Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 14. Психология труда: история, состояние,




Толочек В. А.

Т52 Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. —479 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-272-00193-1

В пособии рассматриваются основные научные понятия, используемые в учебной дисциплине «Психология труда», раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также характера социального заказа и особенностей развития научной дисциплины, анализируются тенденции развития интегральных научных дисциплин, их понятийного и методического арсенала. В книге отражены особенности развития дисциплины в XX столетии, в частности за последние 15-20 лет, приводится множество примеров взаимосвязи изменений научных парадигм в зависимости от развития общества, техники и технологий производства. Издание предназначено для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, слушателей факультетов переподготовки, специалистов в области социологии труда, управления и развития персонала организаций.

 

 

Оглавление

Предисловие.......................................... 9

Введение в современную психологию труда...............12

Глава 1. Психология труда как область научного знания

о труде....................................... 24

1.1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда... 24

1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии......29

1.3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами 33

1.4. Современная наука, или Структура научных революций 34

1.5. Парадигмы психологии труда........................37

Контрольные вопросы.................................37

Практические задания.................................38

Литература..........................................38

Глава 2. История психологии труда.................... 39

2.1. История зарубежной психологии труда...............39

2.2. Психология труда в России......................... 46

2.3. Место психологии в системе наук о человеке

как субъекте деятельности...........................50

2.4. Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда.........52

2.5. Парадигмы психологии труда........................56

Контрольные вопросы..............56

Практические задания.................................57

Литература.......................................... 57

Глава 3. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины................................... 58

3.1. Основные разделы психологии труда..................58

3.2. Психология труда.................................62

3.3. Инженерная психология............................64

4 Оглавление

3.4. Эргономика.......................................65

3.5. Организационная психология.......................72

3.6. Профессиональная ориентация......................79

3.7. Профессиональное обучение........................83

3.8. Парадигмы психологии труда........................84

Контрольные вопросы.................................85

Литература.......................................... 85

Глава 4. Трудовой пост, рабочее место и профессия........ 87

4.1. Трудовой пост и его структура.......................87

4.2. Системный подход в исследовании предмета психологии труда.............................................93

4.3. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место.......................96

4.4. Парадигмы психологии труда.......................107

Контрольные вопросы................................108

Литература..........................................108

Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий 110

5.1. Эргатические функции и их генезис.................110

5.2. Классификация профессий.........................115

5.3. Психические регуляторы труда.....................119

5.4. «Золотое правило» психологии труда................126

5.5. Парадигмы психологии труда.......................127

Контрольные вопросы................................127

Литература..........................................127

Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности........ 129

6.1. Методы исследования в психологии.................129

6.2. Психологический анализ профессиональной деятельности..................................... 140

6.3. Психологический анализ трудовых движений.........144

6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест. 145

6.5. Рабочее место психолога в организации..............154

6.6. Парадигмы психологии труда.......................160

Контрольные вопросы................................162

Практические задания................................163

Литература..........................................163

Оглавление 5

Глава 7. Условия профессиональной деятельности

и эффективность труда.......................... 165

7.1. Пути развития трудовой деятельности...............165

7.2. Профессиональный стресс.........................169

7.3. Работоспособность и функциональные состояния......172

7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности..................................... 177

7.5. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности............. 189

7.6. Психология безопасности..........................192

7.7. Парадигмы психологии труда.......................201

Контрольные вопросы................................201

Практические задания................................202

Литература..........................................202

Глава 8. Адаптация человека к профессиональной

деятельности.................................. 203

8.1. Психологические механизмы адаптации человека

к деятельности в организации.......................203

8.2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии...................208

8.3. Кризисы профессионального становления............211

8.4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства..................................... 218

8.5. Уровни психологической поддержки субъекта труда........... 231

8.6. Парадигмы психологии труда.......................232

Контрольные вопросы................................233

Практические задания................................234

Литература..........................................234

Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм 235

9.1. Принципы определения профессиональной пригодности

и процесс ее формирования.........................235

9.2. Профессиограмма и психограмма...................238

9.3. Задачи науки и практики: подходы и методы профессиографии..................................241

