседневной жизни. Греческие семьи начинали день с молитвы у алтаря во дворике своего дома. Во время молитвы они совершали возлияния (приношение вина) перед алтарем. Кому молиться, зависело от того, чем планировали заниматься в этот день. К примеру, тот, кто готовился к путешествию, молился Гермесу - покровителю дорог и путников. Грек, желавший снискать особой милости у божества или отблагодарить его, направлялся к его храму и оставлял в нем ценные приношения.


Исполнение обрядов

 

Божество могло внять просьбам молящегося, только если тот строго соблюдал все правила и обряды (в противном случае оно могло обидеться и наслать несчастья). Непременно руки надо было омыть и окропить себя водой. При торжественных молениях за соблюдением процедуры следили жрецы, они совершали возлияния и раскуривали благовония. Богам приносились в жертву и животные: их род, цвет шерсти, способ заклания, форма ножа - все это зависело от традиций семьи и полиса, в котором почитали данное божество. Для того, кто обращался с молитвой, правильное поведение жесты имели большое значение. Одним богам полагалось молиться с покрытой головой, другим - с непокрытой, в некоторых случаях надлежало быть босиком.


Заключение

 

Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую жизнь даже по сравнению с другими древними цивилизациями. Они не принимали участия в политической жизни государства, зато обладали правом собственности на землю и прочее имущество. Их жизнь во многом контролировалась родственниками-мужчинами: сначала отцом и братьями, затем мужем и даже сыновьями.

При раскопках обнаружено мало греческих домов, потому что их строили из недолговечного кирпича-сырца. Однако описания античных авторов и археологические находки позволяют представить, как выглядел дом снаружи и внутри. Обстановка средиземноморского жилища не менялась на протяжении веков.

Греческие костюмы были очень простыми: мужчины носили туники, а женщины - хитоны. Это были цельные куски ткани с отверстиями для рук. Они сшивались по всей длине и скреплялись на плече пряжками или брошками.

В классической Греции строительство велось по строгим математическим правилам, чтобы общественные здания и храмы стали воплощением гармонии, простоты и изящества. Архитекторы добивались соразмерности всех частей сооружения, высчитывая высоту и число колонн, тщательно продумывали декор - украшение скульптурой и живописью.

Древние греки, великие ваятели, считали человеческое тело мерилом прекрасного. Классическим образцам греческой скульптуры подражают на протяжении многих веков. Ценители искусства разных стран по-прежнему неустанно восхищаются ими. К сожалению, многие статуи были разрушены или вывезены из Греции во время вторжения завоевателей. Но нам известно, как они выглядели, благодаря сохранившимся до наших дней многочисленным римским копиям с греческих оригиналов.

Греция славилась своей изящной и нарядной расписной керамикой, которая снискала популярность по всему Средиземноморью. Жанровые сцены, детально изображенные на керамических сосудах, сообщают множество ценных сведений о повседневной жизни, мифологии и исторических преданиях греков.

Основным металлом для изготовления оружия и орудий труда, начиная с микенского периода и далее, была бронза. Железо появилось в период "темных веков". Из золота и серебра делали только украшения и предметы роскоши.

Для древних греков обед был основным приемом пищи в течение дня. Обедали поздно вечером и обычно приглашали друзей, так как трапеза в одиночестве не считалась хорошим завершением дня.

Западное представление о драме уходит своими корнями в эпоху Древней Греции. Пьесы, возможно выросшие из песен и танцев, исполнявшихся на празднествах в честь бога вина Диониса, отделились от религиозных церемоний и обрели самостоятельность.

Древние греки покланялись десяткам богов и богинь, каждый из которых отвечал за тот или иной аспект жизни человека и в этом мире, и в загробном. Все боги, даже наивысшие олимпийские, не были всемогущи, они подчинялись року, довлевшему и над людьми. Строгих догматов, как в монотеистических религиях, греки не знали и поклонялись наряду с богами-олимпийцами и покровителями полисов тем, чье расположение хотели заслужить.

Храмы древних греков не предназначались для богослужения, подобно церквам, синагогам и мечетям. Они служили местом обитания богов и богинь, где те могли жить со всеми удобствами, когда им вздумается посетить землю. Каждый храм был посвящен определенному богу или богине.

 


Список используемой литературы

 

1. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб.3-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

.   Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М, 1999.

.   Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Под ред. Б.С. Ерасова. М., 1999.

.   Энциклопедия. История Древнего мира. Москва, 2007. - 400 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...