Глава 14. Психология труда: история, состояние,
Стр 1 из 50Следующая ⇒ Толочек В. А. Т52 Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. —479 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-272-00193-1 В пособии рассматриваются основные научные понятия, используемые в учебной дисциплине «Психология труда», раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также характера социального заказа и особенностей развития научной дисциплины, анализируются тенденции развития интегральных научных дисциплин, их понятийного и методического арсенала. В книге отражены особенности развития дисциплины в XX столетии, в частности за последние 15-20 лет, приводится множество примеров взаимосвязи изменений научных парадигм в зависимости от развития общества, техники и технологий производства. Издание предназначено для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, слушателей факультетов переподготовки, специалистов в области социологии труда, управления и развития персонала организаций.
Оглавление Предисловие.......................................... 9 Введение в современную психологию труда...............12 Глава 1. Психология труда как область научного знания о труде....................................... 24 1.1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда... 24 1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии......29 1.3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами 33 1.4. Современная наука, или Структура научных революций 34 1.5. Парадигмы психологии труда........................37 Контрольные вопросы.................................37 Практические задания.................................38 Литература..........................................38 Глава 2. История психологии труда.................... 39 2.1. История зарубежной психологии труда...............39
2.2. Психология труда в России......................... 46 2.3. Место психологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности...........................50 2.4. Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда.........52 2.5. Парадигмы психологии труда........................56 Контрольные вопросы..............56 Практические задания.................................57 Литература.......................................... 57 Глава 3. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины................................... 58 3.1. Основные разделы психологии труда..................58 3.2. Психология труда.................................62 3.3. Инженерная психология............................64 4 Оглавление 3.4. Эргономика.......................................65 3.5. Организационная психология.......................72 3.6. Профессиональная ориентация......................79 3.7. Профессиональное обучение........................83 3.8. Парадигмы психологии труда........................84 Контрольные вопросы.................................85 Литература.......................................... 85 Глава 4. Трудовой пост, рабочее место и профессия........ 87 4.1. Трудовой пост и его структура.......................87 4.2. Системный подход в исследовании предмета психологии труда.............................................93 4.3. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место.......................96 4.4. Парадигмы психологии труда.......................107 Контрольные вопросы................................108 Литература..........................................108 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий 110 5.1. Эргатические функции и их генезис.................110 5.2. Классификация профессий.........................115 5.3. Психические регуляторы труда.....................119 5.4. «Золотое правило» психологии труда................126 5.5. Парадигмы психологии труда.......................127 Контрольные вопросы................................127 Литература..........................................127 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности........ 129 6.1. Методы исследования в психологии.................129 6.2. Психологический анализ профессиональной деятельности..................................... 140
6.3. Психологический анализ трудовых движений.........144 6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест. 145 6.5. Рабочее место психолога в организации..............154 6.6. Парадигмы психологии труда.......................160 Контрольные вопросы................................162 Практические задания................................163 Литература..........................................163 Оглавление 5 Глава 7. Условия профессиональной деятельности и эффективность труда.......................... 165 7.1. Пути развития трудовой деятельности...............165 7.2. Профессиональный стресс.........................169 7.3. Работоспособность и функциональные состояния......172 7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности..................................... 177 7.5. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности............. 189 7.6. Психология безопасности..........................192 7.7. Парадигмы психологии труда.......................201 Контрольные вопросы................................201 Практические задания................................202 Литература..........................................202 Глава 8. Адаптация человека к профессиональной деятельности.................................. 203 8.1. Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации.......................203 8.2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии...................208 8.3. Кризисы профессионального становления............211 8.4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства..................................... 218 8.5. Уровни психологической поддержки субъекта труда........... 231 8.6. Парадигмы психологии труда.......................232 Контрольные вопросы................................233 Практические задания................................234 Литература..........................................234 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм 235 9.1. Принципы определения профессиональной пригодности и процесс ее формирования.........................235 9.2. Профессиограмма и психограмма...................238 9.3. Задачи науки и практики: подходы и методы профессиографии..................................241 9.4! Профессионально важные качества и способности.....246 9.5. Профессионально важные качества: контексты оценок........ 251 9.6. Динамика требований к ПВК субъекта...............260 6 Оглавление 9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров........................................ 272