9.4! Профессионально важные качества и способности.....246

9.5. Профессионально важные качества: контексты оценок........ 251

9.6. Динамика требований к ПВК субъекта...............260

6 Оглавление

9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров........................................ 272

9.8. Профессионализм и модели специалиста.............276

9.9. Парадигмы психологии труда.......................279

Контрольные вопросы................................286

Литература..........................................286

Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаций. 288

10.1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом.......................................288

10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника»................................. 292

10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ».... 297

10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек»................................ 301

10.5. Парадигмы психологии труда......................304

Контрольные вопросы................................306

Литература..........................................306

Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала...... 308

11.1. Подбор, найм и расстановка кадров.................308

11.2. Методы оценки профессионального потенциала субъектов труда...................................319

11.3. Обучение и переподготовка персонала организации... 324

11.4. Парадигмы психологии труда......................330

Вопросы............................................332

Практические задания................................332

Литература..........................................333

Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта

и профессиональная карьера...................... 334

12.1. Профессиональное самоопределение субъекта........334

12.2. Проблемы становления профессионального самосознания.....................................340

12.3. Мотивация.....................................342

12.4. Безработица как «второй полюс» профессионального самоопределения..................................353

12.5. Профессиональная карьера........................356

Оглавление 7

12.6. Периодизация жизни и профессионального развития... 363

12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма........................................ 375

12.8. Внешняя среда, карьера и становление профессионализма субъекта.........................386

12.9. Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма..........................389

12.10. Парадигмы психологии труда.....................394

Вопросы............................................404

Практические задания................................405

Литература......."...................................405

Глава 13. Человек как активный субъект своей

жизнедеятельности............................. 406

13.1. Человек и социальная среда: развитие технологий профессиональной деятельности и жизнедеятельность человека......................................... 407

13.2. Человек и организационная среда: возможности самореализации человека как личности...............411

13.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.................................415

13.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности................................ 419

13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения................................423

13.6. Человек как деятель: самоменеджмент жизни........428

13.7. Парадигмы психологии труда......................432

Вопросы............................................433

Практические задания................................433

Литература..........................................434

Глава 14. Психология труда: история, состояние,

перспективы.................................. 435

14.1. Цели и задачи психологии труда...................435

14.2. Наука и «модели» реальности (модели человека, организации, общества)............................436

14.3. Парадигмы психологии труда......................440

Контрольные вопросы................................440

Практические задания................................441

8 Оглавление

Литература..........................................441

Заключение.........................................442

Приложение 1................................. 446

Причины профессионального стресса...................446

Причины развития информационного стресса............447

Приложение 2................................. 450

Структура деятельности руководителя факультета........450

Структура деятельности преподавателя..................451

Психограмма деятельности руководителя факультета вуза

и преподавателя [81, с. 201-205].....................452

Приложение 3................................. 454

Аналитическая психограмма начальника отдела кадров

(фрагмент).......................................454

Приложение 4................................. 456

Динамические особенности совместной деятельности

и ее коллективного субъекта........................456

Приложение 5................................. 458

Технологии эффективного найма.......................458

Глоссарий.................................... 460

Литература................................... 474

Истина рождается как ересь, а умирает как догма.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящего пособия — адаптация учебных материалов курса «Психология труда» к программам подготовки студентов факультетов психологии по специальности 020400 «Психология».

Необходимость его издания вызвана многими причинами. Это, прежде всего, радикальные изменения организации труда в России в масштабе как всего государства, так и отдельного предприятия за последние 10-15 лет. Они охватили разные аспекты профессиональной деятельности людей (структурные изменения в экономике, изменение специализации средних и высших учебных заведений, быстрое сокращение тяжелых форм физического труда, широкое распространение информационных технологий и др.). В прошлое быстро уходит то, что долгое время казалось незыблемым, меняются представления о профессионализме, карьере, об оптимальной организации труда и взаимодействии его субъектов; изменяется мир и человек вместе с ним.

