Профессионально важные качества и способности
В контексте профессиографии профессионально важные качества (ПВК) рассматриваются как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. В силу сложности социально-психологического феномена «труд» и «профессия» к ПВК традиционно относят широкий спектр разных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки. К ПВК относят также особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности — даже анатомо-морфологи-ческие характеристики человека [11, 19, 29, 44]. Многие ученые считают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности по механизму функциональных систем^ [16, 21, 50, 85, 141 и др.]. 1 Оперирование понятиями «система», «структура», «функциональная система» и другими предполагает соответствующую подготовку читателя. Допуская, что в данный момент знакомства с нашей книгой этого может и не быть, автор, не обсуждая содержательно эти интересные научные концепции, ограничивается констатацией факта существования в психологической науке такого подхода к изучению проблемы профессиональной пригодности и ПВК. Понятие «система» введено в научную лексику Людвигом фон Берталанфи в 1936 г. Активное изучение теории и практики проблемы в 1960-х гг. приводит к становлению «системного подхода», в частности, в социальных науках. С 1970-х он уже активно используется как научная методология (с разными вариантами — «сетевое планирование» и др.).
В 1970 — 1980-х гг. системный подход становится одним из важнейших методологических принципов отечественной психологии — принципом системности. В 1980-х гг. в естественных науках оформляется становление одного из наиболее мощных, методологически и методически разработанных вариантов системного подхода — синергетики. С 1990-х гг. ее аппарат все чаще привлекают для исследования ряда вопросов в социальных науках. 9.4. Профессионально важные качества и способности 247 Некоторые специалисты обращают внимание на структуру ПВК как ключевой критерий, обеспечивающий формирование профессиональной пригодности субъекта [21, 124, 127, 141]. Другими словами, профессиональная пригодность человека более характеризуется не столько совокупностью исходных, элементарных составляющих ПВК, но более зависит от их внутренней организации, говоря более строго и точно — от структуры ПВК. Этот вопрос обстоятельно аргументируется в работах В. А. Бодрова на материалах лонгитюдных исследований становления профессионализма военных летчиков [21]. В наших исследованиях эта концепция подтверждается эмпирическими данными изучения становления профессионализма государственных служащих и сотрудников служб безопасности [124, 127]. Таким образом, в психологии труда ПВК традиционно рассматриваются как способности1 человека к профессиональной деятельности в широком смысле слова. Поэтому необходимо прежде всего рассмотреть и «узкое» содержание этого неоднозначного, сложного, противоречивого, динамичного психологического явления. В современной психологии способности понимают как свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности [52, с. 95]. Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею [21, 43, 52,41].
Среди общих способностей различают: интеллект, обучаемость, креативность. Под интеллектом понимают способность, определяющую общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным [52, с. 18]. Возможны разные классификации способностей, например: а) по уров- 1 Проблема интеллекта и способностей — одна из наиболее сложных и интересных в психологии. В описании компонентов интеллекта автор намеренно ограничился только одним типом научных концепций и лишь двумя их моделями. Их многообразие интригует. Читателям, желающим серьезно разобраться в этом вопросе, можно рекомендовать прежде всего монографии замечательных отечественных специалистов в этой области — В. Н. Дружинина и М. А. Холодной (Дружинин В. Д. Психология общих способностей. СПб.: Питер. 2002; Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002). 248 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм ню — общие и специальные; б) по роли жизненного опыта в их проявлении — текучий, кристаллизованный интеллект. Под обучаемостью понимают совокупность способностей, позволяющих человеку быстро и успешно овладевать знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре. Креативность и общий интеллект связаны с двумя способами взаимодействия с действительностью — сознательного и бессознательного. Склонность системы к доминированию сознания ведет к интеллектуальной (адаптивной) активности. Креативность характеризуется склонностью к доминированию бессознательного — к проявлению форм неадаптивной («сверхнормативной») активности, в том числе творческой. Так, например, в результате активного взаимодействия сознательной и бессознательной сфер психики формируются следующие характерные признаки творческой личности:
1) независимость (личные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений); 2) открытость ума (восприимчивость к новому и необычному); 3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям (конструктивная активность в этих ситуациях); 4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте; 5) уверенность в своих способностях и сила характера; смешанные черты женственности и мужественности; 6) мотивация процессом деятельности и личная увлеченность [52, с. 107]. Изучение общих и специальных способностей в психологин в 1920-1940-х гг. привело к разработке двух основных моделей интеллекта как теоретических представлений об их структурно-функциональной организации. Первая иерархическая модель интеллекта была предложена в 1927 г. К. Спирменом, который различал общий фактор интеллект — G-фак-тор («умственная энергия», латентный интеллект) и набор специальных факторов, участвующих в конкретных умственных способностях — S-факторы (механические, арифметические, лингвистические). В 1941 г. Л. Терстоун выдвинул концепцию миогофакторной модели интеллекта как совокупности независимых факторов (первона- / 9.4. Профессионально важные качества и способности 249 чально было выделено двенадцать, наиболее часто в разных исследованиях анализировались семь из них): 1) V— словесное понимание (вербальное мышление, понимание пословиц); 2) W — речевая беглость; 3) N — числовой фактор (скорость и точность арифметических операций); 4) S — пространственный фактор (пространственное мышление); 5) М — ассоциативная память (механическое запоминание); 6) Р — скорость восприятия (скорость и точность восприятия деталей); 7) I— индуктивный фактор (нахождение логических правил). Научные парадигмы, объясняющие способности человека как совокупность независимых факторов, периодически заявляют о себе. Так, в 1983 г. Г. Гарднер [52] также определил интеллект как комплекс многочисленных способностей, каждая из которых выступает как ключевая для достижения успеха в определенной сфере жизнедеятельности. Ценность и развитие способностей определяются общественными нормативами, препятствующими или способствующими актуализации следующих семи их комплексов:
♦ лингвистических; ♦ логико-математических; ♦ пространственных; ♦ музыкальных; ♦ телесно-кинестетических; ♦ интер- (или меж-) личностных (понимание других людей); ♦ интраперсональных (понимание себя). Разнообразие способностей порождает проблему их интеграции в аспекте как гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как способ интеграции разных ПВК субъекта и как общую способность человека к профессии [64, 92]. В проблеме способностей необходимо также выделить следующий аспект: практическое значение имеют не декларативные заявления об их существовании, а возможность инструментальной диагностики способностей, оценки их развития и технологий их формирования. 250 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм Еще в 1950-х гг. Б. М. Тешюв указывал на операциональную или социально обусловленную составляющую способностей. Если способности формируются в процессе деятельности человека, то большое значение имеет уже сама организация этого процесса (социальные алгоритмы обучения, приемы и способы деятельности, организации и кодирования информации и т. д.). Наиболее завершенный вид в отечественной психологии эти представления получили в теории поэтапного формирования психических процессов П. Я. Гальперина; в зарубежной бихевиоральной психологии — в теории программированного обучения Б. Ф. Скиннера. В учебном пособии необходимо обратить внимание на уровни научного познания и строгую поэтапность самого приближения науки к пониманию психологического.механизма тех или иных способностей. В случае с музыкальными способностями качественные этапы научного поиска составляют около 10-15 лет: от первоначального их понимания как интегральных качественных образований (ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство и др.) до операциональной их дифференциации (табл. 9.1). Такая логика научного продвижения характерна и для понимания других профессиональных способностей: руководителя, оператора, летчика и т. д. [21, 52, 88, 123 и др.]. Таблица 9.1 Структура музыкальных способностей
9.5. Профессионально важные качества: контексты оценок 251
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|