9.8. Профессионализм и модели специалиста.............276 9.9. Парадигмы психологии труда.......................279 Контрольные вопросы................................286 Литература..........................................286 Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаций. 288 10.1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом.......................................288 10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника»................................. 292 10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ».... 297 10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек»................................ 301 10.5. Парадигмы психологии труда......................304 Контрольные вопросы................................306 Литература..........................................306 Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала...... 308 11.1. Подбор, найм и расстановка кадров.................308 11.2. Методы оценки профессионального потенциала субъектов труда...................................319 11.3. Обучение и переподготовка персонала организации... 324 11.4. Парадигмы психологии труда......................330 Вопросы............................................332 Практические задания................................332 Литература..........................................333 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и профессиональная карьера...................... 334 12.1. Профессиональное самоопределение субъекта........334 12.2. Проблемы становления профессионального самосознания.....................................340 12.3. Мотивация.....................................342 12.4. Безработица как «второй полюс» профессионального самоопределения..................................353 12.5. Профессиональная карьера........................356 Оглавление 7 12.6. Периодизация жизни и профессионального развития... 363 12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма........................................ 375 12.8. Внешняя среда, карьера и становление профессионализма субъекта.........................386 12.9. Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма..........................389 12.10. Парадигмы психологии труда.....................394 Вопросы............................................404
Практические задания................................405 Литература......."...................................405 Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности............................. 406 13.1. Человек и социальная среда: развитие технологий профессиональной деятельности и жизнедеятельность человека......................................... 407 13.2. Человек и организационная среда: возможности самореализации человека как личности...............411 13.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.................................415 13.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности................................ 419 13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения................................423 13.6. Человек как деятель: самоменеджмент жизни........428 13.7. Парадигмы психологии труда......................432 Вопросы............................................433 Практические задания................................433 Литература..........................................434 Глава 14. Психология труда: история, состояние, перспективы.................................. 435 14.1. Цели и задачи психологии труда...................435 14.2. Наука и «модели» реальности (модели человека, организации, общества)............................436 14.3. Парадигмы психологии труда......................440 Контрольные вопросы................................440 Практические задания................................441 8 Оглавление Литература..........................................441 Заключение.........................................442 Приложение 1................................. 446 Причины профессионального стресса...................446 Причины развития информационного стресса............447 Приложение 2................................. 450 Структура деятельности руководителя факультета........450 Структура деятельности преподавателя..................451 Психограмма деятельности руководителя факультета вуза и преподавателя [81, с. 201-205].....................452 Приложение 3................................. 454 Аналитическая психограмма начальника отдела кадров (фрагмент).......................................454 Приложение 4................................. 456 Динамические особенности совместной деятельности и ее коллективного субъекта........................456 Приложение 5................................. 458 Технологии эффективного найма.......................458 Глоссарий.................................... 460 Литература................................... 474 Истина рождается как ересь, а умирает как догма.
ПРЕДИСЛОВИЕ Цель настоящего пособия — адаптация учебных материалов курса «Психология труда» к программам подготовки студентов факультетов психологии по специальности 020400 «Психология». Необходимость его издания вызвана многими причинами. Это, прежде всего, радикальные изменения организации труда в России в масштабе как всего государства, так и отдельного предприятия за последние 10-15 лет. Они охватили разные аспекты профессиональной деятельности людей (структурные изменения в экономике, изменение специализации средних и высших учебных заведений, быстрое сокращение тяжелых форм физического труда, широкое распространение информационных технологий и др.). В прошлое быстро уходит то, что долгое время казалось незыблемым, меняются представления о профессионализме, карьере, об оптимальной организации труда и взаимодействии его субъектов; изменяется мир и человек вместе с ним.