Быстрое историческое развитие науки и становление объекта ее изучения должны найти отражение и в учебниках, которые всегда более ориентированы на ретроспективу (например, последние классические вузовские пособия «Введение в психологию труда» и «Эргономика» были изданы в 1988 г. [68, 153], не считая их стереотипных изданий). Новые капитальные учебники (например, «Психология профессиональной пригодности» В. А. Бодрова, «Психология труда и человеческого достоинства» Н. С. Пряжникова, «Психология профессий» Э. Ф. Зеера, «Инженерная и профессиональная психология» Ю. К. Стрелкова и др.) стали выходить в конце 1990-х — начале 2000-х гг. и представляют собой иную, более широкую интерпретацию прежних стандартных учебных курсов, новые подходы к проблеме, которым уже тесно в рамках изначальной дисциплины. Можно сказать, что между ними — «десятилетие молчания».

Отсюда вытекает необходимость если не постановки актуальных и перспективных теоретических и практических задач, то, как минимум, их адекватной научной рефлексии. Существует необходимость систематического отображения научных парадигм, с одной стороны —

10 Предисловие

связанных с предшествующими этапами развития психологии труда как дисциплины, с ее достижениями, с другой — связывающих и ограничивающих поступательное развитие науки в настоящем.

Серьезные и стремительные изменения происходят не только в производственных отраслях, но и в технологиях управленческой деятельности частных организаций и государственных структур. В организациях разных типов все больше внимания уделяется кадровому менеджменту, проблемам профессиональной подготовки и отбора кадров, оптимального сочетания индивидуальных особенностей человека, особенностей его карьеры и образа жизни.

В рамках традиционного курса «Психология труда» сложно и, быть может, уже и невозможно обсуждать особенности деятельности отдельного субъекта как изолированной, извлеченной из сложных связей технологических, социально-психологических и социально-экономических структур личности. Даже в типичных системах «субъект-техника» профессиональная деятельность все более опосредствуется социономическими системами «человек-человек», «человек-группа», которые в свою очередь также изменяются, обретая разнообразные формы. Современный менеджмент — лишь одна из них.

С другой стороны, самые разные виды взаимодействий субъектов в системах «человек-человек» все более опосредствуются «оргтехникой» — от учебного процесса в средней и высшей школе до бизнес-переговоров. В настоящее время без технического и технологического опосредствования уже немыслим успех даже в сферах, где традиционно приоритет имели индивидуальность человека и его природная одаренность (спорт, наука, искусство). Постоянное обучение и тренинги профессиональных навыков (вне- и внутрикорпоративные) предполагают научное изучение их действительных результатов, а не только лишь организацию «шоу-эффектов».

Не притязая на исчерпывающее изложение предмета, признаем, что написание учебника «Современная психология труда» по плечу лишь хорошему научно-педагогическому коллективу. При написании книги автор ставил перед собой следующие задачи: подчеркнуть актуальность поиска решений данного вопроса; обозначить некоторые из устоявшихся научных парадигм, ограничивающих познание объекта данной дисциплины; отразить основные тенденции и некоторые из возможных направлений развития научной дисциплины; предложить один из возможных языков описания и освещения ее предмета.

Предисловие к книге — не только минимально необходимое объяснение к ее содержанию, но еще это — замечательный предлог, позволяющий автору выразить свою благодарность и признательность людям, которые так или иначе соучаствуют в его работе, в его жизни, оставляют светлый след в душе. К сожалению, часто невозможно упомянуть всех «значимых других».

Автор выражает глубокую благодарность и признательность авторитетным специалистам — рецензентам данного учебного пособия В. А. Бодрову, Е. А. Климову, С. А. Маничеву за внимание к книге и общей постановке проблемы, за замечания и пожелания, которые способствовали ее улучшению.

Автор выражает признательность профессору А. А. Деркачу и сотрудникам кафедры акмеолопш и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ за творческую атмосферу в коллективе, высокий профессионализм и доброжелательность.

Сердечную благодарность хочется высказать Е. П. Ильину, Е. А. Климову, К. М. Гуревичу, общение с которыми способствовало профессиональному становлению автора. Глубокую признательность и особую благодарность автор выражает своему доброму коллеге Л. В. Винокурову за ряд предложений, давших толчок циклу исследований, и побудившему автора вспомнить о своих возможностях и обязанностях, об уже подзабытом состоянии творческого отношения к решению масштабных задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...