Быстрое историческое развитие науки и становление объекта ее изучения должны найти отражение и в учебниках, которые всегда более ориентированы на ретроспективу (например, последние классические вузовские пособия «Введение в психологию труда» и «Эргономика» были изданы в 1988 г. [68, 153], не считая их стереотипных изданий). Новые капитальные учебники (например, «Психология профессиональной пригодности» В. А. Бодрова, «Психология труда и человеческого достоинства» Н. С. Пряжникова, «Психология профессий» Э. Ф. Зеера, «Инженерная и профессиональная психология» Ю. К. Стрелкова и др.) стали выходить в конце 1990-х — начале 2000-х гг. и представляют собой иную, более широкую интерпретацию прежних стандартных учебных курсов, новые подходы к проблеме, которым уже тесно в рамках изначальной дисциплины. Можно сказать, что между ними — «десятилетие молчания». Отсюда вытекает необходимость если не постановки актуальных и перспективных теоретических и практических задач, то, как минимум, их адекватной научной рефлексии. Существует необходимость систематического отображения научных парадигм, с одной стороны — 10 Предисловие связанных с предшествующими этапами развития психологии труда как дисциплины, с ее достижениями, с другой — связывающих и ограничивающих поступательное развитие науки в настоящем. Серьезные и стремительные изменения происходят не только в производственных отраслях, но и в технологиях управленческой деятельности частных организаций и государственных структур. В организациях разных типов все больше внимания уделяется кадровому менеджменту, проблемам профессиональной подготовки и отбора кадров, оптимального сочетания индивидуальных особенностей человека, особенностей его карьеры и образа жизни. В рамках традиционного курса «Психология труда» сложно и, быть может, уже и невозможно обсуждать особенности деятельности отдельного субъекта как изолированной, извлеченной из сложных связей технологических, социально-психологических и социально-экономических структур личности. Даже в типичных системах «субъект-техника» профессиональная деятельность все более опосредствуется социономическими системами «человек-человек», «человек-группа», которые в свою очередь также изменяются, обретая разнообразные формы. Современный менеджмент — лишь одна из них. С другой стороны, самые разные виды взаимодействий субъектов в системах «человек-человек» все более опосредствуются «оргтехникой» — от учебного процесса в средней и высшей школе до бизнес-переговоров. В настоящее время без технического и технологического опосредствования уже немыслим успех даже в сферах, где традиционно приоритет имели индивидуальность человека и его природная одаренность (спорт, наука, искусство). Постоянное обучение и тренинги профессиональных навыков (вне- и внутрикорпоративные) предполагают научное изучение их действительных результатов, а не только лишь организацию «шоу-эффектов». Не притязая на исчерпывающее изложение предмета, признаем, что написание учебника «Современная психология труда» по плечу лишь хорошему научно-педагогическому коллективу. При написании книги автор ставил перед собой следующие задачи: подчеркнуть актуальность поиска решений данного вопроса; обозначить некоторые из устоявшихся научных парадигм, ограничивающих познание объекта данной дисциплины; отразить основные тенденции и некоторые из возможных направлений развития научной дисциплины; предложить один из возможных языков описания и освещения ее предмета. Предисловие к книге — не только минимально необходимое объяснение к ее содержанию, но еще это — замечательный предлог, позволяющий автору выразить свою благодарность и признательность людям, которые так или иначе соучаствуют в его работе, в его жизни, оставляют светлый след в душе. К сожалению, часто невозможно упомянуть всех «значимых других». Автор выражает глубокую благодарность и признательность авторитетным специалистам — рецензентам данного учебного пособия В. А. Бодрову, Е. А. Климову, С. А. Маничеву за внимание к книге и общей постановке проблемы, за замечания и пожелания, которые способствовали ее улучшению. Автор выражает признательность профессору А. А. Деркачу и сотрудникам кафедры акмеолопш и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ за творческую атмосферу в коллективе, высокий профессионализм и доброжелательность. Сердечную благодарность хочется высказать Е. П. Ильину, Е. А. Климову, К. М. Гуревичу, общение с которыми способствовало профессиональному становлению автора. Глубокую признательность и особую благодарность автор выражает своему доброму коллеге Л. В. Винокурову за ряд предложений, давших толчок циклу исследований, и побудившему автора вспомнить о своих возможностях и обязанностях, об уже подзабытом состоянии творческого отношения к решению масштабных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|